Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Республика Корея в 50─90-е годы





Характерной чертой политического развития Южной Кореи являлось длительное сохранение авторитарной формы правления. На протяжении четырёх десятилетий у власти находились сменявшие друг друга диктаторские режимы, что позволяет предложить следующую периодизацию политической истории этой страны:

1948-1960 годыПервая Республика, период диктаторского правления Ли Сын Мана. В эти годы сохранялась политическая нестабильность, вызванная сложной экономической ситуацией в послевоенной Корее, медленным восстановлением её хозяйства, усиливавшейся социальной дифференциацией общества, трудностями индустриализации, а также засильем американцев. Правительственный курс был направлен на жёсткое подавление оппозиции. Чтобы продлить своё пребывание у власти возглавляемая Ли Сын Маном Либеральная партия внесла незаконные изменения в конституцию. Явная фальсификация властями итогов президентских выборов 1960 г. вызвала взрыв массового недовольства. В Сеуле и других южнокорейских городах произошли бурные студенческие антиправительственные выступления, переросшие в народное восстание. Это привело к краху режима Ли Сын Мана (апрель 1960 г.). Оказавшись в изоляции и лишившись поддержки США, он был вынужден отказаться от власти и бежать на Гаваи. Эти события ознаменовали завершение периода Первой республики.

 

1960-1961 годыВторая Республика. После апрельских событий было создано переходное правительство, провозгласившее курс на политическую либерализацию, расширение полномочий парламента и “оздоровление” государственного аппарата. Были расширены демократические права населения страны. Окрепла многопартийная система. В июне 1960 г. парламент принял поправки к конституции, в соответствии с которыми президент наделялся функциями главы государства и исполнительной власти не имел. В июле были проведены парламентские выборы, на которых победу одержала Демократическая партия. В сентябре было провозглашено создание Второй Республики. Новое руководство объявило о__своём намерении построить “государство всеобщего благоденствия”, пообещало сократить военные расходы и численный состав армии. Смягчилась напряжённость и в отношениях с Северной Кореей. Возникшие новые демократические партии (Социалистическая, Социалистическая массовая и др.) выступили с требованием мирного объединения страны.Однако ситуация в экономике продолжала оставаться очень сложной. В этой обстановке, опасаясь роста политической нестабильности (и в первую очередь, видимо, студенческой агитации в пользу переговоров с Севером), военные организовали государственный переворот.16 мая 1961 г. группа офицеров во главе с генералом Пак Чжон Хи совершила переворот и установила военный режим, который почти сразу же был признан администрацией США. Эти события положили начало следующему периоду в политической истории Южной Кореи.

1961-1979 годы ─ период диктаторского правления Пак Чжон Хи. В стране было введено военное положение, распущен парламент, запрещены все политические партии и организации, отменены буржуазно-демократические свободы. Режим военного управления действовал до 1963 г., когда Пак Чжон Хи устроил избрание себя президентом РК. Была создана Демократическая республиканская партия, ставшая политической опорой новой власти. Вступила в силу новая конституция, предоставившая президенту огромные полномочия. В ноябре 1963 г. состоялись парламентские выборы, позволившие сформировать гражданскую администрацию.

 

В декабре 1963 г. было провозглашено создание Третьей Республики (1963-1972 гг.). Этот период стал переломным в истории Южной Кореи, поскольку новое руководство, возглавляемое президентом Пак Чжон Хи, под лозунгом “Долой бедность!” взяло курс на ускоренное экономическое развитие страны по японской модели, используя теории “корпоративного общества” и “административной (направляемой) демократии”. Этот курс оказался успешным и получил общественную поддержку. В период начала реформ велика была роль президента страны, взявшего под свой личный контроль ключевые отрасли экономики. В 1971 г. был создан Корейский институт развития, занявшийся формированием экономической стратегии государства. Некоторые исследователи называют ситуацию, сложившуюся в Южной Корее в 60─70-е годы (бурное развитие экономической системы при жёсткой авторитарной власти) “парадоксом президента Пак Чжон Хи”. Отчасти успехи в экономической политике объяснялись тем, что в условиях существовавшей диктатуры активно действовали оппозиционные партии, и это способствовало совершенствованию механизма управления.

 

В то же самое время Пак Чжон Хи всемерно стремился к укреплению своей личной власти. В 1972 г. он ввёл военное положение и представил новую (“оздоровляющую”) конституцию, которая позволяла ему исполнять президентские обязанности фактически неопределённый срок и ограничивала деятельность легальных политических партий. В соответствии с предложенной конституцией предполагалось создать новый орган ─ Национальную конференцию для объединения, по существу представлявшую коллегию

выборщиков президента. В ноябре 1972 г. эта конституция была одобрена национальным референдумом, что положило начало периоду Четвёртой Республики (1972-1980 гг.). Фактически в стране установился режим личной власти Пак Чжон Хи. Во внутренней и внешней политике в этот период использовалась доктрина “наращивания сил для объединения страны путём победы над коммунизмом”. Оппозиция жестоко подавлялась, что сопровождалось политическими судебными процессами над противниками режима. В октябре 1979 г. один из влиятельных лидеров оппозиции был обвинён в подрывной деятельности и изгнан из парламента. Эти действия властей вызвали новый всплеск беспорядков в стране. 27 октября 1979 г. Пак Чжон Хи был убит своими же сподвижниками (его застрелил директор

южнокорейского Центрального разведывательного управления). На короткий срок пост президента занял премьер-министр. Однако уже в декабре 1979 г. для восстановления порядка в стране на политическую арену вновь вышли военные. 12-13 декабря генерал Чон Ду Хван осуществил переворот и фактически взял власть в свои руки. Эти события ознаменовали начало нового периода в политической истории РК.

 

Гг. ─ период диктатуры Чон Ду Хвана. В мае 1980 г. ведущие лидеры оппозиции были арестованы, а выступления сторонников демократии жестоко подавлены: при штурме правительственными войсками города Кванджу, занятого восставшими студентами, было убито около 200 человек. Вскоре после этого Чон Ду Хван путём косвенных выборов занял пост президента сроком на 7 лет. Однако формальное провозглашение гражданского правления не меняло военно-диктаторской сущности режима. Новые власти создали Демократическую партию справедливости (ДПС), которая стала правящей. В апреле 1981 г. вступила в силу новая конституция страны, заложившая правовые основы Пятой Республики (1981-1987 гг.).

 

В последующие годы руководство Чон Ду Хвана направило основные усилия на поддержание политической стабильности и обеспечение быстрого экономического развития страны (в 1986-1988 гг. ежегодные темпы экономического роста РК составили в среднем 12%). Удалось добиться и ряда крупных дипломатических побед. В 1983 г. состоялись визиты в Сеул японского премьера Я. Накасоне, который пообещал льготные кредиты на 4 млрд долларов для финансирования экономического развития РК, а также президента США Р. Рейгана. Ещё одним важным политическим успехом стало решение Международного олимпийского комитета о проведении в Сеуле летних Олимпийских игр 1988 г., что, по существу, означало признание Республики Корея международным сообществом.

 

Существенные перемены происходили в оппозиционном лагере. В январе 1985 г. была создана Новая демократическая партия Кореи, которая на некоторое время стала ведущей силой оппозиции. Однако в 1987 г. из-за внутренних разногласий произошёл её раскол, в результате которого возникла Демократическая партия за воссоединение (своей главной задачей она поставила объединение Северной и Южной Кореи). Её руководитель Ким Ён Сам стал активно готовиться к участию в президентских выборах. Летом 1987 г. была создана Партия мира и демократии, лидер которой (Ким Дэ Чжун) также объявил себя кандидатом на пост президента.Таким образом, несмотря на заметное усиление, оппозиционный лагерь оставался расколотым.

 

На протяжении 80-х годов продолжались массовые выступления, происходившие под антидиктаторскими и антиамериканскими лозунгами.В этой сложной внутриполитической обстановке правящая верхушка была вынуждена прибегнуть к политическим манёврам. Поскольку срок полномочий Чон Ду Хвана истекал, он начал готовить своего преемника. В июне 1987 г. на пост председателя правящей ДПС был назначен генерал Ро Дэ У (друг и сокурсник Чон Ду Хвана по военной академии), которого прочили в кандидаты на пост президента. Было заявлено, что новый президент страны будет избираться по прежней системе косвенных выборов (т.е. коллегией выборщиков). Это правительственное заявление вызвало бурный всплеск негодования в стране. В Сеуле и ряде крупных городов Южной Кореи произошли крупные столкновения между участниками антиправительственных демонстраций и полицией. Понимая необходимость срочных перемен, генерал Ро Дэ У, пригрозив своим отказом от поста лидера партии и кандидата на президентский пост, потребовал у Чон Ду Хвана выполнения основных требований оппозиции, проведения демократических реформ и введения прямых президентских выборов.

 

В октябре 1987 г. была одобрена на национальном референдуме и вступила в силу новая конституция, которая устанавливала систему прямых президентских выборов на основе всеобщего избирательного права, ограничивала полномочия президента (отныне он избирался на 5 лет без права переизбрания на новый срок), расширяла гражданские свободы и запрещала вмешательство военных в политику. В декабре 1987 г. состоялись прямые президентские выборы. Из-за разобщённости оппозиции, не сумевшей договориться и выставить единого кандидата, победу одержал Ро Дэ У, получивший 36% голосов избирателей (кандидаты от оппозиции ─ Ким Ён Сам и Ким Дэ Чжун ─ получили примерно по 27% голосов).

 

Таким образом, в конце 1987 г. в политической истории Южной Кореи начался новый период ─ период Шестой Республики, продолжающийся до наших дней. Качественным содержанием этого периода стало устранение от власти военных. Президентство Ро Дэ У (1988-1992 гг.) ознаменовалось дальнейшим обострением внутриполитической борьбы. Весной 1988 г. произошли массовые выступления студентов с требованиями выдать и судить экс-диктатора Чон Ду Хвана, повинного в кровавом подавлении восстания в Кванджу в мае 1980 г. Многие из студенческих демонстраций приобрели антиамериканский характер. Правительство, опасавшееся срыва летних Олимпийских игр в Сеуле, было вынуждено пойти на определённые уступки: была расширена автономия государственных и частных университетов, разрешено формирование студенческих ассоциаций, ослаблены ограничения на свободу печати. Однако осенью 1988 г., после завершения Олимпийских игр, студенческие выступления возобновились с новой силой. Радикально настроенные активисты молодёжного движения требовали казни Чон Ду Хвана и создавали “отряды смертников” для штурма его резиденции. В конце ноября 1988 г. экс-диктатор провёл

свою последнюю пресс-конференцию, в ходе которой попросил прощения у народа и объявил, что передаёт государству свой дом, имущество и 20 млн долларов (как полагают, лишь часть суммы, награбленной за время правления), после чего бежал из Сеула.

 

Политическая нестабильность, активная деятельность оппозиции ограничивали реальные возможности нового руководства. На парламентских выборах 1988 г. “партия власти” ─ ДПС ─ не сумела добиться ожидаемой победы (получила лишь 87 из 224 депутатских мандатов). Поэтому для укрепления своего режима Ро Дэ У провёл ряд политических комбинаций. Так, в 1990 г. произошло объединение ДПС с умеренными оппозиционными партиями, представленными в Национальном собрании, в результате чего была сформирована правящая Демократическая либеральная партия (ДЛП), располагавшая абсолютным большинством (более 60%) мест в парламенте. Официальная пропаганда расценила этот шаг как попытку стабилизировать обстановку в стране, однако в обществе он был воспринят неоднозначно.Лидер оппозиции Ким Дэ Чжун осудил слияние партий как “предательство корейского народа” и потребовал проведения новых парламентских выборов. В Сеуле и других городах прошли студенческие демонстрации протеста. Таким образом, начавшаяся политическая либерализация не снижала накала внутриполитической борьбы.

 

На президентских выборах 1992 г. победу одержал Ким Ён Сам. Он стал первым южнокорейским президентом, начиная с 1960 г., который не был связан с военными кругами. Поэтому 1992 г. фактически завершил период правления военных. В период президентства Ким Ён Сама (1993-1997 гг.) принимались эффективные меры по оздоровлению политической обстановки в стране и борьбе с коррупцией. Лишь в 1993 г. были смещены либо подверглись дисциплинарному воздействию более 3000 государственных чиновников, представителей деловых кругов и военных, заподозренных в коррупции (предстал перед судом и был приговорён к 3-летнему заключению даже основатель и почётный председатель крупнейшей финансово-промышленной группы “Хёндэ”). За время правления администрации Ким Ён Сама своих постов лишились 16 ведущих банкиров страны.Правительство объявило вне закона существовавшую ранее практику открытия анонимных банковских счетов. Были арестованы и привлечены к суду экс-президенты Чон Ду Хван и Ро Дэ У (их обвиняли в организации государственного переворота 1979 г., резне в Кванчжу и коррупции). Проводимая политика, несомненно, способствовала укреплению имиджа руководства страны. Оба были амнистированы в декабре 1997 г.

 

На очередных президентских выборах (декабрь 1997 г.) победу одержал Ким Дэ Чжун, в прошлом видный деятель оппозиции, известный правозащитник. Став президентом, он провозгласил курс на постепенное сближение с Северной Кореей. Новое руководство последовательно продолжало политику либерально-демократических реформ. Это способствовало дальнейшему оздоровлению внутриполитической ситуации в стране. В последнее время наблюдается сокращение масштабов забастовочного движения и спад студенческих выступлений. Деятельность оппозиции ограничивается рамками парламента. В 90-е годы увеличилась прослойка среднего класса, что способствовало смещению общественных настроений “от реформ к стабильности” и в целом к консерватизму. Вместе с тем, среди молодёжи сохранялись антиамериканские настроения, чему в немалой степени способствовало присутствие на территории Южной Кореи крупного контингента (около 40 тыс. человек) американских войск.

Экономическое развитие Южной Кореи в 50─90-е годы характеризовалось рядом особенностей. На протяжении 50-х годов положение в её экономике оставалось очень тяжёлым, что во многом объяснялось нарушением традиционных хозяйственных связей в результате раскола страны, разрушительными последствиями войны 1950─1953 годов, упадком аграрного сектора (традиционно более развитого на Юге). Это предопределило сильную зависимость от внешней, прежде всего американской помощи. Положение усугублялось сравнительно высоким (около 3% в год) приростом населения. Остро стояли проблемы занятости и обеспечения населения продуктами питания. На рубеже 50─60-х годов уровень производства ВНП на душу населения не превышал 80 долларов, что свидетельствовало о нищенском положении страны. Восстановление разрушенного войной хозяйства было в основном завершено в начале 60-х годов. И с этого времени начинается экономическая эволюция Южной Кореи.

 

Американскими специалистами была разработана долгосрочная программа развития южнокорейской экономики, основанная на рекомендациях МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Стратегия этой программы состояла в приоритетном развитии экспортных отраслей, ориентации на мировой рынок и сведении до минимума внутреннего потребления. Она легла в основу последующей социально-экономической политики РК и предопределила феноменальные результаты в её хозяйственном развитии.Ведущую роль в создании благоприятных условий для становления рыночной экономики, наращивании промышленного потенциала Южной Кореи играло государство.

 

Характерной особенностью южнокорейской модели развития стала небывалая (для несоциалистического мира) степень государственного руководства экономическим развитием страны:

 

─ Государство осуществляло экономическое планирование. Первый план (т.н. “план Натана”) был разработан ещё в 1954 г. при участии экспертов ООН. Однако этот и последующие планы вплоть до начала 60-х годов были несовершенны, поскольку не представляли целостной концепции развития. В 1962 г. был принят первый 5-летний план экономического развития страны, положивший начало практике государственного планирования. В 1963 г. было создано Управление экономического планирования, занимавшееся разработкой общей стратегии экономического развития. Ведущая роль государства в экономике страны была официально закреплена конституцией Южной Кореи.

 

─ Государство оказывало постоянную поддержку крупным национальным финансово-промышленным объединениям (“чеболь”). Возникновение первых “чеболь” относится еще к периоду японского колониального господства в Корее. Большинство из них имеет семейно-клановый характер. Правительство поощряло и всячески поддерживало рост национальных финансово-промышленных групп. Это давало возможность избегать распыления скудных ресурсов и стимулировать концентрацию производства, без которой было невозможно в кратчайшие сроки создать в стране тяжёлую промышленность. Если в 1953 г. в Южной Корее было всего лишь 5 “чеболь”, то в 1985 г. их число возросло до 70, а в 1990 г. ─ до 100. По концентрации производства и капитала южнокорейские “чеболь” значительно превосходят японские монополии (в середине 90-х годов на долю 10 крупнейших финансово-промышленных групп Южной Кореи приходилось более 1/3 общего объёма промышленного производства страны и 1/4 её внешнеторгового оборота). Южнокорейские монополии являлись надёжными партнёрами государства в сфере бизнеса и сыграли большую роль в подъёме экономики страны и её интеграции в мировое хозяйство.

 

─ Государство всемерно стимулировало научно-технический прогресс, поскольку ориентация экономики Южной Кореи на внешний рынок требовала постоянного повышения конкурентоспособности экспортной продукции. Первоначально Южная Корея (так же как и Япония) шла по пути заимствования зарубежного опыта и технологий. Для привлечения иностранных инвестиций и современных технологий создавались “открытые экономические зоны”, заложившие основу для развития наукоёмких отраслей, ориентированных на внешний рынок. Однако уже в конце 60 х годов государство стало осуществлять программу возрождениянациональной науки, направило свои усилия на развитие национальной научно-технической базы. С этого времени значительно возросли расходы на научно-исследовательские разработки,проводимые корейскими специалистами.

 

В 80-е годы стали организовываться современные технополисы. Однако зависимость южнокорейской экономики от импорта иностранной технологии продолжала сохраняться. Поэтому был разработан план развития наукоёмких отраслей на период 1990─1994 гг., на реализацию которого государство выделило 38,8 млрддолларов. Постоянное внимание уделялось развитию системы образования, что способствовало значительному повышению качества национальной рабочей силы. Сегодня неграмотность в Южной Корее практически ликвидирована, в стране насчитывается более 500 высших учебныхзаведений (из них 400 частных), где обучается около 1,5 млн студентов, 1800 школ высшей

ступени, свыше 8,5 тыс. средних и начальных школ.

 

Как уже отмечалось, на протяжении длительного периода в Южной Корее сохранялись авторитарные формы правления, что также обусловило специфику её модели развития.Авторитарные режимы сыграли ключевую роль в ускоренном экономическом росте страны, мобилизуя и целенаправленно используя имеющиеся ресурсы (так, пришедший к власти в 1961 г. Пак Чжон Хи с целью сосредоточения финансовых средств национализировал все банки). Диктаторские режимы подавляли рабочее движение, поддерживали одновременно низкие цены и низкую зарплату. На протяжении двух с лишним десятилетий заработная плата южнокорейских рабочих искусственно фиксировалась на уровне в 9-10 раз ниже, чем в США и в 4-5 раз ниже, чем в Японии.

 

В развитии экономики Южной Кореи прослеживается несколько этапов. В 60-е годы основной упор был сделан на развитии экспортного производства. При этом корейцы очень умело приспосабливались к запросам мирового рынка. Например, в 60-е годы одной из основных статей южнокорейского экспорта (10-12% всех экспортных поставок) стали парики, которые корейцы сами не носили, но быстро наладили их производство и успешно вывозили на Запад, где они в то время были в моде. В результате в 1961─1970 годах объём экспортных поставок возрос в 15 раз, причём 80% от общего объёма поставок составляла продукция лёгкой промышленности. Однако это предопределило огромную зависимость южнокорейской экономики от внешней торговли: если в 1962 г. доля внешнеторгового оборота в ВНП

составляла лишь 1/10, то в 90-е годы она выросла до 3/4.

 

В 70-е годы был взят курс на развитие тяжёлой и химической промышленности. С привлечением иностранного капитала были построены крупный сталеплавильный комбинат, кораблестроительные мощности, начали активно развиваться электроника, автомобильная промышленность, энергетика. В 80-е годы осуществлялись национальные программы стабилизации и либерализации.Избранная стратегия развития обеспечила бурный экономический подъём страны. Республика Корея вошла в число “новых индустриальных стран” (НИС) со сравнительно развитой промышленной базой и мощным экспортным

потенциалом *. К середине 90-х годов Южная Корея заняла 2-е место в мировом судостроении, 3-е ─ в производстве полупроводников, 5-е ─ в электронике, нефтехимии и текстильном производстве, 6-е ─ в автомобилестроении и и металлургии.

 

В конце 90-х годов экономика Южной Кореи столкнулась с рядом серьёзных проблем. Сказались негативные последствия прежнего аторитарного режима, с течением времени исчерпавшего свои созидательные возможности и вызвавшего серьёзные перекосы в системе потребления: огромный разрыв между богатыми и бедными, между развитыми и отсталыми районами страны, между городом и деревней, между крупными корпорациями и мелким бизнесом.Начавшаяся в 80-е годы либерализация общественно-политической жизни привела к усилению ранее подавлявшихся общественных сил, в первую очередь профсоюзного движения, а как следствие ─ к повышению заработной платы южнокорейских рабочих, что немедленно отразилось на себестоимости производимой ими продукции. Снижал конкурентоспособность корейских товаров на мировых рынках и их относительно невысокий технологический уровень. Это обусловило сокращение экспортной выручки.

 

Большой удар по экономике Южной Кореи нанёс также азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998 годов, вызвавший инфляцию, спад производства, многочисленные банкротства мелких и средних компаний, рост безработицы. Резко возросла внешняя задолженность страны ─ в 1999 г. она составляла около 136 млрд долларов (в 1990 г. ─ 27,4 млрд долларов).В этой сложной ситуации правительство объявило оздоровление экономики своей важнейшей программной целью. При этом основной упор был сделан на недопущение резкого снижения уровня жизни населения. Нынешнее руководство страны предполагает создать экономическую модель, ориентированную, главным образом, на удовлетворение интересов малого и среднего бизнеса. Предусматриваются также реформы в промышленности, в финансовой сфере, в области трудовых отношений, динамичное развитие национальной научно-исследовательской базы.

 

21 В. Западное Чжоу(1027 -771 гг. до н. э.)

  Немногочисленное племя Чжоу, разгромив иньцев, оказалось во главе крупного военно-политического объединения, пределы которого вышли далеко за рамки прежней территории Шан-Инь и практически охватили почти весь бассейн Хуанхэ. Перед чжоускими вождями встала нелегкая задача организовать управление многочисленным подчиненным им гетерогенным населением, наиболее крупную и развитую часть которого составляли иньцы. Решая вставшие перед ними проблемы, предводители чжоусцев и прежде всего оказавшийся у власти после смерти У-вана регент при малолетнем Чэн-ване, его дядя Чжоу-гун, направили основное усилие на быстрое и всестороннее усвоение наследия Инь и распространение этого наследия на всю завоеванную территорию. Расчленив и расселив иньцев на новых землях, Чжоу-гун значительную часть их разместил в центре созданного им военно-политического образования, в районе Лои, где искусными иньскими мастерами была выстроена для чжоусцев новая столица (Чэнчжоу - в отличие от прежней, Цзунчжоу), ставшая местопребыванием немалой части чжоуской администрации, а также главным военным центром: здесь, в частности, располагались восемь так называемых «иньских» армий, состоявших, видимо, из перешедших на службу к чжоусцам профессиональных иньских воинов. Остальная часть администрации, еще шесть армий и сам ван со всем его двором продолжали, однако, жить в Цзунчжоу, т. е. на западе страны, в районе прежних родовых поселений чжоусцев, откуда и пошло наименование описываемого периода (Западное Чжоу).   Усилиями первых чжоуских правителей, в основном все того же Чжоу-гуна, чжоусцы за несколько десятилетий сумели укрепить и легитимизировать свою власть. Во-первых, была выработана концепция этически детерминированного права на власть, т. е. учение о Мандате Неба (тянь-мин), согласно которому Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. С этой точки зрения была подвергнута официальному пересмотру вся предшествующая и смутно известная чжоусцам история: согласно концепции Чжоу-гуна, зафиксированной в ранних главах книги исторических преданий Шуцзин, некогда на территории Китая существовала династия Ся, имевшая законное право на власть, но лишившаяся этого права потому, что последний ее представитель Цзе утратил добродетель и вел себя недостойно. Именно вследствие подобного хода событий, санкционированного Небом, власть оказалась в руках основателя династии иньцев Чэн Тана. Иньцы долго владели небесным мандатом, но последний мньский правитель Чжоу Синь в силу опять-таки своей недобродетельности утратил право на него, в результате чего великий Мандат Неба оказался в руках правителя чжоусцев Вэнь-вана. Концепция Мандата Неба - едва ли не первая в истории Китая сознательно созданная и хорошо логически обоснованная социально-политическая теория - сыграла решающую роль в легитимизации власти немногочисленного племени завоевателей-чжоусцев: право их на власть оказалось неоспоримым потому, что оно было санкционировано самим Небом, ставшим верховным божеством в Китае. Небо же санкционировало эту власть не потому, что чжоусцы оказались сильнее других, а вследствие тога, что на их стороне были мудрость и добродетель.   Во-вторых, защитившись легитимной идеей, чжоусцы сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра в двух столицах. В функции этой администрации, представленной сановниками и чиновниками различных категорий - как заимствованных у Шан-Инь, так и созданных заново, частично на чжоуской основе, - входили управление земледельческим хозяйством на больших общих совместно обрабатывавшихся полях в зоне расселения самих чжоусцев, руководство ремеслом и строительством, обеспечение притока налогов и дани с нечжоуских племен, включая иньцев, а также выполнение военных, судебных, редистрибутивных и многих иных обязанностей. На административные должности обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из числа чжоуской и иньской родовой знати. Отправление высших должностей обычно было наследственным, но это не являлось строгой нормой: есть сведения, что способных администраторов не раз передвигали вверх по служебной лестнице.   Наконец, в-третьих, решение проблемы власти на местах чжоусцы нашли в частично заимствованной у иньцев, частично разработанной ими самими системе наследственных уделов, пришедших на смену иньским регионально-вассальным подразделениям промежуточной зоны. Об этой важной системе, сыгравшей едва ли не решающую роль в истории чжоуского Китая, следует сказать особо. Сущность системы сводилась к тому, что вся гигантская периферия Чжоу, т. е. та часть заселенной различными племенами территории, которая не примыкала к обеим столицам, но считалась находившейся под непосредственным политическим контролем чжоусцев, делилась на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. Источники упоминают о 70 с небольшим таких уделах, подавляющее большинство (53-55) которых было пожаловано братьям, сыновьям и племянникам первых чжоуских правителей, включая и регента Чжоу-гуна. Пожалование удела предусматривало предоставление новому владельцу исключительного права господства над всей управляемой территорией и над обитавшим там или переселенным туда населением. Существует немало документов типа инвеституры (введение в право владения - обычно это надписи на бронзовых ритуальных сосудах), детально описывающих состав пожалования с перечислением земель, поселений, племенных групп, регалий, ритуальной утвари и прочего имущества, передающегося новому владельцу удела.   Как правило, вместе с ним на новое местожительство направлялась и дружина воинов-чжоусцев («люди вана» обычно упоминаются при перечислениях в записях), которая призвана была являть собой социально-политическую опору нового владельца удела, костяк чжоуского господства там. Тем самым немногочисленный чжоуский контингент создавал то этнически и политически господствующее ядро, ту группу тесно связанных друг с другом родственников и соплеменников, благодаря существованию которой правящий клан в новом уделе не только сравнительно легко упрочивал свою власть, но и оказывался ведущим в процессе постепенной этнической консолидации в рамках удела.   Система уделов была вынужденной формой политической структуры в молодом государстве, гигантская территория которого с неразвитой инфраструктурой и примитивным механизмом редистрибуции явно не соответствовала стремлениям малочисленной этнической группы чжоусцев ее возглавлять и контролировать. Эффективность аппарата центра была достаточна для контроля в рамках двух столиц и общего руководства. Руководство же на местном уровне должны были взять на себя как раз те чжоусцы, которым и были пожалованы уделы. Владельцы уделов на первых порах являли собой администраторов-наместников, комендантов чжоуских гарнизонов в иноплеменном окружении. Естественно, все они были тесно связаны с центром, зависели от его помощи и военной поддержки в случае нужды. Логично и закономерно, что эта связь подчеркивала и освящала величие власти вана, неприкосновенность его статуса и функций в качестве всеобщего сюзерена, верховного правителя, носителя небесного мандата, «сына Неба» (тянь-цзы) - этим титулом официально именовались чжоуские правители. Упомянутая связь реально подкреплялась спорадическими инспекционными поездками вана или его представителей в уделы, т. е. повседневным контролем центра, а также визитами владельцев уделов ко двору с данью и подарками, своего рода отчетами о деятельности. В функции центра входило, особенно на первых порах, также и введение в права владения наследников умерших правителей, что обычно совершалось в форме торжественного церемониала с клятвами и напутствиями, нередко при личном участии вана, в одном из столичных храмов.

Судя по "Книге песен", сохранялась территориальная большесемейная община, согласно позднейшим данным - с коллективными органами самоуправления, земли которой разделялись на обрабатывавшиеся в пользу государства (гунтянь) и частные (сытянь), т.е., видимо, обрабатывавшиеся общинами в свою пользу. Термин сытянь здесь нельзя понимать как индивидуальные земли. Свободные члены территориальных общин составляли основную массу населения, обязанную натуральными поставками и физическим трудом в пользу государства. Собственно чжоуское население байсин ("сто родов") находилось в привилегированном положении по сравнению с остальными свободными, обладая, в частности, правом на даровые раздачи продуктов питания, в частности регулярные выдачи свинины, и на сокращение повинностей и поставок. Длительному сохранению обычая внутриобщинных переделов земли в известной мере способствовало то, что постоянная ирригационная система, при которой эти переделы затруднены, не получила еще распространения в полеводстве. Община продолжала оставаться коллективным собственником земли, представляя общинно-частный сектор, существовавший параллельно с государственным. С бытованием в раннечжоуском Китае общинного землевладения и практикой земельных переделов связывают так называемую систему "колодезных полей" (цзинтянь), зафиксированную в трактате философа Мэнцзы (372- 289 гг. до х.э.). По идеальной схеме Мэнцзы, в каждой общине (нормативно состоящей из восьми семей) вся пахотная земля делилась на девять равновеликих квадратов (один - в центре, восемь - по краям); их внутренние межевые границы как бы образовывали рельефный рисунок, сходный с иероглифом "цзин" ("колодец"). Внутренний квадрат этого комплекса обрабатывался общинниками сообща, восемь крайних - отдельно каждой из восьмерки семей. При несомненной заданности и утопичности схемы Мэнцзы в ней, по мнению ученых, нашли отражение пережитки представлений об общинной земельной собственности и равновеликости семейных наделов в общине, что могло быть достижимо только при периодическом переделе полей.

К концу периода, по-видимому, начинают появляться земельные хозяйства, не входящие в общины. Среди единичных сведений о сделках с землей - купчая, зафиксированная на сосуде рубежа Х-IX вв., об обмене конной упряжки на 30 полей. Основную рабочую силу в таких хозяйствах могли составлять работники различных категорий и наименований, находившиеся в рабском положении или близком к нему и не во всех случаях полностью лишенные личностных прав, что было отражением ранней стадии развития рабовладения. О частном рабстве свидетельствуют раскопки могильников этого периода с сопутствующим захоронением нескольких рабов в каждом из них. Государство заботилось о возвращении беглых рабов их хозяевам, обладая необходимым для этого аппаратом принуждения в виде войска вана. Такой случай отражен в надписи на сосуде Юйгуй начала IX в. Постепенно укреплялось право частной собственности на рабов. Уполномоченные вана разбирали по суду имущественные тяжбы между частными лицами, в том числе и по поводу рабов. Так, например, на сосуде Худин излагается как подведомственное юрисдикции вана дело об обмене-продаже пяти рабов на лошадь и моток шелка. Рабы становятся немаловажным объектом меновой торговли в условиях господства в западночжоуском обществе домонетной формы обращения. Обычно раб оценивался в 20 мотков шелка. Учитывая ежемесячные выдачи шелком царским служащим (от 5 до 30 мотков-рулонов), можно предположить, что кто-то из них мог владеть рабами. Сделки с рабами, как и с другим имуществом, оформлялись отливкой соответствующего документа на ритуальном бронзовом сосуде; это придавало юридическому акту одновременно и сакральный смысл, что свидетельствует об относительной неразвитости института частной собственности в западночжоуском обществе.

В Западном Чжоу прекращаются регулярные массовые жертвоприношения и ритуальные погребения рабов, столь характерные для шанской да эпохи. Борьба против человеческих жертвоприношений еще долго и с и переменным успехом будет вестись в древнем Китае, но показательно, что первый протест против этого кровавого обычая история связывает с покорителем шанцев и основателем чжоуской государственности Чжоугуном, дух которого - как передает традиция - "не принимал человеческих жертвоприношений".

 

Date: 2016-07-05; view: 2361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию