Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины проявления в офисной жизни





Не отрицая нашей общей славянской исторической памяти на сакральный язык, интересно понять и проанализировать причины, по которым язык этот столь часто стал проявляться не только в нашем быту, но и перешагнул пороги офисов.

 

1. Мат как привилегия лидера

Мало кто из руководителей признается в том, что мат в собственном кабинете или офисе - абсолютно неприемлемая для него вещь. Не так давно Рунет обошла запись производственного совещания в одном из подразделений «Северстали». Запись явно была выложена для демонстрации несомненного таланта ведущего совещание в умении владеть «великим и могучим», так как почти двухминутный ролик содержал не более 20 слов русского литературного языка.

Не будем подозревать человека, достигшего определенного управленческого уровня в полной безграмотности и отсутствии образования. Но то, что для совещания с подчиненными выбор пал на ненормативную лексику, в том числе говорит и о том, что так данный руководитель демонстрировал и подтверждал свою ведущую, лидерскую позицию.

 

2. Мат как часть корпоративной культуры организации

Термин «корпоративная культура» или ее еще иногда называют организационной, стал очень популярен за последние 15 лет. В классическом определении он означает наличие ценностей, которые организация заявляет основой своей деятельности и существование эталонов соответствующего ценностям поведения и действий персонала. Как правило, миссия и ценности организации прописываются в соответствующих организационно-распорядительных документах. В последнее время во многих организациях так же стал прописываться и дресс-код внешнего вида сотрудников. Иногда в офисах существует некий свод рекомендаций, касающийся общения с клиентами. К сожалению, языковые правила, действующие внутри коллектива сотрудников, такой регламентации не подлежат.

Однако невозможно себе представить офисную жизнь без общения коллег между собой. Само понятие «взаимодействие» состоит из двух составляющих: коммуникативной (общение, обмен информацией) и интерактивной (совместные действия). Совместные действия, как правило, четко оговариваются должностными инструкциями и функциональными обязанностями. А вот общение пущено на самотек. С одной стороны, устанавливать правила на то, что является нашим вторым дыханием - речь - нерационально и кажется бессмысленным. С другой - именно она наравне с принятой манерой общения становится настоящим лицом организации.

В рамках рассматриваемой причины употребления ненормативной лексики в офисах, автор рискнет высказать одно предположение. Дело в том, что проповедуемая на протяжении многих лет идеология уважения к человеку - идеология в большей степени декларируемая. В обществе всегда существовало две стороны: государство и народ, производитель и потребитель, продавец и покупатель. И то, что было нормально и позволено одним, часто не допускалось даже знать другим. Отсюда, как следствие, конфронтация двух сторон, каждая из которых защищает свои интересы. Ушло вперед время, изменились бизнес-процессы, предприятия и организации стали активно внедрять так называемую клиент-ориентированную модель ведения бизнеса. Однако, внутренние установки, как руководящего звена, так и линейных менеджеров и исполнителей не изменились. Думаю, каждому знакома ситуация, когда общение в офисе идет на одном языке, но стоит войти клиенту, язык тут же меняется, переходя от мата на литературный. Данный факт лишь подтверждает высказанную ранее мысль, что использование ненормативной лексики издавна было неким доверительным кодом сообщества. Ругаешься, значит - свой. С чужим ругаться нельзя! Согласитесь, при такой установке все красивые теории о клиент-ориентированности просто не могут претвориться в практические результаты.

 

3. Мат как часть внутренней социализации новичков

Вернемся к определению корпоративной культуры. Она не только несет в себе заявляемые ценности организации, но и должна разделяться всеми членами организации. Именно разделенная всеми, она становится ведущей силой каждого и организации в целом. Каждому эйчару известна схема адаптации новичка. Его знакомят с внутренним распорядком, с местонахождением необходимых служб, сообщают о принятых нормах писаных и неписаных, в том числе - нормах языка. Придя в подразделение, новый сотрудник окунается не только в работу и действующую систему отношений, но и языковую среду офиса. И часто именно она дает ему представление о том, куда же он попал. И обратите внимание, если в офисе практикуется ненормативный русский, то на нем с новичком начнут разговаривать лишь тогда, когда тот будет принят коллективом.

 

4. Мат как часть мужского шовинизма

Мы уже говорили о том, что мат издавна являлся языком мужчин, и женщина не только не имела права его использовать, она не имела права жить, лишь услышав его. Давайте рассмотрим действие мата на женщину со стороны подсознательного психологического влияния. Матерные выражения касаются половых органов и процесса оплодотворения, то есть секса. А в обществе нормальным и одобряемым считается секс добровольный. Выбирая себе сексуального партнера, женщина руководствуется своими личными симпатиями и половым влечением. Что происходит на подсознательном уровне в случае употребления мата в офисе сотрудником-мужчиной в сторону сотрудницы-женщины? Чужой мужчина, которого женщина не выбирала себе в сексуальные партнеры, словами навязывает ей секс. Навязанный, недобровольный секс - это же изнасилование! Именно психологическое изнасилование совершается при употреблении в присутствии женщин ненормативной лексики. Именно поэтому, не утруждая себя филологическими и психологическими изысканиями, большинство женщин чувствуют внутренний дискомфорт в присутствии ругающихся матом.

А что же может руководить мужчиной, использующим мат в разговоре с кол-легой-женщиной? На подсознательном уровне опять же, - ощущение своего более высокого по сравнению с женщиной статуса и желание этот статус подтвердить.

 

5. Мат как словесное «тонизирующее»

Здесь уместно обратиться к рассказу Леонида Китаева-Смыка - психофизиолога, врача, члена Всемирной экологической академии, на протяжении 40 лет занимающегося проблемой стресса и мата как его составляющей, который проводил исследования воздействия мата на психо-физическое состояние человека. Ученый приводит такой факт: в 2000 году из многодневного боя в Аргунском ущелье (Чечня) была выведена рота российских военнослужащих. Состояние бойцов было тяжелым: грязные, голодные, злые, уставшие до изнеможения, они находились в крайней степени уныния. Офицерский состав службы воспитательной работы устроил для солдат импровизированный концерт: бригада песенников 15 минут исполняла на все лады матерные частушки. Веселый беззаботный смех преобразил ребят: их лица порозовели, глазам вернулась ясность, восстановилась боеспособность. По признанию офицеров, они на практике выяснили, что подобные концерты имеют мощный рекреативный эффект для боевого состава.

А что же мат в офисе? Приведем выводы исследований профессора менеджмента университета Норвич (Великобритания) Йехуда Баруха: «Мат позволяет снять стресс, преодолеть усталость и эффективно найти решение в кризисной или конфликтной ситуации. Кроме того, употребление неприличных терминов также ставит работников компании на один уровень, что заметно усиливает солидарность коллектива».

 

6. Мат как эмоциональный «унитаз»

Журнал Psychologies провел на своем официальном сайте опрос. Посетителям предлагалось ответить на вопрос, в каких случаях они употребляют ненормативную лексику. Наибольшее число респондентов - 37 % от общего числа опрошенных - признались, что используют ее в случае недовольства чем-то или кем-то. Эти данные подтверждаются и другим опросом, проведенным крупным российским тематическим ресурсом Rabota.ru: основной причиной использования ненормативной лексики в рабочем пространстве является недовольство коллегами или сложившейся рабочей ситуацией.

Так как относится к использованию ненормативной лексики в офисе? Благо она или зло? Думается, что для этого надо точно представлять себе последствия такого использования.

 

Date: 2016-07-05; view: 188; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию