Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическое сопровождение лагерной смены





В современной психологии происходит смещение акцентов с проблемы устранения симптомов – на вопросы развития, самоактуализации, с решения конкретных проблем – на построение счастливой, полноценной жизни. И летнее время, как время отдыха и удовольствия, дает необходимые условия для проектирования нового воспитательного процесса. Вот здесь психолог как нельзя кстати.

Становление психологической службы в системе народного образования связа­но с оптимизацией процесса психиче­ского развития детей в различных усло­виях обучения и воспитания. Необходимая психологическая помощь традиционно оказывается не только в связи с учебным процессом и в интер­вале учебного года, но и в период школь­ных каникул. Именно в то время, когда имеются максимальные возможности для со­здания ребенку психологически благо­приятных условий для отдыха, есть возмож­ности для оказания и полноценной пси­хологической помощи.

Успех деятельности педагогов обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индиви­дуальных особенностей школьников и будущих школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. В работе психологической службы в летний период должны найти отражение и социально-психологиче­ские моменты. В отличие от школьной или садовской жизни, приходя в пришкольный лагерь, ребенок погружается в новую для себя со­циальную общность, и эффективность его развития бу­дет во многом зависеть от того, насколь­ко данная общность заинтересована принимать проявления его индиви­дуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятель­ности психолога в пришкольном лагере необходимо также учитывать положе­ние о закономерности прохождения эта­пов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмо­ционально-психологического климата, экспериментально выявленные в усло­виях пришкольного лагеря.

Выдвинутые посылки позволяют раз­бить всю работу психолога в пришкольном лагере, в соответствии с ее основ­ной направленностью, на несколько условных периодов или этапов. Среди них можно выделить:

 

Методы:

  • Информационно-обучающие занятия.
  • Тренинги, игры.
  • Наблюдение.
  • Тестирование
  • Моделирование.

 

Этапы программы:

 

Подготовительный этап (от 20 до 30 дней до начала лагерной смены).

 

Цель: Обеспечение пришкольного лаге­ря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологической поддержки всех чле­нов лагерной дружины, психологиче­ское обоснование общих мероприятий.

Рекомендуемые методики и приемы: Личностные тесты; анкета интересов; оценка коммуникативных возможно­стей; беседа; игры и др.

Деятельность психологической служ­бы на подготовительном этапе является одним из самых ответственных момен­тов, так как в зависимости от того, какая психологическая программа бу­дет реализована в этот короткий период, во многом зависит вся последующая жизнь пришкольного лагеря. Одной из первоочередных задач, стоящих перед психологической службой является психодиагностика и отбор сотрудников на должности воспи­тателей и вожатых отря­дов. При этом следует учитывать такие параметры как ценностные ориентации, коммуникативные качества, отношение к детям, а также соответствие личных интересов будущего сотрудника конкретного отряда.

Дальнейшая работа проходит с со­трудниками, зачисленными в штат пришкольного лагеря, так как именно им предстоит стать помощниками психоло­гической службы и проводниками ее влияния в отрядах. С целью повышения психологической культуры отобранный персонал обучается основам возрастной психологии и психологии детского кол­лектива по специальной программе, включающей лекции и практические занятия, построенные на игровых прин­ципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жиз­ни. Одновременно персонал изучает основы психической саморегуляции, приемы управления своим внутренним состоянием и состояниями детей.

Кроме того, обязательным условием успешной работы психологической службы является понимание каждым сотрудником задач психолога в пришкольном лагере, а также обучение воспита­телей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи дан­ных в психологическую службу.

Психолог также должен принимать участие в оценке предполагаемых меро­приятий, с целью последующей выдачи рекомендаций об их распределении в смене в соответствии с эмоциональной насыщенностью. Целесообразно также включение психологов в группу, отве­чающую за интерьер помещений с уче­том их функционального назначения. Вероятно, сюда же следует отнести встречу психолога с родителями детей, во время которой он сможет объяснить важность связи с домом посредством писем, как своеобразной психологи­ческой поддержки.


 

Этап формирования актива отрядов (с 1 по 3 день от начала смены).

 

Цель: Распределение детей по отря­дам, определение лидеров, организация интенсивного знакомства.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методики (выявляющие тен­денции доминирования), беседа, наблю­дение, социометрия и т. д.

Психолог должен заботиться о том, чтобы распределение детей по отрядам не было слишком жестким и однознач­ным. По крайней мере, в первые три дня пребывания в пришкольном лагере, если атмосфера группы не удовлетворя­ет их, то ребенок должен иметь возмож­ность перейти из одного отряда в дру­гой. Задачей психолога на этом этапе является помощь воспитателям в выяв­лении таких трудно адаптирующихся детей, выяснение их особенностей и, если это необходимо, то перевод их в другие отряды.

На этот же этап выпадает сложная задача выбора ребят, которые должны стать во главе отрядов. Важность этого момента обусловлена необходимостью определения подлинно­го лидера, способного в кратчайший срок завоевать авторитет у большин­ства ребят. Очень спорным является использование традиционного способа выдвижения на эти должности ребят, которые занимались подобным делом в школе, так как совершенно невозмож­но оценить объективность применяемого там принципа выборов и результаты их работы. Во избежании возможных конфликтов персоналу пришкольного ла­геря под руководством психолога целе­сообразно опираться на известные в психологии методы выявления лидеров, а если лидеров окажется несколько, то следует устроить выборы.

 

Этап адаптации (с 4 по 6 день пребы­вания в пришкольном лагере).

 

Цель: Определение детей, нуждаю­щихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программ индиви­дуальных воздействий.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методы оценки личности (проектный рисунок: тест Люшера или др.); методы оценки психологиче­ского климата в отряде (цветопись; анкета; школа или др.).

На втором этапе основная задача психологической службы — помочь воспитателям отряда определить инди­видуальные особенности ребят, выра­ботать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения в кол­лектив. Осуществление этого достигает­ся через проведение воспитателями отрядов массовых обследований ребят с помощью распространенных экспресс-методик. Одним их таких приемов явля­ется проективный рисунок: тесты «Не­существующее животное» или «Дом, дерево, человек». При этом воспита­тели, выступая в роли помощников пси­холога, отбирают совместно с ним те рисунки, на которых необходимо обра­тить особое внимание.

Не представляет сложности и прове­дение воспитателем на этом этапе опро­са детей в форме различных игр в вопро­сы и ответы с фиксацией наиболее не­обычных, неординарных реакций и по­следующим разбором их с психоло­гом. В психологической службе должны быть заготовлены алгоритмы выдачи ре­комендаций воспитателям по управле­нию отрядом на основе анализа полу­ченных данных.


По результатам массового опроса и наблюдениям воспитателей определяет­ся основной круг детей, с которыми непосредственно предстоит работать сотрудникам психологической службы. Прежде всего, сюда включаются дети с повышенной тревожностью, неадек­ватной самооценкой, имеющие трудно­сти в общении, излишне агрессивные и вспыльчивые, с некоторыми расстрой­ствами познавательной сферы, дети с отклоняющимся поведением, имеющие различные комплексы, безответствен­ные, слабовольные, склонные к чрезмер­ной фантазии и вранью, с нарушен­ной адаптацией, нарушениями сна — в общем, все те, кого за неделю пребыва­ния в пришкольном лагере воспитатели условно зачислили в группу «трудных».

Этап индивидуализации (с 7 по 10 день пребывания в пришкольном лаге­ре).

 

Цель: Контроль и коррекция психо­логического климата в отрядах. Инди­видуальная работа с выявленным кон­тингентом. Формирование психотера­певтических групп.

Рекомендуемые методики и приемы:

Методы оценки психологического кли­мата в отряде; углубленные методы исследования личности; беседа; убеж­дение; внушение.

Начало третьего этапа работы психо­логической службы совпадает со стаби­лизацией лагерной жизни, вхождением ее в относительно привычное спокой­ное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю уровня психо­логического климата в отрядах. Для проведения данной процедуры психолог может использовать опыт А. Н. Лутошкина, апробированный в пришкольном лагере «Комсорг», когда каждый ребе­нок ежедневно описывал свое эмоцио­нальное состояние с помощью цветописи. Подобную оценку можно полу­чить и с помощью различных шкал, применяемых в соответствии с возраст­ными особенностями ребят.

Проводимый контроль эмоциональ­ной атмосферы в отрядах позволяет психологу прогнозировать дальнейшее развитие внутригрупповых процессов и соответствующим образом корректиро­вать их с помощью подбора и пере­становки лагерных мероприятий.

Параллельно психолог начинает психокоррекционную работу с детьми, имеющими различные отклонения. Сле­дует отметить, что, приступая к индиви­дуальной работе с детьми, сотрудники психологической службы должны нахо­диться на реалистических позициях и учитывать возможности кратковремен­ных психотерапевтических воздействий. Основной задачей индивидуальной ра­боты является установление довери­тельных отношений с ребятами, выявле­ние индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения. Работа начинается с инди­видуальных встреч, бесед, выбора удоб­ного для каждого ребенка времени посещения психологической службы. В процессе индивидуальной работы пси­холог разрабатывает программы само­воспитания, рекомендует ребятам что читать, какие лагерные мероприятия им посещать необходимо в первую очередь, а во время каких им лучше прийти в кабинет к психологу на беседу или заняться другим, предложенным только им, делом. Естественно, что назначен­ные психологом мероприятия должны быть доведены до сведения воспитателей и вожатых отрядов. В конце третье­го этапа для проведения психокоррекционной работы с большой эффектив­ностью ребята объединяются в психо­терапевтические группы для дальней­ших занятий. Как правило, для сниже­ния уровня психологической напряжен­ности и улучшения процедуры само­анализа психолог рекомендует ребятам вести дневник самонаблюдения.


 

Этап интеграции (с 11 по 15 день пребывания в пришкольном лагере).

 

Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работы психо­терапевтических групп. Коррекция отри­цательных психических состояний.

Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического кли­мата в отряде; беседа; внушение; игро­вая терапия; аутотренинг и др.

Продолжается работа по раз­витию коллективных взаимоотношений в отряде. Психолог организует контроль над тем, чтобы воспитатели не препят­ствовали проявлению ребятами инициа­тивы и чтобы весь отряд участвовал в обсуждении и выполнении выдвину­тых предложений. Психолог должен также содействовать созданию в лагере атмосферы нетерпимости к явлениям неорганизованности, недисциплинированности со стороны от­дельных ребят. В данном случае психо­лог может помочь активу отряда найти наиболее яркие и легко запоминающие­ся правила, способные активизировать борьбу за организованность и коллекти­визм (например, в форме поговорок: «Один за всех — все за одного», «Ви­дишь, товарищ отстает — помоги» и т. д.). При этом необходимо помнить, что одним из самых сильных методов воздействия на ребят является общест­венное мнение. Значение общественно­го мнения как регулирующего и дис­циплинирующего фактора состоит, прежде всего, в том, что постоянно функционируя, оно становится усло­вием и средством воспитания сознатель­ной дисциплины, без которой невозмож­на общая работа, единые условия по достижению значимых целей, развитие и продвижение коллектива вперед. Именно психологическая служба долж­на занимать главенствующую позицию в формировании общественного мнения. Немаловажное значение здесь имеют совместные беседы, дис­путы, обсуждения кинофильмов.

 

Этап подготовки к расставанию (с 16 по 18 день от начала смены).

 

Цель: Повышение дисциплинирован­ности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспита­ния ребят.

Рекомендуемые методики и приемы: Беседа; внушение; самоанализ; анкета-оценка лагерной жизни и др.

Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество слу­чаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. В группе специальной психологиче­ской помощи в этот период проходят заключительные занятия, в ходе кото­рых ребята анализируют те сдвиги, ко­торые произошли в течение лагерной смены, разрабатывают индивидуальные программы дальнейшего самовоспита­ния. Действенность данной программы обеспечивается созданием прочной установки на положительный идеал, который бы сохранился у ребят долгое время и после того, как они покинут лагерь.

Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой в конце лагерной смены, является выяснение того, что понравилось ребятам в лагере, что нет. Узнать их мнение поможет прямая откровенная беседа, короткая анкета или сочинение на данную тему. Анализ результатов подобного исследо­вания позволит руководству пришкольного лагеря своевременно регулировать свои отношения с ребятами, намечая но­вые мероприятия и корректируя старые.

Помимо этого, в течение всего срока пребывания в пришкольном лагере психо­лог, должен предусмотреть ежедневные консультации сотрудников лагеря. Орга­низацию в отрядах, через воспитателей и вожатых, игр и мероприятий с психо­логическим содержанием, развивающих как отдельные психические процессы, так и психологическую компетентность личности в целом; подбор музыкальных произведений для лагер­ного радиовещания в соответствии с необходимым эмоциональным настроем и т. д.







Date: 2016-07-05; view: 1072; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию