Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба за живучесть судна





Живучесть судна - это способность судна противостоять аварийным повреждениям, сохраняя, поддерживая или восстанавливая при этом в возможной мере мореходные ка­чества.

Основные виды аварийных повреждений, как правило, связаны с поступлениями воды в корпус судна, пожарами и повреждениями технических средств.

Живучесть судна обеспечивается конструк­тивными элементами, организационно-техни­ческими мероприятиями, осуществляемыми при эксплуатации, и борьбой за живучесть суд­на, проводимой экипажем при аварии.

Конструктивные мероприятия проводят­ся проектными и судостроительными орга­низациями на стадии проектирования и по­стройки судна с целью обеспечения его жи­вучести.

Организационно-технические мероприятия проводятся экипажем с целью предотвращения поступле­ния воды, возникновения пожаров и аварий технических средств, а также поддержания в исправности и готовности средств, предназначенных для борьбы за живучесть судна.

В момент аварии успех борьбы за живучесть судна в основном определяется высоким моральным духом, хорошей подготовленностью и четкими действиями членов экипажа.

 

Борьба за непотопляемость судна

Повреждения корпуса судна различаются по размерам (малые - до 0,05 м2, средние - до 0,2 м2и большие - от 0,2 до 2 м2), по характеру (отверстия от вывалившихся заклепок и бол­тов, разошедшиеся швы, трещины и пробои­ны) и по расположению в корпусе (надводные, подводные и на ватерлинии).

Трещины, разошедшиеся швы и малые про­боины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок (рис. 1).

Клинья изготавливаются из сосны или дуба с острыми и тупыми концами. Иногда торцы клиньев окантовываются кровельным желе­зом или тонкой полосовой сталью.

Пробки изготавливаются из сосны и при­меняются для заделки иллюминаторов, круг­лых небольших пробоин, отверстий от выле­тевших заклепок и заглушки трубопроводов.

 

Рис. 1. Виды деревянных клиньев и пробок. Рис. 2.Парусиновый пластырь. 1 - парусина; 2 - ликтрос; 3 - бензель; 4 - коуш; 5 - кренгельс. Рис. 3. Схема постановки парусинового пластыря. 1 - контрольный штерт; 2 - шкоты; 3 - пробоина; 4 - пластырь; 5 - подкильные концы.

При самостоятельном изготовле­нии клиньев и пробок не следует де­лать слишком большой угол заоострения, т.к. это приводит к плохой посадке клина (пробел) в местах повреждения. Хранятся клинья и пробки в сухом месте.

Разошедшийся шов или длин­ную трещину следует заделывать несколькими клиньями, при этом заделку вертикальной трещины нужно начинать снизу, чтобы по­следний клин забивать при мень­шем напоре воды. Перед непосред­ственной заделкой пробоины клин (пробку) рекомендуется обернуть смоляной паклей, которая запол­нит места неплотного прилегания клина (пробки) к краю пробоины или трещины.

Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом не­сколько мелких пробоин, заделыва­ются с помощью пластырей (мяг­ких, полужестких и жестких).

К мягким пластырям относятся парусиновый, шпигованный и кольчужный. Для прогулочных катеров и яхт рекомендуется иметь парусиновый пластырь (рис. 2), изготовление которого не представля­ет труда.

Этот пластырь состоит из двух-трех слоев водоупорной парусины, полотнища которой расположены накрест и прошиты насквозь по квадратам нитками для машинной работы. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната. По углам в ликтрос бензелями заделаны коуши для крепле­ния подкильных концов и оттяжек. В середине верхней шкаторины заделан кренгельс, к которому кре­пится промаркированный контрольный штерт (на малом судне маркировку можно сделать через 10-20 см) для определения положения пластыря по борту судна. Размеры пластыря могут быть различными, в зависимости от типа и размерений судна.

Техника постановки мягкого пластыря на пробоину (рис. 3) заключается в проведении следую­щих операций:

1) Заводка подкильных концов осуществляется, как правило, с носа. При неработающем двигателе концы можно заводить одновременно с носа и кормы.

Подкильные концы проводятся одновременно вдоль бортов к пробоине и располагаются так, чтобы пробоина оказалась между ними. Чтобы уменьшить вероятность попадания подкильных концов на винт или их зацепления за бортовые кили, рекомендуется в средней части носового и кормового концов закре­пить грузы на расстоянии друг от друга, несколько превышающем ширину судна.

Длина подкильного конца равна двойной длине шкота, и может быть рассчитана по формуле:

где l - длина подкильного конца, м;

Н - высота борта от киля до верхней открытой палубы с учетом высоты фалыифорта, м;

В - наибольшая ширина судна, м

 

Подкильные концы имеют вплесненные в них коуши для крепления их с коушами на нижней шкаторине пластыря при помощи соединительных скоб.

2) Подготовка пластыря к постановке производится одновременно с заводкой подкильных концов. Пластырь с его снаряжением (за исключением подкильных концов) подносится к району пробоины, расчехляется и разворачивается на свободном месте палубы. Затем к нему крепятся шкоты, контрольный
штерт и после заводки - два подкильных конца.

3) Постановка пластыря производится при отсутствии хода судна. Постановка начинается сразу же по­сле подсоединения с помощью скоб к коушам пластыря подкильных концов. Пластырь постепенно опускается за борт и одновременно, по мере его опускания, с другого борта обтягиваются подкильные концы. Когда пластырь опущен на заданную глубину (определяется по маркам контрольного штерта) - на центр пробоины, то закрепляются шкоты и втугую обтягиваются подкильные концы. При обтяжке пластырь плотно прижимается к поверхности корпуса. На больших катерах и яхтах обтяжку можно проводить с помощью талей, либо, используя канифас-блок, с помощью судовой лебедки (шпиля, брашпиля). На небольших судах обтяжка проводится вручную. Обтянутые концы крепятся на кнехты и другие устройства.

Для предохранения подкильных концов от повреждений рекомендуется подкладывать под них на ост­рые углы палубного стрингера, планширя фальшборта и т.п. деревянные брусья или доски.

Наибольшую трудность представляет собой постановка пластыря в оконечностях судна. Это связано с тем, что форма корпуса в этих местах имеет явную кривизну, затрудняющую обеспечение плотности при­легания пластыря к корпусу, либо приводящую к вдавливанию пластыря водой внутрь судна.

Прилегание пластыря к корпусу считается удовлетворительным, если после начала откачки воды ее уровень в отсеке начинает снижаться.

Устройство и постановка других пластырей (мягких и полужестких) в данном пособии не рассматри­ваются, т.к. они на маломерных судах используются крайне редко. Хотя для судоводителей больших про­гулочных катеров и яхт, выходящих в морское плавание, следует иметь на борту более надежные виды пластырей и уметь их применять в аварийных случаях.

Жесткие пластыри применяются для заделки пробоин как снаружи, так и (при малых размерах) изнутри. Жесткий деревянный пластырь с мягкими бортами (рис. 4) может применяться на современных про­гулочных судах и яхтах для заделки пробоин на плоских участках корпуса, а также для заделки дверей, люков, горловин, иллюминаторов. Этот пластырь состоит из деревянного щита, обши­того по периметру парусиной, образующей с заверну­той в нее паклей подушку.

Размер пластыря должен быть таким, чтобы пробоина со всех сторон перекры­валась на 150-300 мм. Тонкие доски подгоняют одна к другой и они образуют внутренний щит пластыря. На этот щит накладывается парусина так, чтобы остались края для мягких бортов. На парусину поперек первого слоя укладываются толстые доски вплотную одна к другой. Доски пробиваются тонкими гвоздями. По­следующие слои толстых досок располагаются парал­лельно доскам второго слоя так, чтобы пазы наклады­ваемого слоя находились посредине доски предыду­щего слоя. Каждый слой прибивается гвоздями к пре­дыдущему. Расстояние между гвоздями 100-150 мм по длине и 30-40 мм по ширине досок.

Рис. 4. Жесткий пластырь с мягкими бортами.

1 – тонкие доски; 2 - толстые доски; 3 - мягкие борта

После закрепления досок пластырь переворачивается, за­гибаются концы гвоздей и по краям делается подушка - мяг­кие борта из пакли, закрываемые слоями парусины.

Парусина прибивается к доскам гвоздями. Отношение вы­соты подушки к ширине (h: в) составляет 1: 2 или 1: 3, а вы­сота подушки должна соответствовать суммарной толщине досок пластыря.

При заделке малых пробоин и трещин в качестве уплотня­ющих прокладок применяются подушки с куделью. Эти по­душки изготовляются из парусинового чехла с укладкой ров­ного слоя просмоленной кудели из пеньки или очесов льна. Толщина подушки составляет до 30 мм. Схема постановки жесткого пластыря снаружи показана на рис. 5.

Рис 5. Постановка пластыря снаружи корпуса на подкильных концах

Рис. 6. Использование средств подкрепления при постановке жесткого пластыря изнутри:

а) использование струбцины;

б) подкрепление водонепроницаемой двери;

в), г) и д) использование деревянных упоров.

На рис. 6 изображены некоторые способы использования средств подкрепле­ния при постановке жест­ких пластырей изнутри корпуса.

При заделке деревянных корпусов пользоваться клиньями не рекомендуется, так как это может привес­ти к расширению пазов или расколоть обшивку. Применение мягкого пластыря на деревянных судах эф­фективно: парусина под давлением воды заходит в пазы и играет роль конопатки. При небольшом напоре или неширокой пробоине ее удобно заделать фанерой или кровельным железом с помощью гвоздей. Под фанеру (железо) кладется промазанная суриком или солидолом парусина.

Рис.. 7 Металлический раздвижной упор.

При постановке пласты­рей изнутри применяются средства подкрепления. К ним относятся металлические раздвижные упоры (рис. 7) различных размерений, аварийные брусья, де­ревянные и металлические шаблоны, аварийные струб­цины.

Заделку разошедшихся пазов обшивки деревянного судна эффективно производить с использованием опилок, которые в мешках подтягиваются на концах к месту водотечности и выбрасываются в воду. Филь­трующейся водой опилки затягиваются в пазы, где разбухают и плотно закупоривают места водотечности.

Судоводителям маломерных судов, при подготовке к плаванию необходимо убедиться в наличии и ис­правности водоотливных средств, средств и инструментов, предназначенных для борьбы за живучесть суд­на. Получение пробоины, трещины или другого повреждения, связанного с поступлением воды в корпус катера (моторной лодки, парусного судна), является серьезной опасностью для судна и экипажа, особенно при значительном удалении от берега и неблагоприятных метеоусловиях. Только наличие аварийных средств и умение их правильно использовать может предотвратить гибель людей, находящихся на борту аварийного судна.

Date: 2016-07-18; view: 582; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию