Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т.» в Св. Писании и поздн. церк. традиции. Обряды. Видимая и невидимая сторона Т. Совершители. Действительность и действенность.
Та́инство (Sacramentum)—священнодействие, в кот. верующим сообщается под видим. образом невидим. благодать Божия. Т. установлено Иисусом Христом. Слово "Таинство" имеет в Св. Писании несколько значений. 1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие. 2. Бож. домостроительство спасения рода человеческого (тайна, непостижимая ни для кого). 3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом. Слово «Тайна» 30 р. встречается в НЗ, и нигде не обозначает литург. обряд. В НЗ «тайна» не имеет смысла, кот. предполагается современным употреблением слова: неразрешенная загадка или секрет. В смысле, кот. предполагается Св. Писанием и богословием, тайна — нечто открытое нашему пониманию, но не до конца, т.к. она уходит в бездонные глубины Божии. В НЗ высшая и гл.тайна - Воплощение Христа. Ап. Павел пишет о тайне, сокрытой от веков и родов, но открывшейся ныне во Христе. Более частный смысл «тайны», которая была сокрыта, а теперь возвещена через Откровение, состоит в том, чтобы соединить иудеев и язычников в одном Теле Христовом (Еф. 3). Таинства вводились постепенно, с созданием и укреплением христ. Церкви. В Евангелии упоминаются 3 Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о Божественном происхождении др. Т. можно найти в кН. Деяний, в ап. Посланиях, в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых вв. христианства (св. Иустин Мученик, св. Киприан и др.). Признаки Таинств: 1) богоучрежденность 2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве; снисхождение в Т. на человека благодати Божьей, изменяющей его жизнь, очищающей её от греха и способной возродить человека 3) видимый образ (последование) его совершения – видимые ср–ва (обряды), посредством кот. воспринимается невидимая сила Божья и призывается благословение Божье на внешн. жизнь и деят–ть человека. Внешн. действия в Т. имеют значение не сами по себе. Предназначены для человека, приступающего к Т., т.к. по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей. Т. спасительны при искреннем стремлении человека духовно и нравственно измениться. Только внешнее их принятие может стать для человека гибельным. В Т. верующему христианину сообщается: 1. В Т. Крещения – благодать, освобождающая от прежних грехов и освящающая. 2. В Т. Миропомазания – благодать, ставящая человека на путь дух. жизни. 3. В Т. Покаяния – (при видимом изъявлении прощения) благодать, освобождающая от грехов. 4. В Т. Евхаристии – благодать обожения через единение со Христом. 5. В Т. Елеосвящения – благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. 6. В Т. Брака – благодать, освящающая союз супругов (во образ дух. союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей. 7. В Т. Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих – благодать совершать Т-ва и пасти стадо Христово. Таинства Православной Церкви делятся на: 1) неповторяемые – Крещ., Миропом., Священство; 2) повторяемые - Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак. Кроме того, Таинства делятся ещё на две категории: 1) обязательные - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение; 2) необязательные для всех - Брак и Священство. Таинства и обряды. Слово «обряд» - 2 смысла: 1) порядок совершения Таинства или др. церк. службы; чиноп–вание богослужения, отдельные моменты, символ. действия, молитвословия и т. д.; 2) целостное богослужение, которое не входит в число 7 церковных Таинств. Три типа существующих обрядов: 1) богослужебные (составляющая литург. жизни Церкви) 2) освящающие житейские нужды человека 3) символич., выражают разл.е религ. идеи (путь к богообщению). В Т., в отличие от обрядов, человек обновляется, приобретает иные сущностные св–ва, новое дух. состояние, переходит на иной ур–нь хр. бытия. Христианин рождается в Крещении, получает Духа Св. в Миропомазании, делается единой плотью с женой в Браке. Благодаря нашему участию в Т. происходит обожение. Участвующий в Т. преображается личностно – освящаясь, делаясь «новой тварью во Христе». Каждое Т. осуществляется во Христе. Господь Сам есть Таинство. Он – ставший человеком Бог – зримое явление той Тайны Божественного замысла о людском обожении, что предуготовано для нас Творцом. Эта Тайна богопричастности реализуется силой действующего в церк. Таинствах Христа. В нас реализуется та или иная из сторон дела нашего Спасения. Совершители Таинств. "Невидимая благодать Божья" подаётся только Господом. Совершитель Т. – Бог. Соработники Господа, люди, которым Им Самим даровано право совершать Т., - правильно поставленные епископы и священники Прав. Церкви. Действенность и действительность Таинств Важнейш. усл. Таинств. Действительность – объект. сторона Т., кот. заключается в правильном совершении, т.е. законным дух. лицом, соблюдающим законную внешн. форму согласно Бож. установлению. 3 условия действительности: 1.священник или епископ, законно рукоположенный; 2.соответствующее вещество (материя); Для Крещения - вода, для Евхаристии - хлеб и вино, для Миропомазания – миро, для Елеосвящения - елей. В др. Т. сообщение благодати соединено с применением определенного видимого знака: - в Т. Священства – руковозложение, - в Т. Брака – троекратное благословение, - в Т. Покаяния – осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов. 3. призвание Св. Духа и известная форма слов в соответствующем Т. Условия спасительности: 1.вера в Т.; 2.искреннее желание принять Таинство. Т., совершенные вне прав. Церкви, могут быть действительны, но не действенны (без благодати).
2. Катол. и протест. понимания Т. Катол. учение о «тайносовершительной формуле» и правосл. отношение к нему. Боль–во протестантов считает Т. только Крещение. Католики признают столько же Таинств, сколько и мы, но есть принципиальная разница в подходе к учению о Т. и в понимании самого смысла Таинств. У католиков в подходе понимания Т. проглядывает юридизм. Напр., для действ. совершения Евхаристии нужны: канонически рукоположенный священник, точное соблюдение чинопоследования, намерение священника это Т. совершить, а человека – принять – и всё. Вера, любовь, надежда на Бога вторичны. В катол.богословской традиции есть «тайносовершительная формула». Католики усваивают каждому из Т. некую сакраментальную формулировку, словесное выражение, в момент произнесения которого и действием которого совершается Таинство. Это слова Господни: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за Вы ломимое во оставление грехов. Пийти от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Слова евангельские, слова Христа — они и являются тайноразрешительной формулой. Когда священник произносит эти слова, он благословляет Св. Дары, и в этот момент происходит, как они говорят, пресуществление Св. Даров, т. е. меняется их сущность. У них есть учение о субстанции и... Была сущность хлеба и вина, а стала сущность Тела и Крови Христовых, произошло пресуществление. Но на Востоке у свв. отцов мы не находим такого термина и такого грубого понимания Т. Русское богословие нашло др. слово — преложение Св. Даров. З десь происходит некая тайна. Прелагаются хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, Их прелагает не словесная формула, а Св. Дух, благодать Которого действует по молитве священника. Необходимое условие действительности Т. – христианская вера. Католики считают,что Т. совершает священник, православные –Бог, через священника.
3. Дух. смысл Т. Крещения. Установление Т. Христом. Ап. Павел о Крещении. Крещение (гр. - погружение) – Т., в кот. верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Св. в жизнь духовную, святую. Т.к. Крещение – дух. рождение, это Т. не повторяется. Цель. Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и др. людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимое условие принятия Т. взрослым – твердая вера и покаяние во грехах, совершенных до Крещения. Этим Т. крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен духовно переродиться. Т. Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Освященный елей, которым во время Т. помазуется вода, а потом крещаемый – знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи – свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу. Т. Крещения было установлено Христом перед Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28; 19, 20). Христос, приняв крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3), тем самым освятил его. Все Т. установлены Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трёх: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Т. Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3). Вера – гл. условие действенности Т. ("кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет" – Мк. 16:16) Раскрывая благодатное значение Крещения, Апостолы в посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в Крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни», «спогребаемся Христу» и – воскресаем в Нем. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (то есть Крещением с произнесением установленных слов, – Еф. 5). «Омылись… освятились… оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6). «Итак мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Крещение названо «банею возрождения» (Тит. 3, 5).
4. Богословское обоснование и практика Крещения младенцев Крещение младенцев – с др. времен. От них нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на кот. лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни. Крещение требует приготовления, даже если принимающий его человек имеет всего несколько дней от роду и не способен понять, что с ним происходит. Прав. Церковь, в отличие от протестантски-рационалист. конфессий, никогда не ставила «понимание» условием для совершения Крещения. Опираясь на святоотеческую традицию, она считает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, является его плодом, а не условием. Высшим проявлением благодати Крещения является то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царство Божие. Поэтому обряд приготовления – это соборный акт Церкви, который делает возможным последующее возрождение в Т. Вся Церковь изменяется, обогащается, когда еще одно чадо Божие включается в ее жизнь и становится членом Тела Христова. Апостолы крестили целые семейства, напр., семейство Лидии (Деян. 16) и темничного стража (Деян. 16), а также Криспа (Деян. 18), «Стефанов дом» (1 Кор. 1). Все основания предполагать, что в этих семействах были и дети. Этот обычай закреплен каноническими правилами: 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора (680 г.). У оо. Церкви находим прямые указания на необходимость крещения младенцев. Уже в процессе принятия св. Крещения в крещаемом совершается перемена: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Дьявол может искушать крещеного человека, но он становится внешним ему. Некрещеный в силу первородного греха не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен не делать этого. Крещение – Т. включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Ребенка крестят не потому, что он грешен, а потому, что смертен, где смертность человека - есть следствие первородного греха, а не ребенка. Ребенка крестят для того, чтобы не дать укорениться страстям, которыми с самого рождения полна природа человеческая, для того, чтобы эта падшая природа не взяла верх над молодой душой.
5. Крещение в ап. эпоху. Обязательные условия На первых порах Церкви Христовой при обилии благодатных даров не было строгой последовательности в совершении Крещения, не было и большой продолжительности в подготовке лиц, принимающих это Таинство. Так, апостол Филипп, посланный ангелом, окрестил евнуха царицы Кандакии (Деян. 8, 38). Апостол Павел, после чудесного явления ангела в темнице, тотчас же крестил уверовавшего в Спасителя темничного стража и его семью (Деян. 16, 33). Апостол Петр неотложно крестил сотника Корнилия и его домочадцев (Деян. 10, 47). Такой исключительный характер существования Церкви Христовой не мог быть продолжительным и потребовал от иерархов Церкви необходимость ввести определенный порядок в подготовке к Таинству Крещения и в совершении его чинопоследования. Мужи апостольские (I – нач. II вв.) совершали крещение с апостольской простотой. В последование Крещения при них входило: 1) оглашение (наставление в истинах веры); 2) покаяние с отречением от прежних заблуждений и грехов; 3) устное исповедание веры во Христа; 4) само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В конце II и в III веках в чин Крещения вводится ряд новых действий: чтение заклинательных молитв перед Крещением, отречение от сатаны, сочетание Христу, освящение воды перед погружением крещаемого и помазание всего тела елеем. В это же время входит в обычай облачать новокрещенного в белые одежды и надевание (возложение) креста. В IV и V веках составляются многие молитвы, которые и теперь существуют в чинах оглашения и освящения воды. Чинопоследование этого Т., сформировавшееся в Византии к X веку, перешло и на Русь. Совершалось в согласии с указанием Требника.
6. Институт оглашения в др. Церкви Со II века устанавливается опред. порядок в подготовке к Крещению и в его совершении. Взрослый человек приходил к местному епископу и свидетельствовал перед ним свое желание стать чл. Церкви. Получив от поручителей сведения о жизни пришедшего и искренности обращения, епископ благословлял занести его имя в список оглашенных для молитвы и поминовения за богослужением. Вместе с испытанием оглашенному назначалось покаяние. Поэтому чин оглашения часто совершали в дни Вел. поста, как особо предназначенные для молитвы и покаяния. Сейчас эти действия составляют первый шаг чинопоследования крещения, и их смысл выражается в первой молитве «во еже сотворити оглашенного». Оглашение включало цикл огласит. бесед, кот. часто проводил епископ. Известны огласительные беседы Кирилла, Патриарха Иерусалимского. Беседы мог проводить и пресвитер. Оглашаемому объясняли истины веры, православное христианское вероучение. Чтобы определить готовность кетихизируемого, оглашающий должен был понять, способен ли пришедший креститься, воспринять Т. с необходимым благоговением и верой, расположилось ли его сердце в достаточной мере, чтобы принять это Таинство. В древности приготовление ко Крещению было длительным по времени – от 40 дней до 3 лет. Особое место отводились деятельности восприемника-свидетеля, вникавшего в существо жизни оглашенного и становившегося свидетелем пред епископом или пресвитером искренности намерений приходящего стать членом Церкви. Восприемники поручались пред Богом за твердость обещаний оглашаемого и брали на себя обязанность быть непосредственными помощниками пастыря в деле научения оглашаемого истинам веры, нормам христианской нравственности, законам молитвы, поведению за богослужением. К восприемникам священник обращается перед каждым молитвословием чина с призывом: «Господу помолимся». Совместная молитва священника, восприемников и членов общины направлена на то, чтобы отрешилась его (оглашаемого) ветхость и он исполнился силы Св. Духа и через соединение со Христом со делался чадом Царствия Божия. По учению Прав. Церкви, «восприемник нарицается отцом по рождению от Духа Святого и в силу сего значения, нарицаясь тем самым братом отцу и матери по плоти воспринятого им, состоит с ними во второй степени родства». Дух. восприемничество налагает ответственную обязанность постоянно напоминать воспринятым ими содержание обетов Крещения, истин христианской веры, образа христ. жизни. Грех на душе тех, кто не заботится о научении крещеного. Безотлагательно Крещение совершалось только в случае опасной болезни новокрещаемого, с тем усл., чтобы по выздоровлении он был научен истинам святой веры. Оглашенные период подготовки к Крещению проводили в посте и молитвах, посещали службы и каялись в грехах. В храме находились до «Елицы оглашеннии изыдите». Оглашение продолжалось 7 недель, по окончании срока им давался для заучивания Символ веры. В это время и в Иерусалимской, и в Константинопольской Церквах чин оглашения совершался торжественно. В посл. время, когда целые государства принимали христианство, боль–во среди крещаемых стали составлять дети до 7 лет. Это привело к сокращению чина и периода оглашения. Помимо научения оглашаемого истинам веры в чинопоследование входят молитвы запрещения нечист.духов. Чтение их – важный и ответственный момент в деле подготовки оглашаемого к Т. Крещения. Именем Божиим изгоняли из людей неч. духов апостолы и христиане. В Др. Церкви, с конца II века, заклинатели были не только священники, но и специально посвященные лица – экзорцисты. По благословению епископа они читали заклинательные молитвы над нуждающимися в них. В основу молитв запрещения положено призывание Имени Божия и воспоминание земной жизни Господа, который пришел в мир разрушить мучительство диавола и победить «сопротивные силы». В Др. Церкви запретительные молитвы читались над оглашаемым в течение нескольких дней. Церковь требовала от оглашаемого отречения от сатаны. Сочетание Христу всегда было одним из центральных моментов оглашения. Первые упоминания о нем относятся ко II-III векам. Произносимые обеты требовали от крещаемого верности до конца жизни. Единение со Христом выражалось чтением Символа веры. Оглашение заканчивалось, как и ныне, чтением молитвы «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего», после чего священник и все остальные входили в храм. До этого времени оглашаемый мог находиться только пред вратами храма. Все
7. Дух.смысл Миропомазания.Миропомазание в НЗ Миропомазание – Таинство, в кот. верующему при помазании освящ. Миром частей тела во имя Св. Духа подаются дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Крещение и Миропомазание – двуединое Т. В Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в св. Миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Св. Духа и Сам Св. Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В Миропомазании человек как личность помазуется Св. Духом по образу и подобию Божественного Помазанника – Иисуса Христа. Во всех Т. подается благодать Св. Духа, но Миропомазание – Т. Св. Духа по преимуществу, завершает Крещение. Там – дух.рождение, здесь –дух. мужание. Церковь всегда совершала Т. Миропомазания как самостоятельное, но в связи с Крещением. В IV в. Т. совершалось через миропомазание непосредственно после Крещения. Запечатлевались: лоб, ноздри, уши, грудь – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» (2 Всел. Соб. прав.7). Помазание совершалось крестообразно. Т. Миропомазания состоит из 2-ух священнодействий: 1) приготовления и освящения мира; 2) помазания Миром новокрещенного после Т. Крещения. Между 2-мя священнодействиями - такая же внутр. орган. связь, как между освящением Св. Даров и приобщением ими верующих в Т. Евхаристии. В Др. Церкви Т. Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование. Вместе с Крещением составляло единое целое и находилось в тесной органической связи с Т. Евхаристии. Со вр. равноап. Константина Вел. (IV в.) Крещение оглашенных совершалось в вел. праздники: канун Пасхи, Рождества и Богоявления, Троица, Вознесение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим и Обновлене Храма в Иерусалиме. Чаще всего – Великие Субботы и праздники Рождества Христова и Богоявления, т.к. предшествующие посты давали возможность приготовиться к принятию христ. веры в покаянии и усвоении основных догматов Церкви. В Константиноп. Церкви после принятия Т. Крещения новокрещенные с пением «Елицы во Христа крестистеся» направлялись из крещальни в храм во главе с духовенством и в сопровождении восприемников, держа в руках свечи. В храме в присутствии всего церк. собрания совершалось Т. Миропомазания, они впервые участвовали в Евхаристии. Слово «миро» в гр. языке - «благовонный елей». Миро употреблялось для освящения еще во времена ВЗ. Моисей, напр., освящая скинию, употребил миро. Этим веществом был помазан Аарон на первосвященнич. служение. Все последующие ветхозав. первосвященники и пророки, были помазаны миром при вступлении на служение Господу. Состав мира для свящ. помазания был указан Моисею Богом. Приготовление мира Св. Писание именует св. делом, а само миро – «святыней великой». Употребление мира в Т. низведения Духа Св. было воспринято церк. общинами как весьма целесообразное. Епископы и пресвитеры, поставляемые апостолами, совершали Т. Миропомазания. С самого начала совершения Крещения было убеждение в том, что недостаточно креститься только водою, но должен быть низведен дар благодати Святаго Духа. 1. В Деяниях Ап. рассказывается, что апостолы особенно заботились и спрашивали, получили ли новые христиане благодать Св. Духа, сошел ли Дух Св. на них. В Эфессе 12 человек крестились в Иоанново крещение, тогда ап. Павел, придя к ним возложил на них руки, и Дух Святой пришел на них. 2. Ап. Петр был послан крестить римского сотника, и он был в большом сомнении, потому что тогда апостолы думали, что Христос пришел только к евреям, и никакой язычник не может быть крещен. Поэтому перед тем, как он был послан к этому сотнику, ему был послан сон, когда трижды опускалось перед ним полотно, на кот. были всякие животные, в т. ч. скверные. И говорилось: «Петр, встань, заколи и яждь». А он говорил: «Я никогда не ел ничего скверного». Так было трижды. Он бы отказался идти к сотнику, если бы не сон, т.к. язычники считались скверными. Когда он пришел в дом этого сотника, то увидел, что Дух Св. уже снизошел на сотника и его семейство. И был поражен этим, и крестил его. (Деян. 10) Подобно и др. свидетельства в Деяниях и Посланиях Ап. говорят о том, что ниспослание Св. Духа считалось необходимым. 3. Слова Христа: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Небесное» (Ин. 3, 5). Говорится об особом даровании Духа. 4. Иоанн Предтеча говорил приходящим к нему: «Аз убо крещаю вас водою покаяния, Грядый же по мне крепче мене есть, Ему же несть достоин сапоги понести, Той вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). Таким образом, крещение Духом Святым с самого начала воспринималось как обязательное. 5. И апостолы были крещены Духом Св. в Пятидесятницу, когда на каждом почил благодатный огн. язык и они сподобились благодати Божией. Только после этого они смогли совершать Бож. Литургию, совершать Т. и были посланы на проповедь. Апостолы ясно видели, есть на человеке Дух Святой или нет Его. 6. Есть описание, как крестили апостолы, как Филипп крестил евнуха в воде, потом возложил на него руки, и снизошел на него Дух Св.. В Св. Писании много других подобных описаний. Первые христиане и, прежде всего Апостолы, на новокрещеных возлагали руки, и на них сходила благодать Св. Духа.
15. Содержание молитв 1-го, 8-го и 40-го дней. Молитвы в д. рождения младенца Обряд – чтение священником 3-х молитв у постели матери. В них выражаются противоположные чувства. С одной стороны – материнская радость. С др. – печаль об испорченности мира грехом. Исцелить мать и ребенка может только освобождение от греха, и именно этого просит у Господа Его Церковь словами молитв, читаемых над постелью роженицы.
|