Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политический строй древнейших государств Шумера и Аккада.
В середине III тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье существовало большое количество мелких самостоятельных государств. Территория одного из таких государств Лагаша охватывала (включая и неорошаемые земли) до 3000 кв. км; на ней было расположено около 10 более или менее значительных поселений, обнесенных стенами; общая численность населения составляла примерно 150 тысяч человек. На территории Лагаша размещалось около 20 храмов и святилищ, посвященных различным богам.
Во главе государства стоял правитель, который назывался п а т е с и (некоторые ученые это шумерское слово читают иначе- энси), а иногда лугаль (буквально - господин). Патеси, по-видимому, избирался при этом, как правило, из представителей определенного знатного рода, так что преемниками пате-си обычно бывали его сыновья. Патеси выступал в качестве верховного жреца и представителя государства перед богом, был предводителем храмового ополчения и руководил храмовым хозяйством, прежде всего строительством и ирригационными работами. На первых порах патеси рассматривали как ритуального, вождя-жреца, и связанные с этим представлением пережитки обряда ритуального убийства (или смещения) царя долгое время сохранялись в Двуречье - хотя бы в форме периодического очищения царя.
В середине III тысячелетия до н. э. патеси еще не был верховным собственником всей земли в государстве: известны случаи, когда шумеро-аккадским правителям приходилось покупать участки земли у больших семей или соседских общин. Даже храмовой землей патеси не мог в то время распоряжаться произвольной А В шумеро-аккадеких городах существовали также народные собрания и совет старейшин, которым принадлежал ряд существенных прав: они избирали (а может быть, и низлагали) правителя, осуществляли суд и административное управление, обсуждали с патеси важнейшие политические вопросы (например, вопрос об объявлении войны) принимали новых граждан в состав общины, распоряжались общинным имуществом и т. д. С советами старейшин связана также деятельность представителей общинной администрации - таких, как общинный пастух.
Войско еще не перестало быть в это время организацией вооруженного народа: оно состояло из тяжеловооруженных воинов,, которые являлись в то же время земледельцами, пастухами,, арендаторами храмовых земель. Все это позволяет говорить о сохранении в Южном Двуречье - по крайней мере до середины III тысячелетия до н. э. значительных пережитков военной демократии.
Вместе с тем уже к этому времени дают себя знать новые черты политического строя: возникает храмовая администрация,, которой руководит особое должностное лицо - нубанда,- опирающийся на многочисленных писцов; создаются особые отряды воинов патеси. Вся эта новая администрация, подчиненная непосредственно патеси, была совершенно новым явлением сравнительно с традициями военной демократии.
Потребности рационального использования оросительной системы, а также укрепление хозяйственных связей между отдельными областями явились причиной возникновения тенденций к политическому объединению Шумера. Необходимость укрепления господства над рабами также способствовала развитию тенденции к централизации. Отдельные государства пытаются играть роль гегемонов, объединяя вокруг себя сравнительно обширные территории. Первоначально в роли таких гегемонов выступают Киш и Ур, но патеси Лагаша Эаннатуму (XXV век до н. э.) удалось нанести поражение своим соперникам и распространить свою власть чуть ли не до пределов Мари. Однако все эти объединения были непрочными и распадались вскоре после того, как возникали.
Date: 2016-07-05; view: 276; Нарушение авторских прав |