Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История стекольных промыслов России





Стекольное ремесло на Руси было известно еще в XI—XII вв. Тесные связи с Византией способствовали разви­тию производства смальты, которая находила широкое применение в киевских храмах. Получило распространение изго­товление украшений из стекла, особой популярностью пользовались браслеты и бусы. Археологические изыскания подтверждают, что в Киевской Руси было известно и выдувное стекло, в частности, шлемовидные сосуды и оконные диски, которые вставляли в круглые отверстия деревянных щитов, закрывающих окна в храмах. В этот период производ­ство стекла ограничивалось рамками мастерских при церквях, где технология не позволяла достичь высоких температур, не­обходимых для получения прозрачного стекла, поэтому стек­лоделы стремились добиться его цветового многообразия. Достоянием стекольного ремесла в Древней Руси следует считать обширную цветовую гамму и стойкую интенсивность цвета.

 

Говорить о развитии стекольного промысла в России можно с XVII в. Особенностью этого промысла является то, что он изначально формируется как промышленное производство. На императорском заводе производят предметы роскоши для двора и царской фамилии. На императорском заво­де создаваемые изделия проектировались в существующих ху­дожественных стилистических направлениях: от рококо и классицизма до историзма. Особенностью российского сте­кольного производства является то, что в нем нет никаких глубоких национальных традиций, а некоторые реминисцен­ции русского народного искусства будут реализованы в худо­жественном направлении — историзме, где стили неорусский и псевдорусский заново поднимают интерес к национальной старине

В середине XVII в. в Московском государстве назревает потребность в организации собственного стекольного произ­водства. Но в это время в России еще не были созданы эко­номические условия, позволявшие развивать различные от­расли мануфактурного производства и стеклоделия, в частно­сти. В силу исторических причин русское художественное стеклоделие начинает свое развитие в форме царского пред­приятия, на котором изготавливали предметы «про обиход великого государя». К 1668 г. относится строительство сте­кольного завода в царском селе Измайлово под Москвой. Формы изделий Измайловского завода, в целом, были близ­ки традиционным формам русской металлической, керамиче­ской и деревянной посуды — это братины, чарки, кадочки.

В конце XVII — начале XVIII в. по указу правительства были основаны новые стекольные заводы, продукция кото­рых традиционно предназначалась для нужд царского двора. В этот период основным потребителем стеклянных изделий становится новая северная столица. Европейский характер петербургской архитектуры требовал совершенно иного, чем в русском зодчестве XVII в., освещения внутреннего про­странства помещений. И потому постоянно растущая потреб­ность в оконном стекле и зеркалах создала необходимость ор­ганизации новых стекольных заводов под Петербургом.

В первые десятилетия XVIII в. активное звучание й русском искусстве стилистики барокко способствовало быст­рому усвоению приемов гравирования по стеклу русскими мастерами, а также художественному осмыслению формы стеклянного кубка как выразителя основного стилистическо­го направления в искусстве стеклоделия эпохи барокко. От­личительными чертами русского гравированного стекла ста­новятся неглубокая, мягкая «живописная» прорисовка, ли­шенная резких очертаний, растительно-орнаментальный декор с цветками ромашки, маргаритки, иногда с круглой ягодкой клюковкой.

Время царствования императрицы Елизаветы Петров­ны — высший этап в развитии русского гравированного стек­ла. На Петербургском стекольном заводе работают преиму­щественно русские мастера, в совершенстве овладевшие тех­никой рисунка и резьбы по стеклу. Поташный хрусталь высокой прозрачности, твердости и блеска оказался превос­ходным материалом для создания на его поверхности пыш­ных орнаментально-растительных композиций в гравирован­ном декоре. Неглубокая матовая гравировка и композицион­ная сдержанность рисунка первой трети XVIII в. уступают место объемно моделированным и орнаментально насыщен­ным композициям. Гравированный декор русского стекла елизаветинского барокко избегает композиционной перегру­женности, арабесковой бесконечности, присущих гравиро­ванному орнаменту богемских и силезских кубков.

. Расцвет гравировального искусства этого време­ни, в основном, был связан с частными фабриками Немчи­новых и Мальцовых. В первые годы существования частные стекольные фабрики выпускали посуду зеленого, реже белого стекла, но в 1730-х гг. в продукции более крупных фабрик все чаще встречаются гравированные или рисованные бокалы, стаканы, кубки. Основными мотивами гравированного ри­сунка на бокалах и штофах купеческих мануфактур были все те же вензеля и гербы, цветы и воинские атрибуты, которые в середине XVIII в. нередко покрывались золотой и черной красками

Во второй половине XVIII в. производство в России худо­жественного стекла продолжает развиваться. Функционируют старые и возникают новые стекольные заводы, как казенные, так и частные. Стиль классицизм оказал влияние прежде всего на процесс формо­образования в стекле. Кубки классицизма сдержанны по сво­ему эмоциональному звучанию формы. В 1780-х гг. на смену пышному декоративному оформлению резьбой и гравиров­кой приходит скромная орнаментальная порезка и крупный рисунок с веткой цветов на длинном стебле. Появление этого орнаментального мотива в украшении гравированного стекла связано с увлечением английским искусством, но также было влияние общего декоративного строя росписи фарфора Им­ператорского завода. Надписи-посвящения — это существенная часть декора­тивной композиции, украшающей провинциальное гравиро­ванное стекло, так как именно в них ярко выражен дух го­родской народной культуры. Они подчеркивают раритетность предмета, украшенного гравированным рисунком, его празд­ничное назначение.

В последней четверти XVIII в. формы стеклянных изде­лий Петербургского завода и крупных частных фабрик стано­вятся более разнообразными. Значительные изменения про­исходят также в их декорировании. В 1770—1780-х гг. появля­ется интерес к цветному стеклу. С этого времени цветное стекло изготавливали завод Г. Потемкина, Бахметьевский и Орловский заводы и другие частные мануфактуры. На По­темкинском заводе производили стеклянные массы разных цветов: фиолетовые, бирюзовые, алые, желтые. Они шли на изготовление посуды самых разнообразных форм, больших декоративных ваз, различных предметов для украшения ин­терьера.

Присущим стеклу. Поэтому молочное стекло в полной мере гИШ1яется оригинальным видом стекла как выражение безгра­ничных художественных возможностей этого материала.; В России молочное стекло стало появляться в 1760—1770-х гг., когда русский фарфор был чрезвычайно дорог. Тематика и красочная гамма росписи таких изделий близки декору рус­ского фарфора последних десятилетий XVIII в.

 

Кроме Императорского стеклянного завода «костяную ма­терию» в последнее десятилетие XVIII в. изготавливали на Ьахметьевском заводе в селе Никольское. Продукция этого частного завода по своим высоким техническим и художест­венным достоинствам почти ничем не отличается от изделий из стекла Императорского завода. Художественная продукция высокого качества поставлялась в дома губернской и столич­ной знати, а в начале XIX в. ряд заказов был выполнен для царского двора. Три стекольные фабрики Н. А. Бахметьева выпускали разнообразную продукцию: сортовую посуду из простого стекла для широкой продажи, а одна из них выпус­кала даже хрусталь.

Последние десятилетия XVIII в. завершают эпоху станов­ления, развития и расцвета русского художественного стекло­делия. Вместе с тем именно последнее десятилетие века по­служило отправной точкой для возникновения новых художе­ственных направлений в искусстве декорирования стекла, которые нашли свое яркое выражение уже в XIX в. В эти годы вновь возрастает популярность бесцветного стек­ла. Бесцветное стекло явилось переходным этапом к свинцо­вому хрусталю. Грань фацетом (алмазная), столь распростра­ненная в конце XVTII в., превратилась в начале нового века в широкую шлифовку, декорирующую блестящий хрусталь эпохи классицизма.

 

К концу 20-х гг. активно изготавливается цветное стекл сочетании с бесцветным хрусталем или молочно-белым с лом. Широко стало применяться двух- и трехслойное сте Орнаментировалось такое стекло при помощи той же алм ной грани. Несмотря на господство гранения в декоре, акт1 но продолжает использоваться и роспись, чаще всего разн цветная, по молочно-белому стеклу. Это разные орнамен вензеля, пейзажи, жанровые сцены.

Немаловажное значение имело стекло конца XVIII в. и для: развития цветного стекла 1830—1840-х гг. В годы популярно­сти исторических стилей были возрождены традиции произ­водства цветного стекла и живописной декорации на многих отечественных стекольных заводах. В художественное стекло­делие устремились неостили: «китайский», «передневосточный», «византийский» и европейские стили: «греческий», «помпейский», неорококо. Победителем среди всех стилей вы­шел стиль неорококо, сильно отличающийся от своего прооб­раза — рококо XVIII в. — перегруженностью и нарядностью.

В 1890-х гг. после объединения Императорского стеклян­ного и фарфорового заводов, стеклянный завод перестал про­изводить изделия для продажи и мог не считаться с коммер­ческими соображениями, поэтому качество его продукции значительно улучшилось. Он производил прекрасное цветное многослойное стекло и бесцветный хрусталь. В подражание стекольному заводу в Нанси Императорский завод ввел новую технологию: многослойное цветное стекло обрабаты­валось методом травления плавиковой кислотой. Получался узор, подходивший для стиля модерн: рельефный, одного или двух цветов с многочисленными оттенками на дымчатом или другом светлом фоне внутреннего стеклянного слоя.

Date: 2016-07-18; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию