Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 12. Реализация⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
1. Государства – члены ЕС должны ввести в действие законы, нормы и административные правила, необходимые для обеспечения соответствия с данной Директивой, до 21-го мая 2011 года, за исключением статьи 10, в отношении которой крайний срок обеспечения соответствия определяется как 21-е ноября 2010 года. Государства должны соответствующим образом проинформировать Комиссию. 1. Будучи принятыми государствами – членами ЕС, данные меры должны содержать ссылку на данную Директиву или должны сопровождаться такими ссылками при их официальной публикации. Методы оформления такого рода ссылок должны определяться самими государствами – членами ЕС. 2. Государства – члены ЕС представят Комиссии текст основных положений национального законодательства, принимаемых ими в области, рассматриваемой данной Директивой. Статья 13. Вступление в силу Директива вступает в силу на 20-й день после публикации в Официальном журнале Европейского Союза. Статья 14. Адреса Директива адресована государствам – членам ЕС. Исполнено в Страсбурге, 21-го мая 2008 года. За Совет Председатель И. Ленарчич За Европейский Союз Председатель Х.-Г. Пёттеринг
Приложение 7 Отис Л., Райтер Э. Медиация, проводимая судьями: новое явление в трансформации правосудия. Медиация в стенах суда [14] Правила судебной медиации. Несмотря на присутствие судьи и сторон, судебная медиация – это процесс, который значительно отличается от судопроизводства. Роли участников этих процессов, динамика их коммуникации, этические ограничения и ловушки, и даже преследуемые цели в медиации и судопроизводстве различаются в огромной степени. Эти различия подчеркивают некоторые из нормативных вызовов, которые судебная медиация предъявляет традиционному (и все еще доминирующему) способу воспринимать закон и его роль в обществе. Далее мы еще раз убедимся в этом, рассматривая каждую из стадий процесса судебной медиации, начиная с признания конфликта и подписания соглашения о проведении медиации, включая этапы открытия, коммуникации и переговоров, и вплоть до принятия решения и завершения процедуры медиации. Данный шаблон отражает подход, используемый на медиативных сессиях в Апелляционном суде г. Квебек, и основан на программе обучения судей соответствующим навыкам медиации. Эта программа, в свою очередь, основана на подходе «СТАР к содействию при разрешении конфликтов», разработанном Институтом разрешения споров им. Штрауса при Школе права Университета Пеппердайн, и адаптирована к специфическим требованиям судебной медиации. 1. Конфликт. До проведения медиации возникает конфликт. Именно конфликт приводит стороны на медиацию (или в суд) и обеспечивает тот контекст, в котором происходит взаимодействие людей с формальными правовыми институтами. Однако до того как люди обратятся к помощи третьей стороны для разрешения спора (к судье или медиатору), – конфликт уже достигнет определенного уровня эскалации, и стороны понесут определенные финансовые и эмоциональные издержки. Это может привести к тенденции объединять симптом и причину, то есть далее спор способен привести стороны к противостоянию по более широкому и принципиальному кругу вопросов, а первоначальная причина спора может даже показаться (и оказаться) не столько болезнью, сколько ее симптомом. Вот почему даже само признание того факта, что конфликт существует, является важным первым шагом на пути разрешения спора. Именно здесь возникает желание понять конфликт как сложную манифестацию человеческих взаимоотношений, которые могут вести как к его назреванию и эскалации, так и к разрешению. Иными словами, до того, как конфликт может быть успешно разрешен, он должен быть понят – не только в абстрактном плане, но и в конкретном и уникальном контексте ценностей, предположений, эмоций и потребностей вовлеченных сторон. Вот почему, хотя уместно начинать наш анализ спора с самого конфликта, мы должны всегда помнить, что до того, как возник конфликт, между сторонами существуют другие вза имоотношения. Именно так обстоит дело в большинстве гражданских, коммерческих и семейных споров, но, разумеется, существуют случаи (как правило, менее пригодные для медиации), когда до возникновения спора подобные отношения отсутствовали, и стороны вообще не были знакомы между собой. Этот факт является особенно важным для понимания реального масштаба задач медиации. Одной из сильных сторон медиации (о чем ниже будет сказано более подробно), в отличие от судопроизводства, является возможность исследовать проблему с холистической точки зрения, в попытке разрешить весь конфликт в целом, а не просто его отдельный аспект (симптом) в определенный момент времени. При этом медиация предлагает средство признания сложности и важности межчеловеческих взаимоотношений во время разрешения споров; таким образом, она позволяет понять конфликт во всем его развитии, а не в рамках искусственной среды правового спора. Конфликт существовал в человеческой истории с самого начала – многие воспринимают его как нормальный и неизбежный аспект человечности. Существование конфликта – это доказательство существования самой жизни. Ведь если ЭКГ показывает точку, двигающуюся по прямой, все конфликты – как и жизнь – конечны. Конфликт – это отражение ума и креативности, проявляющих себя во множестве форм во всех областях человеческой деятельности. Новые идеи «бросают вызов» ортодоксальности; творческие процессы у художника часто воспринимаются как «борьба», «столкновение» идеологий или «битва». То есть конфликт – это совсем не несчастный случай, происходящий в общественной жизни, конфликт – это ее суть, это самый верный показатель того, что человеческие устремления, эмоции, ценности и ум, – то есть все то, что делает человека человеком, – работают исправно. Будучи наследниками иудео-христианского мира, который воспринимает конфликт как негативное явление, и светской либеральной философии, которая стремится нейтрализовать конфликт через наделение личности эксклюзивными правами, мы попытались построить общество, которое исключает конфликт (или, по крайней мере, содержит его в изоляции). В качестве попытки подавления конфликта с помощью религиозного запрета можно в частности рассматривать ветхозаветные заповеди, касающиеся взаимоотношений с ближним, а в качестве соответствующих философских предпосылок – теории Локка относительно прав собственности. В то же время социологи давно признают, что конфликт является обычной манифестацией человеческой жизни, и, позволяя ему быть выраженным, мы создаем более стабильное и здоровое общество. В мирном государстве не должна царствовать полиция, цель стабильности должна заключаться не в строгом и статичном порядке, а в разнообразии сил и противоборствующих тенденций, в поиске точки равновесия, гармонии разных голосов. Конфликт содержится в мирной обстановке, так же как мир скрыт в сердцевине конфликта: мы можем рассматривать мир как период консолидации выгод конфликта – и конфликт как полезное пробуждение мира из состояния благодушной апатии. Основной вопрос, однако, заключается в том, как лучше всего управлять конфликтом, который является неизбежным и вездесущим, и каким образом лучше всего придать ему конструктивное, а не деструктивное направление. Чтобы понять это, важно иметь в виду, что не все конфликты одинаковы. Конфликт между двумя бизнесменами по вопросу нарушения положений договора подразумевает совершенно иные вопросы, нежели в конфликте между двумя супругами по поводу опеки над ребенком. В первом случае стороны могут вести себя менее упрямо, поскольку часто не испытывают столь сильных эмоций, как те, что возникают в конфликтах по вопросам опеки (к тому же в спорах бизнесменов существует куда больше возможностей для компромисса). Однако, если присмотреться, каждый конфликт поднимает для вовлеченных в него сторон всегда разные, но ключевые для них вопросы, и именно эти вопросы – являются тем багажом, с которым стороны приходят в суд или на медиацию. Именно от этих вопросов и зависит, какой путь разрешения спора окажется оптимальным. В медиации чрезвычайно важно именно то, что стороны сами определяют значимость проблем, возникающих в конфликте, и они же сами решают, какие вопросы являются критичными, какие косвенными, а какие совсем не существенны. Природа конфликта в совокупности с тем, как участники понимают и характеризуют его, по большей части определяет интенсивность конфликта, масштаб проблем, и, в конечном счете, варианты его разрешения. Конфликты отличаются друг от друга радикально, и за долгое время появилось большое количество литературы в разных профессиональных областях по анализу и классификации конфликтов. Вот почему самый важный вопрос для работы по разрешению спора заключается не в том, существует ли конфликт (это больше относится к области человеческого взаимодействия), а скорее в том, какого рода этот конфликт. Конфликт может быть управляемым и неуправляемым, не выходящим за какие-либо границы, либо разрастающимся, конструктивным или деструктивным, ясным или запутанным, прогрессивным или регрессивным, полезным или вредным, двусторонним или многосторонним, и так далее. Ключ к разрешению конфликта заключается в признании того, в чем этот конфликт продуктивен и необходим, а в чем – нет; короче говоря, нужно понять и усилить динамику конфликта и его продуктивные аспекты, нейтрализуя его деструктивную часть. Источник конфликта в нашей интерпретации тесно связан с его базовой парадигмой, которую мы выбираем для описания человеческих взаимоотношений. Наши институты, социальная политика и системы разрешения споров будут сильно различаться в зависимости от того, считаем ли мы человеческие взаимоотношения в основном направленными на конфликт, или – на сотрудничество. Часто наше мировоззрение и наши институты заранее предрасполагают нас воспринимать реальность в том или другом свете. Чтобы немного прояснить сказанное, давайте рассмотрим в подобном ключе эволюционную биологию. Английский натуралист Чарльз Дарвин и российский анархист Петр Кропоткин независимо друг от друга развивали эволюционные теории от радикально расходящихся начальных точек. Там, где Дарвин видел соревнование как движущую силу, Кропоткин увидел сотрудничество. Идеи Дарвина обрели форму во время знаменитого путешествия на корабле «Бигль» на Галапагосские острова, где он увидел огромное количество видов, обитающих на небольшой территории. Эта картина спровоцировала Дарвина сформулировать теорию естественного отбора, согласно которой выносливые или приспособленные индивиды выживают в борьбе за пространство, еду и продолжение рода. Кропоткин, напротив, разрабатывал свои идеи во время пятилетней службы в Сибири, где он увидел некоторое количество видов, сосуществующих на обширных пространствах. В результате, он разработал теорию естественного отбора, основанного на сотрудничестве, а не на борьбе: выживают те, кто более других способен сотрудничать в единой борьбе с суровой окружающей средой. Если взглянуть на правовое пространство, то различие между судопроизводством и медиацией может быть в каком-то смысле понято как пример подобного различия между борьбой и сотрудничеством как фундаментальными организационными принципами становления жизни. Эти понятия не являются взаимоисключающими, и, конечно же, сотрудничество также может включать инстинкты соперничества, и соперничество время от времени означает сотрудничество. Ведь судопроизводство порой включает в себя и сотрудничающий аспект, поскольку дело здесь не всегда просто в проигрыше или выигрыше. А стороны медиации, какой бы ни был у них интерес в совместной работе, остаются по разные стороны баррикад конфликта. В общем, однако, западное право было сформировано либеральной парадигмой, которая делает акцент на автономии, свободе и волюнтаризме; все эти качества тяготеют к конфликту больше, чем к кооперации. Правовая система, построенная вокруг сторон, являющихся свободными, автономными и выражающими собственную волю, естественно тяготеет к продвижению индивидуальных интересов. Классическая договорная доктрина является яркой иллюстрацией этой ситуации; в то же время акцент на субъективных правах в западных правовых системах является несколько иным. Это либеральное мировоззрение, лежащее в основе западного права, тяготеет к манифестации себя в том, что можно назвать скорее адъюкативной, чем резолютивной моделью конфликта, игрой, где есть выигравшие и проигравшие, а не оптимальный баланс интересов и работа по установлению мира. Ключевое отличие между вынесением судебного решения и медиацией, о чем мы будем подробно говорить ниже, заключается в том, что решение, вынесенное судьей в рамках состязательной системы правосудия предусматривает обязательное наличие выигравшего и проигравшего, в то время как решение, выработанное в процессе медиации, помогает найти кооперативное решение, направленное на восстановление взаимоотношений. Признание важности взаимоотношений между сторонами является критическим для определения характера конфликта, и тем самым для поиска подходящего варианта урегулирования: как пишет Менкель-Мидоу, «хотя споры могут возникать по поводу правовых дел, конфликты в большей степени сосредоточены на человеческих взаимоотношениях и взаимодействии». Понимание степени и интенсивности влияния взаимоотношений в том или ином конфликте помогает определить как уместность медиации в данном конфликте, так и подход медиатора к поиску решения. 2. Согласие. Медиация должна начинаться с выражения сторонами согласия, поскольку сам процесс базируется на договорных или деловых отношениях, в отличие от судопроизводства, которое построено на силе конституции либо закона. Медиатор (и любое решение, вырабатываемое сторонами в итоге) обличены определенной властью, но не потому, что данными полномочиями их наделил закон, а потому что стороны сами признают действительность процесса – как и решения, выработанного путем переговоров – и еще потому, что такие договоренности признаются законом. Итак, поскольку процесс медиации является – что важно – добровольным по своей природе, многое зависит от умонастроения сторон при их вступлении в медиацию. Сторона, которая цинично использует процедуру ради собственной выгоды, зная, что он (или она) может выйти из медиации в любой момент и снова вернуться в суд, если медиация пойдет не по плану, тем самым подрывает целостность и единообразие метода. Это накладывает определенную ответственность на участников медиации – они должны четко определить цель своего обращения к этому методу, поскольку природа и масштаб их согласия будет определять природу и масштаб достигнутого соглашения. Когда дается определение медиации, подчеркивается именно центральная роль согласия и то, насколько этот метод отличается от вынесения судебного решения. Даже более того, эта отчетливо обозначенная основа процесса медиации косвенно противоречит традиционному восприятию нормативного регулирования, в частности, все еще сильным позитивистским взглядам, гласящим, что легитимность закона строится на авторитарном навязывании «сверху». Как пишет Лон Фуллер в работе «Медиация – ее формы и функции (1970г.), «серьезное изучение медиации, я полагаю, может изменить современную тенденцию, подразумевающую, что общественный порядок должен навязываться некого рода «властью». Видя, как медиатор, заявляющий об отсутствии у него «власти», помогает сторонам упорядочить и перестроить их взаимоотношения, мы понимаем, что при некоторых обстоятельствах стороны могут обойтись и без этой помощи, и что общественный порядок может напрямую проистекать из взаимодействий, которыми он, на первый взгляд, призван управлять». Соглашаясь урегулировать конфликт с помощью медиации, а не в суде, стороны сами берут на себя обязательство по построению социальной системы, в которой и будут существовать. Эта идея контроля сторон над процессом является ключевой в медиации, и мы вернемся к ней позже, в других разделах. У медиации в этом отношении, безусловно, есть революционный потенциал, но это не означает, что она должна конфликтовать с судопроизводством; также это не означает, что медиация призвана заместить суд как превалирующий или исключительный источник нормативного урегулирования. Скорее понимание различия источников и механизмов, дающих эффективность медиации и судопроизводству, помогает осознать тот факт, что каждый метод играет отдельную и важную, хоть и дополнительную социальную роль. Нормативность, основанная на согласии, сосуществует с государственной (или авторитарной) нормативностью. Судебная медиация, конечно, немного размывает границу между авторитарным и основанным на согласии нормативным регулированием, потому что объединяет собственную волю сторон, управляющих своим спором, со многими семиотическими явлениями государственного закона (к примеру, медиация проводится судьей в здании суда – хотя и не в зале заседаний – и «под сенью» судопроизводства, поскольку участники в любое время могут прекратить медиацию и вернуться к судебному разбирательству). Некоторые типы конфликтов естественным образом ведут к выбору одного либо другого метода, но в большинстве случаев решение о направлении конфликта на медиацию или к судье – это вопрос выбора инструмента, что называется, «приспособление форума к суете». То есть, выбор процедуры – это политическое решение, принимаемое сторонами в процессе консультирования с адвокатами и при определенном участии судьи, который рассматривает дело на предмет уместности медиации. В каждом конкретном споре стороны могут выбрать самый желательный или эффективный, по их мнению, метод разрешения, основываясь на природе спора, имеющихся финансовых и эмоциональных ресурсах, а также на искомом результате. Поэтому, чтобы получить обоюдное согласие сторон на медиацию, их нужно убедить в полезности медиации, в том, что такой инструмент будет наилучшим методом разрешения спора в их конкретном случае. Не в каждом споре, конечно, медиация может стать самым эффективным или подходящим методом; множество факторов ограничивают ее применение. Например, на государственном уровне природа процесса медиации в совокупности с имеющимися представлениями о правовых границах и соответствующих законных способах защиты прав ограничивает доступ к судебной медиации. В Квебеке судебная медиация доступна в большинстве гражданско-правовых, семейных, коммерческих, административных и уголовных споров, в то время как конституционные вопросы и проблемы, вовлекающие определение прав по Канадскому уставу прав и свобод или Уставу прав и свобод человека исключены из круга споров, к которым медиация применима изначально. Однако, даже в тех областях, где уместность медиации общепризнана, есть дела, которые ей не под силу – скажем, семейные споры, где имеются случаи насилия (то есть отсутствует возможность достижения реального баланса между сторонами) или физических нападений (и, соответственно, рассматриваемые обвинения или случаи насилия над детьми переводят дела в рамки публичного права). (В Квебеке данные ограничения не определены на законодательном уровне, скорее они отражают понимание соответствующей области медиации в правовой системе Квебека, определенного на практике при помощи подачи совместного ходатайства сторон на медиацию). Иногда стороны могут прийти к медиации либо отказаться от нее вследствие таких факторов, как время, издержки, или желание публичной реабилитации (либо, напротив, нежелание огласки). Изучая, подходит ли дело для медиации, важно учитывать качество согласия участников спора. К примеру, сторона, которой приходится долго и мучительно бороться в суде для получения большей суммы компенсации, может предпочесть медиацию, где итоговая сумма будет меньше, зато процесс избавит участника от ожидания. Сторону можно понять, но судья-медиатор должен защищать целостность процесса, проверяя, были ли договоренности в подобных ситуациях достигнуты добровольно. Хотя давать сторонам выбор, соглашаться им на совместную работу для разрешения конфликта или не соглашаться, – это радикальный метод, он нужен уже хотя бы для того, чтобы привести спорщиков к медиатору. Представ лицом к лицу друг с другом в присутствии судьи-медиатора, участники начинают динамичный процесс прояснения и переформулирования конфликта – иными словами, тут начинается то, из чего состоит медиация; и именно здесь нормативная функция судебной медиации проявляется наиболее наглядно. Как раз об этом мы сейчас и хотим поговорить. 3. Открытие. Медиация начинается с пленарной сессии, где собираются стороны, их адвокаты, и судья-медиатор. У этой встречи две цели. Во-первых, она позволяет участникам понять, почему они здесь, и как будет проходить медиация. Во-вторых, она позволяет судье-медиатору определить четкие условия и масштаб полномочий сторон, а также установить четкие цели на следующие несколько часов. Судья-медиатор начинает со вступительной речи, в которой он (или она) объясняет сторонам ключевые аспекты судебной медиации, отличающие ее от судопроизводства. Во-первых, стороны должны понимать, что судья-медиатор выступает как медиатор и присутствует в процессе не для того, чтобы навязывать решение сторонам, и не для того, чтобы выносить решение по существу дела. Во-вторых, стороны должны быть убеждены в конфиденциальности процесса, которая в Квебеке является обязательной по закону, в соответствии с Кодексом гражданского судопроизводства. В-третьих, судья-медиатор дает сторонам понять, что все, происходящее на медиативной встрече, не выйдет за пределы процесса, и что записи о медиации не будут и не смогут быть задействованы в суде, если медиация окажется неуспешной. В-четвертых, судья-медиатор разъясняет процесс, подчеркивая, что именно стороны контролируют его ход. (Кодекс гражданского судопроизводства ст. 151.18 «При участии и с одобрения сторон, судья определяет правила проведения встречи по урегулированию и любые способы содействия ее проведению, а также определяет график встреч). Очень важно давать такие пояснения, поскольку на этой стадии – как и на всех остальных этапах процедуры – необходимо заручиться полным и четко выраженным согласием сторон. По этой причине судья-медиатор должен обсудить определенные вопросы, которые могут повлиять на получение согласия. В частности, это включает понятное объяснение отличий пленарной сессии от кокусов (или индивидуальных встреч), и особый акцент на том, что вся информация, раскрываемая во время кокуса, является строго конфиденциальной. Также необходимо подчеркнуть важность добросовестности и честных намерений в течение всей процедуры, поскольку для успешности медиации нужно создать атмосферу доверия. Когда судья-медиатор раскроет основную информацию о процедуре, стороны обговаривают его (или ее) полномочия. Поскольку процедура основана на согласии сторон, они определяют круг вопросов, которые будут обсуждаться на медиации, конечно, консультируясь с судьей-медиатором. Это тоже очень важно, поскольку качество и масштаб любого окончательного решения зависят от ясности и масштаба полномочий, двигающих процесс. Основная проблема здесь заключается в том, будут ли полномочия ограничены данным конкретным спором, находящимся на рассмотрении, или будут распространяться на урегулирование других, связанных с этим споров, находящихся в процессе судопроизводства. Обозначив проблему, судья-медиатор, вместе со сторонами и их юристами может приступить к выработке основных правил и графика проведения процедуры медиации. Сюда включается определение последовательности пленарных сессий и кокусов, расписание перерывов и консультаций, и, в частности, кто и когда будет присутствовать на медиации (к примеру, это касается экспертов). Ст. 151.17 Кодекса гражданского судопроизводства Квебека: «Сторонние лица также могут принимать участие в совещании, если судья и стороны сочтут, что его присутствие принесет пользу при разрешении спора». Обычные правила состязательного процесса неприменимы в медиации:именно стороны должны сами найти ту процедуру, которая будет работать в их случае. Опыт судьи-медиатора (и адвокатов), однако, может обеспечить эффективность и справедливость этой процедуры. Наконец, за пленарной сессией обычно следует встреча судьи-медиатора и адвокатов (при этом последние служат интересам правосудия в рамках судебной медиации). Судья-медиатор и поверенные на этой краткой встрече могут в отсутствие сторон прояснить различные спорные вопросы (в частности, будут ли более плодотворными совместные или индивидуальные сессии). Все это позволяет судье-медиатору «прочувствовать» дело и динамику взаимодействия между сторонами, поскольку адвокаты хорошо подготовлены и могут оценить и объяснить специфические трудности дела, чувствительные точки и личные качества сторон, а также передать иную информацию, которая может повлиять на проведение переговоров. Подобные знания на этом этапе очень важны, и встреча с юристами позволяет судье-медиатору получить представление о деле – с точки зрения участника. Таким образом, «открытие» позволяет судье-медиатору, а также сторонам и их юристам, охарактеризовать и выработать вопросы для обсуждения. Впрочем, в судебной медиации по апелляциям большая часть определения характеристик дела уже была проведена до начала процедуры. Как правило, стороны уже прошли ряд судебных слушаний в первой инстанции, и часто они – а также их адвокаты – по крайней мере, готовы оценить характеристики апелляции, даже если они еще не добрались до стадии подготовки фактических или письменных аргументов. Однако выявление и определение характеристик дела дает не только отсеивание (когда отвергаются неэффективные аргументы, и определяются спорные вопросы), но и почти неизбежно приводит к ситуации, когда позиции сторон закостеневают и становятся менее склонными к учету различных нюансов. Поэтому, если юристы войдут в процесс медиации с установкой на состязательность, это может помешать эффективности медиации. И все-таки, если адвокатам удастся перестроиться на более медиативный образ мышления, их участие в процедуре может оказаться очень ценным. С одной стороны, классификация и выявление характеристик спорных вопросов, требующих обсуждения – процессы «ограничивающие»; они пресекают дальнейшие расспросы, «ослепляют» стороны, не позволяя им видеть возможные решения, лежащие вне выбранных характеристик, и связывают участников определенной логикой, которая может оказаться не самой эффективной в данных обстоятельствах. Однако, с другой стороны, если дело тщательно подготовлено, и адвокаты скрупулезно подобрали все спорные вопросы и разобрали их с клиентом, то переговоры становятся более продуктивными и узконаправленными. Также важно помнить, что определение характеристик дела – динамичный процесс, и многое будет зависеть от того, как развернется обсуждение. Не менее важна и пространственная организация медиативной встречи, и этот вопрос нужно продумать еще при открытии сессии. Зал судебных заседаний обычно организован в форме буквы V, что помогает процессу взаимодействия в суде: адвокаты сторон говорят напрямую с судьей, и только в исключительных случаях друг с другом. Более того, вершина буквы V (судья) представляет собой конечную точку коммуникации; каждая из сторон представляет информацию для судей, а не через них друг для друга, потому что именно судьи в конечном счете будут принимать решение по делу. Медиация же структурирована (или в идеале должна быть структурирована) по-другому. Здесь коммуникация идет по трем направлениям, и стороны обращаются друг к другу, даже если на определенных этапах процедуры они делают это только косвенно, через медиатора. Таким образом, медиатор выступает не конечным пунктом, а скорее проводником; стороны разговаривают через медиатора друг с другом, потому что ответственность за результат лежит именно на них. Вынесение судебного решения происходит на основе состязательной модели, в которой стороны предстают враждующими оппонентами; медиация работает на основе коммуникативной, или диалогичной, модели, которая способствует ведению переговоров и, в конечном счете, сотрудничеству. Подобная динамика поддерживается даже тогда, когда стороны ведут себя настолько враждебно, что во время переговоров не могут находиться в одной комнате. В такой ситуации (то есть при раздельных встречах) особенно важна роль медиатора, поскольку именно он (или она) является третьей стороной треугольника, решая, как и когда передавать ту или иную информацию, чтобы максимально увеличить шансы на достижение решения, не дискредитируя позиции сторон и не нарушая конфиденциальность, обязательную для кокусов. С другой стороны, когда переговоры проходят в виде пленарных сессий, нужно тщательно организовать места, которые займут в помещении спорщики, и установить порядок высказывания участников, чтобы оказать содействие диалогу между сторонами, в то же самое время, поддерживая равенство и справедливость процесса. Таким образом, работа судьи-медиатора при открытии процедуры медиации направлена на то, чтобы объяснить и раскрыть участникам различия между судопроизводством и медиацией, по максимуму исключить из медиации строгие классификации, характерные для суда, и предотвратить трансформацию процесса в обычное судебное слушание, только под другим названием. Для этого иногда может быть необходимо попросить стороны отойти от формального определения правовых характеристик спора и попробовать вернуться к установкам, царившим в конфликте изначально, до того, как он прошел юридическую обработку. Уводя участников от жесткой привязки к классификации спора, судья-медиатор способствует анализу и пониманию проблемы с разных точек зрения, что является важным предварительным шагом к последующей коммуникации. 4. Общение и переговоры. Смысл медиации заключается в устном общении сторон. Медиатор – это содействующее лицо, через которое стороны говорят друг с другом. Как мы узнали из предыдущего раздела, динамика общения в медиации разительно отличается от судебного слушания, и понимание и применение этих различий крайне важно для эффективной медиации Медиатор в процедуре медиации играет фасилитативную роль, и именно фасилитация является важнейшим условием для продвижения сторон к соглашению. Ведь начиная сессию судебной медиации, стороны разделяют экстремальный судебный настрой: их позиции определены в контексте состязательного судопроизводства, конфликт в общем и целом определен в терминах «выигрыш–проигрыш», и его обсуждение сосредоточено на соответствующих правах и причитающихся привилегиях. Их монологи поначалу выдержаны исключительно в состязательном духе, сосредоточены на претензиях и обвинениях. Позднее медиатор будет работать над изменением этого режима общения; в самом же начале достаточно лишь простой констатации, честно отражающей точку зрения той и другой стороны. Высказывая свое мнение в присутствии другой стороны, участники устанавливают ту динамику говорения и слушания, в которой пройдет оставшаяся встреча. Такая поляризация позиций усиливается в медиации по апелляциям, где стороны уже миновали этап судебной тяжбы и иногда даже составили письменные заявления на апелляционное слушание. Короче говоря, хотя стороны и общаются в начале медиации, они еще не ведут переговоры, поскольку на этом этапе в их коммуникации отсутствует крайне важный элемент, элемент слушания. Работа судьи-медиатора состоит в том, чтобы осуществить переход к переговорам, от монолога к диалогу, от лекции к разговору. По мере продвижения медиации судья работает над тем, чтобы сдвинуть процесс от «Я»-центрированного озвучивания точки зрения, с которого стороны начали переговоры, к обсуждению, сосредоточенному на решении, которое в итоге приведет к урегулированию спора. С одной стороны, такая работа включает изменение динамики коммуникации от состязательной модели (в форме буквы V) к диалогичной модели в форме треугольника. Медиатор должен активно трудиться, чтобы установить треугольник общения и настроить стороны к сотрудничеству друг с другом. В то же время (что более существенно) его усилия направлены на изменение подхода сторон к взаимодействию – от соревновательной модели к общению, нацеленному на урегулирование проблемы. Такой сдвиг, конечно, осуществить гораздо труднее, чем просто привлечь стороны к общению, потому что участники, как правило, рефлекторно проводят знак равенства между правом и состязательностью; но именно здесь скрыт ключ к сути медиации в целом. На базовом уровне, трансформация динамики взаимодействия требует иной динамики слушания между сторонами. Представление позиций судье требует одного вида слушания, в то время как участие в разговоре включает слушание другого вида, и медиация сосредоточена больше на общении, чем на состязательности. В судебном процессе сторона выслушивает аргументы другой стороны, только чтобы опровергнуть их, когда наступает ее очередь высказываться. Это можно назвать «деструктивным слушанием», поскольку его цель – разнести в пух и прах то, о чем говорит оппонент, и все сказанное интерпретируется с этой целью. Иными словами, слушание направлено на достижение выгоды слушателем, и это его единственная цель. Медиация, напротив, требует, что называется, «конструктивного слушания», ориентированного как на понимание, так и на поддержание разговора. Поскольку целью здесь больше является урегулирование спора, чем победа, слушателю дается шанс оценить ситуацию с обеих сторон, а не только с одной-единственной точки зрения. Слушание здесь может послужить на пользу слушателю, но в то же время происходит оно таким образом, чтобы максимальную пользу от слушания получил диалог, его развитие и углубление. От медиатора содействие такому переходу требует повышенного внимания к динамике общения, потому что ситуация, когда кто-то молчит, а кто-то говорит, может стать проявлением дисбаланса сил. На этом этапе главным принципом медиации является открытость и свобода общения. Изменение общения от состязательной модели к диалогичной также включает донесение до сторон идеи, что коммуникация – процесс, затрагивающий взаимоотношения, и что прошлое и будущее участников будет влиять на динамику обсуждения в той же степени, что и настоящее. В отличие от вынесения судебного решения, с его процессуальной и основанной на сборе доказательств структурой, медиация позволяет сторонам изучить спор скорее как конфликт, включающий человеческие взаимоотношения, а не просто как единичное явление несогласия. Наследственное право предлагает особенно яркую иллюстрацию такого различия, поскольку подобные вопросы включают как правовой спор с узким фокусом (Подпадает ли данное завещание под критерии валидности? Кто обладает правом наследования?), так и человеческий конфликт, стоящий за спором, со всей его неразберихой и запутанными, но имеющими огромное значение опасениями, не связанными с правом (я о покойном столько лет заботился, а теперь мне ничего не досталось!). Переговоры строятся на понимании аспектов конфликта, связанных с отношениями, и задача судьи-медиатора заключается в том, чтобы найти способ выработать в спорщиках такое понимание. Понимание взаимоотношений в рамках правовой динамики не в последнюю очередь связано с культурой участников конфликта. Различные культурные представления сторон, их адвокатов и даже судьи-медиатора могут стать значительным препятствием к успешному завершению медиации, потому что один и тот же конфликт может пониматься совершенно по-разному, в зависимости от «культурной призмы», сквозь которую каждая сторона на него смотрит. Это требует от судьи-медиатора особой чуткости и, в частности, понимания сложности культурных различий, которые становятся более острыми по мере их вовлечения в проблемы конфликтам. Ведь культура – это многоаспектный феномен, и его нельзя свести к единственной характеристике, например, такой как этническая принадлежность. Более того, культурные различия нельзя проигнорировать. Однако осознание возможных проблем, связанных с культурными различиями, и открытость в принятии решений может помочь участникам медиации достичь понимания по существующим разногласиям. Наконец, хотя содержание коммуникации и переговоров в каждой медиации всегда уникально и зависит как от фактов по делу, так и от самих сторон, стоит обсудить еще один аспект коммуникации, общий для большинства медиаций – роль эмоций. Эмоции делают конфликт таким, какой он есть, и любая попытка уладить конфликт в целом должна учитывать его эмоциональный аспект, то есть напрямую рассматривать чувства спорщиков, не игнорируя и не осуждая их. Отличительная характеристика коммуникации в медиации заключается в том, что она не ограничена формально-рациональным режимом, неизбежным в судопроизводстве. Это не означает, что медиация может происходить как угодно. В медиации, как в юридической процедуре, по-прежнему доминирует или должна доминировать установка на рациональность: здесь также нужно свести на нет, либо полностью исключить призыв к эмоциям, не подкрепленный ни логикой, ни здравым смыслом. Но, поскольку медиация – это диалог, направленный на изучение взаимоотношений, стоящих за конфликтом, медиатор может позволить участникам выражать эмоции более свободно, чтобы разнообразить процесс поиска решения, так как чувства – это путь к пониманию реального конфликта, лежащего в основе спора. Позволяя сторонам выразить эмоциональную реакцию на конфликт или на процесс, вместо того, чтобы просто изложить продуманные правовые позиции, медиатор сможет увидеть, где лежат по-настоящему неразрешимые проблемы, и тем самым понять, почему стороны занимают именно такие позиции. Конечно, переговоры редко проходят идеально гладко, и судья-медиатор часто будет сталкиваться с тупиковыми ситуациями на том или ином этапе переговоров. Но, понимая динамику ситуации (взаимоотношения сторон, их точки зрения, в том числе основанные на культурных особенностях, а также эмоции, стоящие за проблемой), можно предположить, почему возникла тупиковая ситуация, и помочь участникам преодолеть «мертвую точку» в переговорах. Здесь судье-медиатору требуются особые умения и навыки, особенно опыт понимания людей и ситуаций. Ну а моральный авторитет судьи-медиатора на данном этапе является его основным активом и сам по себе может помочь сдвинуть процесс от патовой ситуации к урегулированию. 5. Договоренности. В идеале переговоры ведут к урегулированию, которое положит конец конфликту между сторонами. Как только достигнуто соглашение, далее процесс переходит в руки юристов, которые должны оформить это соглашение на бумаге; судья-медиатор не играет никакой роли в выработке содержания документа, и на этом этапе он просто покидает комнату. Однако, на этом роль медиатора не заканчивается, поскольку он (или она) всегда может вернуться, чтобы продолжить работу со сторонами, если возникает какой-либо непредвиденный вопрос. Также как только составлено соглашение, оно должно быть проверено вместе со сторонами, чтобы убедиться, что оно полностью отражает достигнутые договоренности, и что оно разрешит конфликт в полной мере, настолько, насколько согласны с этим сами стороны. Если проблем нет, решение может быть утверждено судом, тем самым ликвидируя конфликт. Ст. 151.11 Кодекса: «Если достигнуто соглашение, судья утверждает сделку по запросу сторон». При этом подобная проверка валидности согласия, бесспорно, не является оценкой судьи-медиатора по существу этого соглашения, которое (за исключением случаев нарушения общественного порядка или других положений закона) полностью зависит только от сторон. Скорее, это первый шаг в его исполнении. Этот первый шаг является крайне важным, и судья не должен выполнять его второпях или вскользь. Сторонам придется жить с этим соглашением, и, чтобы все получилось, они должны согласиться с ним и понимать его. С одной стороны, сама природа процесса медиации обеспечивает определенную меру понимания соглашения сторонами. Поскольку медиация позволяет участникам пройти процесс самоопределения, и так как медиация и переговоры предназначены скорее для самих сторон, чем для юристов, к моменту достижения соглашения стороны должны более-менее одинаково понимать друг друга. (Медиации становится все более профессиональной и институционализируется, а стороны меньше продуцируют и чаше потребляют соглашения, выработанные в процессе переговоров и составленные юристами). Однако, с другой стороны, медиация – попытка урегулирования, направленная на будущее, поэтому соглашение должно оставаться понятным для сторон даже тогда, когда адвокатов и судьи-медиатора больше нет рядом. Преимущества медиации, особенно идея полного урегулирования конфликта, будут потеряны, если сторонам придется бежать к адвокатам или в суд каждые несколько лет, чтобы интерпретировать условия их соглашения. Успешное медиативное соглашение, таким образом, должно быть всеохватывающим и понятным всем, кого оно затрагивает, иначе возникнет риск зависимости от внешних интерпретаторов, который в итоге может привести к фрустрации сторон и возобновлению конфликта. Понимание этой потенциальной функции медиации имеет жизненно важное значение, потому что медиация гораздо больше, чем судопроизводство, сосредоточена на существовании и поддержании взаимоотношений между сторонами. Вынесение судебного решения – в основном ретроспективный процесс: он стремится разрешить прошлый спор между сторонами и только мимоходом будет оказывать влияние на будущее, если стороны сами захотят перестроить взаимодействие, которое может возникнуть между ними. Судопроизводство на основе государственного интереса, такое как конституционные вопросы или дела, включающие определение фундаментальных прав и свобод, это, однако, другой вопрос, поскольку оно часто оказывает воздействие на будущее. Примером может послужить недавнее постановление Апелляционного суда Квебека о деконституционализации барьеров к заключению однополых браков. Медиация, напротив, придерживается гораздо более открытой направленности на будущее. Пытаясь разрешить конфликт глобально, а не просто справиться с конкретным проявлением этого конфликта, медиация признает, что между сторонами существуют сложные взаимоотношения; таким образом, медиация активно работает над созданием для сторон нового образа жизни. Используя меткое выражение Лона Фуллера, можно сказать, что медиация помогает сторонам составить проект некой конституции о взаимоотношениях. Соглашение, выработанное в процессе переговоров, создает вселенную норм и регуляций, в которой стороны договариваются жить. Не каждая медиация обязательно должна включать рассмотрение существующих взаимоотношений между сторонами; иск о возмещении ущерба между незнакомыми людьми, например, прекрасно подходит для медиации, хотя между сторонами создаются всего лишь финансовые отношения. Однако большинство дел, направляемых на медиацию, имеет определенную предысторию взаимоотношений между спорщиками. В Апелляционном суде Квебека дела, включающие существующие связи между сторонами (семейные споры, трудовые споры или конфликты между арендодателем и съемщиком) составляют значительный процент медиаций. И медиация, в отличие от иных методов урегулирования спора, создает основу для дальнейшего сосуществования спорщиков. Мелвин Айзенберг описал это различие между «переговорами по спору» и «нормотворчеством-медиацией» – как различие между переговорами «направленными на урегулирование споров» и переговорами, «направленными на установление правил для управления будущим поведением». Эффективное разрешение семейных споров, многих коммерческих споров, распрей из-за недвижимости между соседями, и так далее, требует, чтобы нормотворческие переговоры помогли сторонам жить вместе, потому что конфликты, стоящие за такими спорами, сильно зависят от взаимоотношений между участниками. Таким образом, достигнутое соглашение носит совершенно иной характер, нежели судебное решение, и крайне важно, чтобы стороны понимали это различие. Помимо простой выплаты некоторой суммы денег или переноса границы, конфликты, требующие нормотворческих переговоров, требуют от сторон адаптировать поведение к решению, выработанному в процессе переговоров. Работа судьи-медиатора заключается в том, чтобы особо выделить этот момент. Составление соглашения об урегулировании – только начало; настоящее его исполнение начинается, когда стороны покидают медиативную сессию с документом в руках и начинают реорганизовывать свою жизнь в соответствии со сводом правил, который они только что выработали. 6. Завершение. Наконец, наступает этап завершения, и здесь требуется больше, чем просто пожелать сторонам всего наилучшего и отправить их в самостоятельное плавание. В успешной медиации после того, как соглашение было одобрено сторонами и составлено к их обоюдному удовлетворению, у медиатора есть возможность подвести итоги процедуры вместе с ее участниками. Именно здесь посыл и инновация судебной медиации становятся полностью очевидными. Как мы упоминали выше, медиация отличается от судопроизводства тем, что имеет открыто выраженную направленность на будущее и по-другому воздействует на стороны. Участники не просто разрешают спор, случившийся в прошлом; они должны выстроить свои взаимоотношения на будущее, за пределами блокирующего ступора отдельной распри, для разрешения которой им нужна медиация. Это выводит на передний план другой аспект как медиации, так и работы медиатора, и этот аспект латентно присутствует во всем процессе, а именно, здесь открывается образовательная или научающая функция медиации. Судебная медиация, в частности, хорошо подходит для становления и реализации этой обучающей роли медиации. Судья-медиатор привносит в процесс моральный авторитет и личный опыт, как судопроизводства, так и медиации, и эта уникальная позиция позволяет судье-медиатору взглянуть на медиативный процесс со стороны и расспросить участников о том, чему они научились. Здесь судья выступает не как нейтральный собеседник (как это было при переговорах), а скорее как активный инструктор, извлекающий уроки из процесса и показывающий сторонам, насколько они преуспели в общении друг с другом, и как, путем переговоров, смогли начать диалог, сконцентрированный на решении проблемы, а не на антагонизме. Изучая процесс, судья-медиатор приводит стороны к пониманию и интеграции в их жизнь базовых принципов разрешения споров. Иными словами, судья-медиатор обучает стороны, как они могут применить в собственной жизни инструменты, приобретение которых они даже не осознавали. Это может занять пять минут, а может пятнадцать; важно, что стороны приходят к пониманию; то, что они только что делали, не ограничивается официальной процедурой судебной медиации и не ограничивается только отдельным спором, но может применяться в любых конфликтах в будущем. Судья-медиатор на самом деле показывает сторонам, как стать проводниками мира, работая на микроуровне над изменением общества. На самом деле, только после этого медиация завершается; когда стороны в следующий раз окажутся в конфликтной ситуации, друг с другом или с третьими лицами, у них уже будет набор навыков, приобретенных на медиации который поможет им выработать решение, не обращаясь в суд. Процедура, которую мы здесь обсудили – от конфликта через этапы согласия, открытия сессии, общения, переговоров, принятия решения и наконец завершения – это не просто процесс, используемый в судебной медиации, в присутствии судьи-медиатора и юристов. Это эвристический подход к любому конфликту. Процесс медиации может таким образом индуцировать подготовку когорты неофициальных медиаторов, которые будут вносить свою лепту в урегулирование споров наряду с формальной судебной медиацией, поскольку они смогут урегулировать некоторые из своих бытовых жизненных конфликтов (или конфликты окружающих их людей) еще до вмешательства третьей стороны. Преимущества такого подхода видны невооруженным глазом; обучение клиентов стратегиям разрешения конфликта может добавить несколько минут к медиативной сессии, однако открывает судье-медиатору возможность избежать будущей нагрузки в виде судебных исков. Более того, она выводит на передний план важный аспект права (и в частности, роли судьи), который часто не замечают – его педагогическую функцию. Судья всегда частично исполняет и социальную роль судьи работают над тем, чтобы обеспечить бесперебойное существование общества, разрешая споры и пытаясь обеспечить координацию между людьми, организациями, государством, устраняя антагонизмы. Лон Фуллер, к примеру, воспринимал вынесение судебных решений как одну из базовых форм установления общественного порядка. Судебная медиация и ее просветительские уроки позволяют судье создавать более защищенный от деструктивных конфликтов мир, в который стороны вернутся после урегулирования данного конкретного правового спора. Приложение 8 Отис Л. Медиация в стенах суда. Этика в судебной медиации // Медиация и право.– 2011.– № 3 (21).– С. 48–59.
Задание. Изучите работу Луиз Отис – судьи апелляционного суда г. Квебек (Канада), инициатора введения судебной медиации при рассмотрении дел в апелляционном суде (текст см. ниже). Обсудите этические проблемы медиации. Подготовьте свои предложения в проект кодекса профессиональной этики медиатора. Как предполагается в нашем исследовании сессии судебной медиации, этические вопросы возникают в течение всего этого процесса, и они представляют собой определенные проблемы для разных участников, которых здесь призывают играть незнакомую и часто меняющуюся роль. Для судей, в частности, медиация означает сдвиг от знакомой им адъюкативной роли к более близкому знакомству со сторонами, чем это обычно происходит при вынесении решения по делу. У этого явления есть важные этические предпосылки, поскольку содействующая роль судьи-медиатора ставит его (или ее) в деликатную позицию поддержания сторон и периодического раскрытия их секретов. Это гораздо более активная роль, чем та реагирующая функция, которую судьи обычно исполняют. И, как таковая, эта роль требует чуткости по отношению к потенциальным конфликтам. Так же и для адвокатов: разные роли, требуемые в медиации, выдвигают их за пределы обычных этических рамок, выстроенных с установкой па состязательность и представление клиентов в процессе судебного разбирательства. В определенной степени адвокат должен подавить в себе страстное желание защищать клиентскую позицию ради поиска соглашения, потому что целью медиации является урегулирование, а не победа. Ниже мы кратко исследуем эти вызовы, выделив некоторые проблемы и предлагая их решения. Действующие этические модели закона развивались в контексте состязательного правосудия и межличностного конфликта. Правила профессиональной! тайны, к примеру, допускают потенциальный конфликт по поводу рассматриваемой! информации; правило избегания конфликтов интересов помогает подкрепить страстное стремление защищать интересы клиентов, а судейская беспристрастность гарантирует, что судопроизводство станет местом битвы за справедливость. Медиация дестабилизирует эту парадигму разными способами. И, что более важно: хотя медиация вытекает из конфликта, она означает не конфронтацию или состязание, а сотрудничество. Как таковая, медиация требует, чтобы правовая этика получила новое определение – от парадигмы соревновательности к тому, что Кэрри Менкель-Мидоу назвала «несостязательной этикой». Существующие этические кодексы и принципы, чьи правила тяготеют к отражению традиционной судебной и адвокатской практики, зачастую могут быть адаптированы к практике медиации с большим трудом. Правила и руководства по медиации могут помочь исправить этот дефект, хотя тут нужно соблюдать должную осторожность и избегать предположений, будто испытанные старые добрые принципы будут работать и хорошо служить в новых областях применения. Между медиацией и вынесением судебного решения есть огромная разница, и особое внимание здесь уделяется этической ответственности – в частности, ее непубличной природе. Это ведет к нескольким этическим вопросам, каждый из которых требует переосмысления или адаптации существующих этических принципов. Во-первых, поскольку медиация, как правило, происходит в виде закрытых сессий, только с участием сторон и их представителей, а обсуждения и презентации во время этих сессий строго конфиденциальны, возможности апелляционного пересмотра результатов процесса ограничены. Это накладывает определенные обязательства как на судей, так и на адвокатов. Во-вторых, поскольку медиативная сессия в целом является более широкой и открытой, чем судебное слушание, и стороны здесь играют центральную роль в откровенном обмене позициями и идеями, внимание сторон будет сосредоточено больше на относительно абстрактных вопросах этики, ответственности и правосудия, нежели на правовых принципах и процедурных гарантиях. В-третьих, сам процесс приводит судей к более близкому контакту с тяжущимися и их консультантами, и этот контакт происходит в атмосфере, где правила и границы четко не определены. Кокусы, частные обсуждения экс парте (со сторонами по отдельности), даже обмен информацией по телефону и электронной почте, инициированный сторонами, представляет этическую дилемму как для судьи-медиатора, так и для вовлеченных юристов – и подобная дилемма куда реже встречается в более четко определенном мире судопроизводства. Далее мы рассмотрим эти пункты в свете трех вопросов, на которые часто ссылаются при обдумывании и создании законодательства по медиации: конфиденциальность, автономия сторон и равная справедливость для всех участников процесса. Хотя эти вопросы не исчерпывают весь ряд этических вопросов в судебной медиации, это главные опасения, иллюстрирующие важные различия между этикой в контексте судебной медиации и в контексте вынесения судебных решений. Затем последуют некоторые замечания по особенностям судебной медиации в отношении этики адвокатов, участвующих в процессе. 1. Конфиденциальность. Эффективность медиации в целом покоится па конфиденциальности процедуры; без конфиденциальности откровенный обмен идеями и атмосфера доверия, необходимая для плодотворных переговоров, будут невозможны. Как было отмечено ранее, общее правило заключается в том, что процедура медиации является конфиденциальной, и полученная здесь информация не может впоследствии быть использована в суде, за исключением очень редких обстоятельств (к примеру, угроза общественной безопасности). Но если мы перейдем от рассмотрения конфиденциальности как правового обязательства, определяющего в целом процесс, к рассмотрению его как этического вопроса, мы увидим, что закрытая природа медиативного процесса ставит судью-медиатора в особенно непростую с этической точки зрения позицию. Содействуя процессу, судья-медиатор узнает деликатную информацию и должен знать, как использовать ее для продвижения урегулирования, в то же время уважая необходимость конфиденциальности. Требуемый баланс более четко проявляется во время кокусов или встреч экс парте (со сторонами индивидуально). На таких встречах часто раскрывается конфиденциальная информация, иногда с особыми указаниями относительно того, может ли эта информация быть открыта другой стороне. Здесь, безусловно, затронута проблема судейской беспристрастности, – и в особенности потому, что судья-медиатор, который передает информацию, должен соблюдать грань между излишней осторожностью, которая ограничивает круг возможностей, и излишней либеральностью, которая может вызвать сомнения либо в его беспристрастности, либо в сохранении конфиденциальности. Судьи всегда должны помнить о том, что их роль как фасилитаторов является активной, а не пассивной, и что даже выбор фраз, расстановка акцентов или расчет времени в передаче информации имеет этические предпосылки. Осуществляя вмешательство во время медиативной встречи, судья делает определенный стратегический выбор, включающий обращение с информацией, имеющейся в его распоряжении, – выбор, необходимый для продвижения процесса медиации к соглашению. В некотором смысле, чем больше информации находится в распоряжении судьи-медиатора, тем больше опасность ее раскрытия. Даже когда это делается непреднамеренно или в виде намеков – вполне возможно, что дело касается информации, которую одна из сторон считает конфиденциальной или наносящей ущерб. Вот почему подобные переговоры «на минном поле» требуют основательной и тщательной отработки навыков и умений со стороны судьи-медиатора (хотя на самом деле, точно такая же подготовка требуется и медиаторам в частном секторе). 2. Автономия сторон. Особенности роли судьи-медиатора определяются самой природой медиативного процесса, где сами стороны контролируют процедуру и развитие событий. Одно из ключевых отличий судебной медиации от судопроизводства – это наделение стороны силой определить проблему, выделить приоритеты и найти решение, исчерпывающее конфликт. Это означает, что хотя судья-медиатор и является «стражем справедливости процесса» (о чем мы еще поговорим далее), по существу его (или ее) роль ограничена проверкой и подтверждением реальности согласия сторон на достигнутые договоренности. Кроме того, судья-медиатор убеждается в том, что окончательное соглашение уважает общественный порядок и не является явно и в крайней степени несправедливым. Это ограничение является невероятно важным, потому что во время медиации судья-медиатор остается судьей, обладающим определенным статусом, властью и обязанностями, чье мнение и присутствие в высшей степени влияют как на стороны спора, так и на консультантов. В этих обстоятельствах важно, чтобы судьи-медиаторы всегда помнили: их роль заключается в содействии и продвижении автономии сторон, а не в вынесении судебного решения. 3. Равная справедливость. Хотя специфика последующей процедуры и существо любого соглашения зависит от волн сторон, судья-медиатор должен защищать цельность процесса медиации от любого давления и манипуляций. Поэтому урегулировать проблему расстановки сил важно в самом начале процедуры медиации. И это важно не только для конкретной медиативной сессии, но и для института медиации в целом, потому что сомнения в справедливости одной отдельной медиации могут привести к возникновению у общества сомнений в процессе вообще, что, в свою очередь, может подорвать эффективность будущих медиаций. Тем более что из-за отсутствия формальных процессуальных правил – и не давая права на апелляцию, что создало бы ощущение большей безопасности процесса, – медиация может оказаться под угрозой того, что общество примет процесс как самоуправный и. тем самым, несправедливый. Нужно особо обратить внимание на два фактора, которые могут дать начало ощущению несправедливости. Во-первых, судьи-медиаторы должны быть особенно внимательны к динамике распределения сил в медиации – и разными способами сопоставлять свои предположения с соответствующими ситуациями в более формализованном процессе вынесения судебного решения. Во-вторых, судьи-медиаторы должны осознавать культурные различия в ожиданиях и в стиле переговоров – и должны управлять этими различиями осторожно и с уважением. Оба эти фактора опять поднимают вопрос проверки согласия; будучи хранителем процесса, судья-медиатор всегда должен быть начеку, является ли согласие добровольным и четким, и постоянно убеждаться, что процесс не ставит без достаточных на то оснований одну из сторон в невыгодное положение, особенно если участник не имеет юридического консультанта. 4. Этика адвокатов. Медиация предполагает определенные этические обязательства и со стороны юристов, отличающиеся от тех. которыми они наделены в процессе вынесения судебного решения. В отличие от классического судопроизводства, медиация построена так, чтобы позволить самим сторонам высказаться; коммуникация происходит напрямую между сторонами (судья-медиатор при этом выступает как фасилитатор, а не как собеседник), а не между представителями сторон и судьей. Поэтому роль юристов в медиации определена менее четко, чем в судопроизводстве; их присутствие требуется редко, иногда даже оно нежелательно, и может представлять собой несущее проблемы вмешательство классической состязательной модели в новую парадигму, каковой является судебная медиация. По этим причинам, необходима адаптация определенных традиционных этических обязательств адвокатов к новому контексту прописывается в Этическом кодексе адвокатов, который действует для каждого юриста «независимо от контекста или манеры его вовлечения в профессиональную деятельность». Иными словами, юрист, представляющий клиента на медиации, обязан продолжать действовать как юрист, и, таким образом, связан положениями упомянутого Кодекса этики. Этические обязательства юриста действуют в двух направлениях, в частности, с тех пор, как в апреле 2004 года в Кодекс этики были внесены изменения. С одной стороны, юрист обязан соблюдать лояльность по отношению к своему клиенту; с другой стороны, юрист также «служит правосудию» и «не может действовать таким образом, чтобы наносить ущерб отправлению правосудия». В контексте медиации это означает, что юристы могут разрываться между лояльностью по отношению к клиенту, который придерживается состязательного пли соревновательного понимания адвокатской работы, и интересами правосудия, которое ориентируется скорее па следственное или сотрудничающее понимание. Как мы убедились ранее, состязательная модель «выигрыш–проигрыш» – не самый плодотворный способ выработать решение по конфликту, и тем не менее для юриста нахождение в этой парадигме неизбежно, принимая во внимание дуальную концепцию роли юриста как представителя клиента и как представителя суда. Эта дилемма роли юриста особенно заметна в нескольких других положениях Кодекса этики. К примеру, обязанность служить правосудию для юриста означает «сотрудничать с другими адвокатами, чтобы обеспечить надлежащее свершение правосудия», а если сторона не имеет своего представителя, юрист должен следить за тем, чтобы не ввести этого участника в заблуждение или не злоупотребить его благими намерениями. Из-за этих этических проблем роль адвоката во время медиации отходит от адвокатской деятельности – и ограничивается обшей поддержкой, рекомендациями и объяснениями. Основными игроками в медиации остаются сами стороны; их представители, как и судья-медиатор, облечены этическими обязательствами, которые направлены на защиту цельности процесса и медиации – и которые накладывают ограничения на то, насколько активную роль они могут играть. Для юристов, вовлеченных в процесс медиации, это означает, что надо особенно хорошо осознавать конечную цель процесса – скорее урегулирование конфликта, нежели победу. Это ставит юристов в не очень знакомую им позицию, поскольку их роль как сотрудников суда выступает на передний план, а роль адвокатов – отходит в тень. Наконец, стоит отметить, что роль юристов как представителей суда накладывает на них еще одно обязательство – по консультированию своих клиентов о доступности или уместности медиации. В апелляционной программе Квебека судья может порекомендовать медиацию сторонам на этапе рассмотрения апелляции или во время выслушивания информации по делу, если сочтет дело подходящим для медиации. Однако, может случиться и так, что стороны никогда не получат подобное предложение о медиации (к примеру, если дело поступает непосредственно в апелляционную инстанцию) и, соответственно, могут остаться в неведении относительно доступности медиации, невзирая на ее уместность. Это может провоцировать опасность злоупотреблений со стороны юристов. В большом, продолжительном, основанном на фактах деле, к примеру, юристы несомненно будут заинтересованы финансово в продолжении судопроизводства, даже если подобные дела более чем подходят для медиации. Особенно это относится к спорам, которые вовлекают в разбирательство мало собственно правовых вопросов – если вовлекают их вообще – и таким образом имеют небольшую ценность как прецеденты. К тому же подобные дела излишне потребляют ресурсы суда. Однако адвокаты заинтересованы в суде Date: 2016-07-05; view: 284; Нарушение авторских прав |