Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990). Интересна история зарождения баскетбола. Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей. Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Этапы развития баскетбола I этап - 1891 - 1918 гг. - этап становления баскетбола как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. Созданы первые официальные правила игры, определилось формирование её техники и тактики, произошло закрепление игровых функций участников команды. II этап - 1919 - 1931 гг. - характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на его дальнейшее развитие. В этот период проводятся первые международные баскетбольные турниры. III этап - 1932 - 1947 гг. - характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола. Знаменательным событием явилось создание ФИБА, включение баскетбола в олимпийские виды спорта. Выход советских баскетболистов на международную арену. Появление новшеств в технике и тактике. IV этап - 1948 - 1965 гг. - характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте мастерства спортсмена. Появление броска одной рукой, бросков, более сложных по технике и трудных для отражения защитой, соперником. Выход мини-баскетбола на мировую арену. V этап - 1966 - 1990 гг. - характеризуется увеличением числа национальных федераций. Появление профессионального баскетбола /НБА/. Укрепление международных связей, новшества в технике и тактике игры. Совершенствование правил соревнований и методики судейства. Баскетбол в России В России первое упоминание о баскетболе относится к первому году двадцатого столетия и принадлежит пропагандисту физкультуры и спорта Г. Дюперрону. Однако первые матчи баскетболистов состоялись лишь в 1908 году. В обществе «Маяк» были созданы четыре баскетбольные команды, названные по цвету маек - «лиловые», «зеленые», «белые», «красные», которые разыграли первый официальный баскетбольный турнир Для баскетболистов России первым, в полном смысле слова международным, матчем можно, вероятно, назвать игру между спортсменами клуба «Маяк» и командой американцев - членов Союза христианской молодежи. Сильнейшая команда общества «Маяк» -команда «лиловых» - под руководством капитана Степана Васильева выиграла у команды из США. Вслед за обществом «Маяк» баскетбольные команды появились в спортивном обществе «Богатырь», а за ними в других городах. Баскетбол постепенно распространился по городам Украины, Белоруссии, в Закавказье, на Дальнем Востоке. В 1913 году в Петербурге были изданы первые баскетбольные правила. В 1916 году опубликовано первое описание игры. Однако свое настоящее признание и развитие в России баскетбол получил лишь после Октябрьской революции. В 1919 году журнал «Русский спорт» поместил первые статьи о баскетболе, о соревнованиях между спортивными клубами, проведенных 25 мая 1919 г., посвященных введению Всеобуча. Окружные управления Всеобуча оказали большое влияние на развитие баскетбола. С 1920 года баскетбол включен в программу физкультурных праздников Уральской олимпиады, Московской губернской олимпиады и т.д. В этом году баскетбол как самостоятельный предмет был введен в физкультурных учебных заведениях. Специалисты, окончившие эти учебные заведения, стали первыми пропагандистами баскетбола в России. В 1923 году баскетбол был включен в программу 1-го Всесоюзного праздника физической культуры, проводившегося в Москве. Этот турнир принято считать первым чемпионатом страны. Победителями соревнований стали женская команда Ленинграда и мужская команда Москвы. В 1923-1928 гг. начала формироваться отечественная школа баскетбола. Этот этап характерен поиском новых методов подготовки команд, новых технических приемов и форм ведения игры. В 1928 году на 1 Всесоюзной спартакиаде гостями были мужская и женская рабочие команды баскетболистов Франции. В 1931 году был введен комплекс «Готов к труду и обороне», ставший основой системы физического воспитания, что позволило привлечь широкие слои молодежи к занятиям баскетболом, значительно улучшить учебно-тренировочную работу с командами, которая строилась на всесторонней физической подготовке игроков. В 1940 году в состав бывшего Советского Союза вошли прибалтийские республики. Баскетбол в этих республиках находился на высоком уровне развития. Команды этих республик имели большой опыт международных встреч. В эти годы заметно усилилась учебно-методическая работа. Появились новые печатные труды, выпущенные сначала ленинградским, а затем московским институтами физической культуры. В этом же году вышла первая официальная программа по баскетболу для секций КФК, установившая некоторое единство в методике обучения и тренировки. Вслед за программой было выпущено «Учебное пособие по баскетболу». Даже в военные годы в ряде городов продолжалась работа по баскетболу. Летом 1944 года после трехлетнего перерыва в Тбилиси было проведено одиннадцатое первенство страны, а в 1945 году, за несколько дней до окончания войны, в Каунасе состоялся традиционный матч восьми сборных команд городов. На этапе 1946-1970 гг. проходило совершенствование отечественной школы баскетбола, создавалась система спортивной подготовки, и в итоге - успешный выход на международную арену. В 1947 году Всесоюзная баскетбольная Федерация вступает в члены ФИБА, получив право участвовать во всех соревнованиях, организуемых ФИБА. В том же году сборная мужская команда приняла участие в первенстве Европы, завоевав звание чемпиона. В 1950 году женская сборная команда впервые приняла участие в чемпионате Европы. Проведя все встречи на высоком уровне и победив, команда стала чемпионом Европы. В 1952 году мужская сборная команда стартовала на XV Олимпийских играх, завоевав второе место. Занявшая первое место команда США имела по сравнению с нашей командой значительное преимущество в росте игроков. В 1957 году сборная женская команда впервые участвовала в чемпионате мира, где заняла второе место, проиграв в финале три очка сборной команде США - победительнице предыдущего первенства. Мужская сборная команда впервые приняла участие в чемпионате мира в 1959 году. Баскетболисты выиграли все встречи, в том числе и у американской команды, но были лишены титула чемпионов мира в результате беспрецедентного решения ФИБА, которая дисквалифицировала сборную мужскую команду за отказ играть с командой острова Тайвань. Звание чемпионов мира было присуждено национальной команде Бразилии. Весьма ответственным для отечественного баскетбола явился 1972 год. На XX Олимпийских играх в Мюнхене сборная мужская команда победила всех соперников, завоевав золотые медали олимпийских чемпионов. В том памятном матче решающий бросок Александра Белова на последней секунде игры принес победу в финале над сборной США - 51:50. Сборная мужская команда является четырехкратным серебряным /1952,1956,1960,1964 гг./ и трехкратным бронзовым /1968,1976,1980 гг./ призером Олимпийских игр, трехкратным чемпионом мира /1967,1975,1982 гг./ и многократным чемпионом Европы. Сборная женская - двукратный чемпион Олимпийских игр /1976,1980 гг./ и многократный чемпион мира и Европы. Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М., 1997) Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения приспортивных добровольных обществах. Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. (Туркулов Б.Н., 1993) Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден,1987). Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964) Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Портнов Ю.М., 1997). Современный баскетбол развивается по пути дальнейшего повышения темпа, интенсивности и активизации действий в нападении и защите. Возрастает скорость не только передвижения, но и всех применяемых действий. Все труднее становится выдерживать нагрузку в отдельном матче и тем более в целом турнире. Способность организма проявлять большую работоспособность, отдалять момент наступления утомления во многом зависит от физической подготовленности. Недостатки в развитии скорости, выносливости, силы, ловкости, гибкости и воспитании волевых качеств могут стать серьезным препятствием для овладения мастерством игры в целом.
В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды. Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением. Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча. За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков: 1 очко — бросок со штрафной линии 2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии) 3 очка — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации). Матч состоит из четырёх периодов по десять минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами. Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля — 28×15 м. Щит размером 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,15 м от нижнего обреза щита. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований окружность мяча — 74,9—78 см, масса — 567—650 г (для женских соответственно 72,4—73,7 см и 510—567 г). Физическую подготовку можно подразделить на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает всестороннее развитие. Это значит, что каждый баскетболист должен стать атлетом, имеющим спортивные разряды по основным видам спорта: легкой атлетике, лыжному спорту, гимнастике, плаванию и др. Специальная физическая подготовка направлена на такое развитие двигательных качеств и всех систем организма, которые бы соответствовали условиям игровой деятельности в процессе соревнований по баскетболу. Для этого необходимо знать содержание игровой деятельности баскетболиста, которая характеризуется большим разнообразием, носит ациклический характер и связана с переменной интенсивностью, перемежаемой периодами отдыха. Установлено, что активная работа в ходе игры чередуется с периодами отдыха примерно в пределах 3—4 сек. Баскетболист играет полноценно 7—10 мин., а затем, наступает период спада, который продолжается не менее 5 мин. Важным качеством для баскетболиста является сила. Хорошая силовая подготовка отдельных мышечных групп позволяет достичь высокой скорости передвижения, быстроты выполнения передач, остановок, отбора мяча в борьбе с противником и повышает прыгучесть игрока. Не меньшее значение имеет выносливость. Умение быстро включаться в игру и активно действовать как можно более длительное время — обязательное условие деятельности современного баскетболиста. Выполнение игровых приемов с большой скоростью требует от баскетболиста высокоразвитой ловкости и гибкости. Развитие этих качеств осуществляется специально подобранными упражнениями (в беге, прыжках, метании), близкими по своей структуре к игровым, а также упражнениями в технике, тактике и самой игрой. Характеристика игры: Конечный результат игры в баскетбол весьма специфичен: - большой количественный показатель конечного результата (в среднем 80-85 очков за игру); - частота смены промежуточных результатов (в среднем через - отсутствие ничейного результата, т. е. невозможность компромиссного решения борьбы. Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех команд, подчинение своих действий общей задаче. Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа: Центровой игрокдолжен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью; крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно; защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным. Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности. Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам различных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 с, что связано сорганизацией игры, центровые- в интервале 3с, отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии - в течение 1с-наиболее устойчивом интервале броска. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть противника. Игра протекает при взаимодействии игроков всей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все усилия чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях. Для оценки психофизиологических функций, определяющих успешность игровой деятельности баскетболистов, используют методы исследования быстроты и точности двигательных действий, а также объем, распределение и переключение внимания и т.д. Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно лишь в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения. Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока. Date: 2016-07-18; view: 4034; Нарушение авторских прав |