Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным
Политика Грозного была направлена на укрепление самодержавия, ущемление интересов бояр, что вызывало отпор со стороны бояр. Эту борьбу между царем и боярами отразила переписка Грозного с Курбским. После неудачного сражения в ливонской войне, Курбский бежал в Вольмар и послал свое первое послание Грозному. Оно было рассчитано на широкий круг читателей и ставило цель обличить самодержавную политику царя. Курбский выступает в роли прокурора, который предъявляет обвинения царю от имени «погибших без правды» бояр, которые являются опорой гос-ва. Курбский обвиняет царя в злоупотреблении властью, стремился к ослаблению власти царя, считал необходимым разделение власти между царем и боярами. Также Курбский перечисляет Грозному все те горести, которые он лично потерпел от царя. Так, Переписка – яркий пример того, как незаурядное писательское дарование Грозного сочетается с противоречивым, сложным и болезненным характером царя.
Вопрос № 19 «Повесть о Петре и Февронии» Повесть создана в середине 16 века писателем – публицистом Ермолаем - Еразмом на основе муромских устных преданий. Герои повести – исторические лица: Петр и Феврония действительно княжили в Муроме и умерли 1228. Но историчны в повести только имена, вокруг которых было создано множество легенд,. Так, считается, что в повести объединены два народно-поэтических сюжета: сказки о мудрой деве и об огненном змее. Сюжет: Экспозиция. «Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муром» — так просто начинается повесть. В граде этом, как рассказывают, говорит повествователь, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастий, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она буде и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча». Брат Павла, Петр, решает убить змия, но не ведает, где ему достать Агриков меч. Он находит этот меч в одной из своих поездок для уединенной молитвы в загородном храме в алтаре между «керамидами», то есть керамическими плитками, обычно закрывавшими погребения. Удостоверившись, что в храмине у жены Павла сидит не Павел, а змий, принявший облик Павла, Петр ударяет его Агриковым мечом. К змию возвращается его подлинный облик, и он «трепеща» умирает, обрызгав Петра своею кровью. От этой крови Петр покрывается струпьями. Болезнь его невозможно вылечить. Страшная болезнь Петра служит завязкой второй части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Феврония — «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления её большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Её любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем её мудрость — не только свойство её ума, но в такой же мере — её чувства и воли. Между её чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» её образа. Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра. Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стали просить у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий фоб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил её умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая р третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула иглу в покрывало, обвертела о неё нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним вместе. Эпилог. После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать. Центральная героиня – Ферония, крестьянская дочь, дочь «древолазца». Главная героиня необычна. Она стала княгиней не по воле небесного помысла а благодаря положит кач-вам хар-ра. Она очень умная. Хар-р главной героини дан весьма многогранно. Дочь крестьянина исполнена чувством собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает нежным и чутким сердцем, способна неизменной верностью любить и бороться за свою любовь. Феврония умирает одновременно с мужем, ибо не мыслит жизни без него. Ее образ полностью заслоняет образ князя Петра. Только в начале Петр – герой. Заступающийся за поруганную честь брата и его жены. Он одерживает победу над змеем, но на этом его активная деятельность заканчивается. Важное место в повести занимает тема социального неравенства. Не так то просто князю жениться на крестьянке. Также повесть резко осуждает своеволие бояр, которые не желают, чтобы крестьянка Феврония господствовала над их женами. Характерная особенность Повести– отражение в ней некоторых особенностей крестьянского и княжеского быта: описание крестьянской избы, поведение Ф за обедом. Это внимание к быту и частной жизни человека было новым и необычным явлением в лит-ре. Ореолом святости окружается отнюдь не аскетическая монашеская жизнь, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое управление своим княжеством. Так, Повесть перекликается со Словом о житии Дмитрия Ивановича и предвосхищает появление Повести о Ульянии Лазаревской (Осоргиной). По мнению Р.П. Дмитриевой, повесть состоит из 4 новелл, объединенных трехчленной композицией и идеей всемогущества любви. Повесть не связана с историческими событиями, а отражает возросший интерес общества к личной жизни человека. Жанр Повести не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Умение автора обобщать и описывать различные явления жизни, наличие поэтического вымысла позволяют рассматривать Повесть как начальную стадию развития жанра СВЕТСКОЙ БЫТОВОЙ ПОВЕСТИ. Таким образом, «Повесть о Петре и Февронии» - одно из оригинальнейших высокохудожественных произведений древнерусской лит-ры, ставивших острые политические, социальные и морально- этические проблемы на первый план. Повесть о П и Ф – истинный гимн русской женщине, ее уму и самоотверженной любви. № 20 «Повесть об Ульянии Лазаревской» В 17 веке литра развивается не очень активно. Существуют два периода в литературе: Смутное время и период трансформации древнерусской литры в литру нового времени. Написанное в начале 17 века трудно назвать литрой, тогда оч популярны грамоты и послания. Очевидного развития литры почти нет. Что касается новшеств, повести заменяются публицистикой, а житие эволюционирует!!! Примером нового типа жития как раз и является «Житие Ульянии Осоргиной» (Житие Юлиании Лазаревской, Повесть об Ульянии Лазаревской) «Повесть об Ульянии Лазаревской» - первая в древнерусской литре биография женщины – дворянки (в то время дворянка - это не высший слой об-ва, скорее средний класс). Главные особенности произв: 1. Житие пишет родственник святого (в данном случае сын) 2. Нарушается средневековый принцип историзма. В произведении должны передаваться важнейшие исторические события, герои – крупные деятели, а никак не простая замужняя женщина с детьми. 3. Повесть – яркий показатель того, что литра становится ближе к читателю. Написана сыном Ульянии Дружиной в начале 17 века. Второй уровень анонимности, об авторе известно мало. Сыну хорошо знакомы факты биографии героини, ее личные качества, ему дорог ее нравственный облик. Положительный характер русской женщины раскрывается в обыденной обстановке богатой дворянской усадьбы. На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. После замужества на плечи Ульянии ложится ведение сложного домашнего хозяйства. Женщина тянет на себе дом, угождает свекру, свекрови, золовке, следит за работой холопов, сама улаживает социальные конфликты в семье и между дворней и господами. Так, один из внезапных бунтов дворовых приводит к гибели ее старшего сына, но Ульяния безропотно переносит все невзгоды, которые выпадают на ее долю. Повесть правдиво и точно изображает положение замужней женщины в большой семье, ее бесправие и обязанности. Ведение хоз-ва поглощает Ульянию, она не успевае ходить в церковь, но тем не менее она «святая». Так повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни и служения людям. Ульяния помогает голодающим, ухаживает за больными во время «мора», творя «милостыню безмерну». Повесть об Ульянии Лазаревской создает образ энергичной, умной русской женщины, образцовой хозяйки и жены, с терпением и покорностью переносящей все испытания. Которые выпадают на ее долю. Так Дружина изображает в повести не только реальные черты характера своей матери, а рисует общий идеальный облик русской женщины таким, каким он представлялся русскому дворянину начала 17 века. В жизнеописании Дружина не отходит полностью от агиографической традиции. Так Ульяния проиходит от «боголюбивых» родителей, она выросла в «благоверии» и «от младых ногтей бога возлюби». В характере Ульянии прослеживаются присущие истинной христианке черты – скромность, кротость, смирение, терпимость и щедрость («милостыню безмерну творя». Как подобает христианским подвижникам, Ульяниия хоть и не уходит в монастырь, но под старость предается аскезе: отказывается от плотского «совокупления с мужем», ходит зимой без теплой одежды. Как и подобает святой, Юлиания предчувствует кончину и благочестиво умирает, позже ее тело творит чудеса. № 21 «Повесть о Тверском Отроче монастыре» 17 век. Историческая повесть постепенно превращается в любовно – приключенческую новеллу, что можно с легкостью проследить в Повести о Тверском Отроче монастыре. ДС Лихачев в избранных работах подробно изучал это интереснейшее произведение, поэтому опираться мы будем на его мнение. «Повесть о Тверском Отроче монастыре», несомненно сложенная в XVII в., рассказывает о довольно обычной житейской драме: невеста одного выходит замуж за другого. Конфликт обостряется, оттого что оба героя повести — и бывший жених, и будущий супруг — связаны между собой дружбой и феодальными отношениями: первый — слуга, «отрок» второго. Замечательную особенность повести составляет то, что она не строится на обычном для средневековых сюжетов конфликте добра со злом. В «Повести о Тверском Отроче монастыре» нет ни злых персонажей, ни злого начала вообще. В ней отсутствует даже социальный конфликт: действие происходит как бы в идеальной стране, где существуют добрые отношения между князем и его подчиненными. Крестьяне, бояре и их жены строго выполняют указания князя, радуются его женитьбе, с радостью встречают его молодую жену — простую крестьянку. Они выходят к ней навстречу с детьми и приношениями, изумляются ее красоте. Все люди в этой повести молоды и красивы. Несколько раз настойчиво говорится о красоте героини повести — Ксении. Она благочестива и кротка, смиренна и весела, имеет «разум велик зело и хождаше во всех заповедях господних». Отрок Григорий, жених Ксении, так же молод и красив (несколько раз в повести упоминается о его дорогих одеждах). Он всегда «предстоял перед князем», был им «любим зело» и верен ему во всем. Не меньших похвал удостаивается и молодой великий князь Ярослав Ярославич. Все они ведут себя так, как полагается, отличаются благочестием и разумом. Идеально ведут себя и родители Ксении. Никто из действующих лиц не совершил ни одной ошибки. Мало того, все действуют по предначертанному. Отрок и князь видят видения, выполняют волю, явленную им в этих видениях и знамениях. Мало того, сама Ксения предвидит то, что с ней должно случиться. Она осиянна не только светлою красотой, но и светлым предвидением будущего. И тем не менее конфликт налицо — конфликт острый, трагичный, заставляющий страдать всех действующих лиц повести, а одного из них, отрока Григория, уйти в леса и основать там монастырь. Это происходит потому, что впервые в русской литературе конфликт перенесен из сферы мировой борьбы зла с добром в самую суть человеческой природы.Двое любят одну и ту же героиню, и ни один из них не виновен в своем чувстве. Виновата ли Ксения в том, что предпочла одного другому? Конечно, она ни в чем не виновата, но в оправдание ее автору приходится прибегать к типично средневековому приему: Ксения следует божественной воле. Она послушно выполняет то, что ей предначертано и чего она не может не сделать. Этим самым автор как бы освобождает ее от тяжести ответственности за принимаемые ею решения; в сущности, она ничего не решает и не изменяет Григорию; она только следует явленному ей сверху. Разумеется, это вмешательство сверху ослабляет земной, чисто человеческий характер конфликта, но об этом вмешательстве рассказывается в повести в высшей степени тактично. Вмешательство судьбы не имеет церковного характера. Нигде не говорится о видениях Ксении, о ее вещих снах, слышанном ею голосе или о чем-либо подобном. У Ксении дар прозорливости, но эта прозорливость имеет не церковный, а вполне фольклорный характер. Она знает то, что должно совершиться, а почему знает — об этом читателю не сообщается. Она знает так, как знает будущее мудрый человек. Ксения — «мудрая дева», персонаж, хорошо известный в русском фольклоре и отразившийся в древнерусской литературе: вспомним деву Февронию в «Повести о Петре и Февронии Муромских» XVI в. Но, в противоположность сказочному развитию сюжета, в «Повести о Тверском Отроче монастыре» все перенесено в более «человеческий план». Повесть еще далека от погружения в быт, но она уже развивается в сфере обычных человеческих отношений. Сам сюжет: основание Тверского Отроче монастыря. Когда выясняется, что Ксения отдана другому, князю Ярославу Ярославовичу, Григорий переодевается в крестьянское платье и уходит в лес, где «хижу себе постави и часовню». Основная причина того, что Григорий решает основать монастырь, - не благочестивое стремление посвятить себя богу, а неразделенная любовь. «Повесть о Тверском Отроче монастыре» имеет черты эпического сюжета. С переводным рыцарским романом ее сближает любовная тема; как и в «Бове», мы встречаем здесь классический любовный треугольник и не поддающиеся читательскому предвидению перипетии внутри этого треугольника. Григорий взамен утраченной земной любви получает любовь небесную. Однако это предпочтение вынужденное — ив изображении этой вынужденности, может быть, с наибольшей силой отразились новые веяния в оригинальной беллетристике XVII в. Судьба неизбывна, но она сулила князю любовь счастливую, а Григорию — несчастную. Отроку нечего больше ждать в этом мире; монастырь он должен построить лишь для того, чтобы угодить господу и стать «блаженным».Таким образом, на лестнице христианских моральных ценностей плотская, земная любовь оказывается на одну ступеньку выше — вывод, по-видимому, не предусмотренный автором. Date: 2016-07-05; view: 359; Нарушение авторских прав |