Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование в Месопотамии классов и государств.





 

Древнейшее поселение в Месопотамии было обнаружено в Телль-Хассуне, в Северном Двуречье: оно относится к эпохе неолита и датируется V тысячелетием до н. э. Именно здесь, где дождевой влаги было достаточно для примитивного земледелия, сложились древнейшие поселения земледельцев и скотоводов. По-видимому, отсюда в начале IV тысячелетия до н. э. земледельцы и скотоводы проникли в Южное Двуречье (Шумер) и приступили к освоению заболоченных земель в низовьях Евфрата.

 

Древнейшее население Шумера селилось на холмах, которые представляли убежище во время разливов реки. Оно занималось рыбной ловлей, мотыжным земледелием и скотоводством, изготовляло расписную керамику и медные орудия (гарпуны, ножи и т. п.). Люди жили в хижинах из глины и тростника, и, судя по единообразному инвентарю погребений, еще не знали имущественной и социальной дифференциации. Обильные находки женских статуэток из глины позволяют считать, что г Шумере IV тысячелетия до н. э. сохранялся материнский род.

 

Строительство ирригационных сооружений обусловило значительный рост производительных сил: ведь ирригация обеспечивала равномерное орошение полей и в то же время предохраняла от заболачивания почвы. Излишки воды отводились из затопляемых мест в водохранилища или пруды, а в сухое время года вода по каналам подавалась на поля как из этих водохранилищ, так и непосредственно из рек. Для предохранения полей на низких местах от затопления их окружали высокими дамбами. Первоначально ирригационные работы были делом отдельных родовых общин, но проведение этих работ в большом масштабе требовало объединения усилий ряда коллективов.

 

Дальнейшее развитие производительных сил привело в конечном счете к разложению первобытно-общинного строя и к образованию классового общества. Изображения, относящиеся ко второй половине IV тысячелетия до н. э., представляют военные сцены, воинов на колесницах, захват пленных. Военнопленные теперь обращались в рабов, и их труд мог быть использован в хозяйстве знати или на строительстве ирригационных сооружений.

 

Эти важные социальные сдвиги во второй половине IV тысячелетия до н. э. сопровождались крупными переменами в культуре: в это время появляется впервые письменность (на первых порах пиктографическая), создаются предназначенные для культа здания (храмы), сложенные из кирпича-сырца. К этому времени относятся разнообразные скульптурные памятники, изображающие охотничьи или культовые сцены, и первые в Двуречье цилиндры-печати; они прокатывались по мокрой глине, оставляя отпечаток, и, возможно, служили знаком частной собственности.

 

Некоторые историки (например, Шпейзер и Парро) связывают эти хозяйственные и культурные сдвиги с вторжением новых этнических групп: именно к этому времени они относят вторжение шумеров, которые, по их мнению, явились откуда-то извне и принесли с собой письменность, скульптуру, цилиндры-печати и монументальную архитектуру. Эта теория, отвергающая по существу представление о прогрессивном развитии и подменяющая прогресс миграцией нового народа, была отвергнута передовыми учеными на Западе, в частности, Г. Франкфортом и Г. Чайлдом, которые доказали наличие несомненной преемственности между древнейшим земледельческим населением Южного Двуречья и шумерами второй половины IV тысячелетия до н. э. Поэтому Г. Чайлд называет древнейшее население Южного Двуречья протошумерийскими племенами, т. е. предками шумеров.

 

Дальнейшее углубление социального расслоения засвидетельствовано раскопками так называемых царских гробниц в Уре, на юге Шумера (начало III тысячелетия до н. э.). В отличие от родовых погребений они представляют собой многокомнатные сооружения из кирпича-сырца; покойника, украшенного драгоценными ювелирными изделиями, сопровождали колесницы, запряженные быками, вооруженные воины, многочисленные рабы я рабыни. Царские гробницы в Уре (а также в некоторых других центрах Двуречья - в Кише и Мари) свидетельствуют об оформлении к началу III тысячелетия до н. э. государства в Двуречье.

 

Первоначально здесь складывается большое количество мелких самостоятельных государств (Эриду, Ур, Шуруппак, Умма, Лагаш, Киш, Мари и др.), население которых в III тысячелетии было этнически неоднородным: лежавший к северу от Шумера Аккад, а также среднее течение Евфрата заселяли в это время племена, отличавшиеся и по внешнему облику, и по языку от шумеров. Они говорили на одном из семитических: языков (аккадийский язык) и были родственны племенам, жившим в степных просторах к западу от Месопотамии; По-видимому, семиты Аккада пришли в Двуречье с запада.

Однако шумеры и аккадийцы в начале III тысячелетия до н. э. не отличались друг от друга по уровню экономического развития: и у тех и у других складывались раннерабовладельческие государства.

 







Date: 2016-07-05; view: 280; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию