Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
Науку можно рассмотреть с 4 сторон:
- Форма общественного сознания. Отражает мир в форме специфических отражений.
- Наука это форма духовного производства. Она вырабатывает новые знания.
- Наука это особый соц. институт. Осуществляется сообществом ученых как коллективным субъектом.
- Она является непосредственной производительной силой общества. Научные знания воплощаются в новой технике и технологии.
Наука – особая сфера деятельности людей, главным содержанием которой является, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Функции научного познания:
- Мировоззренческая. Формирование научно обоснованных представлений о мире и человеке.
- Гносеологическая (познавательная) – раскрытие закономерностей объективного мира.
- Практическая. Применение полученных знаний в соц. деятельности людей.
У науки имеется 3 цели:
- Описание. Количественная характеристика объекта, с точки зрения его свойств.
- Объяснение - раскрытие сущности объекта.
- Предсказание – выдвижение научно обоснованного прогноза будущего состояния объекта.
Самое сложное и важное – объяснение. Существуют разные виды объяснения.
- Через собственный закон.
- Объяснение по аналогии с другим объектом.
- Атрибутивное – обнаружение неотъемлемых качеств объекта.
- Субстанциальное – выявление основы существования.
- Генетическое – раскрытие причин существования объекта.
- Функциональное – это выявление функций, которые данный объект выполняет по отношению к другим объектам.
- Структурное – раскрытие строения объекта.
Существует так же процедура понимания.
Понимание – это раскрытие смысла изучаемого объекта.
Понимание бывает:
- Донаучное:
- освоение языка,
- понимание других людей;
- понимание соц. норм и символом.
- Научное: именуется так же интерпретация, которая происходит с помощью спец. правил.
· историческое – прошедших эпох.
· филологическое – понимание текстов, их метафор и символов.
· социально-гуманитарное - понимание ценностей и норм других культур.
· Естественнонаучное – понимание микро объектов, или правил построения теорий.
Особенности научного познания:
- Особая подготовка познающего субъекта. Наличие у субъекта спец. знаний.
- Это особые способы обоснования истинности знания (эксперимент, логические критерии)
- Особая организация процесса познания. Во-первых, наличие четкой процедуры научного исследования. Во-вторых, процесс познания осуществляется институционально – т.е. сообщество ученых.
- Осознание применяемых методов. Существует спец. дисциплина – методология научного познания.
- Рефлективность – размышление над собственной умственной деятельности. Для науки характерно осмысление самой себя. Поэтому существует философия науки.
Особенности научного знания:
- Объективность. Получение знания о мире как он существует на самом деле.
- Рациональность. Опора только на обоснованные разумом методы.
- Эссенциализм, т.е. направленность на раскрытия сущности.
- Системность. Научное знание не является совокупностью разрозненных данных.
- Проверяемость. Научное знание должно предполагать возможность его обоснования и коррекции.
- Универсальность. Научное знание истинно для всех.
- Фрагментарность. Наука строит целостную картину мира, но через изучение его частей.
- Незавершенность. Научное знание является потенциально бесконечным процессом.
- Преемственность. Новые результаты всегда связаны с предшествующем.
Критичность – научное знание подлежит постоянному пересмотру
Формы научного познания:
- Проблема – возникающая в ходе развития познание теоретическое или практическое затруднение. Роль проблемы: она является исходной формой потому, что от нее зависит направление научного поиска. Исследовать мир бессистемно – нелепо.
- Факт – особое предложение, фиксирующее определенное эмпирическое содержание.
Факты являются единственной основой для любых выводов. Факты мало накопить, их нужно правильно объяснить. Сами по себе факты могут не обнаруживать своего значения.
Факты имеют смысл только в контексте проблемы и теории.
- Гипотеза. Научное предположение неопределенное с точки зрения его истинности. Всегда имеет вероятностный характер, не должна противоречить фактам и известным законам.
Если гипотеза не подтверждается, она отбрасывается как заблуждение. Если подтверждается – то преходит в теорию.
- Концепция. Это определенный способ понимания объекта. Основная руководящая идея для его систематического освещения объекта. Используется чаще всего в науках об обществе и человеке. Концепция всегда опирается на факты, но на одном и том же фактическом материале могут быть построены противоположенные концепции.
- Теория – это комплекс идей направленных на объяснение какого либо объекта. В узком смысле слова, высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенных областей действительности.
Требования к теории:
- Объективность.
- Системность – целостное представление.
- Раскрытие сущности.
- Истинность теории.
Структура теории:
- Исходные идеи для ее построения
- Факты, подтверждающие теорию.
- Ядро теории, совокупность фундаментальные положений.
- Логические правила построения.
- Выводы, следующие из теории.
Date: 2016-07-18; view: 442; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|