Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Основы конституционного строя 1 page
Статья 1
В настоящей статье дается содержательная характеристика сущности и формы Российского государства. Современная правовая наука отказывается от классового подхода к характеристике сущности государства. Оно рассматривается теперь не как орудие политической власти экономически господствующего класса, не как машина для подавления одного класса другим, а как форма социального компромисса, как суверенная организация публичной власти народа. Сущность государства определяет его форму, которая раскрывает способ организации высших органов государственной власти, национально-территориальное устройство государства, методы и способы осуществления политической власти. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма правления показывает, как образуются высшие органы государственной власти, как в этом процессе участвует народ, как разграничиваются полномочия между высшими и другими органами государственной власти. По форме правления все государства мира делятся на монархии и республики. В монархии верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству. В республике высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок и периодически сменяются. Форма государственного устройства это внутренняя структура государства. Она показывает, из каких частей состоит государство, как эти части взаимосвязаны между собой, как решается проблема правового статуса национальных меньшинств. По форме государственного устройства различаются унитарные и федеративные государства. Иногда к формам государственного устройства причисляют конфедерации, хотя это спорно. Унитарное государство - это единое, цельное образование, территория которого делится на административные единицы. В унитарном государстве могут создаваться автономные включения. Для унитарных государств характерна единая система государственных органов, единая конституционно-правовая система, единое гражданство, единая кредитно-денежная система, единая валюта, единая армия. Унитарными являются Англия, Франция, Италия, Япония и большинство других государств мировой системы. Федеративное государство - это сложное по внутренней структуре образование, которое состоит из ряда государств или государственных образований. Форма государственного устройства закреплена в Конституции. Федерация характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, единым гражданством, единой федеральной конституционно-правовой системой, единой системой государственной власти; единой кредитно-денежной системой, едиными вооруженными силами, единой официальной государственной символикой. В мире свыше 20 федеративных государств: Россия, США, ФРГ, Канада, Мексика, Индия и др. Конфедерация это международно-правовое объединение, созданное для реализации временных экономических, политических и военно-стратегических целей. Субъекты конфедерации обладают правом сецессии, т.е. свободного выхода из состава конфедерации. Нормативно-правовые акты, принятые органами конфедерации, требуют ратификации парламентами ее членов. В конфедерации нет единой конституционно-правовой системы, единого гражданства, единых вооруженных сил. Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими. Демократические политические режимы характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые обеспечивают свободное развитие личности, защиту ее законных прав и интересов. Россия демократическое государство. Демократизм проявляется в закреплении принципа народовластия, признании народа источником власти, представительной и непосредственной формах демократии. Представительная природа государственной власти получает выражение в избрании Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, высших должностных лиц субъектов Федерации, глав администрации и представительных органов местного самоуправления. Непосредственная демократия получает выражение во всенародных выборах, референдумах, обсуждениях законопроектов, съездах народов, деятельности общественных объединений, местного самоуправления. Важным условием демократии является свобода и защищенность личности, идеологический плюрализм, многопартийность, авторитет власти, стабильный правопорядок, гласность, свобода печати. Россия - правовое государство. Это получает выражение в: 1) признании верховенства права и закона, что предполагает связанность законом самого государства; 2) реальности прав личности, их правовой защищенности; 3) взаимной ответственности государства и гражданина; 4) признании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В построении правового государства Россия добилась определенных успехов. Создаются правовая база нового общественного строя, основанного на идеях демократии и рыночной экономики; правозащитные механизмы; повышены авторитет и независимость судов, правосознание народа, уважение к праву и закону. В то же время задача построения правового государства в России еще не решена. Высок уровень преступности, правоохранительная деятельность недостаточно эффективна, не преодолен правовой нигилизм. Поэтому правовое государство для России это перспектива, а не реальность. Конституция закрепляет республиканскую форму правления. Современные республики делятся на парламентарные и президентские. Они отличаются полномочиями главы государства (президента), порядком формирования правительства и его конституционно-правовым статусом. В парламентарных республиках решающая роль в формировании правительства принадлежит парламенту; правительство подотчетно парламенту и в случае выражения ему недоверия уходит в отставку. Президент в парламентарной республике нередко избирается парламентом и обладает номинальными полномочиями. В президентской республике президент избирается всенародно; ему принадлежит решающая роль в формировании правительства. Правительство ответственно перед президентом. Президент в такой республике является верховным главнокомандующим. По вопросу о форме правления в РФ нет единства мнения: некоторые ученые считают Россию президентской республикой, другие - суперпрезидентской, а ряд ученых полагает, что в России смешанная форма правления: президентская республика с элементами парламентаризма. Представляется более правильным считать Россию полупрезидентской республикой. 2. Часть 2 ст. 1 Конституции устанавливает два официальных наименования государства - Российская Федерация и Россия. В официальных государственных, международных, правовых документах, средствах массовой информации, учебниках, обыденном словоупотреблении оба эти наименования могут употребляться как равнозначные. Наименование государства отражает исторические и национальные традиции народа. До революции наше государство называлось Россия или Российская империя. В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 года страна некоторое время сохраняла название Россия. Вскоре после Октябрьской революции название "Россия" практически исчезает из употребления и появляются различные наименования государства: Российская Республика; Советская Республика; Советская Российская Республика; Российская Социалистическая Советская Республика; Российская Федеративная Республика; Российская Федеративная Советская Республика; Российская Советская Федеративная Республика; Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР). Последнее наименование было закреплено Конституцией (Основным Законом) РСФСР от 10 июля 1918 г. Его сохранила Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11 мая 1925 г. С 1937 года название страны меняется - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (аббревиатура прежняя - РСФСР), что получило отражение в Конституции (Основном Законе) РСФСР. Это же наименование сохранила Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г. Новое наименование государства было установлено Законом РСФСР "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" от 25 декабря 1991 г. Действующая Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. закрепляет официальное наименование государства: Российская Федерация - Россия. Оно снимает идеологическую направленность и возвращает нас к историческим корням государства. Однако следует заметить, что название государства Россия еще не вошло в официальную лексику и нормативно-правовые акты. Да и в самом тексте действующей Конституции оно используется лишь в преамбуле и ст. 1. Хотя в быту историческое название государства Россия употребляется значительно чаще, чем официальное Российская Федерация.
Статья 2
В Конституции РФ 1993 г. понятие "высшая ценность" используется применительно к человеку, его правам и свободам. Этот важнейший конституционный принцип конкретизируется в статьях 6, 7, 13, 15 главы 1 и в главе 2 Конституции. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования общепризнанных актов международного права (Всеобщей декларация прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г. и др.). Основой прав и свобод является человеческое достоинство, которое присуще всем членам человеческой семьи. Признание достоинства, равных и неотъемлемых прав человека является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Понятия "права" и "свободы" в отдельных случаях используются как синонимы, однако чаще под свободой подразумевают более широкие возможности индивидуального выбора, но без конкретизации того или иного права и указания на результат осуществления. Свободами также называют политические права или иные фундаментальные права. В статье 2 не упоминается об обязанностях; что не свидетельствует о верховенстве прав по отношению к обязанностям: ограничения прав и свобод, установленные в Конституции, возлагают обязанности на носителей этих прав и свобод. В главе 2 Конституции РФ обязанностям посвящаются отдельные конституционные статьи (57, 58, 59). Все права и свободы человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) защищаются равным образом; в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод. Социально-экономические и культурные права и свободы призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Рассматриваемые права и свободы не являются формальными или мнимыми правами и свободами, привилегиями, декларациями и благими пожеланиями, поскольку им корреспондируют соответствующие и вполне конкретные обязательства социального государства, т.е. государства, ориентирующего свою политику на социальные потребности. Признание и придание особого значения социально-экономическим правам является требованием социальной морали, не приемлющей несправедливости и нищеты. В последние десятилетия у людей появились новые социальные потребности и способы их удовлетворения (в сфере досуга, в профессиональной области, в жилищной сфере), что требует адекватного конституционно-правового регулирования. Объем и степень реализации указанной группы прав и свобод определяются благосостоянием общества, экономической организацией и уровнем производительных сил страны, успехом реформ экономического устройства, политикой конкретного правительства. Принцип взаимозависимости и неделимости всех прав человека предполагает, что государство не вправе необоснованно сужать объем защищаемых прав только политическими и личными правами. Личные и политические права не могут реализовываться в ущерб социально-экономическим и культурным правам. В отдельных, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами случаях допускаются ограничения прав и свобод. Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) предусматривает ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо, при наличии шести оснований: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения отдельных прав граждан могут быть обусловлены выполнением профессиональных обязанностей. Так, для военнослужащих право на свободу передвижения реализуется с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащим запрещено участие в забастовках, ограничены их политические права. Аналогичное ограничение установлено для государственных служащих. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений обосновал требование соблюдения "соразмерности ограничений", которое будет являться гарантией от чрезмерных ограничений прав и свобод, выходящих за рамки необходимости. Государство обязуется защищать права и свободы, принадлежащие как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Более того, статья 63 Конституции РФ предоставляет специальную защиту беженцам (т.е. иностранным гражданам и лицам без гражданства). Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий (гарантий) для их реализации и механизма их защиты, регулируемых статьями 33, 45-57, 59, 60, 82, частью 1 п. "е" статьи 114, пунктом 4 статьи 125 Конституции РФ и др. Россия как переходное общество не всегда готово к восприятию стандартов прав человека, ставших привычными для гражданина открытого демократического общества. Эта неподготовленность усугубляется, как правило, отрицательным опытом защиты собственных прав с помощью юридических методов. Между тем методы самозащиты или так называемые неформальные способы разрешения юридических споров (с помощью друзей, знакомых и знаков внимания) не столь уж безобидны, поскольку такая "правозащитная практика" иногда является неправовой или даже антиправовой. Воспитание культуры защиты прав человека является важнейшей задачей государства, разделяющего демократические правовые ценности.
Статья 3
1. Комментируемая статья закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти. Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, социального положения и других обстоятельств. В России свыше ста различных наций, народностей, этнических групп, соединенных общей судьбой на своей земле и составляющих единый многонациональный народ России. Признание народа носителем суверенитета означает, что именно народ как единое целое является основой государственности, источником власти в государстве, что он обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, учреждении системы публичной власти. Реализуя свой суверенитет, народ путем референдума принял Конституцию Российской Федерации, возрождая, как сказано в преамбуле Конституции, суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы. Народный суверенитет, таким образом, первичен по отношению к суверенитету государства: он лежит в основе государственного суверенитета Российской Федерации (см.: комментарий к статье 4). Принцип народного суверенитета означает также, что народ является единственным источником власти в государстве. Именно суверенная воля народа, выраженная на референдуме, выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий органов публичной власти в государстве. Легитимация власти исходит либо непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные народом, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления. При этом все органы публичной власти должны осуществлять свою деятельность в соответствии с волей народа, выражаемой через формы непосредственной демократии, и в интересах народа. 2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет основные формы осуществления народом своей власти: а) непосредственно (через референдум и свободные выборы); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, можно, во-первых, выделить формы непосредственного и опосредованного осуществления власти народа (публичной власти). При этом опосредованное осуществление власти народа проявляется не только в деятельности представительных органов власти, избираемых непосредственно народом, но и в деятельности иных органов публичной власти в государстве (исполнительных, судебных). Во-вторых, комментируемая статья позволяет выделить в общей системе публичной власти: а) государственную власть, осуществляемую органами государственной власти, и б) власть местного самоуправления (муниципальную власть), осуществляемую органами местного самоуправления. Институты прямого волеизъявления народа (референдум, выборы) используются как при осуществлении государственной власти (решение вопросов государственного значения), так и местного самоуправления (решение вопросов местного значения). Поэтому можно сделать вывод, что публичная власть в государстве (власть народа) имеет две основные формы: форму государственной власти и форму местного самоуправления (муниципальной власти). Власть народа реализуется в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации (это уровни осуществления государственной власти), а также на уровне местного самоуправления, муниципальной власти (это первичный уровень осуществления власти народа). Органы публичной власти всех территориальных уровней имеют, в конечном счете, единый источник своих властных полномочий: суверенную волю многонационального народа России. Свою суверенную волю народ выразил, приняв Конституцию Российской Федерации, которая определяет основные формы и уровни осуществления власти народа в государстве, разграничивает предметы ведения между органами власти различных уровней. 3. Принцип народного суверенитета обусловливает особую значимость таких форм непосредственного выражения народом своей суверенной воли, как референдум и свободные выборы, которые согласно части 3 комментируемой статьи являются высшим непосредственным выражением власти народа. Народ, выражая свою волю на референдуме, свободных выборах, самостоятельно решает наиболее важные государственные и общественные вопросы, определяет состав избираемых им органов публичной власти, обеспечивает демократическую легитимацию власти в государстве. 4. Власть в государстве принадлежит многонациональному народу России в целом: никакая часть народа (класс, социальный слой или группа), никто иной не может присваивать власть в Российской Федерации. Любое осуществление публично-властных полномочий в государстве должно быть основано на суверенной воле народа (либо опосредовано народом), избирающего выборные органы публичной власти и наделяющего их правом формировать иные органы власти, определять их полномочия и порядок деятельности. Захват власти или присвоение властных полномочий является нарушением конституционных основ народного суверенитета, основ конституционного строя России и преследуется по федеральному закону. Поэтому неконституционные способы и пути прихода к власти, ее удержания являются противоправными. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (статья 278), а также за публичные призывы к насильственному захвату власти, ее насильственному удержанию или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (статья 280).
Статья 4
Настоящая статья Конституции раскрывает суверенный характер государственной власти в России. 1. Суверенитет предполагает верховенство, независимость и самостоятельность, т.е. полноту власти государства на всей его территории. Это свойство государственной власти проявляется в ее самостоятельности и независимости в решении внутриполитических и внешнеполитических вопросов. Источником государственного суверенитета является многонациональный народ России. Суверенитет неделим. Он принадлежит Российской Федерации в целом, а не ее субъектам. Таким образом, исключается существование двух уровней суверенитета в одном государстве. Не допускается суверенитет ни республик, ни иных субъектов Федерации наряду с единым государственным суверенитетом России. Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть - ни власть субъектов Федерации, ни власть общественных и религиозных объединений, ни власть местного самоуправления - не вправе присваивать себе функции государственной власти Российской Федерации. Только государство определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает систему органов государственной власти и их полномочий, определяет пределы ограничения свободы прав личности. В то же время суверенитет не означает неограниченности государственной власти. Будучи членом мирового сообщества государство связано общепризнанными принципами и нормами международного права. Независимость государственной власти находит свое выражение во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. Государство самостоятельно определяет свои внешнеполитические приоритеты. Оно может создавать межгосударственные союзы, входить в международные организации, решать вопросы войны и мира. 2. Суверенная власть связана правовыми нормами. Верховенство федеральной государственной власти в России проявляется в верховенстве Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов - на всей территории России. Верховенство федеральных законов предполагает, что все нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Акты, не соответствующие Конституции, подлежат отмене в установленном порядке. К сожалению, в России имеет место некоторая несогласованность федерального и регионального законодательства. Работа по приведению его в соответствие еще не завершена. 3. Для защиты целостности и неприкосновенности государственных границ Россия имеет армию, органы внешней разведки, Федеральную службу безопасности, пограничные войска, Таможенную службу. Определенная роль в защите государственного суверенитета принадлежит органам МИД РФ, а также консульским учреждениям и дипломатическим представительствам России за рубежом.
Статья 5
1. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства. С точки зрения формы государственного устройства все государства делятся на две группы - унитарные и федеративные. Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии (республики, автономная область, автономные округа), но и области, края, города федерального значения. Таким образом, вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Следует сказать, что термин "субъекты Российской Федерации" стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем - в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям Российской Федерации и провозглашает их равноправие. 2. Российская Федерация характеризуется тем, что наряду с федеральной Конституцией и федеральным законодательством в ее правовой системе действуют конституции и законодательство находящихся в ее составе государств, а также уставы (учредительные нормативные правовые акты, имеющие определенное сходство с Конституцией) и законодательство всех иных ее субъектов - краев, областей, городов федерального значения; автономной области и автономных округов. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов, названных в ч. 3 ст. 5 Конституции. Российская Федерация включает ряд государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей, осуществляемых с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ. Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности Федерации, единства системы государственной власти. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности Российской Федерации и рассматривается Конституцией в качестве принципа федеративного устройства России. Единство системы государственной власти в Российской Федерации выражается в наличии единой системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. В эту систему входят федеральные государственные органы (Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы), а также государственные органы всех субъектов Федерации. Единство системы государственной власти находит отражение в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Наличие у России единой государственной власти не означает отсутствия своей государственной власти у субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов они обладают всей полнотой государственной власти (см. комментарий к ст. 73). Единство системы государственной власти означает, что власть Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В то же время на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется власть этого субъекта, носящая региональный характер. Обе эти власти ограничены компетенцией соответственно Федерации и каждого из ее субъектов. Единство системы государственной власти обеспечивается также тем, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы как акты федеральной государственной власти обязательны на всей территории Федерации, а законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, изданные ими по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, не должны противоречить федеральным законам. Важной гарантией обеспечения единства системы государственной власти является единая система исполнительной власти в Российской Федерации, которую согласно Конституции РФ образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 77). Date: 2016-07-18; view: 321; Нарушение авторских прав |