Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История камнерезных промыслов России





В истории материальной культуры камень занимает осо­бое место как материал, отличающийся большой прочностью, что позволяет использовать его в строительстве и для созда­ния предметов бытового и декоративного назначения.

Камнерезный промысел — достаточно неоднозначное явле­ние в истории русского декоративно-прикладного искусства. Становление и активное развитие этого промысла относится к началу XVIII столетия, времени заложения и строительства но­вой российской столицы — Санкт-Петербурга. С момента изда­ния указов царя Петра I в уральских горах начинается разработ­ка собственных месторождений полудрагоценных, драгоценных и поделочных камней. Таким образом, можно сказать, что до начала XVIII в. на территории России собственные драгоцен­ные и полудрагоценные камни не добывались. Но огромнейшее число предметов прикладного искусства, особенно времен Ки­евской Руси, насыщены камнями, которые разнообразны не только по размерам, но и по виду, типу. Поскольку большая часть этих изделий принадлежит культу, то наличие драгоцен­ных камней в украшении изделий весьма символично.

К числу драгоценных камней относятся твердые минера­лы, прозрачные и полупрозрачные, обладающие природной красотой окраски и приобретающие блеск и игру в огранен­ном виде.

Драгоценные камни в ювелирном искусстве древней и средневековой Руси воспринимались, в основном, как кра­сочные пятна. В них ценились не яркий блеск, которого в то время и не могла дать их неровная поверхность, не качество, а главным образом, цвет. Не придавалось значения и тому, что камни часто обладали естественными пороками, что они были неправильной формы, неровные, имели трещины или неровную окраску. Основную ценность представлял цвет камня, предназначенного для украшения того или иного из­делия. Поднятый в высоком гнезде, камень гармонично соче­тался с мягким блеском металла, эмалью или чернью. Поэто­му интерес к форме каста вполне обоснован. В различные времена в зависимости от интереса к тому или иному камню в ювелирных украшениях наблюдаются модные стилистиче­ские изменения.

 

Семантика камней уходит в глубокую древность, в исто­рию еще Древнего Востока и Египта и много значила и для царя Ивана Грозного. Большей частью драгоценные камни прибывали с Востока, в основном, из Индии, где и по сей день добывается львиная доля всех драгоценных камней. Со­гласно персидским поверьям, бирюза — это кости тех людей, которые умерли от любви. Янтарь, как повествуют легенды разных народов, был когда-то горючей слезой по погибшим героям. На Востоке считалось, что обладание чистым про­зрачным камнем сулит человеку всевозможные блага, а кам­ни с пороками навлекают болезни, несчастья, изгнание и ни­щету. Изумруд почитался как камень мудрости. Сапфиру приписывалось свойство «измены открывать, страхи отго­нять», «а того, кто его в перстне при себе носит, чинит его спокойным и в людях честным, набожным и милостивым». Особыми ма­гическими силами наделяли красный яхонт, как называли в Древней Руси рубин. В старину верили, что бирюза и коралл, поло­женные на руку смертельно больного, тускнеют, что алмаз укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомуд­рие, и если воин носит его в своем оружии на левой стороне, то не будет убит.

Самоцветы привозились на Русь с Востока: из Византии греческими и бухарскими торговцами, из Средней Азии и Китая. Достаточно важным можно назвать и то, как эволюционирует драгоценный камень в истории декоративно-приклад­ного искусства России. В начале это камень без огранки, ес­тественной скругленной формы — кабошон, вставленный в такой же по форме глухой каст. Как правило, в это время драгоценные камни были закреплены на изделии россыпью, как будто чья-то невидимая рука сделала случайное движе­ние. Затем они начинают крепиться в сквозные касты, в каж­дом камне ищется его собственная привлекательность через гранение, шлифовку, гармоничное сочетание с другими кам­нями или драгоценными металлами. Немаловажным шагом Bf истории эволюционирования камня является его огранка, позволившая впустить внутрь темного сердца твердого материа­ла весь солнечный свет. На сегодняшний день насчитываются; десятки видов огранки драгоценных камней. Простая сумма; граней камня равна 12—20.

Бриллиантовая форма представляет собой сочетание двух пирамид, из которых верхняя усечена. Грани обеих частей рас­полагаются в несколько рядов. Распространена тройная брил­лиантовая огранка, т. е. трехрядное размещение граней.

Классическая огранка — 56 граней. Грани располагаются таким образом, чтобы параллельный пучок света, падающий на поверхность камня, подвергался полному внутреннему от­ражению. Для различных камней используют при бриллиан­товой огранке разные углы наклона граней к плоскости осно­вания в зависимости от показателей преломления. При полу­бриллиантовой огранке сумма граней на верхней и нижней частях — 18.

Огранка розой — сходство с бутоном розы. Для вставок в подвески, серьги, кулоны используют камни, ограненные двой­ной розой, т. е. в форме соединенных основаниями двух роз.

Ступенчатая огранка — система граней, расположенных; рядами в виде ступеней.

Огранка клиньями — все боковые и угловые грани делают треугольной формы, а боковые грани комбинируют. Этот вид огранки позволяет образовать четырехгранные пирамиды с трапецией в основании.

Огранка кабошоном придает верхней части камня выпук­лую поверхность.

Существуют специальные формы огранки: маркиза (эл­липсоидная), пендолок, бриолетт, груша.

Не менее изысканны способы закрепок вставок в ювелир­ные изделия. Конструкция оправы подчеркивает красоту, удерживает вставку, служит связующим звеном между изде­лиями и камнем.

Глухая — чашечка с плоским дном, на которое укладывают камень. Крепление вставки производят обжатием металла сте­нок справа. Подсвет камня происходит только сверху (непро­зрачные камни).

Ободковая — из ленты по форме камня: круглая, прямо­угольная, квадратная, овальная. Вставку укладывают на опор­ный поясок внутри оправы и закрепляют обжатием металла по периметру. Подсвет камня и сверху, и снизу.

Крапановая — камень закрепляют с помощью выступаю­щих приливов металла, напоминающих лапки, называемые крапанами.

Гризантная — обжим верхней части оправы вокруг камня и отделка ободка металла мелкой насечкой (гризантом).

При закрепке кернерами камень крепят в само изделие, в поверхности которого высверливают отверстие, вставляют камень и специальным резцом надвигают по ободку частицы металла на вставку, за счет чего образуется удерживающий ободок.

Возвращаясь к периоду зарождения камнерезных промы­слов, следует сказать, что XVIII в. становится периодом особо­го расцвета русского камнерезного дела, причиной тому стало появление Санкт-Петербурга. Для этого города были органи­зованы поиски залежей строительного, поделочного и декора тивного камня. В Алтайском крае и на Урале нашли обширные месторождения, разработка которых определила создании здесь государственных фабрик по добыче и обработке различных пород камня. Однако первое такое производство было организовано вблизи Петербурга, куда привозили добываемый разных местах страны камень. К середине XVIII в. открывается шлифовальная фабрика в городе Екатеринбурге, а затем, й 1780-х гг. — Колыванская гранильная фабрика на Алтае.

Опыт работы на государственных фабриках по обработка камня позволил мастерам самостоятельно заниматься поиска­ми камнесамоцветного сырья и изготовлением художествен­ных изделий по своему вкусу. Так во второй половине XIX в. складываются камнерезные промыслы, которые акаде­мик А. Е. Ферсман назвал «кустарной, народной каменной- промышленностью». Делали мастера не только полуфабрика; заготовки, но и законченные вещи: шкатулки, подсвечни ки, прессы для бумаг, лоточки для ювелирной мелочи. Эти предметы украшали мозаика из камней различного цвета и ри­сунка, рельефные натюрморты из ягод и листьев. Переход кустарей к обработке камня мягких пород облегчал их труд, давал больше возможностей для изготовле­ния очень широкого ассортимента изделий. И уже к концу XIX в. начинают складываться промыслы по художественной обработке мягкого камня. В группу мягких камней входят разновидности гипсового камня, селенит, кальцит, серпен­тин, талько-хлорит и некоторые другие.

Несмотря на всю недоступность драгоценного камня вплоть до XVII в., русскому мастеру все-таки удавалось соз­давать великолепные образцы ювелирного искусства. А с по­явлением собственного самоцвета русские камнерезы доказа­ли свою индивидуальность и великолепное чувство вкуса. Это и сегодня подтверждают мастера-камнерезы Сибири и Урала, которые, используя современные технологии и методы, соз­дают великолепные художественные изделия из поделочных, драгоценных и мягких камней.

 

Date: 2016-07-18; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию