Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Младший школьный возраст как период формирования самооценки





Введение

 

 

Современное школьное образование в последние годы претерпело ряд преобразований, в том числе, была иначе сформулирована приоритетная его цель: передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику заменило создание системы УУД – универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС II поколения для начальной школы. Система УУД подразумевает развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться самому, а не получать знания от педагога. Система УУД подразумевает создание для каждого ученика условий для осуществления учебной деятельности, постановки целей, поиска и использования средств и способов их достижения, формирования навыков контроля и оценки учебной деятельности, её результатов. Система УУД предназначена для обеспечения условия для развития личности и её самореализации.

 

Необходимо помнить о том, что процесс познания, осуществляемый учениками, требует со стороны учителя не только управления этим процессом и его сопровождения, но и оценки действий ученика, его активности в учебной деятельности, качества и полноты его ответов, умения сформулировать свои предположения, доказать свою точку зрения. В связи с этим возникает вопрос: какие меры следует принимать педагогу для оценки учебной деятельности школьников? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить, что большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играют действия контроля, фиксирующие отношение учащихся к себе как к субъекту и действия оценки, позволяющего определить факт и степень усвоения и овладения ребёнком способа решения учебной задачи, соответствия результата учебных действий цели. Кроме того, если мы обратимся к теории деятельности А.Н. Леонтьева, то отметим, что им было указано, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, следовательно, придём к заключению их комплексного рассматривания и формирования.[1]

 

Следует указать, что традиционно понятие самооценки в психологии и педагогике рассматривалось в связи проблемой развития личности и формирования сознания. Причём, заметим, что исследования в этой области касались двух аспектов: становления самосознания в контексте общего развития личности[2], так и, собственно, вопросы, связанные с особенностями самооценки и её взаимосвязью с оценками окружающих.[3] Приведём определение самооценки, которое даёт доктор психологических наук профессор А.И. Липкина: «самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику»[4]. Самооценка является основным показателем развития личности, компонент самосознания человека. Она позволяет человеку оценивать свои действия и поведение в различных жизненных ситуациях, определять степень нравственности своих поступков, уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими, уметь замечать, какие личностные качества могут препятствовать эффективному взаимодействию с ними, какие - наладить контакт.

 

В общем случае в старшем дошкольном возрасте самооценка ребёнка практически полностью сформирована. Но при поступлении в школу самооценка подвергается непростому испытанию: значительно расширяется круг и состав «оценивающих», усложняются и изменяются критерии оценки и требования к ребёнку, выполняющему новую социальную роль, причём всё это происходит в новых для него социальных условиях. В младшем школьном возрасте главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Для того чтобы младший школьник имел возможность адаптироваться к школьным условиям, новой образовательной среде, требованиям учителя, новому коллективу, смог адекватно оценивать свои действия и действия окружающих, эффективно выполнять учебные задачи, педагогом должна быть проведена работы по формированию данных качеств, умений, навыков.

Актуальность: для формирования ученика - личности, способной и готовной к саморазвитию, мотивированной на получение результата, соответствующего конечной учебной цели, овладевшей в полной мере УУД, всесторонне развитой, адаптированной и могущей ориентироваться в динамично изменяющемся современном мире,[5] нужно начинать с развития у учеников способности видеть и правильно оценивать свои действия, взаимоотношения, качества, деятельность. Для того, чтобы по максимуму реализовать свои возможности, ребёнок должен, в первую очередь, адекватно их оценивать, а задача педагога как раз и состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивую мотивацию к процессу обучения и его результативности. Сложность заключается в том, чтобы сформировать адекватную оценку у каждого ученика класса. Поскольку этот трудоёмкий процесс достаточно длителен и непрост, работу следует начинать с первого класса.

 

Отдельно следует отметить, что в настоящее время процесс формирования адекватной самооценки у младших школьников затрудняется ещё и таким обстоятельством как обострённое неравенство между детьми как вследствие, условно говоря, научно-технического прогресса, так и развития развлекательной сферы и прочих «сопутствующих» направлений. Во все времена имели место быть социальные различия по благосостоянию, но в настоящее время этот «перекос» существенно увеличился за счёт материальных составляющих. Сейчас нередки даже в начальной школе случаи проявления нетерпимости к детям, чьи семьи отличаются более скромным достатком. В младшем школьном возрасте дети становятся ещё более внимательны к деталям, внешнему виду, атрибутам как значимых взрослых, как и сверстников. Крайне агрессивная информационная среда, пропаганда сомнительных ценностей, отсутствие положительных ориентиров, общая нестабильность постоянно изменяющейся окружающей среды затрудняет нормальное психическое развитие ребёнка, который не может сосредоточиться, почувствовать себя в безопасности. Поэтому педагогу крайне необходимо всеми силами поддерживать комфортную спокойную атмосферу в процессе учебной и внеурочной деятельности, организовывать сотруднические отношения между детьми, способствовать развитию дружеских отношений, взаимопомощи, поддержки между учениками. Для решения этих задач педагогу нужно принимать комплекс мер (занятий, игр), предусматривающих воспитание толерантности, ценностного отношения к окружающим, повышению самооценки. Также следует проводить индивидуальную работу с детьми, у которых в результате диагностики будет выявлена заниженная или завышенная самооценка. Учителю важно помнить, что ребёнок стремится следовать примеру, быть признанным, значимым в коллективе, что сейчас намного сложнее, чем было в сравнительно недавнее время, и потому учитель сам, в первую очередь, должен быть примером и ориентиром для учеников, их проводником не только в плане учебной деятельности, но и в отношении личностного развития и взаимодействия с окружающими.

 

Основной объект исследования: особенности самооценки младшего школьника

Предмет исследования: средства по развитию самооценки

Цель: изучение факторов, обеспечивающих оптимальные возможности развития самооценки младшего школьника; анализ средств для развития и формирования самооценки.

Задачи:

1. Изучить основные теоретические подходоы в психолого-педагогической литературе к проблеме самооценки;

2. Выявить особенности, влияющие на формирование самооценки;

3. Установить сущность понятия самооценки, становления и развития самооценки у детей младшего школьного возраста; выявитьособенности, влияющие на формирование самооценки;

4. Проанализировать средства разрешения проблемы самооценки у младших школьников;

5. Подобрать диагностики для выявления:

а) уровня самооценки учащихся начальных классов.;

б) уровня тревожности и агрессивности учащихся начальных классов;

в) учебной мотивации учащихся начальных классов

Гипотеза: особенностями развития «Я-концепции» младших школьников является то, что ребёнок, оказавшись в новых для него социальных условия в совокупности с усложняющими видами деятельности, начинает «осознавать себя в обществе» через видение себя в других людях и установления отношений их к нему и его к ним. Одновременно ребёнок младшего школьного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях путём рефлексии и самонаблюдения

Неадекватная самооценка увеличивает вероятность регрессивных проявлений и повышенной тревожности личности; может послужить препятствием для установления мотивации к учению, должного отношения к процессу обучения, а также отрицательно отразиться на взаимоотношениях в классном коллективе.

Основные методы работы:

- диагностика;

- беседа;

- наблюдение.

 

Глава I. Младший школьный возраст как период формирования самооценки

Date: 2016-07-18; view: 214; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию