Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы научного познания.





Формы научного познания тесно связаны между собой. В ходе решения проблемы обнаруживаются факты, на основании которых строится гипотеза, которая в случае подтверждения становится теорией. Любая развитая теория предполагает выводы из нее, которые могут привести к постановке новой проблемы. Этот цикл повторяется.

Уровни:

  1. Эмпирический. Цель – обнаружение фактов.
  2. Теоретический Цель – объяснение фактов. (см. табл. 10)
  3. Мета-теоретический – сврех-теоретический

Эти уровни тесно связаны друг с другом и реализуются с помощью друг друга.Можно выделит 2 линии их связи:

  1. Линия эмпирическая – теоретическая. Теоретические выводы без фактов невозможны.
  2. Теоретическая - эмпирическая. Факты никогда сами по себе никогда не ищут. Поиску фактов предшествует теоретическая цель. Именно по этому вне теоретического контекста факты рассматривать нельзя. Все это называется – существует теоретическая нагруженность эмпирического фундамента науки.
  3. Мета теоретический – не участвует в научного познании, но создает предпосылки для этого. Аналогия: на холсте изображена картина. Холст вставлен в раму – это мета-теоретический.

Сюда относятся:

  1. философские понятия.
  2. философские принципы: материальное единство мира и принцип все стороннего познания.
  3. Философские методы: диалектика и метафизика
  4. Идеалы и ценности научного познания.

 

Этот уровень затрагивает сложный вопрос о соотношении философии и науки.

Возникло 3 подхода к проблеме:

  1. Конт и его последователи по позитивизму, говорили, что философия не имеет фактического характера, то для науки она бесполезна, то влиять на развитие науки она не может влиять, философские понятия и принципы надо из науки устранить.
  2. Умозрительно-философский. Содержание любой научной теории можно вывести из философских принципов без анализа материала конкретных наук. (Гегель)
  3. Историческая школа философии науки. С одной стороны, у науки есть внутренняя логика развития, но с другой стороны только на собственной основе наука развиваться не может. Философия влияет на получение наукой новых знаний, а философские понятия и принципы входят в состав научного знания.

Философия выполняет по отношению к науке спец. функции:

  1. Эвристическая. Философия создает предпосылки для научных открытий, например, Демокрит утверждал, что все из атома. Философия участвует в создание гипотез и теорий

Философские понятия входят в состав научных теорий.

  1. Координирующая – в 19 в. существовал подход 1 предмет – 1 метод исследования – дифференциация наук. В 20 в. 1 предмет – множество метод исследования (интеграция наук). Возникла необходимость координировать применение многих методов. Эта координация осуществляется на основе философского принципа всестороннего анализа.
  2. Интегрирующая. Мир имеет целостный характер. Внутри мира нет перегородок. Знание о нем должно быть целостным. Достигается это в рамках научной картины мира. В ее основе лежит философский принцип материального единства мира.
  3. Логика-гносеологическая. Конкретные науки не изучают формы и законы мышления, но они нуждаются в методологии познания. Оснащение науки во много производит философия.

 

Метод – это совокупность приемов и операций применяемых в научном познании.

Классификация методов:

  1. По степени обобщенности:
  • Высший уровень – всеобщие – универсальные - философские методы: диалектика и метафизика.
  • Обще-научные методы: они применяются в любой науке, вне зависимости от его предмета: например, синтез, анализ
  • Частно-научные – применяются в конкретных науках.
  1. В зависимости от уровня научного познания:

· Эмпирическое познание: измерение, наблюдение, эксперимент.

· Теоретического познания: идеализация и абстрагирование, формализация, аксиоматический, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному.

· Методы применяемы и на эмпирическом, и на теоретическом уровне: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия и моделирование; сравнение.







Date: 2016-07-18; view: 371; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию