Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полемика между православными и католиками относительно времени преложения Святых Даров. Тропарь 3-го часа в составе византийских анафор.





В др. Церкви разгорелась настоящая «богословская война» по вопросу о том, в какой момент и каким образом хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Католики утверждали, что Т. совершается в момент произнесения установительных слов Господа и силою этих слов. Православные настаивали на том, что Евхаристия осуществляется схождением на Дары призываемого на них Церковью Св. Духа. Православные подчёркивали, что совершительную силу здесь имеют не сами слова, а свободно, по дару любви, действующая в ответ на них Божественная благодать. Вскоре, однако, православные, вслед за католиками, начали искать свою тайносовершительную формулу Евхаристии. Обнаружили «волшебные слова» во фразе «Преложив Духом Твоим Святым».
При этом, ради доказательсности того утверждения, что преложение совершается не благодаря произнесению установительных слов Христа, а именно наитием Святого Духа, осуществляемым через произносимую священником фразу «преложив Духом Твоим Святым», в православную Анафору – причём лишь в её славянской редакции – с начала XV в. был включён тропарь Третьего часа. В греч. богослужебной традиции он за Литургией не звучит. У нас он читается священником после слов молитвы Анафоры: «… низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия». Текст тропаря «Господи, иже Пресвятаго Твоего духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Священник читает тропарь трижды, а диакон в промежутках произносит стихи из 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…» и «Не отвержи мене от Лица Твоего…», где также упоминается Св. Дух. Эти тексты были включены в текст Анафоры в противовес католикам – чтобы ещё более усилить, подчеркнуть две богословские идеи: Дары освящает Святой Дух, причём Он призывается Церковью и освящает хлеб и вино уже после произнесения священником установительных слов Христа.
Тропарь Третьего часа оказался в тексте Анафоры не совсем на своём месте, разрывая её текстовое, и смысловое – богословское – единство. Дело в том, что текст молитвы Анафоры обращён к Богу Отцу; тропарь же 3-го часа обращён к воплотившемуся Богу Сыну. Посреди единой и неразрывной Анафоральной молитвы церковь начинает обращаться к иному, чем прежде, Лицу Пресвятой Троицы. Во многих русских Служебниках текст тропаря помещается в квадратных скобках, но его чтение за Литургией стало столь традиционным, что его мало где сокращают. В любом случае на такое сокращение необходимо благословение правящего архиерея.

Date: 2016-07-18; view: 550; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию