Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности самооценки младшего школьника
Рассмотрим подробнее, в чём же заключается сущность и функции самооценки. Самооценка представляет собой отношение человека к себе, выработанное им вследствие получения знаний о самом себе, приобретённых, в свою очередь, в результате наблюдений за реакцией на различные свои действиях, высказывания; понимание собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание, оценочное к ним отношение. Самооценка предполагает умение человека оценить свои силы и возможности, планы, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, а также умение самостоятельно ставить перед собой цель. Все эти качества имеют большое значение при формировании цельное и гармонично развитой личности.
Следует указать, что на развитие самооценки большое влияние оказывает оценка окружающими людьми, а, в случае ребёнка, в первую очередь, оценка значимых взрослых и сверстников, результатов поведения и деятельности человека, его реакций на раздражители, а, значит, и качеств, присущих его личности. Л.И Божович поясняет, что общественная оценка имеет двоякое значение в процессе формирования самосознания школьника: оценка окружающих зависит от того, насколько поведение человека отвечает общественным нормам и требованиям, соответственно, получая от людей «обратную связь» в виде оценки его взаимоотношений с окружающей средой, человек становится обладателем информации, влияющей на дальнейшее его поведение, отношение к себе, эмоциональное благополучие. Вместе с тем, общественная оценка способствует выделению человеком тех или иных качеств и конкретных видов поведения, деятельности и восприятию их как предмета сознания оценки самого человека.[10] В свою очередь, Б.Г. Ананьев отмечал, что важнейшее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку.[11]
Поскольку самооценка является оценкой личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, она имеет большое влияние на поведение человека в обществе, его реакции, действиях. Соответственно, от того поведения в обществе, которое позволяет и диктует человеку его самооценка, во многом зависит мнение о нём окружающих, и, следовательно отношение к человеку. Самооценка влияет на требовательность человека к себе, отношение к собственным успехам и неудачам. Следовательно, от той степени критичности к своим поступкам, с которой человек судит свои действия, в свою очередь, зависит эффективность деятельности, которой он занят и дальнейшее развитие личности. Основу самооценки составляет принятая человеком система ценностей. Схема 1. В научных исследованиях автора монографии ««Проблема самосознания в психологии» И.И. Чесноковой (1978), в научных трудах доктора психологических наук В.В. Столина (1983) и многих других авторов самооценка рассматривается как центральное звено сферы самосознания личности, выполняющее, в первую очередь, регуляторные функции в поведении человека. А. В. Захарова, советский психолог, сотрудник лаборатории младшего школьника, чьей областью научных интересов были психологические особенности и условия формирования учебной деятельности, в частности, действие оценки, писала, что самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе, становление его личности и индивидуальности».[12]
Современный автор, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры общей психологии, д.п.н. Л.В. Бороздина уточняет, что самооценка представляет собой личностное суждение о собственной ценности, а также отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу Я. [13] Рассмотрев взгляд на проблему самооценки отечественных учёных, мы можем заключить, что в их понимании самооценка является результатом развития отношения индивида к самому себе и работы самопознания.
Обратив свой взор на труды зарубежных учёных-исследователей, занимавшихся изучением развития самооценки, мы, с целью уточнения взглядов иностранных психологов и педагогов на данную проблему, приведём мнения ведущих специалистов, таких, У. Джеймс, А. Маслоу,, С. Куперсмит, М.Розенберг. У. Джеймс, впервые упомянувший в психологической литературе понятие самооценки, различает два её вида, называемые им самодовольством и недовольством собой. У. Джеймс поясняет, что самодовольство вмещает в себя такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора[14]. В признанной классической концепции У. Джеймса в основу понятия самооценки положено представление об актуализации идеального Я, определяемого математическим соотношением реальных достижений человека к его притязаниям. Соответственно, достигший в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должен иметь высокую самооценку, но если человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, с большой долей вероятности, будет низкой.[15] А. Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии, в свою очередь, уточняет, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она основана на реальных способностях, знаниях и умениях человека[16] Доктор С. Куперсмит, психолог из Калифорнийского университета, разработавший различные методики измерения самооценки, в том числе, опросник по определению уровня самооценки у детей и подростов, пишет, что под самооценкой следует понимать присущее индивиду чувство собственной ценности, которое для других людей проявляется в тех или иных реакциях[17] Р. Бёрн, американский психолог, автор концепции трансакционного и сценарного анализа считает, что самооценка входит в состав Я-концепции - совокупности всех представлений индивида о себе, сопряжённых с их оценкой.[18]
Изучив взгляд зарубежных учёных на проблемы самооценки, мы можем сделать вывод: многих из психологов рассматривают самооценку в структуре "Я-концепции", воспринимая её в качестве механизма, обеспечивающего согласованность требований индивида к себе с внешними условиями.
В начале параграфа были указаны функции, выполняемые самооценкой. Для более полного представления о них приведём здесь расширенный перечень функций, предложенный Н.И. Сарджвеладзе, доктором психологических наук, профессором Тбилисского государственного университета, включающий в себя шесть функций: - функция "зеркала" (отображения себя), заключающаяся в отражении человеком сознания окружающих, переносе своего "отражения" вовнутрь; - функция самовыражения и самореализации; - функция саморегуляции и самоконтроля. Только при условии обладания сложившимися представлениями о себе, при отношении к себе определённым образом личность способна регулировать и контролировать свою деятельность; - функция сохранения внутренней стабильности "Я" (внутренняя согласованности) - функция интракоммуникации. (для самой себя личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и вступая в "диалог"); - функция психологической защиты[19]
Для дальнейшего рассмотрения явления самооценки нам нужно иметь представление об уровнях самооценки. Самооценка является важнейшим средством для самоанализа, саморегуляции и самоконтроля. Одним из основных параметров самооценки выступает осознание своей значимости для окружающих. У. Джеймс считал, что это осознание связано с самоуважением, которое имеет большое значение для развития личности. В современной психологической науке принято подразделять самооценку адекватную и неадекватную, в свою очередь, делящуюся на завышенную и заниженную. У обладающего адекватной самооценкой человека мнение о себе самом совпадает с тем, каким он в действительности и является. При неадекватной самооценке наблюдается расхождение представляемого о себе с имеющим место в быть в реальности. Предположить, какой самооценкой обладает ребёнок мы можем не только по тому, как он оценивает себя, но и по тому, какие оценки выносит он другим детям. Например, ребёнок с заниженной самооценкой часто оценивает достижения других детей выше, чем оно есть на самом деле, ребёнок с завышенной не всегда даёт высокую оценку себе, он может просто занижать или отрицать достижения других. Также самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. На устойчивую мы не можем оказать влияния, действенно изменить и скорректировать её, неустойчивая же, в большинстве случаев свойственная детям младшего школьного возраста, практически всегда хорошо поддаётся влиянию и коррекции. Помимо этого самооценка может быть как абсолютной, так и относительной. Под абсолютной мы будем понимать такую самооценку, которая вырабатывается у человека без учёта мнений окружающих, под относительной же подразумевать самооценку, представляющую собой сочетание оценки собственной и мнения социума.
Д.Б. Эльконин рассматривает организованную учебную деятельность как ведущую форму деятельности младшего школьника. Соответственно, в процессе учебной деятельности, во взаимодействии со сверстниками существенно увеличивается объём оцениваемых качеств, необходимых для участия ребёнка в данных моментах. На формирование самооценки ученика большое влияние оказывает оценочное воздействие учителя, стиль преподавания педагога, его отношение к неудачам и успехам учеников и многое другое. Разумеется, задачей учителя, в числе прочего, является установление у детей адекватной самооценки. Только осознаний своих способностей и умений, успешное выполнение учебных задач способствует становлению чувства компетентности. Далее мы подробнее рассмотрим меры, которые следует принимать учителю для формирования у учеников адекватной самооценки, но прежде приведём характеристики адекватной и неадекватной самооценки (см. табл. 1) Таблица 1. Сравнительная таблица психологических особенностей детей с адекватной и неадекватной самооценкой*
* Таблица составлена с использованием материалов из сборника «Как повысить самооценку ребёнка» Агафонова А.А., под ред. Н. И. Ройтман, 2013 г.
Имея представление об общих определениях самооценки, перейдём к рассмотрению особенностей непосредственно самооценки младших школьников. Следует отметить, что самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, заниженная самооценка заставляет человека сомневаться в своих силах, ограничивать возможности, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.
Как указывалось ранее, поступление в школу вносит существенные изменения в жизнь ребёнка: изменение привычного уклада жизни, приобретение нового социального положение в коллективе и семье. Ведущей деятельностью вместо игры становится учение, появляется новые обязанности, увеличивается число требований к поведению, что вызывает у ребёнка повышенное психологическое напряжение, связанное с самоорганизацией своей деятельности, дисциплиной, волевыми усилиями. ребёнка.
Правильное отношение к процессу учения – как к труду, формируется не сразу и требует от ребёнка значительных усилий: «включённости» в процесс, повышенного внимания, задействования силы воли, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок не привык к подобным условиям или тяжело адаптируется – задача учителя помочь ему избежать отрицательного отношения к учению, которое может возникнуть от неудач и разочарования, постигших ребёнка в самом начале учебной деятельности. Учителю следует увлечь ребёнка, показать ему, что учение – труд, требующий прикладывания усилий, но дающий взамен возможность приобретения новых знаний, умений, навыков; и, разумеется, самой организацией учебного процесса подкреплять эти слова.
В начале обучения ребёнок может показывать хорошие результаты в надежде вызвать одобрения учителя, семьи, сверстников. И только после того, как школьник начнёт проявлять интерес к результатам своей учебной деятельности можно говорить о формировании него мотивов учения, связанных с истинно ответственным отношением к учению. Условием для формирования такого интереса служит переживание учащимся чувства удовлетворения от результатов своего труда и одобрением педагога, отмечающего даже небольшие успехи своего ученика.
Учитель должен вызывать у детей уважение, авторитет педагога иметь большое значение. Только учитель, вызывающий у учеников подобные чувства может в полной мере повлиять на их личность. В период поступления в школу у ребёнка продолжает формироваться его представление о самом себе, своих возможностях, качествах и своём месте среди других людей, то есть, его самооценка, в связи перед педагогом стоит важная и ответственная задач – помочь ребёнку научиться адекватно воспринимать и оценивать себя и окружающих.
Кратко перечислим факторы, влияющие на формирование самооценки ребенка[20]: - оценка ребёнка родителями (подразумевается признание способностей и достижений ребёнка; уважение его взглядов и интересов, признание его самоценности как личности; прямое оценивание поступков и личностных качеств ребёнка по шкале, выражающееся в словесном одобрени ии критике)
- собственная самооценка ближайших взрослых (ориентация в уровне притязаний и степени требовательности к себе на самооценку значимых взрослых)
- оценка сверстниками (влияние на устойчивость самооценки и проверка самодостаточности личности ребёнка)
- успешность выполняемых действий (соответствие учебных и бытовых задач возможностям ребёнка; сочетание достижений и успешно пережитых неудач для формирования способности адекватно оценивать свои возможности)
- интенсивность интимно-личностного общения (наличие фактов положительно окрашенного общения со значимыми взрослыми, сверстниками, «поглаживаний», по выражению психолога Э. Бёрна
- направленность личности (соблюдение баланса между социальной и индивидуалистической направленностью личности – соответствие нормам общества при сохранении собственного (автономного) развития) Date: 2016-07-18; view: 691; Нарушение авторских прав |