Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевые акты негативной реакции





 

Коммуникативная цель речевого акта негативной реакции (РАНР) — это выражение отрицательного отношения к действию или высказыванию собеседника; при этом выражение может быть оформлено как сообщение негативной информации, так и оценка информации собеседника или определенное воздействие на собеседника. РАНР предстают в виде трех типов высказываний: информативного (несогласия с оттенком возражения, опровержения; отказа); оценочного (несогласия, включающего отрицательную оценку высказывания собеседника) и императивного (запрещения). При акте негативной реакции говорящий выражает определенную отрицательную реакцию, находясь при этом на противоположных с собеседником позициях по одному вопросу. Что касается собеседника, то, как правило, он провоцирует определенную отрицательную реакцию говорящего.

Событийная основа РАНР включает информирование адресата об отрицательном отношении отправителя сообщения к его поступку или мнению, вызывающему определенные изменения в поведении собеседника. В речи каждый тип РАНР имеет определенное воплощение. Таким образом, РАНР – это активный акт, отражающий отрицательное отношение к действию или высказыванию собеседника, представляющий собой информативное, оценочное или оперативное высказывание, реализующийся в речи определенным образом. К РАНР относятся запрещения, отказы и несогласия. [14, с. 88-97]

Изучение РАНР отражено в лингвофилософских концепциях В. Гумбольта и Ш. Балли, в теории языка и речи А. Гардинера и Э. Бенвеʜᴎϲта, в теории высказывания М.М. Бахтина, в психологической теории деятельности Л.С. Выготского, в логико-философской теории речевых акᴛᴏʙ Дж. Остина, Дж. Р. Серля, П. Ф. Стросона, З. Вендлера и других, а кроме того в теориях речевых акᴛᴏʙ Л. Линского.

Рассмотрим каждое явление отдельно.

Речевой акт несогласия отражает позицию говорящего, противоположную позиции собеседника, представляет собой информативное или оценочное высказывание с различными эмоциональными оттенками (осуждения, неодобрения и другими) и воплощается в речи определённым образом. Основой речевых актов несогласия с разнообразными оттенками значений является эксплицитно выраженное лексико-грамматическое отрицание, при этом намерение говорящего представлено явно и недвусмысленно, поэтому не требуется глубокой интерпретации высказывания со стороны собеседника. При изучении конструкций, не содержащих грамматического отрицания, но представляющих негативную реакцию, было обнаружено, что для выражения негативной реакции используется ограниченное количество лексико-синтаксических моделей. Другими словами, свобода выбора говорящего в ситуации несогласия ограничена условиями РА: характером стимульной реплики, взаимоотношениями коммуникантов, особенностями речевой ситуации. Способы выражения несогласия представлены следующими наиболее типичными структурами: коммуникативом «нет», конструкциями с цитированием, цитатными вопросами, нечленимыми предложениями, содержащими отрицательную оценку, риторическими вопросами, фразеологизированными конструкциями.

Запрещения являются одним из видов побудительных высказываний [4]. Но в отличие от других побудительных речевых актов выступают в качестве реакций на предшествующие реплики-стимулы или действия собеседника. Речевой акт запрещения обладает несколькими свойствами:

· Коммуникативная цель речевого акта запрещения состоит в выражении негативной реакции на действие собеседника (вербальное или невербальное);

· Интенция говорящего связана с намерением добиться того, чтобы определенное действие собеседника прекратилось или видоизменилось;

· Концепция говорящего заключается в том, что он обладает полномочиями распоряжаться совершаемыми или планируемыми действиями собеседника, которые противоречат его планам;

· Концепция собеседника подразумевает совершение или, реже, намерение совершить вербальное или невербальное действие, которое вызывает негативную реакцию говорящего;

· Событийное содержание запрещения – это побуждение собеседника к прекращению, видоизменению совершаемого или планируемого действия. Оно также может сопровождаться сообщением о причинах этого побуждения и целесообразности выполнения требуемого действия.

Являясь побудительным высказыванием, речевой акт запрещения выражается чаще всего, как показывают многочисленные исследования, императивной формой глагола.

Речевой акт запрещения оформляется с помощью высказываний, включающих специфические языковые средства, которые позволяют коммуниканту правильно идентифицировать тип речевого акта и верно на него реагировать. Характерными средствами выражения речевого акта запрещения, как показал исследуемый материал, являются определенные конструкции, включающие в свой состав предикаты «молчать», «прекратить», «перестать», «сметь» и другие элементы. Существует несколько типов категоричности запрета. Высокая степень категоричности выражается прохибитивом, императивной формой глагола с отрицанием, низкая степень – косвенным актом просьбы. Функцию запрещения выполняют приказ, требование, просьба, совет [15].

Прохибитив — обозначение отрицаемого повелительного наклонения, прагматическое значение которого заключается в выражении запрета. Для отрицания повелительного наклонения характерно использование повелительной глагольной формы в сочетании с отрицанием или без отрицания наряду с использованием. Также возможны смешанные формы. Например, в английском языке отрицаемые императивные предложения с глаголом to be (быть) должны строиться при помощи глагола to do, что отличает их от неотрицательных декларативных предложений. Ср. Don’t be silly!, в то же время He is not silly [16].

Отказ – это речевой акт негативной реакции, возникающий в ответ на просьбу, требование, приказ или предположение собеседника, при котором говорящий не имеет возможности или желания выполнить требуемое действие. Комплексное описание речевого акта отказа дано в единстве с его лексико-грамматической структуры и прагматической направленности. Коммуникативная цель состоит в том, чтобы отрицательно ответить на просьбу, требование или предложение собеседника. Концепция говорящего, который занимает противоположную позиции собеседника, в том, что он не заинтересован в выполнении действия, о котором его просит собеседник. В свою очередь, последний ожидает подчинения и выполнения своего действия тем человеком, к которому обращается. Поскольку «отказ», как уже отмечалось, это отрицательный ответ, то реплика отказа, как правило, содержит эксплицитное отрицание (коммуникатив «нет», частицу «не» и др.). Отказы можно подразделить на два вида: как реплика-реакция на приказ, требование, просьбу и как реактивная реплика на то или иное предложение. Отказ может быть выражен многообразными языковыми средствами, выбор которых зависит от причины его возникновения и от характера стимульной реплики.

Таким образом, суммируя вышесказанное необходимо добавить, что рассмотрены три основные составляющие РАНР, такие понятия как: запрещение, отказ, несогласие. Каждый тип РАНР имеет особую коммуникативную цель, концепции говорящего и собеседника, событийное содержание, прагматическое назначение. Цель акта, интенция говорящего, его взаимодействие с собеседником, характер инициального высказывания предопределяют возникновение определенного речевого акта негативной реакции. В зависимости от причины возникновения речевых актов запрещения, отказа, несогласия говорящий выбирает лексические и грамматические средства выражения и предпринимает определенные коммуникативные шаги.

 

Date: 2016-07-18; view: 601; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию