Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежная журналистика в современном обществе. Основные модели средств массовой информации.





УОЛЛ СТРИТ ДЖОРНАЛ

Уолл Стрит Джорнал крупнейшая общенациональная газета начала свою карьеру скромно. Чарльз Доу и Эдвард Джонс принялись за дело в 1882, обхаживая ньюйоркский деловой район в поисках новостей и затем переписывали их от руки и отправляли с ними курьеров своим клиентам. По мере роста числа заинтересованных в информации инвесторов издание переросло в новостной листок, и наконец в 1889 году была основана газета.

USA TODAY

Меньше чем за десять лет газета основанная в 1984 году достигла тиража в 1,6 милл. экземпляров, уступая только Уолл Стрит Джурнал, и у ее владельцев хорошие виды на будущее.

КРИСТИАН САЙНС МОНИТОР

Бостонские ежедневники, как и газеты в других городах США были сенсационалистскими, сосредоточенными на рассказах о преступлениях и находились в постоянной борьбе за аудиторию. Вступая в эту борьбу, Мэри Бейкер Эдди представила газету с другой миссией. Ее Кристиан Сайнс Монитор, основанный в 1908 году был посвящен вопросам и проблемам более высокого плана и предназначался для разрешения мировых проблем.

ГАЗЕТЫ МЕТРОПОЛИЙ

Нью-Йорк Таймс. С момента своего основания в 1851 году Нью-Йорк Таймс имеет репутацию за тщательное и достоверное освещение зарубежных новостей.

Лос-Анджелес Таймс. Лос-Анджелес Таймс в 1990 году обошли угасающую Нью-Йорк Дэйли Ньюс став крупнейшей в стране газете метрополии с тиражом в 1,3 миллиона экземпляров.

Вашингтон Пост. Вашингтон Пост завоевали имя в журналистских расследованиях, приняв участие в разоблачении Вотергейтского скандала в 1972 году, что привело к отставке президента Никсона.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ

С тщательными расследованиями на региональные и национальные темы газеты метрополий привлекают большее внимание чем небольшие газеты, но большинство американцев читают и газеты малых городов. Более или менее, эти регионально ориентированные газеты были достаточно доходны в период прогресса журналистики по окончанию второй мировой войны.

50 лет назад люди из провинции покупали как местные газеты так и газеты метрополий. Газеты провинции были тонкими малопознавательными. Колонки редакторов как правило освещало лишь одно мнение. Читатели почти не имели альтернативных источников информации. С тех пор, провинциальным газетам удалось нанять более профессиональных журналистов, развить новые технологии и усилить местную рекламную базу.

АМЕРИКАНСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

98% американских семей имеют по крайней мере один телевизор. Он включен в среднем по 7 часов в сутки. Телевидение имело огромное влияние на американское общество. Это привело к тому, что американцы ранее посещавшие церковь, общественные собрания и небольшие кафе, ныне большую часть времени проводят у телевизора.

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В 20-х годах молодой фермер из Идахо Фило Фарнсворт выдвинул идею показа движущихся фигур при помощи вакуумной трубки и далее передавать их на экран. Фарнсворт нашел спонсоров, чтобы создать лабораторию и в 1927 году состоялась передача первого движущегося изображения. В 21 год Фило Фарнсворт изобрел телевидение.

СТРУКТУРА АМЕРИКАНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Американская телевизионная система построена как на национальном так и региональном уровнях. В то же время сети придали системе национальный характер. Конгресс и ФКК были в целом удовлетворены американской радио-системой, как она сложилась в 30-х годах. ФКК приглашали людей заинтересованных в создании станций приобрести для этого лицензию. Эти станции, передовавшие волны, как и радио-станции стали сердцевиной расположенной в районах национальной системы телевидения.

NBC - федеральное правительство лицензировало первую телестанцию в 1941 году. С началом же Второй Мировой Войны работы в этом направлении были приостановлены. После войны, в 1947 году сеть Эн-Би-Си начала вещание.

CBS - начали вещание в 1947 году. К 1953 году Си-Би-Эс обошли по колличеству аудитории Эн-Би-Си. Основным фактором этого было создание популярных сериалов и мыльных опер.

ABC- телевизионная сеть Эй-Би-Си была основана в 1948 году. Но дела шли не очень хорошо, пока в 1953 году не произошло соединение Эй-Би-Си с United Paramount Theatre принадлежавшей компании Уолта Диснея.

Журналистика Европы

Пресса Великобритании.

В Великобритании издается 135 ежедневных и 17 воскресных газет, 1325 еженедельников, 5128 журналов и около 1200 справочников и других периодических изданий. ПрессаВеликобританиипринадлежитпятикрупнейшимгазетнымкорпорациям: Associated newspapers ltd., Biverbook newspapers Ltd., International publishing corporation, Thompson organization Ltd., News of World organization Ltd.

Крупнейшие газеты Великобритании

Times - наиболее влиятельная и авторитетная английская газета. Впервые вышла в 1785 г. Тираж более 500000 экз. Спец.издание предназначается членам королевской семьи.

Daily Mail - ежедневная утренняя газета консервативного уклона. Выходит в Лондоне с 1896. Объем около 10 полос, тираж свыше 2 милл. экз.

Daily mirror - ежедневная утренняя газета. Придерживается внепартийной точки зрения. Выходит в Лондоне с 1903. Тираж свыше 5 милл. экземпляров.

ПРЕССА ГЕРМАНИИ

В ФРГ выходит более 5000 различных изданий, из них 1200 газет.

Крупнейшие газеты и журналы Германии принадлежат 10-12 концернам, среди них крупнейшим является концерн Шпрингера. В него входит более десяти издательств. Наиболее распространенные газеты: Bilt Zeitung, Die Welt, Berliner Morgenpost. Крупнейший журнал - Der Spiegel.

ПРЕССА ФРАНЦИИ

В стране выходит более 10 тыс. различных изданий. Из них более 100 ежедневных газет, общим тиражом 12 милл. экземпляров. Крупнейшие газеты: "Юманитэ", "Фигаро", "Франс суар", "Ле Монд».

Журналистика Африки

Завоевание политической независимости африканскими колониями относят к началу второй половины ХХ века, и не случайно 1960 год называют годом Африки. Появление печатных периодических издании на континенте относятся к 1798-1801 г.г. Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после чего в Тунисе и Египте были созданы типографии. Первые африканские газеты (1801г.) "Рояал газетт энд Сьерра-Леоне адвертайзер" и "Кейптаун газетт" (1800г.). Пресса распространяется в тех регионах Африки, которые 19 веке стали объектами колониальной экспансии Великобритании, Франции, Португалии. Появляется миссионерская печать "Ине Ирохин", "Нигерия" 1860-1867 г.г. Создается крупная монополия в области газетно-журнального дела "Африкин стандарт". С возникновением антиколониальных организации и партии усиливается вклад газет в просвещении африканцев.

1960 годы укрепляются позиции печати на национальных языках, появляются национальные информационные агентства, создается Ассоциация африканских журналистов, а в 1965 году Федерация арабских информационных агентств - Фана, объединившая информационные агентства 14 арабских стран. Позднее с мая 1983 года начала действовать ПАНА - Всеафриканское информационное агентство, куда вошли информационные агентства из службы 40 африканских стран. ПАНА выступает против тенденциозного освещения африканских проблем иностранными СМИ.

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое информирует и просвещает африканцев. В это же время на телевидении создаются образовательные программы. Африканские страны с целью концентрации национальных и региональных усилий в сфере информации стремятся создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФТЕЛЬ), Объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Международный союз африканских журналистов (МСАЖ).

В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что у одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени, в других многие газеты закрываются в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом. В арабских странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир (более 150 периодических изданий, в том числе 4 ежедневные газеты), Тунис (200 газет и журналов), Марокко (около 100 изданий) и Египет (300 изданий). Ведущее место в Египетской журналистике занимают проправительственные газеты "Аль-Ахрам", "Аль-Ахбар", "Аль-Гумхурия", "Аль-Ахали".

В 90-х годах на Африканском континенте произошло важное событие - крушение апартеида в Южно-Африканской республике. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности СМИ, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати.

С приходом власти в 1994 году нового смешанного в расовом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний.

Телевидение и радио влияет на жизнь африканцев гораздо значительнее чем пресса. Арабское космическое телевидение пережило в 1990-е годы период стремительного подъема. Пережив быстрый количественный рост, оно находится в поисках программной политики, форм и методов работы, адекватных потребностям современного арабского общества. Его развитие противоречиво и требует дальнейшего осмысления: в нем причудливо сочетаются попытки противодействия тотальной глобализации, осуществляемой гигантскими медиа-конгломератами Запада, со стремлением освоить наиболее передовой мировой опыт технологии спутникового телевидения, практики трансграничной вещательной деятельности. Тем не менее это развитие привело к реальному формированию единого для всего арабского мира коммуникационного пространства, способствующего значительной активизации межарабских информационных и культурных обменов, укреплению духовного единения арабов - в какой бы части мира они ни проживали.

Опыт развития арабского спутникового ТВ может быть интересен для республик СНГ, находящихся на стадии поиска форм и методов информационного взаимодействия, как пример успешных коллективных усилий различных государств с общим историко-культурным наследием по формированию единого коммуникационного пространства, обеспечивающего восстановление и развитие культурных связей и обменов информацией в арабском мире в постколониальный период.

Журналистика Латинской Америки

Широко развита периодическая печать в Аргентине, где выходят свыше 250 ежедневных газет и около 700 журналов различной политической направленности. Лидерами по тиражам являются общенациональные газеты "Кларин" (Clarin - "Горнист", 1945 г., 500 тыс.) и "Насьон" (La Nacion - "Нация", 1870 г., 275 тыс.). Сильны позиции и у провинциальной прессы. Хотя в стране шесть местных информационных агентств, используется прежде всего информация мировых агентств АП, Рейтер, ЮПИ, ИТАР-ТАСС.

Пятьсот газет и двести журналов, разнообразных по политической направленности, издаются в Мексике: газеты "Уно мае уно" ("Один плюс один", 1977), "Аси эс" (Asi Es - "Так и есть", 1982)); журналы "Просесо" ("Процесс", 1976), "Сьемпре!" (j Siempre - "Всегда!", 1953) и т.д. Лидирует по тиражу ежедневная спортивная газета "Эсто" (Esto - "Это", 1941 г., 450 тыс.). В Мексике стремятся дать газетам и журналам необычные названия: "Решение", "Удар в цель", "Беспристрастная", "Боец", "Связи", "Незнакомая Мексика", "Поэтому", "Лучший из журналов", "Всегда!", "Это".

В Бразилии 90 процентов всей газетно-журнальной продукции сосредоточено в руках шести объединений. Ведущие газеты - "Глобу" (О Globo - "Земной шар", 1925 г., 200 тыс.); "Жорнал ду Бразил" ("Газета Бразилии", 1891 г., 170 тыс.); "Эстадуди Сан-Паулу" (Estado de Sao Paulo - "Штат Сан-Паулу", 1875 г., 250 тыс.); "фолья ди Сан-Паулу" (Folha de Sao Paulo - "Листок Сан-Паулу", 1921 г., 340 тыс.) отражают интересы крупных промышленников, клерикалов, правых кругов. Правительственное информационное агентство Бразилии создано в 1979 г. Штат - 700 сотрудников.

 

Основные модели средств массовой информации

Выделяют 4 системы функционирования прессы (называя их теориями), каждая из которых соответствует определенной социальной системе.

 

Авторитарная теория (authoritarian theory)

Либертарианская теория (libertarian theory)

Теория социальной ответственности (social responsibility theory)

Советская коммунистическая теория

 

Эти четыре теории (системы) можно «укрупнить», объединив в две — авторитарную и либертарианскую, т.к. советская выступает как продолжение авторитарной, а теория социальной ответственности — развитие идей либертарианства в современном мире.

Авторитарная теория

 

Старейшая теория, зародившаяся в Европе как ответ на появление первого массового СМИ — газет, которые с начала XVII в. превращаются в регулярные издания, а некоторые и в ежедневные, «когда общество и уровень техники достаточно продвинулись вперед, чтобы создать то, что мы сегодня называем "массовыми средствами коммуникации"». Это был период господства в политической жизни абсолютных монархий, характеризующихся режимом личной власти и, как правило, диктаторскими методами руководства страной. Такой тип правления, основанный на беспрекословном подчинении власти, и называется авторитаризмом.

 

Основные принципы авторитарной теории:

 

1. высшей ценностью является государство, группа важнее индивида, а человек способен реализовать свой потенциал только как член общества;

2. знания доступны только в результате умственного усилия, к чему склонны не все люди. Поэтому «мудрецы», способные к анализу и синтезу, должны стать советниками правителей. Доступное «мудрецам» знание становится нормой для общества в целом, способствуя достижению единства, при котором государство могло бы функционировать в целях достижения блага для всех. Норма понималась как единомыслие, которое достижимо лишь в условиях постоянного надзора и контроля;

3. деятельность прессы не должна приводить к подрыву существующей власти или установленного порядка; в ее материалах запрещена критика доминирующих в обществе политических и моральных ценностей, за чем строго следит цензура. Критика власти может рассматриваться как уголовное преступление, а журналисты зависимы даже внутри профессиональной организации.

Таким образом, в рамках авторитарной системы печать является «служанкой» власти, полностью зависящей от нее и пропагандирующей господствующие идеологические установки.

 

Функционирование прессы в условиях авторитарной системы держится на трех «китах»:

• государственной монополии на издания,

• лицензировании деятельности прессы,

• уголовном преследовании за публикации запрещенных сведений.

На ранних стадиях развития прессы государство полностью и весьма жестко контролировало деятельность частных учреждений печати путем выдачи патентов на издание газет лишь избранным благонадежным гражданам, а также постоянной предварительной цензурой материалов, результатом которой мог быть запрет на публи-кацию. С увеличением числа печатных изданий происходит прямое включение государства в процесс коммуникации: возникают официальные издания, транслирующие точку зрения правительства, вводится лицензирование отдельных печатных работ и официальный контроль над частными издательствами, а также уголовное преследование за допущенные нарушения, прежде всего за распространение неугодной властям информации, что приводило к закрытию издания, а нередко и к тюремному заключению автора публикации и издателя.

 

Однако эти меры становились все менее эффективными, и тогда власти начали прибегать к использованию экономических рычагов: явной или тайной покупке частных изданий, финансированию их из правительственных фондов. Косвенным методом контроля стала возникшая в XIX в. практика взимания специальных налогов с печатной продукции, получивших в Великобритании название «налога на знание», которая спровоцировала яростную политическую борьбу, и в 1861 г. были окончательно отменены2.

 

Как уже отмечалось, в XX в. авторитарная теория, по мнению авторов «Четырех теорий прессы», казалось бы сошедшая со сцены, обрела второе рождение, воплотившись, как они считают, в деятельности СМИ в Советском Союзе. Представляется целесообразным в данном случае отступить от хронологического принципа изложения, предпочтя ему логический, и рассмотреть здесь эту систему.

 

Одно предварительное соображение. Теоретической основой выделения данной системы функционирования СМИ является концепция тоталитаризма1, развитая в трудах немецко-американского философа и политолога Ханны Арендт (1906— 1975), прежде всего в ее работе «Происхождение тоталитаризма» (1951)2, которая была чрезвычайно популярна в 50—60-е годы.

 

Модель развития

 

Общие принципы функционирования национальных СМИ, предложенные в 1970-е годы представителями стран «третьего мира» в рамках борьбы против культурного империализма, т.е. гегемонии стран Запада в информационном пространстве, за «новый мировой информационный порядок» (см. гл. 1) таковы:

 

1. СМИ должны способствовать достижению целей национально-государственного строительства;

2. свобода СМИ может быть ограничена в связи с экономическими приоритетами и потребностями развития общества в целом;

3. приоритет в информационных материалах должен отдаваться тем, которые способствуют развитию национальной культуры;

4. особое внимание в информационных сообщениях следует уделять развивающимся странам, близким в географическом, культурном или политико-экономическом плане;

5. журналисты свободны в рамках своей профессии и в то же время ответственны перед обществом;

6. государство может обосновывать право на введение ограничений и цензуры за деятельностью СМИ интересами национального развития.

Модель развития, таким образом, исходит из необходимости приспособить нормативные рамки существования СМИ к социальным и культурным особенностям стран «третьего мира», оказавшихся в информационной зависимости от Запада.

СМИ и особенности их функционирования отражают институциональный общественный порядок, действуя в рамках существующих норм, правил поведения, определенных юридических установлений. При этом постоянно возрастающая роль СМИ превращает их в реальный фактор ускорения или замедления развития общественного сознания и общества в целом.

Все нормативные теории, о которых говорилось выше, страдают одним очевидным недостатком — выдвигаемые в них положения носят слишком общий характер, а безусловно справедливые их требования основываются не столько на теоретическом анализе, сколько на столь же общих, хотя и верных, лозунгах, обусловленных «злобой дня». Назрела необходимость создания социальной теории функционирования современных СМИ, которая позволила бы подойти к решению принципиально новых проблем, возникающих в ихдеятель-ности в условиях глобализации и формирования не только трансграничных информационных потоков, но и сверхнациональных государ-ственно-юридических образований, прежде всего в рамках объединенной Европы. И попытки в этом направлении со стороны коммуника-тивистов предпринимаются, среди которых наиболее значимая осуществлена Дэннисом МакКуэйлом.

 

 

Date: 2016-07-05; view: 724; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию