Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История лаковой миниатюры и расписных подносовОдним из красивейших народных искусств России можно назвать расписные подносы. Ярким примером являются уральский и жостовский промыслы. В истории декоративно- прикладного искусства России этот промысел достаточно молод, но и он не избежал влияния единых художественно- стилистических направлений в области украшения и орнаментирования. Единственный орнаментальный мотив, украшающий изделие, — это букет цветов. Изображения натуралистичны, а цветовая гамма разнообразна. Кажется, что на блюдо или поднос выложили живые цветы. С развитием промысла в орнаментированных изображениях стали использоваться не только цветы, но и ягоды, бабочки. Редкие подарочные изделия выполнялись в нетрадиционной манере, например, с использованием инкрустации из перламутра, поделочных или полудрагоценных камней. Отличительной чертой всех подносов можно назвать черный фон, который придает всей изображенной композиции определенную декоративность и загадочность, хотя появление именно такого цвета обусловлено особенностью материала, из которого производятся изделия, и технологии производства. Одним из декоративных приемов, украшающих подносы, в частности, жостовские, можно назвать тонкую ажурную вязь по борту подноса.
Уральские расписные подносы стали изготавливать в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. На рубеже XVIII—XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создающая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративному панно. Среди сюжетов, украшавших такие подносы, встречаются мифологические и исторические сцены, городской и сельский пейзажи. Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX в. Подносы изготавливали в селах и деревнях Жостово, Троицкое, Ново- сельцево.
Орнаментальная роспись стала главной темой украшения подносов. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи, так как их изображение соответствовало самой системе декоративного письма. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка Чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают это путем постепенной проработки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цветы.
Уникальным видом народного творчества можно считать лаковую миниатюру. Она выполняется на изделиях, выполненных в технике папье-маше. Материалом для изготовления: служит картон. Ленты его смазывают клеем, навивают на деревянные или металлические каркасы, соответствующие размеру и формам будущих изделий. Высохшую заготовку снимают с каркаса, пропитывают льняным маслом и просушивают. В результате такой подготовки материал приобретает новые качества. Его можно пилить, строгать для сборки коробочки, подклеивать донце, собирая крышку и придавая предмету нужную форму. В дальнейшем полуфабрикат шпаклюют, нанося несколько слоев грунта. Высушенную форму подвергают шлифовке, а затем покрывают черным лаком. Внутреннюю поверхность покрывают красной краской и закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. На таком изделии выполняют живопись, которую тоже закрепляют слоями бесцветного лака. Всю поверхность изделия тщательно полируют до образования зеркальной глади. Такая отделка превращает шкатулку в изящный предмет. Главным украшением изделий из папье-маше является лаковая живопись, содержание которой необыкновенно широко по тематике. История происхождения лаковой миниатюры корнями уходит в русскую иконопись. Первые образцы изделий, выполняемые в технике папье-маше, по способу орнаментации напоминают иконное письмо. Лаковая миниатюра — это мелкие художественные изделия: шкатулки, табакерки, коробочки и многое другое — всякие мелочи, так необходимые каждой женщине. С учетом вкуса покупателей такой продукции складывается своеобразная тематика изображения. Чаще всего это пасторальные сценки, идиллические пейзажи, сценки охоты и развлечений, а также сказки. Но путь к таким сюжетам был непрост. Чаще всего лаковые промыслы складываются в местах и селениях, где были сильны иконописные традиции. Композиции первых лаковых шкатулок напоминали житийные иконы. И расположение клейм, и линейность расположения сюжетов, и иконописные традиции в изображении совсем нерелигиозных сюжетов — все говорит о сильных и глубоких традициях в этой области искусства.
|