Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Немов Роберт Семенович⇐ ПредыдущаяСтр 147 из 147
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Учебник для вузов
Зав. редакцией В.А. Салахетдинова Редактор О.В. Кирьязев Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников Художник Ю.В. Токарев Компьютерная верстка А.И, Попов Корректор Н.А. Смирнова
Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96. Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98. Сдано в набор 16.12.98. Подписано в печать 25.02.99. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 33,0. Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1-10 000 экз.). Заказ № 1845.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-99-98, 437-11-11, 437-25-52, тел./факс 932-56-19. Е-mail: vladoc@dol.ru http://www. Vladoc.ru Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................... 2 ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.................................. 5 Что такое психологическое консультирование............................................................................. 5 Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту..................................................... 6 Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку............................................................................................................................................................. 7 Цели и задачи психологического консультирования.................................................................. 7 Виды психологического консультирования.................................................................................... 9 Условия результативности психологического консультирования..................................... 11 ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ И ЕГО РАБОТЕ 13 Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого необходимо знать и уметь делать................................................................................................................................................................ 13 Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту 14 Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования 21 ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА..... 26 Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта.......... 27 С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта 28 Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта.............. 29 ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ............... 30 Общие вопросы организации работы психологической консультации............................ 31 Режим работы психологической консультации........................................................................... 32 Распределение обязанностей между работниками психологической консультации 33 Организация индивидуальной работы психолога-консультанта....................................... 34 Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами 34 Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации 36 ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ...................................................................................................................................................... 37 Как подготовиться к психологическому консультированию............................................... 38 Как проводится психологическое консультирование.............................................................. 40 Основные этапы психологического консультирования.......................................................... 41 Процедуры психологического консультирования...................................................................... 42 ГЛАВА VI ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................................ 45 Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования....... 47 Встреча клиента в психологической консультации.................................................................. 47 Начало беседы с клиентом..................................................................................................................... 49 Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди 51 Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента............................................. 53 Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций................................ 54 Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации................................................................................................................................................ 57 Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения 59 ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 64 Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования 64 Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты......... 65 Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании....................................................................................................................................... 66 ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................................................................. 68 Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей.............................................................................................................................................................................. 68 Тесты памяти................................................................................................................................................ 72 ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ....................... 74 Тесты коммуникативных способностей......................................................................................... 75 Тесты организаторских способностей............................................................................................. 76 Тесты специальных способностей..................................................................................................... 77 Тесты темперамента и характера....................................................................................................... 79 Тесты мотивов и потребностей............................................................................................................ 82 ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ.......................................... 84 Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования................................ 85 Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования 87 Советы по развитию интеллектуальных способностей........................................................... 88 Советы по развитию мнемических способностей...................................................................... 90 Пути решения проблем развития коммуникативных способностей.................................. 94 Улучшение организаторских способностей клиента................................................................ 97 Развитие специальных способностей клиента............................................................................. 99 ГЛАВА XI ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА............................................................................................... 104 Советы по вопросам, связанным с темпераментом................................................................ 104 Общие рекомендации по коррекции черт характера................................................................. 108 Советы по развитию воли..................................................................................................................... 109 Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера..................................... 110 Советы по развитию коммуникативных черт характера...................................................... 112 Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам.................................. 113 ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ....................................................................... 116 Отсутствие интереса к людям............................................................................................................ 117 Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей 118 Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них...................... 120 Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей.......................... 121 ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ................................................................................................................................................................................ 124 Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни................................................................. 124 Неудачи в выборе профессии, условий и места работы......................................................... 127 Неудачи в продвижении по службе.................................................................................................. 128 Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности.................................. 129 Неудачи в конкуренции с другими людьми................................................................................. 132 ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.............................................................................................................................. 135 Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения 136 Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми...................................................... 137 Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях........................ 137 Наличие антипатий в общении клиента с людьми................................................................... 140 Неспособность клиента быть самим собой.................................................................................. 143 Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми.......... 144 Неспособность клиента быть лидером............................................................................................ 145 Неспособность клиента подчиняться другим............................................................................. 148 Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты............ 149 ГЛАВА XV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 153 Основные вопросы семейного консультирования................................................................... 154 Взаимоотношения с будущим супругом...................................................................................... 155 Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье.............................................. 156 Взаимоотношения супругов с их родителями........................................................................... 162 ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 172 Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками..................................................... 173 Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников... 179 Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста....................... 181 Консультирование родителей юношей и девушек................................................................... 183 ГЛАВА XVII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ................................................................................................................................................... 188 Неудачи личного характера................................................................................................................ 189 Неудачи в развитии потребностей и интересов......................................................................... 191 Неудачи в изменении эмоций и чувств......................................................................................... 192 Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера......................................... 195 Неудачи в избавлении от комплексов............................................................................................ 197 Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми.................... 203 ГЛАВА XVIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ................................................................................................................................................................................ 206 Психогенные заболевания.................................................................................................................... 207 Психогенные сердечные заболевания............................................................................................ 208 Психогенные нарушения пищеварения......................................................................................... 209 Изменчивость настроения клиента.................................................................................................. 211 Депрессивные состояния...................................................................................................................... 213 Снижение работоспособности............................................................................................................ 214 Бессонница.................................................................................................................................................. 218 Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы).................................................................. 219 ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ................................................................................................................................................................................ 222 Руководство личными отношениями людей............................................................................... 223 Руководство деловыми отношениями людей............................................................................ 228 Принятие и реализация решений по персональным делам................................................... 231 Принятие и реализация решений по рабочим делам................................................................ 232 Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы.. 232 Неумение убеждать людей................................................................................................................... 235 ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 238 Что такое результативность психологического консультирования................................ 238 Как оценивать результаты психологического консультирования................................... 240 Причины недостаточной результативности психологического консультирования 241 УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» 243 Литература.................................................................................................................................................. 264 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ.............. 265 СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ..................................................................................................... 291
Date: 2016-07-05; view: 339; Нарушение авторских прав |