Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы социальной психологии





Елена Евгеньевна Пронина

Зачет – тест (автомат при условии хороших письм ответов на вопросы в конце каждой лекции)

Лит-ра: Майерс «Социальная психология»

Шихирев «Совр соц психология на западе»

Лебедева М.М. «Введение в кросскультурную психологию» (тема «типы культур»)

Андреева Г.М. «Социальная психология»

_

Предмет соц психологии

Американская школа соц психологии считает предметом соц психологии как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Здесь общество рассматривается как совокупность индивидов. То есть общество – сумма. Между социальным и несоциальным нет разницы, другой человек – лишь эл-т окр среды.

В Европе соц психологию рассматривали иначе: общ-во – реальность, не сводимая к совокупности индивидов. Соц спихология имеет собственные законы, отличающиеся от законов индивидуальной психологии. Размер группы существенно влияет на психич свойства самого индивида. Основной субъект социальных процессов – не индивид, а группа. И группа – не сумма индивидов, а другой субъект, который, в свою очередь, влияет на индивида.

· Общество есть образование трансцендентное по отношению к своим членам (то есть общество – носитель сакральных ценностей)

· Общество влияет на своих членов больше, чем они на него

· Общество – отношение одного целого с другим.

Общество меняется не потому, что меняются индивиды, а индивиды меняются потому, что меняется общ-во.

Групповые феномены

Курт Левин: «Легче изменить индивидов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности».

· Заражение настроением окружающих (при условии, если чел-к изначально находится в возбужденном состоянии). Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида психическим состояниям, которые испытывают окружающие люди. Характеристики толпы по Ле Бону: толпа живет в иллюзорном мире, в состоянии сна наяву; толпа считает, что нет ничего невозможного; толпу можно заставить во все поверить, но для этого ей надо все пообещать; толпа не признает препятствий, которые заставляют ее отказаться от желаний; для толпы характерен экстремизм (в научном смысле – толпе характерно занимать крайние позиции); в толпе сомневающийся начинает верить, а уверенные превращаются в экстремистов; в толпе лидерами становятся наиболее возбудимые, наименее стойкие.

· Групповая фасилитация / ингибиция. Фасилитация – облегчение, ингибиция – торможение. Продуктивность деятельности индивидов повышается в присутствии других людей. Этот эффект обнаруживается даже на физическом уровне (повышается частота дыхания, давление…). То же самое обнаруживается у животных. Но есть и феномен, когда чел-к работает хуже при других – ингибиция (например, ребенок тупит у доски перед всем классом). Дело в том, что простые виды деятельности фасилитируются, а сложные виды деятельности ингибируются.

· Поляризация мнений. Если у людей было какое-то умеренное мнение, то оно сдвинется к одному из полюсов, в зависимости от того, к положительному или отрицательному полюсу было близко его мнение изначально.

· «сдвиг риска». Принятие более рискованных решений.

· Конформизм. Уступка групповому давлению. Чел-к склонен принять мнение, разделяемое большинством. Конформизм – внешний и внутренний (первое – согласие для вида, второе – реальное изменение убеждений).

· Огруппление мышления. Сродни конформизму, выравнивание мнений.

· Мышление желаниями. Все, что чел-ку хочется, кажется ему достижимым.

Отечественная псих школа: социальная психология – наука, изучающая поведение и деятельность людей, обусловленные включением людей в группы, а также психологию и психологические характеристики самих индивидов.

Группы людей

Согласно соц психологии группы бывают условные и реальные, из реальных – лабораторные и естественные, из естественных – большие и малые, из малых – становящиеся и развитые, из больших – стихийные и устойчивые. Малая группа – это от 2 человек и больше (это в западной психологии). Но есть версии, что группа начинается от 3 человек (это в отечественной психологии).

Ингруппа – группа членства, группа, к которой принадлежит индивид.

Аутгруппы – все группы, в кот. индивид не входит.

Референтная группа – группа, нормы и ценности которой являются авторитетными и значимыми для индивида.

Пребывание в группе конфликтно.

Индивид нуждается в других, но он нуждается и в автономии и независимости (чем больше он развивается и ощущает свою индивидуальность).

Социальная динамика не тождественна динамике развития личности.

Активность индивида может быть обусловлена соц.динмаикой, может противоречить потребностям его собственного развития.

Но социум вообще дает чел-ку больше, чем человек может подумать. Социум – источник священных ценностей для чел-ка.

Потребность в осмысленном существовании может быть реализована только в обществе.

Соц.психология – наука, изучающая конфликт между индивидом и обществом (С.Московичи).

 

Терапевтические факторы группы (по Ялому)

· Внушение надежды

· Предоставление информации

· Обучение

· Эмоциональная поддержка, принятие

· Помощь

· Альтруизм

· Ценности и смыслы

Большие группы: стихийные и устойчивые. Стихийные: толпа, публика, масса, аудитория. Устойчивые: нации, половозрастные группы, профессиональные группы.

Признаки реальной группы

1) Групповая идентичность (чувство общности)

2) Групповые нормы и ценности

3) Общая деятельность, цели

4) Структура группы (лидерство, иерархия, роли)

5) Групповая сплоченность (сила удержания, сила желания оставаться в группе)

6) Групповая динамика (развитие группы). Этапы развития группы: 1) знакомство; 2) этап конфликта (на этом этапе люди самораскрываются); 3) сплоченность (когда все роли в группе уже распределены в рамках предыдущего этапа; возникает атмосфера доверия друг к другу); 4) этап конструктивной деятельности.

7) Групповое давление (влияние группы на своих членов)

Идентичность

- ощущение личностной целостности, аутентичности, тождественности и непрерывности «Я».

-самокатегоризация на основе осознания своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Идентичность: на групповом уровне - я=мы; на соматическом уровне – я=физическая данность; на личностном уровне – я=личные ценности.

Групповая идентичность – восприятие своей групповой принадлежности как центральной хар-ки «я», переживание тождества индивидуальных и групповых ценностей.

Индивидная идентичность – представление о себе как о физической данности.

Личностная идентичность – ощущение своей уникальности и уникальности своих ценностей.

Компоненты идентичности:

· Когнитивный (осознание принадлежности к группе, пердставление об особенностях группы)

· Ценностный (оценка собственной группы, отношение к членству в ней)

· Поведенческий (вовлеченность в социальную жизнь группы, поддержание традиций, норм)

_

Мини тест

1. К русским

2. Пьянство, лень, широкая душа, вера в царя-батюшку, веселость, фатализм

_

Формирование идентичности:

«Необходимо знакомить ребенка с тем, что окружает его; с тем, что он есть, с тем, что он должен быть как существо нравственное; с тем, для чего он предназначен как существо бессмерное. В постепенном разрешении сих четырех вопросов заключается весь план учения» (Жуковский).

Адаптивные виды идентичности

· Позитивная идентичность (термин принадлежит Эрику Эриксону)

· Многомерная идентичность

Негативные формы идентичности:

· Диффузная идентичность (спутанная, неопределенная, несформированная). Психический мораторий – период паузы перед выбором собственной идентичности.

· Негативная идентичность (идентичность, приписывающая группе качества, оцениваемые остальным обществом как негативные)

· Маргинальная идентичность (идентичность, отвергающая любую традиционную систему ценностей)

· Отказ от идентичности (нежелание принадлежать к данной группе)

 

-Есть 8 этапов развития личности, идентичности (Эриксон).

Маргиналы – социальные слои, группы или личности, находящиеся на «окраинах», «обочинах», то есть за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Термин появился в 20е годы в американской социологии, характеризовал эмигрантов, которые не могли вписаться в новые условия жизни.

- люди, утратившие или отвергшие коллективные ценности и традиции культуры, в которой они сформировались, и утверждающие собственные гедонистические устремления в кач-ве высших ценностей.

Маргинализация (лат. marginalis – находящийся на краю) – процесс разрушения групповой и личностной идентичности. Сопровождается:

· Распадом социальной группы

· Разрывом традиционных связей между людьми

· Потерей индивидами объективной принадлежности к той или иной соц.общности

· Извращением этич, эстетич, правовых, физиологич и иных общечеловеческих норм и ценностей

· Превращение людей в духовных и соц люмпенов (которым нечего терять, кроме личных интересов)

Антиномия – неразрешимое противоречие.

Антиномия Павича в Хазарском словаре: Эксплуатация этноса:

либо

è отказ от идентичности,

либо

è принять идентичность эксплуатируемого.

И в любом случае это гибель этноса.

Без национальной идентичности государства распадаются.

Типы культур

Исследователи: Триандис, Ховстед, Мид.

По Маргарет Мид есть 3 типа культур, каждой из кот свойственен особый тип межпоколенных отношений:

· постфигуративная культура (все традиционные культуры; старшие – безусловный авторитет для младших)

· конфигуративная культура (молодое поколение, молодые и зрелые, учатся друг у друга, создают новые паттерны культуры)

· префигуративная культура (ее еще как таковой нет; старшие учатся у младших).

Триандис Г.

Теория культурных синдромов:

Культурный синдром – определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа отличается от другой.

Существует несколько параметров, с помощью которых можно описать любую культуру.

__

1. а

2. б

3. б

4. а

Параметры по Триандису:

1) индивидуализм или коллективизм

2) открытость или закрытость

3) простота или сложность

Факторы по Ховстеду:

1) коллективизм/индивидуализм

2) избегание неопределенности

3) дистанция власти

4) маскулинность/феминность

Индивидуализм – главное измерение культурной вариативности.

Идиоцентризм и оллоцентризм (это индивидуализм и коллективизм на уровне личности)

Оллоцентризм:

· подчинение индивидуальных целей групповым

· восприятие группы как продолжения себя

· сильная внутригрупповая идентификация

· активная внутригрупповая поддержка

· низкая ценность собственного мнения перед мнением группы

Коллективисты:

· заботятся о целостности и сплоченности своей группы

· включены в частную жизнь членов своей группы

· считают своим долгом делиться с членами своей группы

Коллективизм: горизонтальный (внутригрупповая взаимозависимость) и вертикальный (служение группе, подчинение иерархии).

Ингруппа – группа, в которую входит индивид.

Аутгруппа – группа, внешняя по отношению к индивиду.

В индивидуалистическом обществе преимущественно горизонтальные отношения.

Индивидуализм в обществе связан с НВП на душу населения: r=+0,82.

Эволюция культуры: от коллективизма к индивидуализму.

Простые/сложные культуры

Простые культуры отличаются недифференцированностью социальных ролей, индивидуальных качеств и убеждений личности.

Для простых культур характерна:

· мистическая сила слов (нерасчлененность обозначающего и обозначаемого)

· когнитивная простота (аффективность восприятия): все по принципу «нравится - не нравится»; чел не может объяснить причину своей симпатии или антипатии

· цикличность времени

· статичность восприятия времени

Открытость/закрытость

В закрытых культурах отклонение от групповых норм строго карается. В открытых культурах допускается значительное отклонение индивидов от общепринятых норм.

Психологические измерения культур по Ховстеду (см.ранее)

Дистанция власти (этого не было у Триандиса) – степень психологической дистанции между рядовыми членами общества и членами общества, обладающими высоким властным и социальным статусом.

Ховстед считал, что Франция является культурой с большой дистанцией власти.

Избегание неопределенности: избегание неоднозначности, потребность в подчинении правилам

Маскулинность / феминность:

Маскулинность – высокая ценность материальных вещей, власти, личного самоутверждения, успеха. ЭТО ИНДИВИДУАЛИЗМ

Феминность – высокая ценность доверия, межличностных, внутригрупповых связей, отношений людей, взаимной заботы. ЭТО КОЛЛЕКТИВИЗМ

_

Все измерения и у Ховстеда, и у Триандиса не взаимосвязаны.

Date: 2016-07-18; view: 188; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию