Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 17. Источники права
Понятие и виды источников (форм) права Философская категория «форма» означает способ существования и выражения того или иного объекта, его организацию. Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективного, реального существования и функционирования. В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников права. Этот термин укрепился в юридической литературе как результат признания того, что формы права являются одновременно и носителями юридических норм, тем «резервуаром», в котором они пребывают и из которого мы получаем, черпаем соответствующую правовую информацию. Формы (источники) права, таким образом, — это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. Юридическая наука выделяет несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. К наиболее распространенным относятся правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания и др. В различных правовых системах мира в разные периоды в разных странах одновременно применялись несколько источников права. Однако в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определенные из них приобретали доминирующее значение. Так, на ранних этапах становления права преобладающим источником права повсеместно являлся юридический обычай. Нормативный правовой акт (закон) начинает вытеснять обычай по мере развития и укрепления государства. С течением времени, например, на Европейском континенте он постепенно вытесняет старые обычаи и становится главным источником права. Наряду с правовым обычаем и нормативным правовым актом в некоторых государствах мира большое место в качестве источника права занимает юридический прецедент. Особенно важное значение он имеет в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада и др.). Таким образом, место и значение разных видов форм (источников) права в странах с различными правовыми системами остаются неодинаковыми. В разные исторические периоды в одних странах преобладающую роль в качестве источников права играли судебные прецеденты, в других — нормативные правовые акты или правовые обычаи. Правовой обычай — это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права. Следовательно, правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту. Правовой обычай является господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права. В качестве примеров обычного права можно назвать такие известные исторические памятники, как Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.), Салическая правда (Франкская монархия, VI в.), Русская Правда (Киевская Русь, XI в.) и др. По мере укрепления и развития государственной власти обычай перестает играть определяющую роль как источник права. Он постепенно заменяется прямыми законодательными установлениями органов государства. Так, правовой обычай являлся господствующим источником права на территории средневековой Беларуси в XV—XVI вв. Однако после принятия Статута Великого княжества Литовского 1529 г. обычное право играло лишь вспомогательную роль. В современный период правовой обычай имеет ограниченное применение, однако он, тем не менее, сохраняет определенное значение в качестве одного из источников права во многих странах мира. Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира. Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативный правовой акт — это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов (например, граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т. д.), и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности. Государство нередко издает акты морально-политического значения (обращения, призывы, заявления). Они не являются нормативными правовыми актами, так как не содержат в себе юридических норм. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, то они, тем самым, применяют соответствующие юридические нормы к конкретным лицам. Эти акты носят правоприменительный характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные органы и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативных правовые акты, т.е. акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только определенными государственными органами. По сравнению с другими источниками права, нормативный правовой акт имеет ряд преимуществ. В нем, как правило, четко и ясно в письменном виде формулируются общеобязательные правовые предписания, что предопределяет большую доступность их содержания для населения. В силу специфики тщательно отработанных письменных текстов нормативным правовым актом легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и дополнения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением и т.д. В странах с романо-германской правовой системой нормативный правовой акт является основным источником права. Этот источник используется достаточно широко (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика). Система нормативных правовых актов каждой страны является достаточно разветвленной и отражает особенности ее развития и традиции. На верхней ступеньке этой системы стоят конституции и иные законы государства. В демократических государствах другие нормативные правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном положении, являются строго подзаконными. К подзаконным актам относятся, прежде всего, акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависит от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт. Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Но, как уже упоминалось, он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.). Суть юридического прецедента как формы (источника) права состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь, суда) по конкретному юридическому делу придается значение общей нормы. Другими словами, судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом для разрешения аналогичных дел. Характерные особенности юридического прецедента в современных условиях показывает практика его использования в Англии, США. Следует, однако, заметить, что даже в этих странах, где сложились сходные правовые системы, прецеденты причисляются далеко не одинаково. Советская юридическая доктрина не признавала в качестве источников права решения судов, даже высших инстанций, которые не считались обязательными для других судов при рассмотрении ими аналогичных дел. Советское право не знало прецедентов как способа установления норм права, что считалось проявлением строгого осуществления принципа социалистической законности. В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нормативным содержанием. Как известно, договор — это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве — весьма распространенное явление. Однако далеко не всегда договор является источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве. Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Прокула, Помпония, Ульпиана, Гая, Модестина и др.) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. На определенных этапах истории развития общества роль источников права игралирелигиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала. Понятие и виды нормативных актов. Система нормативных актов Республики Беларусь Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права. Как и во многих других странах континентальной Европы, она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило то обстоятельство, что в качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси нормативные правовые акты. В настоящее время к ним относятся законы, принимаемые законодательным органом, декреты и указы Президента, постановления Правительства, ведомственные приказы и инструкции, решения местных представительных и исполнительных органов власти и др. Вместе с тем нормативный правовой акт не является единственной формой выражения правовых норм. Белорусской правовой системой признаются в качестве источников права и такие их разновидности, как санкционированный обычай и нормативные договоры. До последнего времени они не имели широкого применения. В частности, правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Нормативный договор используется как источник и во внутринациональном праве обычно называют коллективный договор. Коллективный договор, как известно, заключается между нанимателями и коллективами наемных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств работодателей и работников в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах предприятий или организаций и имеют локальный (местный) характер. Поскольку наиболее характерным, основным для Республики Беларусь источником права является нормативный правовой акт, необходимо несколько подробнее рассмотреть его разновидности. Как отмечалось, юридическая сила нормативных правовых актов зависит, прежде всего, от того, какое место в государственном механизме занимает орган, его издавший. Все нормативные правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов. Закон — это такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой. В зависимости от юридической силы законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией. Таковым, например, является Закон о Совете Министров Республики Беларусь и др. В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция (Основной закон). В ней закрепляется организационная структура государственной власти страны, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан. В Республике установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию (ст.ст. 138—140 Конституции Республики Беларусь). Конституция является юридической базой для всего действующего законодательства. Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Для принятия законов характерна особая процедура. В качестве примеров текущих законов можно назвать законы Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь предоставлено право издания декретов, имеющих силу законов. Другую группу нормативных правовых актов составляют акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В силу этого они и носят название подзаконных. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что указы Президента могут носить и ненормативный характер, т. е. не являться источниками права. Таковыми, например, могут быть указы о назначении на должность, о присвоении почетного звания, о награждении и т.д. Те же указы, в которых содержатся правила общего характера, т.е. имеющие нормативное содержание, являются источниками права. Они не должны противоречить Конституции и другим актам законодательства. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Однако они издаются обычно по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к числу нормативных актов. Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят подзаконный характер и издаются по важным вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления правительства обычно носят нормативный характер. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, т. е. являются актами индивидуального регулирования. Следующим видом подзаконных нормативных актов являются ведомственные акты. Они издаются центральными органами государственного управления — министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Эти акты, как правило, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Но некоторые из министерств, государственных комитетов обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др. Наименование актов, издаваемых центральными органами управления, не определено в нормативном порядке. На практике большинство из них является приказами и инструкциями. Приказы могут быть как нормативного, так и ненормативного содержания. Инструкции же являются только нормативными. Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа и не должны противоречить всем вышестоящим по юридической силе нормативным акта. Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительные органы власти (областей, городов, районов). Местные Советы депутатов и исполнительные комитеты принимают решения согласно своему статусу. Управления и отделы исполнительных комитетов принимают приказы и инструкции. Такие же акты локального значения могут принимать и руководители предприятий и учреждений. Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций. Они обычно издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда и отдыха и др. Пределы действия нормативных актов Как известно, правовому регулированию могут быть подвергнуты только волевые общественные отношения. Право не может регулировать события, ибо они не зависят от воли людей. События могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление определенных юридических последствий. Не являются объектом права и мысли людей, поскольку они не проявились в их действиях. Следовательно, предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования. Однако общественные отношения, возникающие между людьми, весьма многообразны. Не все они могут эффективно регулироваться правом, да во многих случаях такое регулирование и нецелесообразно, ибо соответствующие отношения более эффективно регулируются, например, нормами морали или другими социальными нормами. Вмешательство права в определенные сферы жизни может принести больше вреда, чем пользы. Поэтому правом регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы государства, которые объективно поддаются юридической регламентации, поддаются внешнему контролю. Например, отношения дружбы, товарищества и т. п. не могут быть предметом правового регулирования, поскольку относятся к особой сфере человеческих отношений, где невозможно точно определить меру должного. Определение предмета регулирования конкретного нормативного правового акта вытекает из этой общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений, на которые будут распространяться нормы этого акта. Отраслевые нормативные правовые акты действуют на отношения, охватываемые соответствующей отраслью права. Так, акты, относящиеся к гражданскому праву, регулируют имущественные отношения, а акты, относящиеся к сфере трудового права, будут иметь своим предметом отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. Как упоминалось, весьма важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется, т.е. с какого и по какое время его положения подлежат исполнению. Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определение времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, т. е. помещения текста акта в официальном издании или в определенных газетах, на которые можно официально ссылаться. В каждом государстве устанавливаются такие официальные источники и порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Такие источники определены и в Республике Беларусь. В соответствии со ст. 7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других — с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечении определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента. Нормативные акты Президента (кроме декретов) вступают в силу с момента их опубликования, если не указан иной срок в самом акте. Нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь вступают в силу с момента их подписания, если не указан иной срок введения их в действие. При этом постановления Правительства, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Ведомственные нормативные правовые акты (министерств, государственных комитетов, иных ведомств), если они затрагивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте. Не менее важное значение имеет также определение времени утраты нормативным правовым актом юридической силы. Нормативный акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это происходит при наступлении определенных обстоятельств. Во-первых, акт теряет юридическую силу в связи с истечением срока действия, если он был принят на определенный срок. Во-вторых, он утрачивает юридическую силу вследствие прямой его отмены. Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном перечне актов, утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В-третьих, нормативный правовой акт теряет юридическую силу и тогда, когда он фактически заменяется новым актом, регулирующим по-иному те же отношения, хотя официально старый акт не отменен. Это не лучший способ прекращения действия нормативных актов, поскольку на практике может вызвать путаницу и ошибочные решения. В-четвертых, акт прекращает действие и теряет юридическую силу в том случае, когда изменились обстоятельства, на которые он был рассчитан (например, на период военных действий). С действием нормативных правовых актов во времени связаны и такие понятия, как переживание закона и его обратная сила. Эти понятия выходят за рамки общих правил действия нормативных правовых актов во времени и относятся к числу исключений. Переживание закона означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Такое положение встречается не часто и связано с тем, что некоторые отношения невозможно привести сразу в соответствие с вновь принятым актом, т. е. это обычно касается длящихся правоотношений (что характерно, например, для сферы имущественных отношений). О тех положениях старого акта, которые действуют после принятия нового, делается обычно специальная оговорка. Что касается обратной силы закона, то это понятие означает распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу, т. е. положения нового акта действуют как бы на прошедшее время, обращены в прошлое, назад. В соответствии с общими принципами, выработанными юридической наукой и мировой практикой, закон обратной силы не имеет и распространяется только на те отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это означает, что при совершении, например, противоправного деяния или возникновения имущественного спора дела должны рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния или возникновения спора. Указанное положение закреплено в Конституции Республики Беларусь (ст. 104), что является свидетельством отражения в белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов международного права. Однако это общее принципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке придается законам, смягчающим или устраняющим уголовную и административную ответственность. Кроме того, новым нормативным правовым актам может быть придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте обычно делается специальная оговорка. Следует иметь в виду, что для любого демократического общества характерно то, что решение о придании нормативному правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъектов. Действие нормативного правового акта в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению. Пространственное действие актов, в первую очередь, связано с понятием территории государства. В международном праве под государственной территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т. е. которая находится под его суверенитетом. В состав территории государства входит вся суша в пределах его границ, включая недра, внутренние (национальные) и территориальные воды; воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда под флагом государства; невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект; территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом, и др. В соответствии с положением о территориальном верховенстве как составной части государственного суверенитета, нормативные правовые акты центральных органов государства распространяют свое действие на всю государственную территорию. Это означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Однако некоторые нормативные правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее часть. Например, отдельные акты в Республике Беларусь действуют только на территориях, находящихся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они действуют в пределах той территории, на которую распространяются их управленческие функции. Так, решения областных, районных, городских, сельских, поселковых Советов и исполкомов в Республике Беларусь распространяют свое действие соответственно не территорию этих административных единиц. Обычно на определенной территории действуют одновременно различные по юридической силе акты. В случае их противоречия действует акт высшей юридической силы. Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативных правовых актов в пространстве, как возможность применения законов определенного государства к его гражданам и организациям, находящимся за границей. Естественно, оно ограничивается лишь собственной территорией государства. Такая возможность предусмотрена и в законодательстве Республики Беларусь. С действием нормативных правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. Действие нормативных актов по лицам означает их применимость к определенным категориям субъектов права, т.е. речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся в соответствующем нормативном правовом акте. По общему правилу нормативные правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это, в первую очередь, касается граждан данного государства, лиц с двойным гражданством, граждан иностранных государств, лиц без гражданства, всех организаций, функционирующих на территории государства. Существуют вместе с тем некоторые особенности, связанные с распространением действия некоторых нормативных правовых актов на граждан данного государства независимо от места их нахождения. В частности, это относится к уголовным законам, в соответствии с которыми граждане несут наказание за преступление, совершенное за границей, независимо от того, понесли ли они наказание по законам страны места его совершения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так, например, нормы избирательного закона Республики Беларусь не действуют в отношении граждан, признанных судом недееспособными; лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей. Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего государства. Так, в соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики. Однако, во-первых, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений. Существуют такие сферы правового регулирования, где субъектами правоотношений могут выступать только граждане Республики Беларусь. Например, иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность по несению воинской службы, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они состоять и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных должностей.
Date: 2016-07-18; view: 499; Нарушение авторских прав |