Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История камнерезных промыслов России ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В истории материальной культуры камень занимает особое место как материал, отличающийся большой прочностью, что позволяет использовать его в строительстве и для создания предметов бытового и декоративного назначения. Камнерезный промысел — достаточно неоднозначное явление в истории русского декоративно-прикладного искусства. Становление и активное развитие этого промысла относится к началу XVIII столетия, времени заложения и строительства новой российской столицы — Санкт-Петербурга. С момента издания указов царя Петра I в уральских горах начинается разработка собственных месторождений полудрагоценных, драгоценных и поделочных камней. Таким образом, можно сказать, что до начала XVIII в. на территории России собственные драгоценные и полудрагоценные камни не добывались. Но огромнейшее число предметов прикладного искусства, особенно времен Киевской Руси, насыщены камнями, которые разнообразны не только по размерам, но и по виду, типу. Поскольку большая часть этих изделий принадлежит культу, то наличие драгоценных камней в украшении изделий весьма символично. К числу драгоценных камней относятся твердые минералы, прозрачные и полупрозрачные, обладающие природной красотой окраски и приобретающие блеск и игру в ограненном виде. Драгоценные камни в ювелирном искусстве древней и средневековой Руси воспринимались, в основном, как красочные пятна. В них ценились не яркий блеск, которого в то время и не могла дать их неровная поверхность, не качество, а главным образом, цвет. Не придавалось значения и тому, что камни часто обладали естественными пороками, что они были неправильной формы, неровные, имели трещины или неровную окраску. Основную ценность представлял цвет камня, предназначенного для украшения того или иного изделия. Поднятый в высоком гнезде, камень гармонично сочетался с мягким блеском металла, эмалью или чернью. Поэтому интерес к форме каста вполне обоснован. В различные времена в зависимости от интереса к тому или иному камню в ювелирных украшениях наблюдаются модные стилистические изменения.
Семантика камней уходит в глубокую древность, в историю еще Древнего Востока и Египта и много значила и для царя Ивана Грозного. Большей частью драгоценные камни прибывали с Востока, в основном, из Индии, где и по сей день добывается львиная доля всех драгоценных камней. Согласно персидским поверьям, бирюза — это кости тех людей, которые умерли от любви. Янтарь, как повествуют легенды разных народов, был когда-то горючей слезой по погибшим героям. На Востоке считалось, что обладание чистым прозрачным камнем сулит человеку всевозможные блага, а камни с пороками навлекают болезни, несчастья, изгнание и нищету. Изумруд почитался как камень мудрости. Сапфиру приписывалось свойство «измены открывать, страхи отгонять», «а того, кто его в перстне при себе носит, чинит его спокойным и в людях честным, набожным и милостивым». Особыми магическими силами наделяли красный яхонт, как называли в Древней Руси рубин. В старину верили, что бирюза и коралл, положенные на руку смертельно больного, тускнеют, что алмаз укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомудрие, и если воин носит его в своем оружии на левой стороне, то не будет убит. Самоцветы привозились на Русь с Востока: из Византии греческими и бухарскими торговцами, из Средней Азии и Китая. Достаточно важным можно назвать и то, как эволюционирует драгоценный камень в истории декоративно-прикладного искусства России. В начале это камень без огранки, естественной скругленной формы — кабошон, вставленный в такой же по форме глухой каст. Как правило, в это время драгоценные камни были закреплены на изделии россыпью, как будто чья-то невидимая рука сделала случайное движение. Затем они начинают крепиться в сквозные касты, в каждом камне ищется его собственная привлекательность через гранение, шлифовку, гармоничное сочетание с другими камнями или драгоценными металлами. Немаловажным шагом Bf истории эволюционирования камня является его огранка, позволившая впустить внутрь темного сердца твердого материала весь солнечный свет. На сегодняшний день насчитываются; десятки видов огранки драгоценных камней. Простая сумма; граней камня равна 12—20. Бриллиантовая форма представляет собой сочетание двух пирамид, из которых верхняя усечена. Грани обеих частей располагаются в несколько рядов. Распространена тройная бриллиантовая огранка, т. е. трехрядное размещение граней. Классическая огранка — 56 граней. Грани располагаются таким образом, чтобы параллельный пучок света, падающий на поверхность камня, подвергался полному внутреннему отражению. Для различных камней используют при бриллиантовой огранке разные углы наклона граней к плоскости основания в зависимости от показателей преломления. При полубриллиантовой огранке сумма граней на верхней и нижней частях — 18. Огранка розой — сходство с бутоном розы. Для вставок в подвески, серьги, кулоны используют камни, ограненные двойной розой, т. е. в форме соединенных основаниями двух роз. Ступенчатая огранка — система граней, расположенных; рядами в виде ступеней. Огранка клиньями — все боковые и угловые грани делают треугольной формы, а боковые грани комбинируют. Этот вид огранки позволяет образовать четырехгранные пирамиды с трапецией в основании. Огранка кабошоном придает верхней части камня выпуклую поверхность. Существуют специальные формы огранки: маркиза (эллипсоидная), пендолок, бриолетт, груша. Не менее изысканны способы закрепок вставок в ювелирные изделия. Конструкция оправы подчеркивает красоту, удерживает вставку, служит связующим звеном между изделиями и камнем. Глухая — чашечка с плоским дном, на которое укладывают камень. Крепление вставки производят обжатием металла стенок справа. Подсвет камня происходит только сверху (непрозрачные камни). Ободковая — из ленты по форме камня: круглая, прямоугольная, квадратная, овальная. Вставку укладывают на опорный поясок внутри оправы и закрепляют обжатием металла по периметру. Подсвет камня и сверху, и снизу. Крапановая — камень закрепляют с помощью выступающих приливов металла, напоминающих лапки, называемые крапанами. Гризантная — обжим верхней части оправы вокруг камня и отделка ободка металла мелкой насечкой (гризантом). При закрепке кернерами камень крепят в само изделие, в поверхности которого высверливают отверстие, вставляют камень и специальным резцом надвигают по ободку частицы металла на вставку, за счет чего образуется удерживающий ободок. Возвращаясь к периоду зарождения камнерезных промыслов, следует сказать, что XVIII в. становится периодом особого расцвета русского камнерезного дела, причиной тому стало появление Санкт-Петербурга. Для этого города были организованы поиски залежей строительного, поделочного и декора тивного камня. В Алтайском крае и на Урале нашли обширные месторождения, разработка которых определила создании здесь государственных фабрик по добыче и обработке различных пород камня. Однако первое такое производство было организовано вблизи Петербурга, куда привозили добываемый разных местах страны камень. К середине XVIII в. открывается шлифовальная фабрика в городе Екатеринбурге, а затем, й 1780-х гг. — Колыванская гранильная фабрика на Алтае. Опыт работы на государственных фабриках по обработка камня позволил мастерам самостоятельно заниматься поисками камнесамоцветного сырья и изготовлением художественных изделий по своему вкусу. Так во второй половине XIX в. складываются камнерезные промыслы, которые академик А. Е. Ферсман назвал «кустарной, народной каменной- промышленностью». Делали мастера не только полуфабрика; заготовки, но и законченные вещи: шкатулки, подсвечни ки, прессы для бумаг, лоточки для ювелирной мелочи. Эти предметы украшали мозаика из камней различного цвета и рисунка, рельефные натюрморты из ягод и листьев. Переход кустарей к обработке камня мягких пород облегчал их труд, давал больше возможностей для изготовления очень широкого ассортимента изделий. И уже к концу XIX в. начинают складываться промыслы по художественной обработке мягкого камня. В группу мягких камней входят разновидности гипсового камня, селенит, кальцит, серпентин, талько-хлорит и некоторые другие. Несмотря на всю недоступность драгоценного камня вплоть до XVII в., русскому мастеру все-таки удавалось создавать великолепные образцы ювелирного искусства. А с появлением собственного самоцвета русские камнерезы доказали свою индивидуальность и великолепное чувство вкуса. Это и сегодня подтверждают мастера-камнерезы Сибири и Урала, которые, используя современные технологии и методы, создают великолепные художественные изделия из поделочных, драгоценных и мягких камней.
|