Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
Раздел философии изучающий познание – гносеология. Познание это:
Познание включает в себя 3 компонента:
2.1 само познание – это специфическая форма деятельность. (получать новые знания); 2.2 полученное знания человек использует практически;
Ключевой целью познания является знание – это осмысленная и понятая субъектом информация, предполагающая утверждение в положительном или отрицательном смысле. Знание может быть:
В истории философии существовало 2 отношения к данному вопросу:
Процесс познания характеризуют 4 понятия:
Субъект может быть индивидуальным и коллективным (примеры коллективного: сообщество ученых, все человечество в целом)
Относительность заключается в том, что сам субъект может сделать объектом познания самого себя. Объект никогда не дан субъекту в чистом виде. Кант показал, что объект нам дается только благодаря априорным формам нашего познания. Этот подход разделяют не все, но в современной теории познания утвердилась мысль, что объект всегда определяется концептуальной системой познающего.
Понятие объект и объективная реальность друг другу не тождественны. А соотношение их заключается в том, что объектом является только та часть объективной реальности, на которую устремлено познавательное внимание субъекта. «Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта» Пример, атомы всегда были частью объективной реальности. они всегда были, но до тех пор пока часть не выделят, она не является объектом. Субъект выделяет объект, руководствуясь определенной идеей.
Предмет – это составная часть объекта, выделенная для его детального изучения.
ВЫВОД: Можно выделить цепочку понятий от самого широкого к самому узкому. Объективная реальность – Объект – предмет.
Формы познания. Существует множество форм познания. Человек как субъект наделен многими способностями. И в силу этого, в познании задействованы органы чувств, разум, интуиция, бессознательное, эмоции, чувство прекрасного. Формы познания: I По механизму:
II По содержанию:
Религия стремиться познать не сам мир в принципе, а человека. В центре религии всегда стоит нравстенно-духовный облик и его возможность самосовершенствования.
Значение чувственного познания:
Чувственное познание происходит в трех формах:
1) Для его появления не нужно восприятие. 2) Представление опирается на память и воображение. 3) Обобщенность представления – в представлении зафиксированы только самые существенные признаки предмета. Обобщенность делает представление предпосылкой абстрактного мышления. Недостатки чувственного познания:
Недостатки чувственного познания преодолевает рациональное. Достигается это благодаря связи естественного мышления с языком. Слова языка закрепляются за идеальными образами. И эти образы можно вызывать в сознании не воспринимая конкретные вещи. Результат: сознание освобождается от жесткой привязки к ощущениям и восприятиям и становится относительно самостоятельным, активным. Облегчается работа воображения. Благодаря мышлению формируются особые обобщенные абстрактные представления. Формы рационального познания:
На основе этих трех форм возникают более сложные конструкции и прежде всего в научном познании это гипотезы и теории. Преимущества рационального познания:
В эпоху Нового времени чувственное и рациональное познавание фактически противопоставлялись. Это выразилось в споре рационализма – решающая роль рационального и сенсуализма – решающая роль чувственного познания. Начиная с Канта в современной теории познания утвердилась мысль, что чувственное и рациональное друг без друга существовать друг без друга и реализоваться. Выделяется 2 линии их связи:
Далее разум анализирует эти образы и извлекает из них информацию о мире, это и есть вторичное отражение. Разум связан с миром не напрямую, а через органы чувств.
Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Абсолютная истина и абсолютное в истине. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении — в смысле завершенности, охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг Солнца» и т.п. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие. Конкретность истины и догматизм. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что никак не совместимо с догматизмом. Особую важность конкретно-исторический подход приобретает в анализе процесса общественного развития, поскольку последний совершается неравномерно и к тому же имеет свою специфику различных странах. О критериях истинности знания. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины. Ясность и очевидность — субъективные состояния сознания, заслуживающие всякого уважения за свою огромную жизненную значимость, но они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». (*неподвижность Земли) Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение. Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Смешно было бы ставить на голосование в научном сообществе вопрос об истинности или ложности того или иного утверждения. В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или (косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве. Date: 2016-07-18; view: 819; Нарушение авторских прав |