Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика творчества А.И. Куприна





Становление цирка как вида искусства и его влияние на творчество писателя

(на примере рассказа «Allez!»)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Студент А.В. Патласова

Руководитель работы А.А. Абросимова

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
1 ОТ «КАЗЕННОГО МАЛЬЧИКА» К «ПЕВЦУ ВОЗВЫШЕННОЙ ЛЮБВИ»    
1.1 Общая характеристика творчества А.И. Куприна  
1.2 Возникновение интереса Куприна к цирку  
2 ЦИРК XX ВЕКА  
2. 1 Возникновение цирка как вида искусства  
2. 2 Жанровое своеобразие циркового искусства XX века  
3 КУПРИН И ЦИРК  
3.1 Цирковое окружение Куприна и его влияние на жизнь и творчество писателя  
3.2 Отражение реальности цирковой жизни в рассказе А.И. Куприна «Allez!»  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ЛИТЕРАТУРА  
ПРИЛОЖЕНИЕ    

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем. Он принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой. Но подчас у него внимание к маленькому человеку оборачивается сентиментальностью, а динамичность повествования – внешней занимательностью.

В наше время такой заслуженный писатель не получает должного внимания. Когда речь заходит о творчестве Куприна, то в первую очередь вспоминают повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Но ведь в его творчестве есть и немало других стоящих и важных для понимания эпохи, в которой он жил, произведений. Становление цирка как вида искусства в конце XIX начале XX века, близкое знакомство Куприна с цирковыми артистами, романтические отношения с несколькими прекрасными артистками – весь колорит эпохи и личные переживания писателя нашли отражения в великолепном произведении А.И. Куприна «Allez!». Цирк показан нам «изнутри». Мастерство писателя заставляет нас прожить не один день вместе с героями произведения, ощутить всю тяжесть их жизни. Мы ведь не особо уделяем внимание тому, что на самом деле испытывают артисты на арене, нам важно лишь само шоу, зрелище. Автор знакомит нас с обратной стороной цирковой жизни.

Подобным по замыслу является чудесная полная человечности миниатюра «Allez!», которой в свое время восхищался Лев Толстой. В рассказе также раскрывается тема циркового искусства, которая занимает важное место в творчестве писателя. Текст данного произведения послужил материалом для нашего исследования.

Цель исследования состоит в изучении, описании и анализе в рассказе А.И. Куприна «Allez!» различных лингвистических единиц, через которые автор передает читателю свое видение и понимание жизни циркового артиста.

Цель работы определила конкретные задачи исследования:

1. Изучить историю становления циркового искусства.

2. Ознакомиться с произведениями А.И. Куприна, в которых раскрывается тема цирка.

3. Остановившись на рассказе «Allez!», выявить все лингвистические единицы, через которые автор рисует нам картину жизни циркового артиста.

4. Сгруппировать их по темам.

5. Проанализировать получившиеся тематические группы.

Методы исследования:

1. Интерпретационный анализ, что дает возможность прибегнуть к интерпретации материала, делать выводы на основе собственных умозаключений, используя знания из смежных с лингвистикой областей.

2. Контекстуальный анализ, который позволяет определить взаимосвязь рассматриваемых лексических единиц с другими единицами, дает представление об ассоциациях, которые могут возникнуть в определенном контексте.

Актуальность нашего исследования заявлена в самом начале работы: обращение внимание к творчеству незаслуженно забытого великого писателя А.И. Куприна, чье имя когда-то стояло наряду с М.Горьким, И.А. Буниным. Литературное наследие Куприна значительно и по объему, и по содержанию.

Новизна исследования заключается в попытке самостоятельного осмысления заявленной проблемы, обращении к небольшому по объему произведению для достижения поставленной цели.

1 ОТ «КАЗЕННОГО МАЛЬЧИКА» [1] К «ПЕВЦУ ВОЗВЫШЕННОЙ ЛЮБВИ» [2]

Общая характеристика творчества А.И. Куприна

Это – мудрость верной силы,

В самой буре – тишина.

Ты – родной и всем нам милый,

Все мы любим Куприна.

Константин Бальмонт

 

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. В автобиографии писателя приведён поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром. Сумбурные, лихорадочные метания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч - все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений, - требовалось художественно обобщить их.

В прозе Куприна второй половины 90-х годов «Молох» выделяется как прямое обвинение капитализма. Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с её, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский», «Олеся» и затем, уже в начале XX столетия, - «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель» и повесть «Поединок».

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. В 1897 году он познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 года - с М. Горьким. Руководимое М. Горьким демократическое издательство «Знание» выпускает в 1903 году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой. Так же Куприн сближается с руководителями журнала «Мир Божий» - Ф. Д. Батюшковым и А. А. Давыдовой. Некоторое время он деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: «В цирке», «Болото», «Корь», «С улицы», но к чисто редакторской работе, мешавшей его творчеству, скоро охладевает.

В творчестве Куприна в эту пору всё громче звучат обличительные ноты. Новый демократический подъём в стране вызывает у него прилив творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому средоточию тупости, бесчеловечности, праздно-изнурительного существования. Так накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя - повесть «Поединок», над которой он начал работать весной 1902 года. Уверенность в себе, в своих силах Куприн, человек крайне мнительный и неуравновешенный, находил в дружеской поддержке М. Горького.

В Очаковскую пору Куприн пишет рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Сны», «Тост», начинает работу над очерками «Листригоны».

В течение первого десятилетия 900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1990 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию. В противовес всё сильнее свирепствовавшему декадансу, талант Куприна остается и в эту пору реалистическим, в высшей степени «земным» художническим даром.

Однако годы реакции не прошли бесследно для писателя. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах - «Жизни», «Шиповнике», «Земля». Если говорить об известности Куприна - писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки. Вскоре после жестокого подавления революции 1905 -1907 годов, он создает утопию «Королевский парк». Вслед за полнокровно - реалистическим циклом очерков «Листригоны», появляется фантастическая повесть «Жидкое солнце», несколько необычная для Куприна по экзотичности материала.

Противоречивость творчества Куприна 1910-х годов отражала растерянность писателя, его неуверенность и непонимание происходящего. И когда началась русско-германская война, он оказался в числе тех литераторов, которые восприняли её как «отечественную» и «освободительную». В немногочисленных его произведениях этих лет знакомые по прежнему творчеству темы утрачивают социальную остроту.

Так в предреволюционную пору, в обстановке творческого кризиса, завершается главный период писательской деятельности Куприна, когда были созданы самые значительные его произведения.

В обширном литературном наследии Куприна то оригинальное, купринское, что принес с собой писатель, лежит на поверхности. Через всё творчество Куприна проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности. Отсюда его тяга к цельным, простым и сильным натурам. При этом культ внешней, физической красоты становится для писателя средством обличения той недостойной действительности, в которой эта красота гибнет.

И всё же, несмотря на обилие драматических ситуаций, в произведениях Куприна бьют ключом жизненные соки, преобладают светлые, оптимистические тона. Таким же здоровым жизнелюбцем, что и в творчестве, предстаёт и в своей личной жизни этот крепкий, приземистый человек с узенькими зоркими серо-синими глазками на татарском лице, которое кажется не таким круглым из-за небольшой каштановой бородки. Впечатление Л. Н. Толстого от знакомства с Куприным: «Мускулистый, приятный... силач». И в самом деле, с какой страстью отдастся Куприн всему, что связано с испытанием крепости собственных мускулов, воли, что сопряжено с азартом и риском. Он словно стремится растратить запас не израсходованных в пору его бедного детства жизненных сил. Организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Опускается в водолазном костюме на морское дно. Летит с Иваном Заикиным на самолете «Фарман». Сорока трех лет вдруг всерьёз начинает учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Л. Романенко. Страстный любитель лошадей, цирк предпочитает опере. Во всех этих увлечениях что-то азартно-детское. Его друзья: борцы Иван Поддубный и Заикин, спортсмен Уточкин, знаменитый дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, рыбак Коля Костанди. Живя из года в год в Балаклаве, Куприн сразу «сдружился с некоторыми рыбацкими «атаманами», которые славились своей отвагой, удачливостью и храбростью.

Но есть что-то лихорадочное, напряженное в поспешной смене всех этих увлечений. Словно в Куприне жило два человека, мало друг на друга похожие, а современники, поддавшие, впечатлению одной, наиболее явной стороны его личности, оставили о нём неполную истину. Лишь наиболее близкие писателю люди, вроде Ф. Д. Батюшкова, сумели разглядеть эту двойственность.

Февральская революция, которую Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В его художественных произведениях этой поры (рассказы «Храбрые беглецы», «Сашка и Яшка», «Гусеница», «Звезда Соломона») нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах «Эра», «Петроградский листок», «Эхо», «Вечернее слово», где выступает с политическими статьями «Пророчество», «Сенсация», «У могилы» (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), «Памятники» и т. д. В этих статьях сказывается противоречивая позиция писателя.

Стечение случайных обстоятельств приводит Куприна в 1919 году в стан эмиграции. В эмиграции он пишет роман «Жанет». Этот период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман «Юнкера».

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

 

Date: 2016-07-05; view: 2849; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию