Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминологический словарь
А. Сен-Симон (1760-1825) – французский социалист-утопист; в своих воззрениях на государство и право исходил из своей концепции исторического прогресса как прямой восходящей линии. Абстрактное право (по Гегелю) – учение о проблемах собственности, договора и неправды, право абстрактно свободной личности Авеста – собрание священных книг зороастризма, источник познания общественного строя, правовых институтов в странах Ближнего и Среднего Востока. Александр Гамильтон (1757-1804) – известный политический деятель, лидер федералистов, автор глубоких разработок в области конституционной теории и практики. Аристократическая форма государства (по Спинозе) – форма государства, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц, обладает абсолютным правом государства, более приспособлена к сохранению свободы. Аристотель – величайший философ Древней Греции, учитель Александра Македонского, основатель Ликея и политической науки. Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний. Брахманизм – религиозно-философская система священно слушателей. Брахманы – сословия священно слушателей, сосредоточивших в своих руках духовную власть. Будда – Сиддхартха Гаутама или Шакья муни (563-483 гг. до н.э.), познавший истину, достигший просветления древнейший из сохранившихся священных текстов буддизма, Вайшьи – сословие земледельцев и торговцев. Варны – сословия многочисленных замкнутых каст. Ведийская эпоха (VI в. до н.э.) – эпоха от пришествия Ариев до образования первых государств. Веды – знание, ведение, древнейшие письменные памятники, представляющие собой сборник религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения. Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – гениальный немецкий философ, автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права». Г. Кельзен (1881-1973) – австрийский философ, автор работы «Чистая теория права». Георг Еллинек (1851-1911) – профессор Гейдельбергского университета, автор дуалистической теории государства. Гераклит (VI в.) – мыслитель из числа материалистов-диалектиков древности, сторонник аристократических форм рабовладельческого государства. Гербер Спенсер (1820-1903) – английский мыслитель, один из ведущих представителей социологического позитивизма и органической теории государства, уподобляющий общество живому организму. Гуго Гроций (1583-1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Дедуктивно-аксиоматический математический («Геометрический») метод (по Спинозе) – единственно подходящий, адекватный способ познания природы и общества. Демократия (по Спинозе) – «всецело абсолютная форма верховной власти», когда правители определяются самим законом. Демокрит (род. 4760 г. до н.э.) – древнегреческий философ, представитель атомистического материализма, придерживался умеренно-демократических взглядов. Джон Локк (1632-1704) – виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы. Джон Остин (1790-1859) – английский философ, правовед. Древний Египет – н.э, которое сложилось в форме централизованной монархии -восточной во главе которой стоял фараон литературный памятник II тысячелетия до н. э, содержит все известные легенды из Библии, первооснова опыта человечества, Древний мир – период религиозно-мифологической формы идеологии, когда политическая мысль не имела четко выраженный характер (памятники Египта, Вавилона, Индии и Китая). Дуалистическая теория государства – ведущая теория в либеральном государствоведении, пытавшаяся соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Дэ – принцип добродетели, основа политического учения Конфуция, распространяется на всех людей, причастных к управлению Ереси (пер. с греч. «учение») – течение в христианской церкви, отклонение от официального вероучения в области догматики. Естественное право (по М. Лютеру) – производное от воли божьей, позволяющее светской власти управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами. Естественный закон – стремление к жизни, ее сохранению, найденное разумом общее правило, запрещающее любому человеку делать что-либо пагубное для его жизни. Жан Кальвин (1509-1564) – церковный реформатор, автор сочинения «Наставление в христианской вере», основой которого явился догмат о божественном предопределении. Законы Мо-цзы – это выражение демократической идеологии, интересов крестьян-общинников. Иммануил Кант (1724-1804) – профессор философии Кенигсбергского университета, первым в Германии приступил к систематическому обоснованию либерализма, идеолог социального реформизма. Ислам – мировая религия, возникла в VII в. н.э. История политических и правовых учений – дисциплина историко-теоретического цикла, к предмету которой относится история представлений, выраженных в теоретической форме, идеологов различных классов о государстве, праве, политике. Классификация государственных форм (по Цицерону) – демократическая, аристократическая и монархическая формы государства Кодекс Хаммурапи – сборник законов, в котором обосновано происхождение власти, существующего порядка вещей исторический памятник древней культуры Ирана. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – Кун-цю или Кун-фу-цзы - мудрец, китайский философ, чьи взгляды несколько веков спустя были возведены в ранг официальной идеологии. Концепция «правового государства» (по Канту) – когда благо и назначения государства - в совершенном праве. Коран – главная священная книга мусульман, состоит из 114 глав (сур), отрицает национальные различия, провозглашает принцип равенства в Вере. Кшатрии – сословие правителей и воинов, сосредоточивших в своих руках светскую власть. Леон Дюги (1859-1928) – французский юрист, представитель солидаризма, теоретик права. Луньюй («Беседы и высказывания») – сборник мыслей Конфуция, составленный его учениками в V в. до н.э. Людвиг Гумплович (1838-1909) – профессор государственного права в Австрии, один из основателей и ведущих представителей социологического направления буржуазной теории государства и права. Монархия – «правильная» власть одного человека. Монархия (по Спинозе) – скрытая форма аристократического государства, т.к. монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам. Мухаммед – пророк, основатель ислама, политический деятель. Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский дипломат и политик, автор ряда трудов. Общечеловеческие ценности – идеи справедливости, всеобщего блага, свободы и другие элементарные нормы нравственности, первый этап истории политико-правовых учений. Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, основатель философии позитивизма, известной под названием «социальная физика» и «социология». Паллийский канон – написан на языке пали, относится к периоду между 80-ми годами V в. и серединой III в. до н.э. Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) – величайший эллинский мудрец, древнегреческий философ и математик, первым употребивший понятие «философия» (любовь к мудрости). Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, поэт и философ, основатель Академии в Афинах. Политико-правовой – государственно-правовая реальность эпохи, выраженная в системе понятий и категорий, соответствующая исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии. Политическое отчуждение – актуальная проблема политики, когда государство возникает в процессе отчуждения значительной части естественных прав и свобод, принадлежащих людям. Поэма о Гильгамеше – образы мира и представления древних о месте человека в этом мире, свидетельствует о существовании институтов первобытной демократии, памятник религиозной и политической мысли. Право (по Гегелю) – свобода («идея права»), определенная ступень и форма свободы («особое право»), закон (позитивное право»). Предмет юриспруденции (по Грецию) – это вопросы права и справедливости. Преемственность в истории политических учений – преемственность доктрин, когда каждая из последующих учитывает представления и понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах. Преступление – осуществление гражданином не дозволенных государством естественных прав. Программные положения – третий компонент политико-правовой доктрины, оценка существующего государства и права, политические цели и задачи. Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Рита – божественный закон, порядок, изначально установленный на земле и на небесах высшей силой, требующий от человека определенного поведения. Рудольф фон Иеринг (1818-1892) – крупнейший немецкий правовед, автор трудов «Дух римского права», «Борьба за право» и т.д. Сократ (469-399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Солидаризм – политико-правовое учение первой половины XX века. Солон (ок. 638-559 гг. до н.э.) – знаменитый афинский государственный деятель и законодатель, принадлежавший к числу «семи мудрецов». Сословно-кастовый слой – дифференциальные отношения ариев с покоренными народностями. Социологическая юриспруденция – дисциплина, изучающая и использующая право в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Средине века – второй этап истории политико-правовых учений, эпоха развития идеологии на основе христианства и проблем им порожденных. Теория «государства всеобщего благоденствия» – теория, рассматривающая буржуазно-демократическую систему политической власти. Теория элит – аристократическая идея о неспособности народных масс к управлению. Тирания – «неправильная» власть одного человека, худшая из всех форм правления (по Аристотелю). Томас Джефферсон (1743-1826) – виднейший представитель демократического, гуманистического течения, автор Декларации независимости США. Томас Мюнцер (ок. 1490-1525) – реформатор, возглавивший крестьянско-плебейский лагерь, превративший реформационное движение в Крестьянскую войну 1524-1526 гг. в Германии. Учение о морали (по Гегелю) – учение об умысле и вине, намерении и благе, добре и совести. Учение о нравственности – учение о семье, гражданском обществе и государстве. Фома Ливийский (1225-1274 гг.) – учитель философии и теологии, крупнейший представитель схоластики. Центральный институт публичного права – прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – римский политик, философ, идеолог аристократии. Частное гражданское право (по Спинозе) – последоговорное право гражданина, разрешенные естественные права индивида в условиях гражданского состояния, т.е. дозволенная верховной властью часть естественных прав. Шан Ян (390-388 гг. до н.э.) – правитель области Шаи, основатель легизма. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся политический мыслитель, философ, «вождь законодательной Европы», родоначальник французского просвещения. Шудры – сословие слуг и лиц физического труда. Эпоха буржуазных Революций (XVII-XVIII вв.) – четвертый этап истории политико-правовых учений, век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции. Эпоха Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.) – третий этап истории политико-правовых учений, когда осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви. Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма» (конец XIX-XX вв.) – шестой этап истории политико-правовых учений, для которого характерно изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти. Эпоха свободной конкуренции (XIX в.) – пятый этап истории политико-правовых учений, характеризующийся расширением понятий свободы, равноправия, появлением понятий либерализма, научного социализма.
Вопросы для самопроверки знаний по истории политических и правовых учений
1.Что изучает история политических и правовых учений? 2.Что включается в понятие «история политико-правовой мысли»? 3.Что включается в понятие «история политических и правовых учений»? 4.Почему необходимо различать понятия: «история политико-правовой мысли» и «история политических и правовых учений»? 5.Какая была исторически первая форма познания политики и права? 6. Перечислите особенности представлений о государстве и праве в Древней Индии. 7.Перечислите особенности представлений о государстве и праве в Древнем Китая. 8.Что включается в понятие «патерналистское представление о государстве»? 9. В каких политико-правовых теориях были распространены патерналистские представления о государстве? 10.Какие формы правления выделил Платон? 11.Какое определение государству давал Платон? 12. Какие формы правления выделил Аристотель? 13.Какое определение государству давал Аристотель? 14.По какому критерию Аристотель подразделял формы правления на «правильные» и «неправильные»? 15.Какие парадигмы доминируют в политико-правовых учениях Средневековья? 16. Что такое «теократическое государство»? 17.В доктринах какого периода развития истории политических и правовых учений доминируют концепции теократического государства? 18. Что такое «клерикальное государство»? 19. В доктринах какого периода развития истории политических и правовых учений доминируют концепции клерикального государства? 20.Кто из теоретиков осуществил наиболее четкое размежевание политической науки, философии и этики? 21.Кому из теоретиков принадлежит концепция «эффективного лидерства»? 22. Кому из теоретиков Нового времени принадлежит концепция общественного договора? 23.Определите центральную идею теории общественного договора? 24.Какие подходы к пониманию права определяются теорией естественного права? 25. Какие подходы к пониманию права определяются психологической теорией права? 26.Какие подходы к пониманию права определяются нормативистской теорией права? 27.Какие подходы к пониманию права определяются социологической теорией права? 28.Определите центральную идею теории разделения властей? 29. Кто из теоретиков Нового времени наиболее четко сформулировал принцип разделения властей? 30.В трудах каких теоретиков эпохи Просвещения наиболее четко представлена рационалистическая трактовка политики и власти? 31.Кому из теоретиков Нового времени принадлежит идея народного суверенитета и прямого народовластия? 32.В чем значение философско-правовых концепций И. Канта для развития методов формально-правового анализа и юридической логики? 33. В чем значение философско-правовых концепций Г. Гегеля для развития методов формально-правового анализа и юридической логики? 34. Перечислите политико-правовые принципы классического либерализма? 35.Перечислите представителей классического либерализма. 36.Перечислите политико-правовые принципы консерватизма? 37.Перечислите представителей консерватизма. 38. Какая природа правовых отношений абсолютизируется в марксизме? 39.Какая природа политических отношений абсолютизируется в марксизме? 40.В трудах каких ученых ХIХ века наметилась тенденция к социологизации проблематики государства и права и пересмотра юридического формализма? 41.Кому принадлежит концепция бюрократии и плебисцитарно-вождистской демократии? 42.Раскройте основные положения концепций бюрократии и плебисцитарно-вождистской демократии. 43.Кто является автором рационалистической теории права? 44.Раскройте основные положения рационалистической теории права. 45.Кто является автором концепции солидаризма? 46.Раскройте основные положения концепции солидаризма. 47.Кто является автором концепции психологических основ власти и политики? 48. Раскройте основные положения концепции психологических основ власти и политики. 49.Назовите основные идейно-политические течения в России. 50.Перечислите характерные черты российской политической и правовой мысли. 51.В чем сущность концепции «Москва – третий Рим»? 52.В чем суть различий политических взглядов Ивана Грозного и Андрея Курбского? 53.Охарактеризуйте подходы западников и славянофилов к проблеме общественно-политического устройства России. 54.Раскройте различия в оценке политического развития России основными идейно-политическими течениями второй половины ХIХ века. 55. В чем суть политико-правовой концепции П. И. Новгородцева? 56.Назовите основные положения психологической теории права Л. И. Петражицкого. 57.Как понимал право В. С. Соловьев? 58.Перечислите представителей русской социологической школы права ХIХ века. 59. Назовите основные положения психологической теории права И. А. Ильина. 60.Перечислите основные положения теории государства, разработанные Б. Н. Чичериным.
Date: 2016-07-18; view: 477; Нарушение авторских прав |