Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Судебная власть





 

Статья 118

 

1. Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, правосудие осуществляется с участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.

2. Осуществление правосудия возложено на судебную власть, являющуюся самостоятельной ветвью (видом) государственной власти, обособленной и независимой в своей деятельности от органов законодательной и исполнительной власти. Именно самостоятельная и независимая судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, способна обеспечить беспристрастное, объективное рассмотрение уголовных, гражданских и иных дел, защиту права от всякого нарушения, независимо от его субъекта.

Правосудие осуществляется органами судебной власти только в форме судебного разбирательства с соблюдением установленных законом процессуальных правил и норм. Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Вместе с тем основные организационно-процессуальные начала и принципы деятельности органов судебной власти, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, едины. Все суды действуют в рамках единой судебной системы Российской Федерации.

Посредством конституционного судопроизводства осуществляется судебная власть Конституционным Судом Российской Федерации, а также конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. Суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации осуществляют судебную власть посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным Судом Российской Федерации - посредством гражданского (искового) и административного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации, устанавливаемая Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года (ред. от 15 декабря 2001 года) "О судебной системе Российской Федерации", включает в себя только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается. Судебная система Российской Федерации включает в себя: 1) федеральные суды и 2) суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: а) Конституционный Суд Российской Федерации; б) федеральные суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские, административные и уголовные дела (Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды); в) арбитражные суды, рассматривающие экономические споры и иные подведомственные им дела (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, 10 федеральных арбитражных судов округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации). Таким образом, надо учитывать, что в рамках единой судебной системы сформированы: система федеральных судов общей юрисдикции и система федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: а) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, которые могут создаваться субъектами Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов их органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации; б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и рассматривающие в пределах своей компетенции гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

 

Статья 119

 

Комментируемая статья устанавливает основные минимальные требования и цензы, предъявляемые к кандидатам на должность судей. Любой гражданин, отвечающий данным требованиям, вправе сдать в установленном законом порядке квалификационный экзамен на должность судьи.

Федеральным законом требования, предъявляемые к претендентам на должность судьи, могут быть дополнены. Так, Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года (ред. от 15 декабря 2001 года) "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрена необходимость медицинского освидетельствования претендентов на должность судьи для подтверждения отсутствия у них заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном названным выше законом. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года (ред. от 15 декабря 2001 года) "О Конституционном Суде Российской Федерации" расширяет перечень требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, включая в него такие требования, как безупречная репутация и признанная высокая квалификация в области права.

С учетом особенностей статуса того или иного суда Российской Федерации федеральным законом могут быть также повышены требования, касающиеся возрастного предела для кандидатов, стажа их работы по юридической профессии.

В числе требований к кандидатам на должность судьи относится, во-первых, наличие у них российского гражданства: иностранные граждане, лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, не могут претендовать на получение статуса судьи. Это обусловлено тем, что судьи являются носителями судебной власти в государстве, осуществляющими правосудие самостоятельно и независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Во-вторых, кандидаты на должность судьи должны отвечать определенному возрастному цензу: Конституция Российской Федерации устанавливает минимальный возрастной ценз для кандидатов - 25 лет. Достижение данного возраста необходимо согласно Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" для замещения должности судей арбитражного суда и конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировых судей. Для кандидатов на должность иных судов законом установлен более высокий возрастной ценз, что связано с необходимостью приобретения профессионального и жизненного опыта для осуществления полномочий судей вышестоящих судов.

В-третьих, Конституция Российской Федерации предусматривает, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Это необходимо ему для осуществления правосудия и исполнения своих обязанностей на профессиональной основе.

Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" определены суды, для судей которых предусмотрены требования, связанные с необходимостью иметь стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, а также не менее семи лет, не менее 10 лет и не менее 15 лет (в зависимости от уровня соответствующего суда и его места в судебной системе). Законом также установлено, что в стаж работы по юридической профессии включается время работы на должностях, требующих юридического образования, и дается перечень соответствующих государственных, муниципальных и иных должностей, отвечающих данным требованиям.

 

Статья 120

 

1. Часть первая комментируемой статьи закрепляет важнейший принцип осуществления судебной власти, определяющий ее статус в правовом государстве. Приоритет (господство) права, характеризующий правовое государство, предполагает наличие независимой и самостоятельной судебной власти, разрешающей споры о нарушенном праве.

Независимость судей, подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешения судами гражданских, административных и иных дел.

Независимость судей гарантируется мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения. К этим мерам относятся: а) предусмотренная законом процедура осуществления правосудия; б) запрет, под угрозой наказания ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи. Судья при исполнении своих полномочий, во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, принадлежать к политическим партиям и движениям. Судье запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Независимость судей обеспечивается также деятельностью органов судейского сообщества, основными задачами которых являются защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности и др. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, которое принимает меры по материально-финансовому и социальному обеспечению судей. Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (статья 5).

Независимость судей от чьей бы то ни было воли, их самостоятельность в осуществлении правосудия основываются на подчинении судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

2. Часть вторая комментируемой статьи определяет действия суда, обнаруживающего при рассмотрении конкретного дела несоответствие акта государственного органа или иного органа закону: суд обязан руководствоваться законом. Таким образом, обеспечиваются судебная защита от противозаконных актов государственных органов и иных органов, а также судебный контроль за их правотворческой и правоприменительной деятельностью. Подчиняясь только Конституции и закону, суды вместе с тем призваны обеспечить реальное верховенство закона, его высшую юридическую силу в отношении иных правовых актов с учетом федеративного устройства нашего государства, международных обязательств Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", развивая комментируемые конституционные положения, требует от суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, принятия решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (статья 5).

 

Статья 121

 

1. Несменяемость судей - одна из гарантий их независимости.

Несменяемость судей проявляется прежде всего в том, что полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением следующих случаев, предусмотренных федеральными законодательными актами.

Во-первых, судья федерального суда, кроме судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года. По истечении этого срока он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста. Во-вторых, судьи Конституционного Суда РФ назначаются на 15 лет, их назначение на второй срок не допускается. В-третьих, срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации устанавливается самими субъектами. В-четвертых, мировые судьи назначаются (избираются) на срок, установленный законами субъектов РФ, но не более чем на пять лет; продолжительность их повторного и последующих сроков не может быть менее пяти лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет, остальных судей - 65 лет (эти ограничения начнут действовать с 2005 года).

Таким образом, в отношении судей одних судов несменяемость трактуется как бессрочность, а в отношении судей других судов как несменяемость в пределах срока; но и для первой, и для второй категории - в пределах максимально допустимого возраста.

Несменяемость судей проявляется также и в том, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Еще один важный элемент несменяемости судей заключается в том, что их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленными федеральным законом.

Приостановление или прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению этого органа, за исключением прекращения полномочий по отдельным основаниям (в частности, при совершении судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи), когда оно производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда.

Полномочия других судей приостанавливаются или прекращаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей: Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Такие квалификационные коллегии формируются из числа судей федеральных судов и судов субъектов РФ, которых в состав коллегий избирает само судейское сообщество, а также представителей общественности, назначаемых Советом Федерации и законодательными органами субъектов РФ, и представителей Президента РФ.

 

Статья 122

 

1. Неприкосновенность судей - это существенная гарантия их независимости. Поскольку судья разрешает юридические конфликты, а судебные решения зачастую затрагивают интересы криминального мира или "власть имущих", судья нуждается в повышенном уровне защищенности, в дополнительных гарантиях от государственного вторжения в сферу профессиональной деятельности. Судейская неприкосновенность необходима для защиты публичных интересов, обеспечения справедливого правосудия.

Согласно Закону о статусе судей (ст. 16) неприкосновенность судьи проявляется: 1) в недопустимости привлечения его к ответственности за принятое судом решение, если только не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного решения; 2) в особом порядке уголовного преследования; 3) в особенностях правового регулирования применительно к задержанию, личному досмотру судьи, заключению его под стражу, осуществлению в отношении него оперативно-следственных мероприятий и следственных действий; 4) в особенностях административной и дисциплинарной ответственности.

2. В части 2 комментируемой статьи идет речь о судейском иммунитете только применительно к уголовной ответственности. Такая избирательность вполне объяснима: уголовная ответственность более "сурова", чем, например, административная. Необоснованное уголовное преследование судьи может нанести ущерб высокому престижу судебной власти. Развивая конституционную норму, Закон о статусе судей предусматривает, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии из трех судей о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей (в отношении судьи Конституционного Суда РФ - с согласия самого Суда). Уровень упомянутой судебной коллегии (из судей Верховного Суда РФ или судей "областного звена") и уровень квалификационной коллегии (Высшая или субъекта Федерации) зависит от того, судьей какого суда является соответствующее лицо. По ходатайству судьи, заявленному до начала судебного разбирательства, уголовное дело в отношении него рассматривается Верховным Судом РФ.

 

Статья 123

 

1. Принцип открытости, публичности судебного разбирательства, закрепляемый частью первой комментируемой статьи, является важной правовой гарантией справедливого и беспристрастного разрешения судами гражданских, административных, уголовных и иных дел, одним из необходимых условий обеспечения прав и свобод человека в правовом государстве.

Осуществления государственной власти (включая и судебную власть) в правовом демократическом государстве должно находиться под контролем гражданского общества. Гласность судебного разбирательства способствует осуществлению общественного контроля за работой судов, за действиями судей, а также позволяет обществу оценивать работу органов, осуществляющих следственные и иные процессуальные действия в целях изобличения обвиняемого в совершении преступления. Таким образом, открытость, публичность судебного разбирательства обеспечивает контроль общества за осуществлением судебной власти, способствует утверждению принципа законности в деятельности судов, правоохранительных органов, создает условия для реализации демократических начал судопроизводства, защиты прав и свобод человека.

Принцип открытого, публичного разбирательства дел должен обеспечиваться во всех судах. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти случаи предусмотрены в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.

Необходимость закрытых судебных заседаний возникает, во-первых, когда рассматриваются дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка или иную охраняемую федеральным законом тайну. Во-вторых, разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается в целях обеспечения неприкосновенности частной жизни граждан, а также безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц, в целях защиты общественной нравственности, а также недопущения нарушения прав и законных интересов граждан. В третьих, закрытые судебные заседания могут проводиться в случаях, когда гласное обсуждение тех или иных обстоятельств дела, способно помешать правильному его разбирательству.

Дела рассматриваются в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех норм судопроизводства.

2. Конституционный запрет на заочное разбирательство уголовных дел в судах установлен в целях обеспечения полноты исследования судом всех обстоятельств дела, а также защиты прав и интересов подсудимого и других участников судебного разбирательства. Судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон. Поэтому важно, чтобы в судебном разбирательстве были заслушаны показания подсудимого, потерпевшего, свидетеля и других участников судебного разбирательства. При этом все доказательства по уголовному делу должны быть непосредственно исследованы судом. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации требует, чтобы приговор суда должен быть основан лишь на тех доказательствах (включая и заслушанные судом показания подсудимого), которые были исследованы в ходе судебного разбирательства. При неявке подсудимого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено и судом должны быть приняты меры к его вызову.

Вместе с тем часть вторая комментируемой статьи допускает возможность заочного разбирательства уголовных дел в судах в случаях, предусмотренных федеральным законом. Согласно Уголовному процессуальному кодексу Российской Федерации это возможно по ходатайству подсудимого по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести. Однако суд может не удовлетворить данное ходатайство, если сочтет необходимым участие подсудимого в судебном разбирательстве в целях обеспечения полного и объективного исследования всех доказательств по данному делу.

При неявке потерпевшего суд рассматривает уголовное дело в его отсутствие, за исключением случаев, когда явка потерпевшего признана судом обязательной. По уголовным делам частного обвинения неявка потерпевшего без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела.

3. Часть третья данной статьи закрепляет одно из основополагающих начал конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства: состязательность и равноправие сторон.

Принцип состязательности сторон предопределяет особую роль и функции суда при осуществлении им правосудия. Функции суда и сторон в судопроизводстве строго разграничены. Суд, осуществляя руководство процессом, создавая условия для всестороннего и полного исследования доказательств, правильного применения законодательства при разрешении дел, оказывая лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, должен сохранять независимость, объективность и беспристрастность. Суд выступает в качестве арбитра над сторонами, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле. Принцип равноправия сторон означает, что ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом, обладая равными процессуальными правами и возможностями в отстаивании своей позиции, защите своих интересов.

4. Участие присяжных заседателей в судопроизводстве обеспечивает его демократизм, реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации присяжные заседатели - это лица, которые привлекаются в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и, оценивая все обстоятельства уголовного дела, основываясь на своем внутреннем убеждении, выносят вердикт, то есть решение о виновности или невиновности подсудимого. Обвиняемый вправе требовать рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей, если ему инкриминируется совершение убийства при отягчающих обстоятельствах, терроризм, бандитизм, другое преступление, отнесенное Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к подсудности Верховного суда республики, краевого, областного суда и других судов этого уровня.

 

Статья 124

 

Независимость и самостоятельность судебной власти, подчинение судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, не подкрепленные соответствующими правовыми, материально-финансовыми и иными гарантиями, превращаются в фикцию, в декларацию. Финансирование судов из федерального бюджета призвано обеспечить их самостоятельность и независимость от региональных, местных и иных органов публичной власти в решении вопросов материально-технического и иного обеспечения своей деятельности, создании надлежащих социально-бытовых условий для работников судебной сферы. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" рассматривает также финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета в качестве одной из гарантий единства судебной системы. Закон определяет основные принципы финансирования судов в Российской Федерации, которые находят свое развитие и конкретизацию в Федеральном законе от 10 февраля 1999 года "О финансировании судов Российской Федерации". Кроме того, положения о порядке финансирования соответствующих судов Российской Федерации содержатся в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 года (ред. от 15 декабря 2001 года) "О Конституционном суде Российской Федерации", Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 года "О военных судах Российской Федерации" и др.

Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.

 

Статья 125

 

Комментируемая статья Конституции РФ не дает определения юридической природы органа конституционного контроля. Однако из содержания всей этой статьи следует, что Конституционный Суд РФ является единственным органом правосудия, который осуществляет проверку конституционности актов высших органов государственной власти РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Такую же работу Конституционный Суд РФ осуществляет в отношении договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; а также в отношении не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

При комментировании этой статьи Конституции РФ следует учитывать ее толкование, данное в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года. Это толкование дано в связи со ст. 126 и 127, которые закрепляют право соответственно Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по даче разъяснений по вопросам судебной практики. В названном постановлении было неоднократно подчеркнуто, что только Конституционный Суд в форме конституционного судопроизводства может проверять конституционность вышеназванных актов органов государственной власти. Однако следует подчеркнуть, что в названном постановлении Конституционный Суд РФ отметил, что ст. 125, 126 и 127 не исключают возможности осуществления названными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ.

Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с тем чтобы в нем были закреплены виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о предметной, территориальной и инстанционной подсудности таких дел, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности актов, обязательность решений судов по результатам проверки акта для всех правоприменителей по другим делам.

Конституционный Суд РФ разрешает споры между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, между органами государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд решает и другие вопросы конституционного содержания, в том числе по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Важнейшим полномочием Конституционного Суда РФ является толкование им Конституции РФ. Это самостоятельное направление деятельности Суда. Субъектами права запроса по этому вопросу являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, федеральное Правительство, органы законодательной власти субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Толкование является официальным и обязательным. Основанием толкования обычно являются обнаруженные неопределенности в понимании и реализации норм соответствующих статей Конституции РФ.

Признанные неконституционными соответствующие нормативные правовые акты, их отдельные части и не вступившие в силу договоры Российской Федерации не могут быть реализованными или примененными соответствующими государственными органами, они становятся дефектными и не подлежат судебной защите.

Важным является полномочие Конституционного Суда РФ по даче им заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это заключение дается Конституционным Судом РФ после прохождения дела через палаты парламента и подтверждения заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (см. комментарий к ст. 93 (ч. 1)).

 

Статья 126

 

Нормы комментируемой статьи лишь в общих чертах определяют место и роль Верховного Суда РФ как высшего органа судебной власти, возглавляющего деятельность всей системы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным, административным и делам иной категории. Правосудие в Российской Федерации осуществляется и военными судами, а также мировыми судьями, являющимися судами общей юрисдикции. Отметим, что военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, военных формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба ч. 1 ст. 1 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. *(65) (далее - Закон о военных судах).

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий (компетенции) в предусмотренных процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью верховных судов республик, судов краев, областей, городов федерального назначения, судов автономной области и автономных округов, а также военных и специализированных федеральных судов ч. 2 ст. 19 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. *(66) (далее - Закон о судебной системе).

В интересах надлежащего обеспечения координации деятельности всей судебной системы и органов судебного сообщества, а также финансирования деятельности мировых судей, при Верховном Суде РФ создан и функционирует федеральный государственный орган - судебный департамент ч. 1 ст. 1 ФЗ "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 года. *(67)

Верховный Суд РФ свою надзорную функцию осуществляет через механизм рассмотрения кассационных жалоб и представлений на предмет незаконности, необоснованности и несправедливости вынесенного приговора или иного судебного решения (ст. 373 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), проведения надзорного производства по жалобам заинтересованных лиц (ст. 402-410 УПК РФ) и возобновления производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ч. 5 ст. 415 УПК РФ). Аналогичные же полномочия Верховного Суда РФ в области гражданского судопроизводства закреплены в нормах Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Верховный Суд РФ с учетом характера, степени тяжести, способов и места совершения преступления, а также его общественной опасности и вызвавшего им резонанса в обществе, вправе вести судебное производство любого уголовного дела в качестве первой инстанции.

Федеральное законодательство предусматривает отдельные категории (с учетом субъектного состава лиц, совершивших правонарушения) уголовных дел, подсудность которых при наличии определенных обстоятельств может быть отнесена к компетенции Верховного Суда РФ (ч. 4 ст. 31 и ст. 452 УПК). Например, согласно нормам УПК РФ, уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматриваются Верховным Судом РФ.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации также устанавливает категорию дел, подлежащих рассмотрению Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции. К числу таких дел закон относит рассмотрение споров об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ; нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; постановлений о приостановлении и прекращении полномочий судей и т.д. (ст. 27 ГПК РФ).

Категория дел, подсудных мировым судьям на правах первой инстанции определены в ч. 1 ст. 3 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. *(68) и ст. 26 ГПК РФ и ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Верховный Суд РФ в своей деятельности изучает и обобщает судебную практику, анализирует результаты судебной статистики и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел. При этом руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ являются обязательными как для судов, так и других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано соответствующее разъяснение.

Верховный Суд РФ осуществляет повседневный контроль за выполнением судами РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда, а также разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров (соглашений) России в сфере осуществления судопроизводства (ст. 56 Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. в редакции ФКЗ от 15 декабря 2001 г. *(69) (далее - Закон о судоустройстве).

Наконец отметим, что согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 93) Верховный Суд РФ своим решением подтверждает или исключает обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выдвинутое Государственной Думой против Президента РФ.

Представляется необходимым подчеркнуть, что Верховный Суд РФ, обладая правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции), является непосредственным участником законотворческой деятельности.

Закон устанавливает весьма строгие квалификационные требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ: гражданин РФ, имеющий юридическое образование, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет и прошедший обязательное медицинское обследование (ч. 1 ст. 4 и ст. 41 Закона "О статусе судей Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. в редакции ФЗ от 15 декабря 2001 г. *(70) (далее - Закон о статусе судей).

Функциональная структура Верховного Суда РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ; Президиума Верховного Суда РФ; Кассационной коллегии; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии (ст. 54 Закона о судоустройстве).

Порядок формирования, задачи, круг полномочий и направления деятельности функциональных структур Верховного Суда РФ определены ст. 58-68 Закона о судоустройстве.

 

Статья 127

 

Комментируемая статья устанавливает, что Высший Арбитражный Суд РФ представляет собой высший судебный орган в единой системе арбитражных судов, осуществляющих правосудие по экономическим и иным делам.

Правовой основой организации деятельности, круг задач и объем полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ, а также процессуальных форм и принципов их реализации составляют базовые нормы Конституции РФ; Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" *(71) (далее - Закон об арбитражных судах), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. *(72) (далее - АПК РФ).

Представляется небезынтересным как с точки зрения теории, так и практики, уточнение вопроса о предпосылках создания новой системы судебных органов, осуществляющих арбитражное судопроизводство, а с другой стороны - определение места и роли этой системы судопроизводства в единой ветви судебной власти.

Под этим углом зрения, следует констатировать, что, во-первых, становление новой системы органов арбитражного судопроизводства вызвано, безусловно, масштабными изменениями в частной и публичной сферах экономической жизни нашего общества и, соответственно, появлением новых хозяйствующих субъектов - участников рыночных отношений. Во-вторых, судопроизводство, осуществляемое системой арбитражных судов, - это практически "параллельное", наряду с судами общей юрисдикции, осуществление гражданского судопроизводства, и отличия между ними проявляются лишь в субъектном составе судебного разбирательства, предмете и сфере возникновения рассматриваемого спора. В пользу такого вывода говорят и результаты сравнительно-правового анализа основополагающих норм АПК РФ и ГПК РФ.

Систему арбитражных судов, рассматривающих экономические и иные дела, составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; Федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (ст. 3 Закона об арбитражных судах).

Рассмотрение дел арбитражными судами осуществляется по подведомственности и подсудности возникших споров, при рассмотрении которых основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов: физических и юридических лиц в сфере предпринимательской или иной экономической (хозяйственной) деятельности Российской Федерации; органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; иных органов и должностных лиц. К числу задач арбитражных судов относятся содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений, в указанных выше сферах деятельности (ст. 5 Закона об арбитражных судах, ст. 2 АПК РФ).

Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов соблюдения законности, независимости судей, равенства хозяйствующих субъектов и иных органов и лиц, перед законом и судом, состязательности и гласности разбирательства дел, а вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 118, 123 Конституции РФ, ст. 5-11, 15-16, 27-39 АПК РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных законодательством порядке и процессуальных формах, судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, дает необходимые разъяснения по вопросам судебной практики. Свои надзорные функции Высший Арбитражный Суд РФ реализует посредствам рассмотрения кассационных жалоб и представлений; производства пересмотра судебных актов в порядке надзора; производства пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 9 Закона об арбитражных судах, ст. 23 Закона о судебной системе, ст. 276-291, 292-308, 309-317 АПК РФ). Вместе с тем, Высший Арбитражный Суд РФ в качестве первой инстанции рассматривает дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, не соответствующих закону и ущемляющих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической (хозяйственной) деятельности; экономические споры, возникающие между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ (ст. 10 Закона об арбитражных судах, ст. 23 Закона о судебной системе, часть 2 ст. 34 АПК РФ).

С учетом важности решаемых арбитражными судами задач и необходимости осуществления квалифицированного правосудия, к судейскому корпусу арбитражных судов предъявляются определенные требования, которые применяются со стадии подбора кандидатов на должность судьи арбитражного суда. С этой точки зрения своими особенностями отличаются квалификационные требования, предъявляемые, в частности, к кандидатурам на должность Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

На должность Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ может претендовать гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, имеющий юридическое образование, стаж по юридической профессии не менее 10 лет, прошедший обязательное медицинского освидетельствование на предмет отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на претендуемую им должность. Аналогичные требования установлены и для кандидатур на должность заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и членов Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 4, 4-1 Закона о статусе судей).

Высший Арбитражный Суд РФ состоит из Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правонарушений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правонарушений.

Порядок формирования, задачи, полномочия, организация и направления деятельности перечисленных выше функциональных структур Высшего Арбитражного Суда РФ регламентированы ст. 12-19 Закона об арбитражных судах и внутренними актами.

 

Статья 128

 

1. Устанавливаемый Конституцией Российской Федерации порядок назначения судей федеральных судов является одной из гарантий обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти. Конституционные положения о порядке назначения судей получают свое развитие в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" предложения о кандидатах на должности судей данного федерального суда могут вносить Президенту Российской Федерации члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при тайном голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации на заседании палаты. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность на срок пятнадцать лет. Предельный возраст пребывания их в должности судьи - семьдесят лет (данное положение Закона вступает в силу 1 января 2005 г.). Назначение судьи на второй срок не допускается.

Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации избираются в пленарном заседании суда тайным голосованием от общего числа судей в индивидуальном порядке на три года.

Представление Президента Российской Федерации о назначении на должность Советом Федерации председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации основывается на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, которая формируется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 марта 2002 года "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Заместители председателей названных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении председателей соответствующих судов и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Председатели и заместители названных выше судов назначаются сроком на шесть лет.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации с учетом мнения председателей соответствующих судов и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Их полномочия не ограничены определенным сроком. Закон устанавливает лишь предельный возраст пребывания в должности всех судей федеральных судов (за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации) - 65 лет. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов.

Вопросы о назначении председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решаются Советом Федерации путем тайного голосования по каждой кандидатуре. Назначенным на соответствующую должность считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

2. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов (см.: комментарий к статье 118) назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи военных судов также назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Назначение кандидатов на должность судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Судьи данных федеральных судов в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи - 65 лет.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает в целях обеспечения дополнительных гарантий самостоятельности федеральных судов, принятие соответствующих федеральных конституционных законов, которые устанавливают, основываясь на Конституции Российской Федерации, их полномочия, порядок образования и деятельности. В настоящее время приняты следующие федеральные конституционные законы: "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации". Планируется также принять федеральные конституционные законы: о судах общей юрисдикции Российской Федерации, о Верховном Суде Российской Федерации, об административных судах в Российской Федерации.

 

Статья 129

 

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Особое место прокуратуры в системе государственных органов обусловлено спецификой ее задач и функций. В силу основной задачи прокуратуры - надзорной - она действует независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Функциональные особенности прокуратуры проявляются в централизации системы, в построении, в закреплении принципов ее деятельности.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Конституционные основы построения и деятельности прокуратуры находят свою реализацию в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" с изм. от 5 октября 2002 г. Прокуратура Российской Федерации, в соответствии с упомянутым законом, помимо надзора, выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Например, осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью; в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Интенсивный законотворческий процесс в Российской Федерации и ее субъектах, необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, обеспечения соответствия принимаемых законов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также необходимость исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, обеспечения полного и достоверного учета нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Механизм осуществления прокуратурой ее функций и задач регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. с изм. от 31 октября 2002 г., Федеральными законами от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" с изм. от 21 ноября 2002 г.; от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении"; от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" и иными актами.

 

Date: 2016-07-18; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию