Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы социальной психологииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Елена Евгеньевна Пронина Зачет – тест (автомат при условии хороших письм ответов на вопросы в конце каждой лекции) Лит-ра: Майерс «Социальная психология» Шихирев «Совр соц психология на западе» Лебедева М.М. «Введение в кросскультурную психологию» (тема «типы культур») Андреева Г.М. «Социальная психология» _ Предмет соц психологии Американская школа соц психологии считает предметом соц психологии как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Здесь общество рассматривается как совокупность индивидов. То есть общество – сумма. Между социальным и несоциальным нет разницы, другой человек – лишь эл-т окр среды. В Европе соц психологию рассматривали иначе: общ-во – реальность, не сводимая к совокупности индивидов. Соц спихология имеет собственные законы, отличающиеся от законов индивидуальной психологии. Размер группы существенно влияет на психич свойства самого индивида. Основной субъект социальных процессов – не индивид, а группа. И группа – не сумма индивидов, а другой субъект, который, в свою очередь, влияет на индивида. · Общество есть образование трансцендентное по отношению к своим членам (то есть общество – носитель сакральных ценностей) · Общество влияет на своих членов больше, чем они на него · Общество – отношение одного целого с другим. Общество меняется не потому, что меняются индивиды, а индивиды меняются потому, что меняется общ-во. Групповые феномены Курт Левин: «Легче изменить индивидов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности». · Заражение настроением окружающих (при условии, если чел-к изначально находится в возбужденном состоянии). Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида психическим состояниям, которые испытывают окружающие люди. Характеристики толпы по Ле Бону: толпа живет в иллюзорном мире, в состоянии сна наяву; толпа считает, что нет ничего невозможного; толпу можно заставить во все поверить, но для этого ей надо все пообещать; толпа не признает препятствий, которые заставляют ее отказаться от желаний; для толпы характерен экстремизм (в научном смысле – толпе характерно занимать крайние позиции); в толпе сомневающийся начинает верить, а уверенные превращаются в экстремистов; в толпе лидерами становятся наиболее возбудимые, наименее стойкие. · Групповая фасилитация / ингибиция. Фасилитация – облегчение, ингибиция – торможение. Продуктивность деятельности индивидов повышается в присутствии других людей. Этот эффект обнаруживается даже на физическом уровне (повышается частота дыхания, давление…). То же самое обнаруживается у животных. Но есть и феномен, когда чел-к работает хуже при других – ингибиция (например, ребенок тупит у доски перед всем классом). Дело в том, что простые виды деятельности фасилитируются, а сложные виды деятельности ингибируются. · Поляризация мнений. Если у людей было какое-то умеренное мнение, то оно сдвинется к одному из полюсов, в зависимости от того, к положительному или отрицательному полюсу было близко его мнение изначально. · «сдвиг риска». Принятие более рискованных решений. · Конформизм. Уступка групповому давлению. Чел-к склонен принять мнение, разделяемое большинством. Конформизм – внешний и внутренний (первое – согласие для вида, второе – реальное изменение убеждений). · Огруппление мышления. Сродни конформизму, выравнивание мнений. · Мышление желаниями. Все, что чел-ку хочется, кажется ему достижимым. Отечественная псих школа: социальная психология – наука, изучающая поведение и деятельность людей, обусловленные включением людей в группы, а также психологию и психологические характеристики самих индивидов. Группы людей Согласно соц психологии группы бывают условные и реальные, из реальных – лабораторные и естественные, из естественных – большие и малые, из малых – становящиеся и развитые, из больших – стихийные и устойчивые. Малая группа – это от 2 человек и больше (это в западной психологии). Но есть версии, что группа начинается от 3 человек (это в отечественной психологии). Ингруппа – группа членства, группа, к которой принадлежит индивид. Аутгруппы – все группы, в кот. индивид не входит. Референтная группа – группа, нормы и ценности которой являются авторитетными и значимыми для индивида. Пребывание в группе конфликтно. Индивид нуждается в других, но он нуждается и в автономии и независимости (чем больше он развивается и ощущает свою индивидуальность). Социальная динамика не тождественна динамике развития личности. Активность индивида может быть обусловлена соц.динмаикой, может противоречить потребностям его собственного развития. Но социум вообще дает чел-ку больше, чем человек может подумать. Социум – источник священных ценностей для чел-ка. Потребность в осмысленном существовании может быть реализована только в обществе. Соц.психология – наука, изучающая конфликт между индивидом и обществом (С.Московичи).
Терапевтические факторы группы (по Ялому) · Внушение надежды · Предоставление информации · Обучение · Эмоциональная поддержка, принятие · Помощь · Альтруизм · Ценности и смыслы Большие группы: стихийные и устойчивые. Стихийные: толпа, публика, масса, аудитория. Устойчивые: нации, половозрастные группы, профессиональные группы. Признаки реальной группы 1) Групповая идентичность (чувство общности) 2) Групповые нормы и ценности 3) Общая деятельность, цели 4) Структура группы (лидерство, иерархия, роли) 5) Групповая сплоченность (сила удержания, сила желания оставаться в группе) 6) Групповая динамика (развитие группы). Этапы развития группы: 1) знакомство; 2) этап конфликта (на этом этапе люди самораскрываются); 3) сплоченность (когда все роли в группе уже распределены в рамках предыдущего этапа; возникает атмосфера доверия друг к другу); 4) этап конструктивной деятельности. 7) Групповое давление (влияние группы на своих членов) Идентичность - ощущение личностной целостности, аутентичности, тождественности и непрерывности «Я». -самокатегоризация на основе осознания своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность: на групповом уровне - я=мы; на соматическом уровне – я=физическая данность; на личностном уровне – я=личные ценности. Групповая идентичность – восприятие своей групповой принадлежности как центральной хар-ки «я», переживание тождества индивидуальных и групповых ценностей. Индивидная идентичность – представление о себе как о физической данности. Личностная идентичность – ощущение своей уникальности и уникальности своих ценностей. Компоненты идентичности: · Когнитивный (осознание принадлежности к группе, пердставление об особенностях группы) · Ценностный (оценка собственной группы, отношение к членству в ней) · Поведенческий (вовлеченность в социальную жизнь группы, поддержание традиций, норм) _ Мини тест 1. К русским 2. Пьянство, лень, широкая душа, вера в царя-батюшку, веселость, фатализм _ Формирование идентичности: «Необходимо знакомить ребенка с тем, что окружает его; с тем, что он есть, с тем, что он должен быть как существо нравственное; с тем, для чего он предназначен как существо бессмерное. В постепенном разрешении сих четырех вопросов заключается весь план учения» (Жуковский). Адаптивные виды идентичности · Позитивная идентичность (термин принадлежит Эрику Эриксону) · Многомерная идентичность Негативные формы идентичности: · Диффузная идентичность (спутанная, неопределенная, несформированная). Психический мораторий – период паузы перед выбором собственной идентичности. · Негативная идентичность (идентичность, приписывающая группе качества, оцениваемые остальным обществом как негативные) · Маргинальная идентичность (идентичность, отвергающая любую традиционную систему ценностей) · Отказ от идентичности (нежелание принадлежать к данной группе)
-Есть 8 этапов развития личности, идентичности (Эриксон). Маргиналы – социальные слои, группы или личности, находящиеся на «окраинах», «обочинах», то есть за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Термин появился в 20е годы в американской социологии, характеризовал эмигрантов, которые не могли вписаться в новые условия жизни. - люди, утратившие или отвергшие коллективные ценности и традиции культуры, в которой они сформировались, и утверждающие собственные гедонистические устремления в кач-ве высших ценностей. Маргинализация (лат. marginalis – находящийся на краю) – процесс разрушения групповой и личностной идентичности. Сопровождается: · Распадом социальной группы · Разрывом традиционных связей между людьми · Потерей индивидами объективной принадлежности к той или иной соц.общности · Извращением этич, эстетич, правовых, физиологич и иных общечеловеческих норм и ценностей · Превращение людей в духовных и соц люмпенов (которым нечего терять, кроме личных интересов) Антиномия – неразрешимое противоречие. Антиномия Павича в Хазарском словаре: Эксплуатация этноса: либо è отказ от идентичности, либо è принять идентичность эксплуатируемого. И в любом случае это гибель этноса. Без национальной идентичности государства распадаются. Типы культур Исследователи: Триандис, Ховстед, Мид. По Маргарет Мид есть 3 типа культур, каждой из кот свойственен особый тип межпоколенных отношений: · постфигуративная культура (все традиционные культуры; старшие – безусловный авторитет для младших) · конфигуративная культура (молодое поколение, молодые и зрелые, учатся друг у друга, создают новые паттерны культуры) · префигуративная культура (ее еще как таковой нет; старшие учатся у младших). Триандис Г. Теория культурных синдромов: Культурный синдром – определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа отличается от другой. Существует несколько параметров, с помощью которых можно описать любую культуру. __ 1. а 2. б 3. б 4. а Параметры по Триандису: 1) индивидуализм или коллективизм 2) открытость или закрытость 3) простота или сложность Факторы по Ховстеду: 1) коллективизм/индивидуализм 2) избегание неопределенности 3) дистанция власти 4) маскулинность/феминность Индивидуализм – главное измерение культурной вариативности. Идиоцентризм и оллоцентризм (это индивидуализм и коллективизм на уровне личности) Оллоцентризм: · подчинение индивидуальных целей групповым · восприятие группы как продолжения себя · сильная внутригрупповая идентификация · активная внутригрупповая поддержка · низкая ценность собственного мнения перед мнением группы Коллективисты: · заботятся о целостности и сплоченности своей группы · включены в частную жизнь членов своей группы · считают своим долгом делиться с членами своей группы Коллективизм: горизонтальный (внутригрупповая взаимозависимость) и вертикальный (служение группе, подчинение иерархии). Ингруппа – группа, в которую входит индивид. Аутгруппа – группа, внешняя по отношению к индивиду. В индивидуалистическом обществе преимущественно горизонтальные отношения. Индивидуализм в обществе связан с НВП на душу населения: r=+0,82. Эволюция культуры: от коллективизма к индивидуализму. Простые/сложные культуры Простые культуры отличаются недифференцированностью социальных ролей, индивидуальных качеств и убеждений личности. Для простых культур характерна: · мистическая сила слов (нерасчлененность обозначающего и обозначаемого) · когнитивная простота (аффективность восприятия): все по принципу «нравится - не нравится»; чел не может объяснить причину своей симпатии или антипатии · цикличность времени · статичность восприятия времени Открытость/закрытость В закрытых культурах отклонение от групповых норм строго карается. В открытых культурах допускается значительное отклонение индивидов от общепринятых норм. Психологические измерения культур по Ховстеду (см.ранее) Дистанция власти (этого не было у Триандиса) – степень психологической дистанции между рядовыми членами общества и членами общества, обладающими высоким властным и социальным статусом. Ховстед считал, что Франция является культурой с большой дистанцией власти. Избегание неопределенности: избегание неоднозначности, потребность в подчинении правилам Маскулинность / феминность: Маскулинность – высокая ценность материальных вещей, власти, личного самоутверждения, успеха. ЭТО ИНДИВИДУАЛИЗМ Феминность – высокая ценность доверия, межличностных, внутригрупповых связей, отношений людей, взаимной заботы. ЭТО КОЛЛЕКТИВИЗМ _ Все измерения и у Ховстеда, и у Триандиса не взаимосвязаны.
|