Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Период расцвета Киевской Руси. 1113г Нестор. (3-й тип анонимности)
Основная задача: показать, что Россия могучее государство. 2 типа текста: 1. Погодные записки. Основное из каждого года. 2. Летописные рассказы. Формирование летописи: «Повесть временных лет» создается в период, когда Киевская Русь испытывает на себе наиболее сильные удары степных кочевников - половцев, когда перед древнерусским обществом встал вопрос о сплочении всех сил для борьбы со степью, с «полем» за землю Русскую. Общая информация: в центре внимания летописца конкретное событие (смерть князя, рождение детей, строительная деятельность князя, церковные дела (борис и глеб)), летопись связана с фольклором, эпически повествовательный стиль, язык широко отражает разговорную речь своего времени. Изображен идеал князя правителя, он неотделим от общих патриотических идей летописи. Идеальный правитель – живое воплощение любви к родине, все его поступки на благо родины и народа, князь не принадлежит самому себе, он в первую очередь исторический деятель. Лихачев отмечает, что князь всегда официален, бесстрашен, а так же кроткий и смирный. Если деятельность князя направлена на благо родины, летописец его прославляет, наделяя лучшими качествами, если наоборот, то летописец приписывает ему все отрицательные черты, даже которых не было. Это произведение многих авторов-летописцев. Последний из них, Нестор, придал Начальной летописи художественную и идейную законченность и дал ей название. ПВЛ сыграла важную роль в развитие областных летописей, создания летописных сводов. В литературе 18-19 веков это источник поэтических сюжетов и образов. Например, «Песня о вещем Олеге» Пушкин, «Думы» Рылеева, Сумароков обращался к событиям русской национальной истории. №5 Монументальный историзм. Исторический – изображаются события и герои Монументализм – масштаб значимых событий. Главное: события, описываемое в рассказе, должно быть исторически значимым. Главные герои князья или священнослужители. Суть рассказа – в том, как князь победил врага, основал город, построил церковь/собор/монастырь. Основная задача всех рассказов показать значение руси на международной арене. Возникает явление «панорамное зрение» (Д.С. Лихачев) – живая картина всего происходящего, широкое художественное пространство, герои перемещаются. Пространство масштабно, время ускорено. Стиль монументального средневекового историзма, тесно связанный с феодальным устройством общества, с рыцарскими представлениями о чести, правах и долге феодала, о его патриотических обязанностях и т. д. Стиль этот развивается главным образом в летописях, в воинских повестях, в повестях о княжеских преступлениях, но пронизывает собой и другие жанры. Он более отчетлив в летописях, составлявшихся по указаниям князей, чем в летописях епископских, монастырских и городских в светских произведениях. Характеристики людей, характеристики людских отношений и идейно-художественный строй летописи составляют неразрывное целое. Они подчиняются одним и тем же принципам феодального миропонимания, обусловлены классовой сущностью мировоззрения летописца. Вопрос № 6 «Житие Феодосия Печерского» Написано Нестором. Феодосии — монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, п освятивший свою жизнь не только нравственному совершенствованию своей души, но и воспитанию монастырской братии и мирян, в том числе и князей. Феодосий родился в очень благочестивой семье, для матери сын – основа всего, опора, помощник, наследник состояния. Но Феодосий ходит в отрепьях, не желает помогать по хозяйству, хочет уйти в монастырь. Мать чинит все возможные препятствия отроку, чтобы помешать ему осуществить свое намерение—стать монахом. Аскетический христианский идеал, к которому стремится Феодосии, сталкивается с враждебным отношением общества и материнской любовью к сыну. Гиперболически изображает Нестор гнев и ярость любящей матери, избивающей непокорного отрока до изнеможения, накладывающей на его ноги железа. Столкновение с матерью завершается победой Феодосия, торжеством небесной любви над земной. Мать смиряется с поступком сына и сама становится монахиней, чтобы только видеть его. Житие имеет характерную трехчастную композиционную структуру: авторское вступление-предисловие, центральная часть—повествование о деяниях героя и заключение. Основу повествовательной части составляет эпизод, связанный с деяниями не только главного героя, но и его сподвижников (Варлаама, Исайи, Ефрема, Никона Великого, Стефана). Факты Нестор черпает из устных источников, рассказов «древьних отец», келаря монастыря Федора, чернеца Илариона, «повозника», «некоего человека». В истинности этих рассказов Нестор не сомневается. Литературно обрабатывая их, располагая «по ряду», он подчиняет все повествование единой задаче «похваления» Феодосия, который «собою вьсемь образ дая». Текст делится на: основные фрагменты (пресное описание поступка, авторская хар-ка, прямая речь Феодосия) и дополнительные фрагменты (сопоставление Ф с некоторыми героями, противопоставление кому-то, изложение причин того или иного явления). «Житие Феодосия Печерского» содержит богатый материал, позволяющий судить о монастырском быте, хозяйстве, характере взаимоотношений игумена и князя. Тесно связаны с монастырским бытом и демонологические мотивы жития, напоминающие народные былинки. «Житие Феодосия Печерского» можно определить как житийную повесть, состоящую из отдельных эпизодов, объединенных главным героем и автором-повествователем в единое целое. Оно отличается от византийских произведений своим историзмом, патриотическим пафосом и отражением особенностей политической и монастырской жизни XI в. В дальнейшем развитии древнерусской агиографии оно служило образцом при создании преподобнических житий Авраамия Смоленского, Сергия Радонежского.
№ 7 «Сказание о Борисе и Глебе» Сказание анонимно, является образцом древнерусского княжеского жития, создано в конце 11 – начале 12 века. В основу «Сказания» положен исторический факт убийства Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015 г. Автор «Сказания» сохраняет историческую конкретность, подробно излагая все перипетии, связанные со злодейским убийством Бориса и Глеба. Как и летопись, «Сказание» резко осуждает убийцу — «окаянного» Святополка и выступает против братоубийственных раздоров, отстаивая патриотическую идею единства «Русской великой страны». Сказание несет важную политическую идею родового старшинства в системе княжеского наследия. «Сказание» подчинено задаче укрепления феодального правопорядка, прославлению вассальной верности: Борис и Глеб не могут нарушить верности по отношению к старшему брату, который заменяет им отца. Борис отказывается от предложения своих дружинников силой захватить Киев. Глеб, предупрежденный сестрой Предславой о готовящемся убийстве, добровольно идет на смерть. Также прославляется подвиг вассальной верности слуги Бориса — отрока Георгия, который своим телом прикрывает князя. «Сказание» не следует традиционной композиционной схеме жития, обычно описывавшего всю жизнь подвижника — от его рождения до смерти. Оно излагает лишь один эпизод из жизни своих героев — их злодейское убийство. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают «мученический венец». Прославление этого христианского подвига выдержано в манере агиографической литературы. Автор уснащает повествование обильными монологами — плачами героев, их молитвословиями, которые служат средством выражения их благочестивых чувств. Монологи Бориса и Глеба не лишены образности, драматизма и лиризма. Таков, например, плач Бориса по умершему отцу. В этом монологе использованы риторические вопросы и восклицания, характерные для церковной ораторской прозы, и в то же время отразилась образность народного плача, что придает ему определенную лирическую тональность, позволяет ярче выразить чувство сыновней скорби. Благочестивые размышления, молитвы, плачи, которые вкладываются в уста Бориса и Глеба, служат средством раскрытия внутреннего мира героев, их психологического настроя. Борис и Глеб окружаются в «Сказании» ореолом святости. Этой цели служит не только возвеличение и прославление христианских черт их характера, но и широкое использование религиозной фантастики в описании посмертных чудес. Этот типичный прием агиографической литературы автор «Сказания» применяет в заключительной части повествования. Этой же цели служит и похвала, которой заканчивается «Сказани е». В похвале автор использует традиционные библейские сравнения, молитвенные обращения, прибегает к цитатам из книг «священного писания». Героям христианской добродетели, идеальным князьям мученикам в «Сказании» противопоставлен отрицательный персонаж — «окаянный» Святополк. Он одержим завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к своим братьям. Причину этих отрицательных качеств Святополка автор «Сказания» видит в его происхождении: мать его была черницей, затем расстрижена и взята в жены Ярополком; после убийства Ярополка Владимиром она стала женой последнего, и Святополк произошел от двух отцов. Характеристика Святополка дана по принципу антитезы с характеристиками Бориса и Глеба. Он является носителем всех отрицательных человеческих качеств. При его изображении автор не жалеет черных красок. Святополк «окаянный», «треклятый», «второй Каин», мысли которого уловлены дьяволом, у него «прескверные уста», «злый глас». За совершенное преступление Святополк несет достойное наказание. Разбитый Ярославом, в паническом страхе бежит он с поля боя,от могилы Святополка, которая есть «и до сего дъне », «исходить... смрад зълыи на показание чловеком».Святополк противопоставляется не только «земным ангелам» и «небесным человекам» Борису и Глебу, но и идеальному земному правителю Ярославу, отомстившему за гибель братьев. Автор «Сказания» подчеркивает благочестие Ярослава, вкладывая в его уста молитву, якобы произнесенную князем перед боем со Святополком. Кроме того, битва со Святополком происходит на том самом месте, на реке Альте, где был убит Борис, и этот факт приобретает символическое значение. С победой Ярослава «Сказание» связывает прекращение крамолы («И оттоле крамола преста в Русьстей земли»), что подчеркивало его политическую злободневность. Драматизм повествования, эмоциональность стиля изложения, политическая злободневность «Сказания» делали его весьма популярным в древнерусской письменности (оно дошло до нас в 170 списках). № 8 «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Общая научная информация: Слово – это ораторский жанр. Ораторский жанр делится на торжественное красноречие (эпидиктическое красноречие/Южное) и Учительское красноречие (дидактическое/Северное красноречие) Торжественное красноречие посвящено доказательству какого-либо богословского тезиса, ориентировано на узкий круг образованных людей. Учительское красноречие посвящено доказательству богословского тезиса, ориентировано на самых малообразованных людей. Основной жанр поучение. Слово о Законе и Благодати - это пример торжественного красноречия. Потому что в нем присутствуют эпитеты, параллелизмы и глагольные рифмы, что является основным признаком торжественного красноречия. Один из древнейших памятников древнерусской литературы, созданный за несколько десятилетий до «Повести временных лет». Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века «Слово» делится на две отдельные части. В первой показано превосходство благодати Нового Завета над заповедями Ветхого. Илларион пересказывает ветхозаветную историю Агари, служанки Авраама, и его жены Сарры, приравнивая Исаака («свободного сына свободной матери») к последователям христианства, а Измаила («сына рабыни») — к иудеям, язычеству. Иларион подчеркивает, что Закон появился до благодати так же, как Измаил родился до Исаака, и далее объясняет, что Евангелие распространится по всей земле, в то время как «озеро Закона пересохло». Вторая часть представляет собой высокопарный панегирик (похвальное слово) Владимиру, великому князю Киевскому и крестителю Руси, написанный, вероятно, с целью представления Владимира кандидатом на канонизацию. Закон – это Ветхий завет (правила по которым жили люди, но они устарели) Благодать – Новый завет (новые правила, появившиеггся с приходом христианства) В произведение сравнивается Ветхий и Новый заветы. Закон – язычество, Благодать – христианство. Date: 2016-07-05; view: 309; Нарушение авторских прав |