Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы и методы научного познания.
Формы научного познания тесно связаны между собой. В ходе решения проблемы обнаруживаются факты, на основании которых строится гипотеза, которая в случае подтверждения становится теорией. Любая развитая теория предполагает выводы из нее, которые могут привести к постановке новой проблемы. Этот цикл повторяется.
Уровни:
- Эмпирический. Цель – обнаружение фактов.
- Теоретический Цель – объяснение фактов. (см. табл. 10)
- Мета-теоретический – сврех-теоретический
Эти уровни тесно связаны друг с другом и реализуются с помощью друг друга.Можно выделит 2 линии их связи:
- Линия эмпирическая – теоретическая. Теоретические выводы без фактов невозможны.
- Теоретическая - эмпирическая. Факты никогда сами по себе никогда не ищут. Поиску фактов предшествует теоретическая цель. Именно по этому вне теоретического контекста факты рассматривать нельзя. Все это называется – существует теоретическая нагруженность эмпирического фундамента науки.
- Мета теоретический – не участвует в научного познании, но создает предпосылки для этого. Аналогия: на холсте изображена картина. Холст вставлен в раму – это мета-теоретический.
Сюда относятся:
- философские понятия.
- философские принципы: материальное единство мира и принцип все стороннего познания.
- Философские методы: диалектика и метафизика
- Идеалы и ценности научного познания.
Этот уровень затрагивает сложный вопрос о соотношении философии и науки.
Возникло 3 подхода к проблеме:
- Конт и его последователи по позитивизму, говорили, что философия не имеет фактического характера, то для науки она бесполезна, то влиять на развитие науки она не может влиять, философские понятия и принципы надо из науки устранить.
- Умозрительно-философский. Содержание любой научной теории можно вывести из философских принципов без анализа материала конкретных наук. (Гегель)
- Историческая школа философии науки. С одной стороны, у науки есть внутренняя логика развития, но с другой стороны только на собственной основе наука развиваться не может. Философия влияет на получение наукой новых знаний, а философские понятия и принципы входят в состав научного знания.
Философия выполняет по отношению к науке спец. функции:
- Эвристическая. Философия создает предпосылки для научных открытий, например, Демокрит утверждал, что все из атома. Философия участвует в создание гипотез и теорий
Философские понятия входят в состав научных теорий.
- Координирующая – в 19 в. существовал подход 1 предмет – 1 метод исследования – дифференциация наук. В 20 в. 1 предмет – множество метод исследования (интеграция наук). Возникла необходимость координировать применение многих методов. Эта координация осуществляется на основе философского принципа всестороннего анализа.
- Интегрирующая. Мир имеет целостный характер. Внутри мира нет перегородок. Знание о нем должно быть целостным. Достигается это в рамках научной картины мира. В ее основе лежит философский принцип материального единства мира.
- Логика-гносеологическая. Конкретные науки не изучают формы и законы мышления, но они нуждаются в методологии познания. Оснащение науки во много производит философия.
Метод – это совокупность приемов и операций применяемых в научном познании.
Классификация методов:
- По степени обобщенности:
- Высший уровень – всеобщие – универсальные - философские методы: диалектика и метафизика.
- Обще-научные методы: они применяются в любой науке, вне зависимости от его предмета: например, синтез, анализ
- Частно-научные – применяются в конкретных науках.
- В зависимости от уровня научного познания:
· Эмпирическое познание: измерение, наблюдение, эксперимент.
· Теоретического познания: идеализация и абстрагирование, формализация, аксиоматический, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному.
· Методы применяемы и на эмпирическом, и на теоретическом уровне: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия и моделирование; сравнение.
Date: 2016-07-18; view: 371; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|