Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 24. Право и инновационное развитие общества





В современной экономической литературе, законодательных актах программного характера прочно укрепился термин «инновационная экономика», а в повседневный, научный и деловой оборот вводятся различные понятия, характеризующие формы проявления инноваций и инновационной деятельности. Экономическая теория уже содержит исследования, посвященные методологическим и концептуальным проблемам инновационной деятельности. И это объяснимо, ведь создание инновационной экономики официально является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века.

Объем же правовых исследований, относящихся к проблематике инновационных аспектов в праве, весьма незначителен. Правовая система Республики Беларусь «не успевает» за экономикой, так как многие правовые институты устарели и не соответствуют реальности. Таким образом, инновационным путем развиваться должны все сферы жизни общества – и экономика, и право, взаимодополняя друг друга. Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений. Инновационное развитие права, как и развитие экономики, также должно являться стратегической задачей развития Республики Беларусь.

Для начала, нужно уяснить, что вообще означает понятие «инновация». В течение последних пяти лет в нашей стране уже достаточно громко и часто стали употреблять такие понятия, как «инновационная деятельность», «инновации», «инновационная политика», «инновационный путь развития» и пр. Однако до сих пор в нашем законодательстве так и не раскрыты эти понятия и не дано их легальное толкование и для понимания зачастую приходится обращаться к словарям. Хотя, отдавая должное законодателям, необходимо отметить, что были предприняты попытки законодательного урегулирования данной проблемы.

Таким образом, выражаясь энциклопедически, инновация — это новшество обладающее высокой эффективностью. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этого с фиксированным получением дополнительной ценности.

Следовательно, инновации в праве, правовой системе — это нововведения, которые на порядок повышают эффективность права.

Понятие «правовая система» в данном контексте включает в себя три аспекта:

– право, как набор нормативно-правовых актов, свод законодательства (объективное право);

– юридическая практика (включает в себя, прежде всего, судебную систему, систему исполнения судебных решений);

– юридическая доктрина (фундаментальные знания в области права).

Инновации нужно внедрять в каждую из этих сфер правовой системы.

Первый аспект. Для того чтобы начать внедрять что-то новое в систему права и законодательства, во-первых, необходимо глубоко проанализировать и урегулировать то, что уже сложилось. Оценка качественного состояния современного белорусского законодательства не может не привести к выводу о наличии в нем значительной рассогласованности, крайней неравномерности развития отдельных отраслей и институтов, огромного числа внутренних противоречий. Среди явных недоработок можно выделить бессистемность, пробельность, внутреннюю противоречивость и излишнюю многочисленность законов.

Объективных и субъективных причин тому немало. К первым прежде всего относится общая социально – экономическая и политическая ситуация в стране (что в очередной раз доказывает взаимосвязь права и экономики), сложившаяся еще в последнее десятилетие прошлого века. Ряд недостатков объясняется отсутствием в обществе прочных действенных правовых традиций. Зачастую двигателем принятия решений в области законодательства становились узкокорпоративные и групповые интересы, как правило, наносившие ущерб интересам общегосударственным. Необходимо отметить, что такое низкое качество законов ― одна из основных причин их несоблюдения.

Исправить все вышесказанные погрешности необходимо, и сделать это можно при помощи внедрения инноваций в законотворчество.

1. В качестве основных мер по совершенствованию современного законодательства в целях устранения причин его совершенства необходимо, во-первых, четкое научное определение круга фундаментальных общественных отношений, которые могут быть урегулированы только законом. В то же время необходимо избавляться от явно избыточного регулирования законов малозначительных вопросов, дабы избежать избыточное «озаконивание».

В теории права предметом правового регулирования называются «разнообразные общественные отношения». Следовательно, предметом инновационного права должны стать инновационные, принципиально новые общественные отношения. К ним можно отнести принципиально новые, инновационные организации, такие как: венчурные фирмы (рискофирмы, организации, создаваемые для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском); инкубаторные программы (организации, создаваемые местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний); альянсы (устойчивые объединения нескольких фирм различных размеров между собой и/или с университетами, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или модернизации продукции); консорциумы (добровольные объединения организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта) и пр. Все вышеперечисленные фирмы являются принципиально новыми и требуют законодательного закрепления и регулирования их деятельности.

2. Вторым важным комплексом мероприятий является совершенствование законодательного (законотворческого) процесса. Низкая юридическая квалификация разработчиков многих законопроектов, примат узковедомственных и частных интересов у многих субъектов законодательной инициативы, безудержный нерегулируемый лоббизм — это основные пороки, которые привели к недоработке законов, многочисленным коллизиям и пробелам в праве.

Совершенствование законодательства, придание ему качеств, отвечающих современным требованиям, исправление всех этих недоработок, недостатков не представляется возможным без внедрения в государственную и общественную системы комплекса инновационных механизмов. К числу таковых по праву можно отнести экспертизу законопроектов, которая требует регламентирования и адаптации, то есть наличие нескольких разновидностей экспертов законопроектной деятельности: эксперты научной, независимой, общественной, юридико-технической, а также правовой и лингвистической экспертиз.

В настоящее время требуется соединение этих двух экспертных начал, ввиду их взаимосвязанности. Задачами лингво-правовой экспертизы являются приведение текста законопроекта в соответствии с нормами современного литературного языка и унификация терминологии, устранение из текста двусмысленности, непроясненности понятий и юридических норм, приведение в соответствие с Конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Посредством экспертизы можно выявить целый комплекс различного рода деструкций, таких как: коллизии, пробелы, дублирования, асоциальные, непоследовательные, неверно грамматически и синтаксически выраженные предписания. Каждая правовая норма требует детального анализа с точки зрения последствия на жизни людей. Возложение каких-либо новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе должна соглашаться значительная часть общества.

3. Законодательные инициативы и проекты должны иметь публичное обсуждение и общественную экспертизу. В Республике Беларусь за многие годы сложилась неправильная позиция, по которой право отождествляется с насилием, и как следствие свобода с произволом. Это уже заложено в отечественном менталитете. Чтобы это исправить, нужно чтобы законотворчество основывалось на демократических принципах, т.е. двигателями принятия решений в области законодательства должны быть не узкие, групповые интересы наиболее «влиятельных» людей, а интересы большинства с учетом меньшинства. Население должно в большей мере участвовать в процессе законотворчества.

Второй аспект права, требующий внедрения инноваций – юридическая практика, которая включает в себя судебную систему и реализацию конкретных судебных решений.

1. В первую очередь нужно решить вопрос, связанный с улучшением доступности суда, снять всевозможные препятствия и барьеры на пути граждан к правосудию. Суд должен быть полностью открытым и доступным. Реализовать это возможно при помощи новейших компьютерных технологий. Необходимо бороться с необоснованной закрытостью судебных разбирательств.

Основная функция суда, как известно, — справедливо, беспристрастно и в соответствии с законом вершить правосудие. Однако деятельность судов не ограничивается выполнением только этой задачи, возложенной на них государством. Вторая, не менее важная задача судей и судов состоит в пропаганде законодательства, и, по сути, является одним из основных способов реализации задачи по содействию укреплению законности и предупреждению правонарушений. Это направление в деятельности судов можно осуществить при условии тесного и плодотворного взаимодействия судов со средствами массовой информации. Кроме того, именно через периодическую печать, радио, телевидение, интернет обеспечивается конституционное право граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации. Открытость, гласность суда также обеспечивает справедливость вынесенных решений. Таким образом, необходимо издать закон о доступе граждан и организаций к судебной информации, который сделает предоставление журналистам информации не правом, а обязанностью, за невыполнение которой они несли бы ответственность.

2. Две наиболее крупные правовые семьи — романо-германская и англо-саксонская — традиционно расходятся в вопросе о признании судебной практики источником права. Несмотря на то, что страны романо-германского права избегают признавать судебный прецедент в качестве источника права, в них отмечается заметное усиление позиции судебной практики. Судебный прецедент — новшество для отечественной системы права. Но, как представляется, в нашей правовой системе прецедент также может найти применение, так как пробелы в законе могут быть преодолены именно посредством этого юридического средства (нетипичного источника права).

Использование нетрадиционных источников права и как следствие сближение правовых систем не следует рассматривать как негативное явление правовой жизни общества. Напротив, происходит развитие, совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений.

Третий аспект права. Развитие юридической доктрины, то есть развитие фундаментальных учений и положений о праве.

1. В конце ХХ века ощущается дефицит новых юридических идей. Наше право все более вырождается в наукообразное законодательство — замкнутое и непонятное обществу. Необходимо искать нетрадиционные, самостоятельные решения развития нашей правовой системы в новом веке. Действующая система тянет назад, она становится все более тяжелым бременем для экономики, политической системы, негативно влияет на нравственную атмосферу в стране. Сейчас речь должна идти о выработке фундаментальной стратегии правового развития, что, в свою очередь, предполагает значительное обновление методологии изучения отечественного права.

При характеристике источников позитивного права (публичного и частного, корпоративного и личного) важной с практической точки зрения представляется проблема их типичности либо нетипичности применительно к национальной правовой системе. Нормативный правовой акт можно признать типичным источником публичного и частного права. Однако ушло в прошлое категоричное утверждение, что это, по сути, не только основной, но и единственный источник. Также к типичным источникам для белорусского права можно отнести правовой обычай и нормативные договоры.

Следовательно, необходимо подробное изучение и внедрение в белорусскую правовую систему так называемых нетипичных источников права. К таким источникам можно отнести общепризнанные принципы и нормы международного права, выраженные в официальных международно-правовых документах (посредством имплементации в российскую правовую систему они приобретут характер источников права), правовые позиции Конституционного Суда РБ, правоположения юридической, прежде всего – судебной, практики и правовые акты муниципальных и других негосударственных образований.

2. Принципиально новой для белорусской правовой системы является доктрина «позитивных юридических средств» как специфической технологии правового воздействия. В современной сложнейшей системе общественных отношений стали недостаточно эффективны традиционные методы и формы социального управления. И поэтому наряду с традиционными ограничивающими средствами (запретами, обязанностями, наказаниями, мерами принуждения и т.п.) необходимо активнее использовать позитивные юридические средства в целях управления общественными процессами. За правовыми поощрениями следует признавать санкционирующий эффект. Гарантированность права может быть достигнута не только при помощи принуждения (пусть даже и правового), важнее поддержать, развить, поощрить на основе согласия, равновесия социально-правовую активность личности. Расширение сферы применения поощрительных норм способствует активизации творческой активности, инициативы и предприимчивости личности. В результате — обеспечение благоприятного режима для развития общества и государства, заинтересованность в качественном и эффективном исполнении юридических обязанностей, повышение активности субъектов.

Придерживаясь трехзвенной структуры правовой нормы, можно выделить следующие позитивные юридические средства, характерные для каждого из трех уровней: позитивно-правовой инструментарий на уровне юридической гипотезы; льготы, привилегии и иммунитеты на уровне диспозиции; правовые поощрения на уровне санкции. К особой разновидности средств позитивного воздействия на общественные отношения следует отнести «позитивные обязывания» и «позитивную ответственность».

3. Белорусское право (в том числе основные подходы к праву, юридическое мировоззрение) сложилось по римскому прообразу права (в традициях романо-германского права, в целом) и поэтому что-то новое добавить уже трудно. Вместе с тем и в этом случае не исключаются возможности для новаций, которые должны соответствовать духу современности, отвечать потребностям времени. Очень важно при этом отметить, что правоведение должно тесно сотрудничать с социологией. Изучение права необходимо начинать с анализа социальной жизни. При помощи социологического подхода можно посмотреть на право с позиций его первооснов, первопричин.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновации в праве необходимы не ради самих инноваций, а ради приведения права в соответствие с активно развивающейся экономикой. Республика Беларусь является правовым государством. Для развитого правового государства характерно развитое гражданское общество, рыночная экономика. В Беларуси данные институты находятся на стадии развития. Инновационный процесс в праве и экономике должен стать стимулом для завершения процесса становления развитого правового и социального государства.

 

Планы практических занятий

Date: 2016-07-18; view: 2070; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию