Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный строй Ассирии IX–VII веков





Общественный строй Ассирии ещё сохранял черты древнего родового и общинного строя. Так, например, вплоть до эпохи Ашщурбанипала (VII в. до н. э.) сохранялись пережитки кровной мести. В одном документе этого времени говорится, что вместо «крови» следует отдать рабыню, для того чтобы «смыть кровь». Если человек отказывался дать возмещение за убийство, его следовало убить на могиле убитого. В другом документе убийца обязывается отдать в возмещение за убитого свою жену, своего брата или своего сына.

Наряду с этим сохранились и древние формы патриархальной семьи и домашнего рабства. В документах этого времени фиксируются факты продажи девушки, выдаваемой замуж, причём продажа рабыни и свободной девушки, выдаваемой замуж, оформлялись совершенно одинаковым способом. Так же, как и в предшествующие времена, отец мог продать своего ребёнка в рабство. Старший сын попрежнему сохранял своё привилегированное положение в семье, получая большую и лучшую часть наследства. Классовому расслоению ассирийского общества содействовало и развитие торговли. Нередко бедняки теряли свои земельные наделы и разорялись, попадая в экономическую зависимость от богачей. Не имея возможности вовремя уплатить ссуду, они должны были отрабатывать свой долг личным трудом в доме кредитора в качестве кабальных рабов.

Количество рабов особенно возросло вследствие больших завоевательных походов, которые совершали ассирийские цари. Пленников, которых в огромном количестве пригоняли в Ассирию, обычно обращали в рабство. Сохранилось много документов, фиксирующих продажу рабов и рабынь. Иногда продавались целые семьи, состоявшие из 10, 13, 18 и даже 27 человек. Много рабов работало в сельском хозяйстве. Иногда продавались земельные участки вместе с теми рабами, которые работали на этой земле. Значительное развитие рабства приводит к тому, что рабы получают право иметь некоторое имущество и даже семью, однако рабовладелец всегда сохранял полную власть над рабом и над его имуществом.

Резкое имущественное расслоение привело не только к делению общества на два антагонистических класса, рабовладельцев и рабов, но и вызвало расслоение свободного населения на бедных и богатых. Богатые рабовладельцы обладали большим количеством скота, земли и рабов. В древней Ассирии, как и в других странах Востока, наиболее крупным собственником и землевладельцем являлось государство в лице царя, который считался верховным собственником всей земли. Однако постепенно укрепляется частная земельная собственность. Саргон, покупая землю для постройки своей столицы Дур-Шаррукин, уплачивает собственникам земельных участков стоимость отчуждённой у них земли. Наряду с царём крупными поместьями владели храмы. Эти поместья имели целый ряд привилегий и наряду с владениями знати иногда освобождались от уплаты податей. Много земли находилось в руках частных владельцев, причём наряду с мелкими землевладельцами были и крупные, которые имели земли в сорок раз больше, чем бедняки. Сохранился целый ряд документов, в которых говорится о продаже полей, садов, колодцев, домов и даже целых земельных районов.

Длительные войны и жестокие формы эксплоатации трудовых масс с течением времени приводили к уменьшению численности свободного населения Ассирии. Но Ассирийское государство нуждалось в постоянном притоке воинов для пополнения рядов армии и поэтому было вынуждено принимать ряд мер для сохранения и укрепления материального положения этой основной массы населения. Ассирийские цари, продолжая политику вавилонских царей, раздавали земельные участки свободным людям, возлагая на них обязанность служить и царских войсках. Так, мы знаем, что Салманасар I заселил колонистами северную границу государства. Через 400 лет после этого ассирийский царь Ашшурназирпал использовал потомков этих колонистов для заселения новой провинции Тушхана. Воины-колонисты, получавшие от царя земельные наделы, селились в пограничных районах, для того чтобы в случае военной опасности или военного похода можно было и пограничных районах быстро собрать войска. Как видно из документов, воины-колонисты подобно вавилонским реду и баиру находились под покровительством царя. Их земельные участки были неотчуждаемы. В том случае, когда местные чиновники силой захватывали у них земельные участки, пожалованные им царём, колонисты имели право обращаться с жалобой непосредственно к царю. Это подтверждается следующим документом: «Отец моего владыки-царя пожаловал мне 10 имеров пашни в стране Халах. В течение 14 лет я пользовался этим участком, и никто не оспаривал у меня этого нрава. Теперь же пришёл правитель области Бархальци, употребил силу по отношению ко мне, разграбил мой дом и отнял у меня моё поле. Мой владыка-царь знает, что я лишь бедный человек, который несёт службу охраны для моего господина и который предан дворцу. Так как у меня теперь забрали моё поле, я прошу у царя справедливости. Пусть мой царь воздаст мне по праву, дабы я не умер от голода». Конечно, колонисты были мелкими земельными собственниками. Из документов видно, что единственным источником их дохода был земельный участок, пожалованный им царём, который они обрабатывали своими руками.

Культура

Историческое значение Ассирии заключается организации первого крупного государства, претендовавшего на объединение всего известного тогда мира. В связи с этой задачей, которая была поставлена ассирийскими царями, стоят организация большой и сильной постоянной армии и высокое развитие военной техники. Ассирийская культура, достигшая довольно значительного развития, во многом основывалась на культурном наследии Вавилона и древнего Шумера. Ассирийцы заимствовали у древних народов Месопотамии систему клинообразной письменности, типичные черты религии, литературные произведения, характерные элементы искусства и целый ряд научных знаний. Из древнего Шумера ассирийцы заимствовали некоторые имена и культы богов, архитектурную форму храма и, даже типично шумерийский строительный материал — кирпич. Особенно усилилось культурное влияние Вавилона на Ассирию в XIII в. до н. э., после взятия Вавилона ассирийским царём Тукульти-Нинурта I, У вавилонян ассирийцы заимствовали широко распространённые произведения религиозной литературы, в частности эпическую поэму о сотворении мира и гимны древним богам Эллилю и Мардуку. Из Вавилона ассирийцы заимствовали измерительную и денежную систему, некоторые черты в организации государственного управления и многие элементы права, столь разработанного в эпоху Хаммурапи.

О высоком развитии ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В этой библиотеке обнаружено огромное количество разнообразных религиозных надписей, литературных произведений и научных текстов, среди которых особенный интерес представляют надписи, содержащие астрономические наблюдения, медицинские тексты, наконец, грамматические и лексические справочники, а также прототипы позднейших словарей или энциклопедий. Тщательно собирая и списывая по особым царским инструкциям, иногда подвергая некоторым переделкам самые различные произведения более древней письменности, ассирийские писцы собрали в этой библиотеке огромную сокровищницу культурных достижений народов древнего Востока. Некоторые литературные произведения, как, например, покаянные псалмы или «жалобные песни для успокоения сердца», свидетельствуют о высоком развитии ассирийской литературы. В этих песнях древний поэт с большим художественным мастерством передаёт чувство глубокой личной скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свою вину и своё одиночество. К оригинальным и высокохудожественным произведениям ассирийской литературы принадлежат летописи ассирийских царей, описывающие главным образом завоевательные походы, а также внутреннюю деятельность ассирийских царей.

Прекрасное представление об ассирийской архитектуре времени её расцвета дают развалины дворцов Ашшурназирпала в Калахе и царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современном Хорсабаде). Дворец Саргона построен, как и шумерийские здания, на большой, искусственно воздвигнутой террасе. Огромный дворец состоял из 210 зал и 30 дворов, расположенных асимметрично. Этот дворец, как и другие ассирийские дворцы, является типичным для ассирийской архитектуры образцом соединения архитектуры с монументальной скульптурой, художественными рельефами и декоративной орнаментацией. У величественного входа во дворец стояли огромные статуи «ламассу», гениев-охранителей царского дворца, изображённых в виде фантастических чудовищ, крылатых быков или львов с головой человека. Стены парадных зал ассирийского дворца обычно украшались рельефными изображениями разнообразных сцен придворной жизни, войны и охоты. Вся эта роскошная и монументальная архитектурная орнаментация должна была служить возвеличению царя, возглавлявшего огромное военное государство, и свидетельствовать о мощи ассирийского оружия. Эти рельефы, в особенности изображения животных в сценах охоты, являются высшими достижениями ассирийского искусства. Ассирийские скульпторы умели с большой правдивостью и с большой силой выразительности изображать диких зверей на которых так любили охотиться ассирийские цари.

Благодаря развитию торговли и завоеванию целого ряда соседних стран ассирийцы распространили шумеро-вавилонскую письменность, религию, литературу и первые зачатки объективных знаний по всем странам древневосточного мира, сделав, таким образом, культурное наследие древнего Вавилона достоянием большинства народов древнего Востока.

17 в. Восстание ихэтуаней (1900-1901).Война Китая с восемью державами

На рубеже XIX—XX вв. цинская династия столкнулась и с другой формой оппозиции, представленной массовым народным движением, что наиболее ярко проявилось в ходе восстания под руководством тайного общества Ихэтуань (Отряды справедливости и мира). Участники этого выступления, принявшего форму народной антииностранной борьбы, переросшей в итоге в восстание против правящей династии, вдохновлялись патриотическими чувствами. Однако в отличие от реформаторов и революционеров, стремившихся объединить патриотизм с идеей модернизации, ихэ-

туани исповедовали ксенофобию, отвергая все пришедшее в Китай с Запада. Их идеалом было возвращение к устоям традиционной китайской жизни, а важнейшим лозунгом, особенно на начальном этапе восстания, — призыв к уничтожению и изгнанию иностранцев из Китая.В отличие от Тайпинского восстания, охватившего провинции Южного Китая, движение ихэтуаней развивалось на Севере, на-чавшись осенью 1898 г. в провинции Шаньдун. Это связано с тем, что именно провинции Северного Китая, прежде всего Шаньдун и столичная провинция Чжили, оказались вовлеченными в события японо-китайской войны. На Севере в конце XIX в. особенно активно действовали миссионеры, строились церкви, железные дороги, на территориях концессий размещались гарнизоны иностранных войск.

 

В восприятии представителей самых различных социальных групп именно иностранцы были повинны в тяготах, с которыми пришлось столкнуться населению Северного Китая. Крестьяне страдали от увеличения налоговых сборов, что было результатом выплаты контрибуции Японии. Особенно ухудшилось положение тех слоев населения, которые обслуживали пути, связывавшие север Китая с центрально-южными провинциями. Массы лодочников и транспортных рабочих потеряли источники существования из-за появления новых видов транспорта — железных дорог и пароходов, находившихся главным образом в руках иностранцев. Между тем именно эти группы были наиболее восприимчивы к призывам принять участие в самых радикальных действиях,включая вооруженную борьбу. Властям всегда было трудно удерживать в повиновении именно эту часть населения, менее всего связанную со стабилизирующей ролью общинно-клановых структур. В результате вторжения на китайский рынок иностранной фабричной продукции усугубилось положение городского ремесленного населения, все больше сталкивавшегося с конкуренцией со стороны иностранных товаров.

 

Шэныши в массе своей также были далеки от симпатий к нараставшему религиозному и культурному проникновению с Запада. Проповедь миссионеров воспринималась как угроза китайской традиции, освящавшей их господствующее положение в обществе. К перечисленному надо добавить неурожаи и стихийные бедствия, поразившие в это время ряд районов Северного Китая.Первоначально цинский двор отнесся к ихэтуаням как к откровенным бунтовщикам. По мнению двора, это были всего лишь бандиты, организованные тайными обществами, использовавшими традиционные приемы для привлечения новых сторонников в свои ряды. В частности, особую роль в пропаганде и деятельности сторонников ихэтуаней играло военное искусство — ушу. Руководители ихэтуаней обучали своих последователей искусству рукопашного боя, что воспринималось иностранцами — свидетелями происходящего как изучение приемов бокса. По этой причине европейцы называли ихэтуаней боксерами, а само восстание — боксерским.

 

Не без оснований подозревая местное чиновничество в сочувствии инсургентам, цинский двор назначил на пост губернатора провинции Шаньдун генерала Юань Шикая, известного своей близостью к иностранцам. Перед ним была поставлена задача: любыми средствами прекратить нападения на иностранных миссионеров, расправы с китайцами — последователями христианского учения, уничтожение христианских храмов, железных дорог, телеграфных линий. Именно против этих примет присутствия Запада и было главным образом направлено негодование ихэтуаней, вскоре показавших себя жестокими и безжалостными гонителями всего иностранного.Действия, предпринятые Юань Шикаем, были весьма эффективными. Войска, пользуясь преимуществом в организации и вооружении, быстро нанесли ряд поражений отрядам восставших,что вынудило их отступить на территорию столичной провинции Чжили. Это создало непосредственную угрозу столице и другим крупнейшим городам Северного Китая.

 

 

Однако решимость цинского двора покончить с бунтовщиками была поколеблена действиями иностранцев. В ответ на угрозу со стороны повстанческих отрядов они захватили порт Дагу, начав таким образом войну с Китаем.В создавшейся обстановке императрица Цыси приняла решение использовать в борьбе с иностранным вторжением народное движение. Принятие этого решения облегчалось тем, что в призывах повстанцев не было лозунгов, направленных против правящей династии. 20 июня 1900 г. пекинское правительство объявило войну державам, в столицу и Тяньцзинь вошли отряды ихэтуаней, начавшие совместно с цинскими войсками осаду иностранных миссий и концессий. Сначала казалось, что бесстрашие ихэтуаней, бросавшихся с холодным оружием в бой против иностранных войск, могло привести их к победе. Отряд английского адмирала Сеймура, посланный в Пекин снять блокаду иностранного квартала, был разгромлен. Однако, как показали дальнейшие события, восставшие были бессильны перед мощью современных войск.

 

Собрав 40-тысячную армию из подразделений, представленных восемью державами (Англия, Франция, Германия, Италия,Австро-Венгрия, Россия, США, Япония), иностранцы преодолели мужественное сопротивление ихэтуаней и в августе 1900 г.заняли Пекин. По приказанию Цыси двор оставил столицу, переместившись сначала в г. Тайюань, а затем в Сиань. Гуансюй,продолжавший находиться под домашним арестом, был вынужден сопровождать свою царственную тетку, приказавшую перед бегством из императорского дворца умертвить любимую наложницу императора. Вести переговоры о мире с державами было поручено Ли Хунчжану. Переговоры, растянувшиеся более чем на год, проходили в обстановке продолжавшейся иностранной интервенции. В Северный Китай был переброшен дополнительный отряд германской армии под командованием фельдмаршала Вальдерзее, насчитывавший более 20 тыс. человек. Иностранные армии последовательно подавляли оставшиеся очаги сопротивления. По масштабам вовлечения иностранных войск ≪интервенция восьми держав≫ была беспрецедентным военным столкновением между китайской империей и западным миром. Его результатом вновь стало сокрушительное поражение Китая, зафиксированное в Заключительном протоколе, завершившем переговоры между державами и Китаем.

 

В соответствии с этим документом цинское правительство было обязано выплатить в течение 39 лет огромную сумму в 450 млн юаней. Китай должен был вывести войска из столичного округа, ему было запрещено покупать за границей современное оружие. Управление посольским кварталом Пекина полностью переходило в руки иностранцев, опиравшихся на гарнизоны иностранных войск. Кроме того, цинское правительство брало на себя обязательство содействовать иностранной торговле и судоходству

в Китае. Лишь в январе 1902 г. правительство и двор возвратились в Пекин.

18воп. Восточное Чжоу:причины слабости династии,особенности периода

С самого начала своего существования Западно-Чжоуское государство было поставлено перед необходимостью отражать набеги окружающих племен, особенно на северо-западе и юго-востоке, и до поры справлялось с этой задачей. С ростом сепаратизма чжухоу ослаблялась военная мощь ванов, падал авторитет царской власти. Чжоуские правители все с большим трудом сдерживали натиск племен, ставший особенно сильным на северо-западе и юго-востоке страны. В VIII в. до х.э. под напором непрекращающихся вторжений западных кочевых племен из глубин Центральной Азии чжоусцы стали покидать свои исконные земли в бассейне р. Вэйхэ. В 771 г. войско Ю-вана было разбито кочевниками, сам он попал в плен, после чего его сын Пин-ван перенес столицу на восток. Этим событием традиционная китайская историография начинает эпоху Восточного Чжоу (770-256 гг. до х.э.). Его начальный этап, охватывающий период с VII до V в. до х.э., по летописной традиции называют периодом "Чуньцю" ("Весен и осеней").

Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода.

Первый период (722-481 гг. до н.э.) называется Чуньцю (Весны и осени), Ле го (Множество царств) или Пяти гегемонов. Для него характерно ослабление власти вана и усиление территориальных правителей. Более полутора сотен княжеств вели ожесточенную борьбу за господство, и в ходе этих междоусобных войн выделяется десяток наиболее значительных, в том числе и Восточное Чжоу. Сложился единый культурно-политический комплекс, получивший название срединные государства Чжунго. Этот термин и в настоящее время служит официальным названием Китая. Основу цивилизационного единства срединных государств составляли общее чжоуское происхождение этих государств и славная история династии Чжоу. В это же время возникло представление о превосходстве срединных государств над остальным обитаемым пространством миров варваров четырех стран света. В сознании древних китайцев (хуася) эти представления стали играть доминирующую роль.

Закрепившись на востоке страны, Пин-ван образовал здесь небольшое государство со столицей в г. Лои. К этому времени, согласно традиционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств, которые ряд исследователей, не без основания, основания, относят к категории городов-государств. И вообще, представление о раннегосударственных образованиях в древнем Китае как о деспотиях восточного типа давно требует пересмотра и подвергается основательной критике. Раннечжоуские царства древнего Китая (которые огульно нельзя относить к числу протодревнекитайских, ибо в них консолидировались различные этнические общности, а не только протоханьцы) располагались с запада на восток от долины р. Вэйхэ до п-ова Шаньдун, включая Великую Китайскую равнину, на юге и юго-востоке они захватывали долину нижнего и среднего течения р. Янцзы, а на севере достигали района современного Пекина. Их окружали враждебные племена, известные под обобщающими названиями: ди (северные племена), и (восточные племена), мань (южные племена), жун (западные племена).

Среди царств, рассеянных в это время в бассейне среднего и нижнего течения Хуанхэ на Великой Китайской равнине, одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" (чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской государственностью. По сравнению с шанскими культами предков и сил природы культ Неба и Сына Неба, как его земного воплощения, был надплеменным, межэтническим, совместимым с местными общинными культами, но возвышающимся над ними. Вместе с учением о Воле (Мандате) Неба (Тяньмин - "Божественной инвеституре") он служил идее харизмы власти вана и легитимации права династии Чжоу на господство в Поднебесной (Тянься - Страна под Небом). Хотя Восточно-Чжоуское царство в это время было отнюдь не самым крупным и далеко не самым сильным в военном отношении, но именно оно являлось своего рода связующим единством "чжоуского мира" в силу освященного традицией представления о сакральном характере власти его правителей. Оно играло большую роль в установлении дипломатических отношений между "срединными царствами" на всем протяжении периода "Чуньцю".

Кроме "срединных царств" на территории "чжоуского мира" находились и другие государства, нисколько не уступавшие им ни по размерам, ни по уровню культурного развития. Среди них выделялись южные царства Чу (в среднем течении Янцзы), У (в дельте Янцзы) и южнее их - Юэ. Их население было родственно предкам вьетнамцев, чжуан, мяо, яо, таи и других народов Юго-Восточной Азии. К VII в. до х.э. Чу оказалось в числе самых сильных царств, его правители присвоили себе титул ванов и, возглавив коалицию южных царств, активно включились в борьбу древнекитайских царств за гегемонию в Поднебесной.

Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры (прежде всего иероглифическое письмо и технику бронзолитейного производства). "Чуньцю" было периодом развитого бронзового века в Китае. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего стрелкового. Так, в Чу изобретается мощный арбалет с бронзовым спусковым механизмом, конструкция которого требовала использования для его изготовления бронзы высшего качества. Эпоха "Чуньцю" была апогеем мощи колесничного войска, вождение колесницы входит в число шести высших видов искусства чжоуской аристократии. В это время наблюдается рост городов как культурно-политических центров; они, как правило, остаются небольшими, но возникают и города с населением 5-15 тыс. человек.

Правители царств широко практикуют раздачу земли за службу, что, в частности, означало переуступку прав на получение поступлений от общин. В связи с разложением общинной собственности во многих царствах прекратились общинные переделы земли, которая наследственно закреплялась за отдельными семьями. Это вызвало изменение всей системы изъятия государством прибавочного продукта у основной массы производителей. По имеющимся данным, сначала в царстве Лу (в 594 г. до х.э.), потом в Чу (в 548 г. до х.э.), а затем и в других государствах система коллективной обработки общиной части ее полей в пользу царя была заменена зерновым налогом (обычно в одну десятую урожая) с поля каждой семьи. По сути это и было началом регулярного налогообложения земледельцев, что повлияло на характер общинных органов самоуправления.

Из представителей общинных органов самоуправления нам известны: старейшины фулоо, избираемые простым народом (шужэнь) в общинах (ли), коллегия трех главных старейшин (соньлоо) и староста, или городской голова (личжэн). Органы самоуправления, по-видимому, активно функционировали в городах и общинных объединениях (и). Представители общинных органов самоуправления отвечали за выполнение трудовых повинностей, за сбор налогов, за поддержание порядка в общине, исполнение межобщинного культа (в частности, саньлао). Они могли созывать местное ополчение, организовывать городскую оборону, вершить суд над людьми общины и даже приговаривать их к смерти. В ряде царств они могли самостоятельно сноситься с внешним миром, с помощью местного ополчения могли оказывать влияние на исход междоусобной борьбы претендентов на царский трон. В общественно-политической жизни периода "Чуньцю" активную роль играл слой гожэнь - "свободных людей", "полноправных граждан города-государства", обязанных военной службой, уплатой податей и несением ряда повинностей. Иногда они выступают на стороне правителя в его борьбе с могущественной знатью, их активное вмешательство в дела внутренней и внешней политики царств заставляет предположить наличие там пережитков института народного собрания. Сведения о гожэнь в царствах Чжэн, Вэй, Цзинь, Ци, Сун, Чэнь, Лу, Цзюй могут быть свидетельством того, что эти государства сохраняли известные черты демократического устройства. В ряде случаев правители царств даже заключали с гожэнь договоры о взаимной поддержке. Однако роль гожэнь в политической жизни царств к середине I тысячелетия до х.э. повсюду сходила на нет.

В этот период появляются факты отчуждения частных усадеб и огородов, но сколько-нибудь заметного распространения сделки с землей все еще не получают. С углублением процесса расслоения общины развивается долговое рабство, сначала под видом "усыновления", "залога" детей. Заложников-чжуйцзы с целью сохранить в хозяйстве работника нередко женили на дочери хозяина. В частных хозяйствах общинников было распространено патриархальное рабство. Для домашней работы использовались нучаньцзы - рабы, прижитые в доме от рабынь. Рабский труд находил применение и в земледелии. В отдельных случаях у частных лиц скапливалось множество рабов. Так, например, по данным нарративных памятников, в 593 г. до х.э. цзиньский полководец получил тысячу семей из числа захваченных в плен "варваров" из племени "красных ди". Даже если это число значительно преувеличено источником, все же оно очень велико. Столь большое число работников едва ли могло единовременно быть использовано в частном хозяйстве. Видимо, расчет был на их реализацию, что заставляет предполагать развитие работорговли. Однако в целом частное рабство в этот период еще не получило заметного развития. Источниками государственного рабства оставались захват военнопленных и порабощение по суду. Рабов часто называли по профессиям (конюх, дровосек, носильщик, пастух, уборщик, ремесленник) или применяли по отношению к ним общие наименования, например "слуга", "отрок". Подневольные работники, используемые в производстве, обозначались также собирательными терминами -ли и пу,- относившимися к лицам, утратившим статус, гарантирующий личную свободу. Показательно, что в этот период утверждается "классический" термин для обозначения раба - ну, ставший затем стандартным для всех дальнейших периодов истории Китая. Характерной чертой рабовладения восточночжоуского общества было сохранение многими категориями рабов признаков субъекта права.

На территории "срединных царств" шел процесс формирования этнокультурной общности хуася, в ходе которого возникает представление об исключительности и культурном превосходстве хуася над всей остальной мировой периферией - "варварами четырех сторон света" (сы и). Причем в этой восточночжоуской этноцентрической модели ойкумены на первый план выдвигаются не этноразличительные, а культурно-различительные признаки. Идея абсолютного культурного приоритета чжунго жэнь ("людей срединных царств") становится с этого времени важнейшим компонентом этнического самосознания древних китайцев. Однако уже тогда она решительно оспаривалась теми древнекитайскими мыслителями, которые осознавали ее полное несоответствие современной им действительности. Как уже говорилось, кроме "срединных царств" на территории Китая находились и другие крупные государства, в чем-то даже опережавшие их в общественном развитии. О высокой культуре нехуасяских царств Чу, У и Юэ уже сравнительно давно стало известно из материалов раскопок, и археологи получают все новые данные, подтверждающие это. В последние годы благодаря их усилиям были открыты памятники до этого почти неизвестного по письменным источникам восточночжоуского царства Чжувшань, основанного племенами "белые ди" в Северном Китае (в Хэбэе), обладавшего высокой оригинальной культурой; чжуншаньские изделия относятся к лучшим художественным образцам бронзолигейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до х.э. Однако в летописных памятниках о царстве Чжуншань упоминается лишь вскользь, поскольку оно не выдержало натиска "срединных царств". Известно также, что кроме Чжувшань "белыми ди" в том же регионе в эпоху "Чуньцю" были созданы еще два царства - Фэй и Гу.

Противостояние хуасяских царств всем "варварам четырех сторон света" ярко проявляется во взаимоотношениях царств в период "Чуньцю": взаимоуважительных - "братских, родственных" между хуася, связанных особыми правилами ведения междоусобных войн, - с одной стороны, и исполненных презрительного отношения хуасяских царств к "ничтожным варварам" - с другой. Между тем с конца VII - начала VI в. до х.э. окраинные нехуасяские царства выдвигаются на первый план политической конъюнктуры в качестве "гегемонов" (ба), фактически диктующих свою волю Поднебесной в период "Чуньцю". Среди них древнекитайская историческая традиция называет по крайней мере четырех правителей "варварских" царств: северо-западного жунского царства Цинь, уже упомянутых южных маньских царств Чу и У и самого южного из всех, этнически неоднородного царства Юэ. Из них только Цинь номинально признавало власть восточночжоуского вана.

На протяжении веков "срединные царства" находились в постоянных и интенсивных контактах с этими и другими соседними иноэтническими народами и племенными группами Восточной Азии, в ходе которых происходил сложный процесс ассимиляции и взаимовлияний. На формирование общности хуася существенное воздействие оказало оседание на Среднеки-айской равнине в VII-VI вв. до х.э. северных племен ди, принадлежавших к так называемому "скифскому миру". Заимствование культурных достижений "чужих" этносов имело немаловажное значение для социально-политического, хозяйственно-экономического и идеологического развития "срединных царств". С конца периода "Чуньцю" заметно расширяется территория хуася, хотя и в пределах бассейна р. Хуанхэ и среднего течения р. Янцзы. Становятся все более тесными взаимоотношения "срединных царств" с периферийными царствами Цинь, Янь и Чу, которые, со своей стороны, непосредственно вовлекаются в сферу культурного влияния хуася. Все эти процессы происходят на фоне ожесточенных войн между царствами, приобретавших исключительно напряженный характер в начале второй половины I тысячелетия до х.э. В междоусобную борьбу "срединных царств" активно вмешиваются сильные в военном отношении нехуасяские царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает исход конфликтов. "Государства с десятью тысячами боевых колесниц" ("Вань чэн го") представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы Поднебесной. Возраставшее напряжение междоусобной борьбы "срединных царств" дополнялось столкновениями политических сил внутри их. Господствующее положение в древнекитайских царствах периода "Чуньцю" принадлежало наследственной аристократии, связанной обычно родством с царскими домами. Она занимала высшие посты в государственном управлении, владела боевыми бронзовыми колесницами, составлявшими основную ударную силу войска. В противовес ей правители стали формировать армии из пехотных подразделений. Начиная с VI в. до х.э. повсеместно отмечается яростная борьба знатных родов за власть в своих царствах. Стремясь ослабить мощь этой клановой иерархической аристократии, правители царств пытаются опереться на лично им преданных людей из незнатных семей, вводят новую систему служебного вознаграждения - "жалованье", которое стало выплачиваться зерном, служившим важнейшим эквивалентом стоимости. Эти нововведения в сфере политического управления вели к изменению характера государственного устройства. В крупных царствах постепенно устанавливается централизованная политико-административная система управления.

В середине I тысячелетия до х.э. политическая карта древнего Китая по сравнению с началом периода "Чуньцю" кардинальным образом меняется: от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются "семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяющим фактором политической истории древнего Китая в последующий период - V-III вв. до х.э., - вошедший в традицию под названием "Чжаньго" ("Борющихся царств"), который завершается 221 г. до х.э.

Второй период Эпохи Восточного Чжоу Чжаньго или Предимперский (480-221 гг. до н.э.) сопровождался идейно-ментальной и социально-политической трансформацией Китайской цивилизации. На 500 лет позже других древних цивилизаций китайцы подошли к железному веку, расставаясь с бронзовым. Широкое освоение техники обработки железа преобразовало ландшафт, сделало возможным массовое освоение новых земель, привело к серьезным сдвигам в развитии ремесла и земледелия. С освоением техники литья появился плуг с железным лемехом, который давал возможность делать более глубокую вспашку земли. Что значительно увеличивало урожаи.

Железная лопата облегчала строительство больших каналов, плотин и дамб. Начиная с V в. до н.э. развернулись крупные дренажные и оросительные работы. Создавались обширные водохранилища. Пропускная способность водных путей регулировалась шлюзами. В бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы началось расширение обрабатываемых земель и более интенсивное их использование. Развитие культуры поливного земледелия стало важнейшим фактором прогресса Китайской цивилизации.

Основные залежи железа находились на севере, на территории царств Чжао, Хань, Янь и Ци. Его добыча и умение обрабатывать стимулировали быстрый подъем ремесел шелкоткацкого, керамического, деревообделочного, лакового, металлургического, кораблестроительного.

Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше лишь административными центрами. Появились открытые рынки. Впервые металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Они имели различную форму квадрата, ножей, мечей и лопат. Отливались и круглые деньги с квадратным отверстием посередине. Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок. Именно в этот период сложилась концепция, признававшая землю единственным источником богатства.

В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выскочки из низов. Этот торговый люд, не имевший ни родового происхождения, ни титулов, приобретал все больший вес в обществе, теснил наследственную аристократию. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли.

Чжаньго это почти два столетия заключительного этапа правления Чжоуской династии, наполненные активной борьбой между отдельными царствами за господство в Поднебесной. Отсюда и другое название этого периода Борющиеся царства. В ходе ожесточенного соперничества от почти двухсот государственных образований осталось менее трех десятков, среди которых выделились семь могущественнейших Хань, Вэй, Чжао, Цй, Чу, Янь, Цинь. Централизованные формы правления, профессиональная бюрократия, введенная государством система налогов разрушали отношения, основанные на родоплеменных связях, традициях и обычаях.

В борьбе за власть и в поисках разрешения сложившихся между отдельными царствами противоречий рождался новый мир, формировалась ментальность людей Китайской цивилизации. Напряженная интеллектуальная жизнь Восточного Чжоу с широкой и открытой борьбой идей сформировала систему социальных, этических и духовных ценностей. Создала определенную модель государства, претендующую на универсальность. По сути, в эпоху соперничества ста школ обозначились основные тенденции внутренней трансформации Китайской цивилизации. Искали ответы на вопросы: как объединить страну, как сохранить мир, каким должно быть государство, какими качествами должен обладать человек для укрепления и процветания страны. Свои ответы на эти вопросы давали конфуцианство, даосизм, легизм, последователи учений о инь и янь, о Пяти началах, моисты и представители других направлений общественной мысли рационально-прагматичных эпох Чуньцю и Чжаньго.

19 воп. Государства корейского полуострова (вторая пол.XX)

Решающую роль в судьбе Кореи сыграла Вторая мировая война. Вопрос о послевоенном будущем этого государства неоднократно поднимался в ходе переговоров между странами-участницами антигитлеровской коалиции. В Каирской декларации, подписанной США, Великобританией и Китаем 1 декабря 1943 г., Корее была обещана независимость (правда, это обещание прозвучало в довольно неопределённой форме). На Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) президент США Ф. Рузвельт выступил с предложением о совместной опеке над Кореей 4-х держав ─ США, СССР, Великобритании и Китая. Хотя этот проект и не был разработан в деталях, И.В. Сталин с ним согласился. Возможно, его удовлетворил тот факт, что американцы не имели намерения размещать на Корейском полуострове свои войска. Вновь вопрос о будущем Кореи был затронут на Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.), в ходе которой представители СССР отклонили предложение взять под свой контроль все военные

операции на её территории. 14 августа 1945 г. Сталин одобрил без обсуждения предложение США о временном разделе Корейского полуострова на две зоны ответственности с границей по 38-й параллели, вслед за чем войскам советской 25-й армии, быстро продвигавшимся к югу Кореи, был отдан приказ приостановить своё наступление на этой условной границе

 

В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены выборы в Национальное собрание, принявшее название государства — Республика Корея (РК), конституцию и избравшее президента страны Ли Сын Мана. Столицей республики остался Сеул.В качестве ответного шага на Севере в августе 1948 г. прошли вы-

боры в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи. Им был предан всекорейский характер путем участия ряда представителей населения Южной Кореи.Первая сессия ВНС провозгласила 9 сентябрия того же года создание Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), столицей нового государства стал Пхеньян. По просьбе вновь созданного правительства КНДР Советский Союз вывел с ее территории свои войска. Появление двух корейских государств, каждое из которых провозглашало себя единственно законным и претендующим на всю территорию Кореи, объективно создавало предпосылки для конфликта между ними. 38-я параллель стала местом постоянных вооруженных стычек, которых только в 1949 г. было 1836, туда были втянуты с обеих сторон крупные военные контингенты.

 

На условиях нарастающего противостояния 25 июня 1950 г. начался вооруженный конфликт между Севером и Югом. Боевые действия происходили с переменным успехом. В войну вступили на стороне Юга крупные десанты США. СССР прислал своих военных специалистов и летчиков для поддержки северокорейской армии. В октябре 1950 г. крупные отряды китайских народных добровольцев также пришли на помощь КНДР.27 июля 1953 г. было заключено соглашение о перемирии в Корее, завершив-

шее трехлетнее вооруженное испытание сил двумя социальными лагерями. На территории полуострова остались китайские и американские войска. Война закончилась практически на тех же рубежах вдоль 38-й параллели, где она и началась. По каждую сторону границы была создана двухкилометровая демилитаризованная зона.

 

КНДР

Война нанесла огромный ущерб экономике Северной Кореи. Валовая продукция промышленности сократилась по сравнению с довоенным периодом на 40%. Особенно тяжело пострадали ведущие отрасли: энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт и др.Однако благодаря экономической помощи и техническому содействию СССР, КНР и стран Восточной Европы последствия военных разрушений удалось в целом преодолеть к 1956 году.Быстрому восстановлению экономики, несомненно, способствовали высокая традиционная культура труда корейцев в сочетании с жёсткой казарменной дисциплиной, установленной властями.

 

В экономической сфере в 50-е годы использовалась советская модель. С 1954 г. государство приступило к планированию развития народного хозяйства. Был взят курс на укрепление позиций государственного и кооперативного секторов в экономике (уже в 1956 г. государственные предприятия выпускали 98% всей промышленной продукции, а госхозы и кооперативы ─ около 75% валовой продукции сельского хозяйства). В 1958 г. завершилось кооперирование сельского хозяйства. Большие успехи были достигнуты в промышленном строительстве: за период с 1953 по 1960 г. валовая продукция промышленности увеличилась почти в 10 раз (75% объёма работ в капитальном строительстве финансировалось соцстранами). В результате к концу 50-х годов КНДР превратилась в индустриально-аграрное государство: в 1960 г. удельный вес промышленности в валовом объёме промышленности и сельского хозяйства составлял 71%.

 

В 50-е годы происходит существенная эволюция северокорейского режима, характеризовавшаяся укреплением личной власти Ким Ир Сена. Этому способствовал целый ряд факторов:

 

─ Глубоко укоренившиеся среди населения Кореи восточно-деспотические традиции и культ социальной дисциплины.

─ Фактическое отсутствие оппозиции, поскольку предшествующая политика советских оккупационных властей, а также война, в ходе которой большая часть территории Северной Кореи побывала под оккупацией “сил ООН”, позволили всем противникам нарождавшегося режима покинуть КНДР (т.е. фактически оппозиция сама себя отправила в изгнание).

─ В отличие от стран Восточной Европы Корея не привлекала к себе пристального внимания международного сообщества (за исключением периода войны 1950─1953 годов). Поэтому перед руководством КНДР не стояла задача сохранения “демократического фасада” в виде символической многопартийности.

 

В итоге, после окончания войны северокорейские “непролетарские” партии (Демократическая партия, позже переименованная в Социал-демократическую, а также партия Чхонъуданъ) в результате соответствующей государственной политики превратились из реальных политических группировок в фиктивные центральныеорганизации-офисы, выполнявшие сугубо представительские функции.Однако наряду с условиями, способствовавшими усилению режима личной власти Ким Ир Сена, имелись и определённые факторы его сдерживавшие. В частности, для правящей Трудовой партии Кореи (ТПК) в конце 40-х ─ первой половине 50-х годов была присуща фракционность, что имело своё историческое объяснение. Дело в том, что в условиях японского колониального господства Коммунистическая партия Кореи фактически прекратила своё существование (в 1928 г. Исполком Коминтерна принял решение о прекращении с ней всяких связей). Воссоздание Компартии происходило уже после освобождения Кореи и на качественно новой основе. В советской оккупационной зоне борьба за лидерство в партии развернулась между тремя группировками: “внутренней”, куда входили бывшие подпольщики, “яньнаньской” (или “китайской”), объединявшей корейских коммунистов-эмигрантов,вернувшихся из Китая и “партизанской” (к ней принадлежал сам Ким Ир Сен), которую образовали участники партизанского движения в Маньчжурии. Вскоре к ним добавилась уже упоминавшаяся влиятельная “советская” группировка, созданная советскими корейцами, работавшими в партийно-государственном аппарате КНДР. Наличие этих фракций и соперничество между ними ограничивали власть Ким Ир Сена.

Препятствовало установлению режима единоличной власти и то обстоятельство, что Северная Корея испытывала сильное влияние СССР и Китая, проводниками политики которых были соответствующие фракции в партийном руководстве страны.

 

После окончания войны Ким Ир Сен приступил к последовательной борьбе за укрепление своих позиций в партии. Момент для этих действий был выбран удачно, поскольку после смерти И.В. Сталина в советском руководстве развернулась борьба за власть, и внимание к КНДР со стороны Советского Союза на некоторое время ослабло. Пользуясь этим, Ким Ир Сен начал поочерёдное уничтожение внутрипартийных группировок. В 1953 г. была ликвидирована “внутренняя” фракция: её руководство (включая бывшего министра иностранных дел КНДР Пак Хен Ёна) было арестовано по обвинению в шпионаже в пользу США и Японии и расстреляно. После этого, опираясь на поддержку “партизанской”

группировки, Ким Ир Сен переключился на борьбу с “советской” и “яньнаньской” фракциями, что официально мотивированось необходимостью ограничения иностранного влияния, но в действительности преследовало совершенно иную политическую цель ─ всемерное укрепление его личной власти. Действия Ким Ир Сена вызвали острый внутриполитический кризис, пик которого пришёлся на 1956 год (в этой связи примечательно, что Ким Ир Сен и его окружение попытались замолчать решения ХХ съезда КПСС, разоблачавшие культ личности Сталина).

 

В августе 1956 г. на очередном пленуме ЦК ТПК руководители “янаньской” фракции предприняли попытку отстранить Ким Ир Сена от власти. Но она провалилась: “заговорщики” не получили ожидаемой поддержки у членов ЦК, были исключены из партии и посажены под домашний арест (чудом им удалось бежать в Пекин).После этого Советский Союз и Китай решились на прямое вмешательство во внутриполитическую борьбу в КНДР. В сентябре 1956 г. в Пхеньян прибыла совместная советско-китайская делегация, которую возглавляли А.И. Микоян и Пэн Дэхуай. Под советско- китайским давлением Ким Ир Сен пообещал восстановить в партии участников августовского

выступления и впредь не предпринимать репрессий против выходцев из СССР и Китая. Однако своё обещание он так и не выполнил: вскоре начались массовые “чистки”, которые навсегда покончили с фракционностью в рядах ТПК и окончательно расчистили Ким Ир Сену путь к единовластию. Жертвами этих “чисток” и последовавших вслед за ними репрессий стали как крупные кадровые работники, так и рядовые члены партии, принадлежавшие к оппозиционным фракциям. Всего же во внутрипартийных “чистках” 1958-1960 годов пострадали примерно 9 тыс. человек: они были исключены из партии, преданы суду и казнены. В результате к концу 50-х годов все ключевые посты в партии и государстве оказались в руках верных соратников Ким Ир Сена.

 

Кризис 1956 года стал рубежной вехой в эволюции политической системы КНДР, так как именно он ознаменовал рождение кимирсеновского режима. Разгром внутрипартийных группировок резко ограничил иностранное влияние, предотвратил проникновение в Корею идеологии и практики борьбы с культом личности и тем самым создал идеологические условия для беспрецедентной кампании по восхвалению лидера страны, укреплению его неограниченной власти. Если до этого Северная Корея представляла собой второразрядную страну “народной демократии”, то после 1956 г. она стала приобретать уникальные черты.

 

Экономическая зависимость КНДР от Советского Союза и Китая заставляла Ким Ир Сена лавировать между Москвой и Пекином. Это предопределило частую смену последующей внешнеполитической ориентации страны (от просоветской к прокитайской и, в конечном итоге,─ независимой). На рубеже 50─60-х годов Ким Ир Сен отказывается от советской модели развития и берёт курс на строительство социализма “собственными силами”. Начавшаяся в Китае “культурная революция” заставила северокорейское руководство дистанцироваться и от КНР (с середины 60-х годов правительство КНДР стало проводить в отношении советско-китайского конфликта политику последовательного нейтралитета). В 1966 г., после визита в Пхеньян советского премьера А.Н. Косыгина, Ким Ир Сен провозгласил “независимую линию” ТПК, основанную на принципах “полного равенства, суверенитета, взаимного уважения и невмешательства коммунистических и рабочих партий во внутренние дела друг друга”. В дальнейшем на основе этого курса партийные теоретики разработали идеи чучхе: “автономия в идеологии, независимость в политике, самостоятельность в экономике, самозащита в обороне”.Идеи чучхе были возведены в ранг официальной партийной и государственной политики,что было закреплено конституцией 1972 г., и предопределили своеобразие последующего развития страны.

 

Последовательно проводимый Северной Кореей независимый курс во внешней политике привёл к резкому сокращению экономической помощи со стороны СССР и Китая, но помог ей избежать жёсткой международной изоляции. В 1975 г. КНДР стала участником движения неприсоединения. В конце 70-х годов она являлась участницей более чем 150 международных организаций и поддерживала дипломатические отношения с 97 странами. В основу своей национальной модели северокорейское руководство положило идею перманентной революции, трактовавшуюся как “непрерывный усиливающийся процесс, который будет продолжаться до полной победы социализма”. Характерной особенностью формировавшейся политической системы КНДР стала гипертрофированная персонификация власти в виде культа вождя. Восхваление Ким Ир Сена в 60-е и особенно в 70-е годы приобрело невиданный в социалистических странах размах.

 

В 1972 г. Ким Ир Сен занял пост президента КНДР, учреждённый в соответствии с новой конституцией. Официальная пропаганда наделила его многочисленными прославляющими эпитетами (“Великий Вождь”,“Солнце Нации”, “Залог Освобождения Человечества” и др.). В среде творческой интеллигенции была создана т.н. “группа имени 15 апреля” (15 апреля ─ день рождения Ким Ир Сена), ставшая коллективным автором большой серии художественных произведений, прославлявших Ким Ир Сена и издававшихся огромными тиражами. Его день рождения стал в КНДР одним из 9 национальных праздников. В 1980 г., на VI съезде ТПК, сын Ким Ир Сена ─ Ким Чен Ир ─ был официально провозглашён политическим наследником своего отца, что немедленно нашло теоретическое обоснование (“поскольку революция продолжается из поколения в поколение, то и вождь должен сменяться по этому же принципу”). В 1992 г. Ким Ир Сену, в дни торжеств по случаю его 80-летия, было присвоено звание генералиссимуса. После смерти Ким Ир Сена (1994 г.) Ким Чен Ир стал фактическим руководителем страны, а в 1997 г. он был избран генеральным секретарём Трудовой партии Кореи.

 

Характерной чертой общественно-политической системы КНДР стала жесткая регламентация труда и быта её граждан. С этой целью в 1977 г. был создан Юридический комитет социалистического образа жизни. В 1978 г. принят Социалистический трудовой кодекс, чётко разграничивший время северокорейских трудящихся: “8 часов ─ работать, 8 часов ─отдыхать, 8 часов ─ учиться”. Всё население страны поделено на т.н. “народные группы”(“инминбаны”), созданные по месту жительства, которые наряду с выполнением распределительных функций организуют также участие граждан в различных общественных мероприятиях и ведут воспитательную работу “на уровне семьи”.Официальная политика социального моделирования была направлена на консолидацию населения страны на основе классической для тоталитарного общества схемы: вождь ─ партия─ массы. Инакомыслие жестоко преследовалось. В послевоенные годы в КНДР было проведено около 10 массовых “чисток”, направленных на обеспечение “идеологической чистоты” и монолитности северокорейского общества. В 1975 г. был официально учреждён Национальный цензурный комитет (фактически подобный орган существовал давно).

 

В сфере материального производства широкое распространение получили методы идеологического воздействия на трудящихся, которыми подменялись экономические методы__хозяйствования. Так, в 1957 г. было инициировано “движение Чхоллима”, названное по имени легендарного крылатого коня, обгоняющего время (это движение некоторые исследователи расценивают как северокорейский вариант “большого скачка”). С начала 60-х годов повсеместно стала внедряться т.н. “тэанская система” управления производством (по названию Тэанского электромеханического завода, где она была впервые применена). В соответствии с этой системой руководителем предприятия является не директор, а партийный комитет, основные функции которого состоят в идеологическом воздействии на трудовой коллектив предприятия, укреплении “революционного пыла” масс. Трудовой энтузиазм населения считался северокорейским руководством неотъемлемой частью экономического прогресса. Он поддерживался всевозможными идеологическими средствами, а также фактической военизацией производства. Широкое распространение получили “мирные битвы” (многодневные трудовые вахты), приуроченные к знаменательным датам и событиям. Например, только лишь в 1988─1989 годах было проведено два “200-дневных боя” по выполнению заданий государственного плана.

 

Экстенсивное развитие позволило заметно увеличить производственный потенциал КНДР, создать мощную горнодобывающую промышленность, металлургию, электроэнергетику и ряд других отраслей экономики. К середине 80-х годов Северная Корея вошла в ряд сравнительно развитых стран Восточной Азии. Её индустрия обеспечивала более 2/3производства совокупного общественного продукта страны. Однако в целом экономика КНДР имела замкнутый характер, отличалась гипертрофированным развитием промышленности,технической отсталостью, низким уровнем производства потребительских товаров.

 

Тем не менее, иностранный опыт, прежде всего китайский, видимо, всё-таки способствовал некоторому изменению экономической политики правительства КНДР. Так, в 1984 г. был принят “Закон о совместных предприятиях”, позволивший иностранным предпринимателям вкладывать свои капиталы в экономику Северной Кореи. В результате были созданы совместные предприятия с участием иностранных граждан, в основном представителей корейской диаспоры в Японии *. Благодаря этому фактически возник новый, функционирующий на рыночных принципах сектор в централизованной, директивно управляемой хозяйственной системе КНДР. Одновременно расширялись права руководителей государственных предприятий, постепенно вводились элементы материального стимулирования трудящихся, было разрешено мелкое предпринимательство, началось перепрофилирование производства в оборонной промышленности в соответствии с потребностями страны в бытовых товарах и т.д. В целях привлечения иностранного капитала и поощрения совместного

предпринимательства правительство КНДР приняло решение о создании свободной торгово-

экономической зоны на северо-востоке страны.

В 90-е годы Северная Корея столкнулась с большими экономическими проблемами, которые были обусловлены как внутренними причинами, так и воздействием внешних факторов:

─ К этому времени развитие экономики на основе централизованного планирования и в рамках доктрины чучхе исчерпало свои возможности. Всё более ощутимо сказывались слабость и возрастающая отсталость технической и технологической базы северокорейской промышленности и сельского хозяйства.

 

─ Обострили экономическую ситуацию в стране (прежде всего в аграрном секторе) небывалые наводнения 1995-1996 годов, которым подверглось примерно 75% территории страны, и в результате которых пострадали 5,2 млн человек. Суммарные потери от стихийных бедствий, по данным ООН, составили 17 млрд долл. Объём сельскохозяйственного производства сократился почти в 2,5 раза, что резко обострило продовольственную проблему. Поэтому с 1995 г. международное сообщество стало оказывать КНДР продовольственную помощь.

 

─ Негативными для страны оказались и изменения во внешнеэкономической сфере.Распад СССР и социалистического лагеря привёл к резкому сокращению экономической помощи, оказываемой Северной Корее, что нанесло ощутимый удар по её экономике. Ситуация в экономике КНДР продолжает ухудшаться, что свидетельствует о неэффективности её нынешней (“чучхейской”) модели развития. По оценке ООН, ВНП страны за 90-е годы сократился в полтора раза Численность же населения Северной Кореи растёт: за 90-е годы ─ на 2 млн человек (в 1999 г. там проживало 22,6 млн человек). Соответственно снижается доход на душу населения ─ с 1005 долл в 1992 г. до 429 долл в 1998 г. Подобная ситуация, а также непрекращающееся нарастание кризисных явлений в экономике КНДР заставляет специалистов делать вывод о том, что будущее этой страны прогнозируется весьма сложно. Определённо можно отметить, что в экономическом соревновании с Южной Кореей Северная безусловно проигрывает. По подсчётам экспертов, в конце 90-х годов её ВНП составлял не более 5% соответствующего показателя Республики Корея, что наглядно свидетельствует о растущем разрыве в уровнях развития двух стран Корейского полуострова, начинавших примерно с равных стартовых условий.

 

Date: 2016-07-05; view: 997; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию