Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогическое сопровождение лагерной смены
В современной психологии происходит смещение акцентов с проблемы устранения симптомов – на вопросы развития, самоактуализации, с решения конкретных проблем – на построение счастливой, полноценной жизни. И летнее время, как время отдыха и удовольствия, дает необходимые условия для проектирования нового воспитательного процесса. Вот здесь психолог как нельзя кстати. Становление психологической службы в системе народного образования связано с оптимизацией процесса психического развития детей в различных условиях обучения и воспитания. Необходимая психологическая помощь традиционно оказывается не только в связи с учебным процессом и в интервале учебного года, но и в период школьных каникул. Именно в то время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, есть возможности для оказания и полноценной психологической помощи. Успех деятельности педагогов обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников и будущих школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. В работе психологической службы в летний период должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной или садовской жизни, приходя в пришкольный лагерь, ребенок погружается в новую для себя социальную общность, и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пришкольном лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, экспериментально выявленные в условиях пришкольного лагеря. Выдвинутые посылки позволяют разбить всю работу психолога в пришкольном лагере, в соответствии с ее основной направленностью, на несколько условных периодов или этапов. Среди них можно выделить:
Методы:
Этапы программы:
Подготовительный этап (от 20 до 30 дней до начала лагерной смены).
Цель: Обеспечение пришкольного лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологической поддержки всех членов лагерной дружины, психологическое обоснование общих мероприятий. Рекомендуемые методики и приемы: Личностные тесты; анкета интересов; оценка коммуникативных возможностей; беседа; игры и др. Деятельность психологической службы на подготовительном этапе является одним из самых ответственных моментов, так как в зависимости от того, какая психологическая программа будет реализована в этот короткий период, во многом зависит вся последующая жизнь пришкольного лагеря. Одной из первоочередных задач, стоящих перед психологической службой является психодиагностика и отбор сотрудников на должности воспитателей и вожатых отрядов. При этом следует учитывать такие параметры как ценностные ориентации, коммуникативные качества, отношение к детям, а также соответствие личных интересов будущего сотрудника конкретного отряда. Дальнейшая работа проходит с сотрудниками, зачисленными в штат пришкольного лагеря, так как именно им предстоит стать помощниками психологической службы и проводниками ее влияния в отрядах. С целью повышения психологической культуры отобранный персонал обучается основам возрастной психологии и психологии детского коллектива по специальной программе, включающей лекции и практические занятия, построенные на игровых принципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жизни. Одновременно персонал изучает основы психической саморегуляции, приемы управления своим внутренним состоянием и состояниями детей. Кроме того, обязательным условием успешной работы психологической службы является понимание каждым сотрудником задач психолога в пришкольном лагере, а также обучение воспитателей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи данных в психологическую службу. Психолог также должен принимать участие в оценке предполагаемых мероприятий, с целью последующей выдачи рекомендаций об их распределении в смене в соответствии с эмоциональной насыщенностью. Целесообразно также включение психологов в группу, отвечающую за интерьер помещений с учетом их функционального назначения. Вероятно, сюда же следует отнести встречу психолога с родителями детей, во время которой он сможет объяснить важность связи с домом посредством писем, как своеобразной психологической поддержки.
Этап формирования актива отрядов (с 1 по 3 день от начала смены).
Цель: Распределение детей по отрядам, определение лидеров, организация интенсивного знакомства. Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методики (выявляющие тенденции доминирования), беседа, наблюдение, социометрия и т. д. Психолог должен заботиться о том, чтобы распределение детей по отрядам не было слишком жестким и однозначным. По крайней мере, в первые три дня пребывания в пришкольном лагере, если атмосфера группы не удовлетворяет их, то ребенок должен иметь возможность перейти из одного отряда в другой. Задачей психолога на этом этапе является помощь воспитателям в выявлении таких трудно адаптирующихся детей, выяснение их особенностей и, если это необходимо, то перевод их в другие отряды. На этот же этап выпадает сложная задача выбора ребят, которые должны стать во главе отрядов. Важность этого момента обусловлена необходимостью определения подлинного лидера, способного в кратчайший срок завоевать авторитет у большинства ребят. Очень спорным является использование традиционного способа выдвижения на эти должности ребят, которые занимались подобным делом в школе, так как совершенно невозможно оценить объективность применяемого там принципа выборов и результаты их работы. Во избежании возможных конфликтов персоналу пришкольного лагеря под руководством психолога целесообразно опираться на известные в психологии методы выявления лидеров, а если лидеров окажется несколько, то следует устроить выборы.
Этап адаптации (с 4 по 6 день пребывания в пришкольном лагере).
Цель: Определение детей, нуждающихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программ индивидуальных воздействий. Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методы оценки личности (проектный рисунок: тест Люшера или др.); методы оценки психологического климата в отряде (цветопись; анкета; школа или др.). На втором этапе основная задача психологической службы — помочь воспитателям отряда определить индивидуальные особенности ребят, выработать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения в коллектив. Осуществление этого достигается через проведение воспитателями отрядов массовых обследований ребят с помощью распространенных экспресс-методик. Одним их таких приемов является проективный рисунок: тесты «Несуществующее животное» или «Дом, дерево, человек». При этом воспитатели, выступая в роли помощников психолога, отбирают совместно с ним те рисунки, на которых необходимо обратить особое внимание. Не представляет сложности и проведение воспитателем на этом этапе опроса детей в форме различных игр в вопросы и ответы с фиксацией наиболее необычных, неординарных реакций и последующим разбором их с психологом. В психологической службе должны быть заготовлены алгоритмы выдачи рекомендаций воспитателям по управлению отрядом на основе анализа полученных данных. По результатам массового опроса и наблюдениям воспитателей определяется основной круг детей, с которыми непосредственно предстоит работать сотрудникам психологической службы. Прежде всего, сюда включаются дети с повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, имеющие трудности в общении, излишне агрессивные и вспыльчивые, с некоторыми расстройствами познавательной сферы, дети с отклоняющимся поведением, имеющие различные комплексы, безответственные, слабовольные, склонные к чрезмерной фантазии и вранью, с нарушенной адаптацией, нарушениями сна — в общем, все те, кого за неделю пребывания в пришкольном лагере воспитатели условно зачислили в группу «трудных». Этап индивидуализации (с 7 по 10 день пребывания в пришкольном лагере).
Цель: Контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Индивидуальная работа с выявленным контингентом. Формирование психотерапевтических групп. Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; углубленные методы исследования личности; беседа; убеждение; внушение. Начало третьего этапа работы психологической службы совпадает со стабилизацией лагерной жизни, вхождением ее в относительно привычное спокойное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю уровня психологического климата в отрядах. Для проведения данной процедуры психолог может использовать опыт А. Н. Лутошкина, апробированный в пришкольном лагере «Комсорг», когда каждый ребенок ежедневно описывал свое эмоциональное состояние с помощью цветописи. Подобную оценку можно получить и с помощью различных шкал, применяемых в соответствии с возрастными особенностями ребят. Проводимый контроль эмоциональной атмосферы в отрядах позволяет психологу прогнозировать дальнейшее развитие внутригрупповых процессов и соответствующим образом корректировать их с помощью подбора и перестановки лагерных мероприятий. Параллельно психолог начинает психокоррекционную работу с детьми, имеющими различные отклонения. Следует отметить, что, приступая к индивидуальной работе с детьми, сотрудники психологической службы должны находиться на реалистических позициях и учитывать возможности кратковременных психотерапевтических воздействий. Основной задачей индивидуальной работы является установление доверительных отношений с ребятами, выявление индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения. Работа начинается с индивидуальных встреч, бесед, выбора удобного для каждого ребенка времени посещения психологической службы. В процессе индивидуальной работы психолог разрабатывает программы самовоспитания, рекомендует ребятам что читать, какие лагерные мероприятия им посещать необходимо в первую очередь, а во время каких им лучше прийти в кабинет к психологу на беседу или заняться другим, предложенным только им, делом. Естественно, что назначенные психологом мероприятия должны быть доведены до сведения воспитателей и вожатых отрядов. В конце третьего этапа для проведения психокоррекционной работы с большой эффективностью ребята объединяются в психотерапевтические группы для дальнейших занятий. Как правило, для снижения уровня психологической напряженности и улучшения процедуры самоанализа психолог рекомендует ребятам вести дневник самонаблюдения.
Этап интеграции (с 11 по 15 день пребывания в пришкольном лагере).
Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работы психотерапевтических групп. Коррекция отрицательных психических состояний. Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; беседа; внушение; игровая терапия; аутотренинг и др. Продолжается работа по развитию коллективных взаимоотношений в отряде. Психолог организует контроль над тем, чтобы воспитатели не препятствовали проявлению ребятами инициативы и чтобы весь отряд участвовал в обсуждении и выполнении выдвинутых предложений. Психолог должен также содействовать созданию в лагере атмосферы нетерпимости к явлениям неорганизованности, недисциплинированности со стороны отдельных ребят. В данном случае психолог может помочь активу отряда найти наиболее яркие и легко запоминающиеся правила, способные активизировать борьбу за организованность и коллективизм (например, в форме поговорок: «Один за всех — все за одного», «Видишь, товарищ отстает — помоги» и т. д.). При этом необходимо помнить, что одним из самых сильных методов воздействия на ребят является общественное мнение. Значение общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего фактора состоит, прежде всего, в том, что постоянно функционируя, оно становится условием и средством воспитания сознательной дисциплины, без которой невозможна общая работа, единые условия по достижению значимых целей, развитие и продвижение коллектива вперед. Именно психологическая служба должна занимать главенствующую позицию в формировании общественного мнения. Немаловажное значение здесь имеют совместные беседы, диспуты, обсуждения кинофильмов.
Этап подготовки к расставанию (с 16 по 18 день от начала смены).
Цель: Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят. Рекомендуемые методики и приемы: Беседа; внушение; самоанализ; анкета-оценка лагерной жизни и др. Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество случаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. В группе специальной психологической помощи в этот период проходят заключительные занятия, в ходе которых ребята анализируют те сдвиги, которые произошли в течение лагерной смены, разрабатывают индивидуальные программы дальнейшего самовоспитания. Действенность данной программы обеспечивается созданием прочной установки на положительный идеал, который бы сохранился у ребят долгое время и после того, как они покинут лагерь. Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой в конце лагерной смены, является выяснение того, что понравилось ребятам в лагере, что нет. Узнать их мнение поможет прямая откровенная беседа, короткая анкета или сочинение на данную тему. Анализ результатов подобного исследования позволит руководству пришкольного лагеря своевременно регулировать свои отношения с ребятами, намечая новые мероприятия и корректируя старые. Помимо этого, в течение всего срока пребывания в пришкольном лагере психолог, должен предусмотреть ежедневные консультации сотрудников лагеря. Организацию в отрядах, через воспитателей и вожатых, игр и мероприятий с психологическим содержанием, развивающих как отдельные психические процессы, так и психологическую компетентность личности в целом; подбор музыкальных произведений для лагерного радиовещания в соответствии с необходимым эмоциональным настроем и т. д. Date: 2016-07-05; view: 1072; Нарушение авторских прав |