Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие управления и его основные характеристики





МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФАКУЛЬТЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

По учебной дисциплине

«Административное право»

 

Г. Нижний Тагил

Г.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебный курс Административного права России имеет целью ознакомить студентов высших юридических учебных заведений, в том числе тех, кого по характеру работы интересуют актуальные проблемы современной правовой системы России, с одной из важнейших правовых отраслей - административным правом.

Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. Исторические истоки этой правовой отрасли коренятся в возникших еще в древнейшие времена зачатках правовых начал, призванных организующе воздействовать на жизнь общества во всем ее многообразии.

Одну из ведущих позиций при этом занимают юридические установления (нормы, правила), с помощью которых обеспечиваются упорядоченность, согласованность общественных связей, без чего практически невозможно существование и прогрессивное развитие общества, каким бы то ни было образом организованного (монархическим, республиканским и т.п.). На это всегда нацелен механизм государственной власти, в распоряжении которого имеются необходимые юридические средства.

Конечно, вся действующая правовая система, используя рычаги государственной власти, всегда выполняла и выполняет в наши дни свое социальное назначение - выступает в качестве организатора общественной жизни.

Тем не менее, исторически возникла и получила многовековое развитие объективная потребность в особых регуляторах, имеющих своим непосредственным объектом собственно организующую деятельность власти и связанные с нею общественные отношения. Подобной деятельности древние римляне дали специальное название - administratio, что означает руководство, управление. Так возникло управленческое, или административное, право.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

Учебный курс данной учебной дисциплины состоит из 19 тем. В них излагаются основные по­ложения административного права и административно-правовых институ­тов, общие для всех отраслей и сфер государственного управления, также рассматриваются такие вопросы, как сущность, принципы и содержание го­сударственного управления и исполнительной власти, соотношение госу­дарственного управления и исполнительной власти; механизм и особенно­сти административно-правового регулирования в современный период; ад­министративно-правовой статус субъектов административного права (правовой статус гражданина, государственных служащих, органов испол­нительной власти, органов местного самоуправления, общественных объе­динений и иных негосударственных организаций), виды административного принуждения, порядок производства по делам об административных право­нарушениях и другие вопросы. Кроме того, часть лекций посвящена вопро­сам организации и функционирования государственного управления в сфе­ре экономики, в сфере социально-культурного и административно-полити­ческого строительства с учетом проводимой в России административной реформы. Поскольку административная реформа в значительной степени касается устройства органов исполнительной власти федерального уров­ня, то в этой части конспекта основное внимание уделяется освещению правового положения (задач, функций, полномочий) федеральных органов исполнительной власти, подвергшихся кардинальному реформированию.

По окончанию учебного данного курса предусмотрен экзамен.

 

 

ТЕМА № 1

УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 


Понятие управления и его основные характеристики

 

Административное право традиционно называется правом управлен­ческим, организационным, поскольку оно регулирует отношения, связан­ные с управленческой деятельностью.

Для правильного понимания предмета административного права пре­жде всего следует выяснить, какое содержание вкладывается в понятия «управление», «социальное управление», «государственное управление» и «исполнительная власть» и каков механизм соотношения государственного управления и исполнительной власти.

В самом широком смысле управление принято понимать как руководство чем-либо или кем-либо.

При управлении любыми системами происходят одни и те же процессы получения информации, преобразования и передачи информации. Получая информацию о действиях управляемого объекта, субъект управления на ос­нове ее изучения принимает управленческое решение о способе воздейст­вия на объект управления, затем передает информацию о принятом реше­нии объекту управления, осуществляя при этом необходимое управленче­ское воздействие. Следовательно, управление — это не только процесс непосредственного воздействия субъекта на объект, но и процесс их обяза­тельного взаимодействия.

 

2. Социальное управление: понятие и особенности

 

Социальное управление — это процесс целенаправленного воздей­ствия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упо­рядочения их организации и деятельности, повышения уровня развития всей социальной системы

Объектом воздействия социального управления является подвла­стный субъект управления (отдельный человек или коллективное образова­ние), поведение (действия) которого изменяется под воздействием указа­ний управляющего субъекта. Субъектом социального управления явля­ются отдельные руководители или коллективные органы, осуществляющие управление государственными или негосударственными организациями, их структурными подразделениями, общественными объединениями, орга­ны государственной власти и местного самоуправления, их должност­ные лица.

Видами социального управления являются государственное управ­ление, местное (муниципальное) самоуправление и общественное само­управление.

 







Date: 2016-07-18; view: 962; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию