Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История лаковой миниатюры и расписных подносов





Одним из красивейших народных искусств России можно назвать расписные подносы. Ярким примером являются уральский и жостовский промыслы. В истории декоративно- прикладного искусства России этот промысел достаточно мо­лод, но и он не избежал влияния единых художественно- стилистических направлений в области украшения и орнамен­тирования. Единственный орнаментальный мотив, украшаю­щий изделие, — это букет цветов. Изображения натуралистич­ны, а цветовая гамма разнообразна. Кажется, что на блюдо или поднос выложили живые цветы. С развитием промысла в орнаментированных изображениях стали использоваться не только цветы, но и ягоды, бабочки. Редкие подарочные изде­лия выполнялись в нетрадиционной манере, например, с ис­пользованием инкрустации из перламутра, поделочных или полудрагоценных камней. Отличительной чертой всех подно­сов можно назвать черный фон, который придает всей изобра­женной композиции определенную декоративность и загадоч­ность, хотя появление именно такого цвета обусловлено осо­бенностью материала, из которого производятся изделия, и технологии производства. Одним из декоративных приемов, украшающих подносы, в частности, жостовские, можно на­звать тонкую ажурную вязь по борту подноса.

 

Уральские расписные подносы стали изготавливать в на­чале XVIII в., в период развития металлургического произ­водства, связанного также с выпуском листового железа.

На рубеже XVIII—XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художни­ков, создающая новое направление росписи, которое при­ближало поднос к декоративному панно. Среди сюжетов, украшавших такие подносы, встречаются мифологические и исторические сцены, городской и сельский пейзажи.

Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX в. Подносы из­готавливали в селах и деревнях Жостово, Троицкое, Ново- сельцево.

 

Орнаментальная роспись стала главной темой украшения подносов. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюр­морты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи, так как их изображение со­ответствовало самой системе декоративного письма. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без пред­варительного нанесения рисунка Чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объ­ем цветов и листьев. Делают это путем постепенной прора­ботки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цветы.

 

Уникальным видом народного творчества можно считать лаковую миниатюру. Она выполняется на изделиях, выпол­ненных в технике папье-маше. Материалом для изготовления: служит картон. Ленты его смазывают клеем, навивают на дере­вянные или металлические каркасы, соответствующие размеру и формам будущих изделий. Высохшую заготовку снимают с каркаса, пропитывают льняным маслом и просушивают. В ре­зультате такой подготовки материал приобретает новые каче­ства. Его можно пилить, строгать для сборки коробочки, под­клеивать донце, собирая крышку и придавая предмету нужную форму. В дальнейшем полуфабрикат шпаклюют, нанося не­сколько слоев грунта. Высушенную форму подвергают шли­фовке, а затем покрывают черным лаком. Внутреннюю по­верхность покрывают красной краской и закрепляют несколь­кими слоями бесцветного лака. На таком изделии выполняют живопись, которую тоже закрепляют слоями бесцветного лака. Всю поверхность изделия тщательно полируют до образования зеркальной глади. Такая отделка превращает шкатулку в изящ­ный предмет. Главным украшением изделий из папье-маше является лаковая живопись, содержание которой необыкно­венно широко по тематике.

История происхождения лаковой миниатюры корнями уходит в русскую иконопись. Первые образцы изделий, вы­полняемые в технике папье-маше, по способу орнаментации напоминают иконное письмо. Лаковая миниатюра — это мелкие художественные изделия: шкатулки, табакерки, коро­бочки и многое другое — всякие мелочи, так необходимые каждой женщине. С учетом вкуса покупателей такой продук­ции складывается своеобразная тематика изображения. Чаще всего это пасторальные сценки, идиллические пейзажи, сцен­ки охоты и развлечений, а также сказки. Но путь к таким сю­жетам был непрост. Чаще всего лаковые промыслы складыва­ются в местах и селениях, где были сильны иконописные тра­диции. Композиции первых лаковых шкатулок напоминали житийные иконы. И расположение клейм, и линейность рас­положения сюжетов, и иконописные традиции в изображе­нии совсем нерелигиозных сюжетов — все говорит о сильных и глубоких традициях в этой области искусства.

 

Date: 2016-07-18; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию