Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бронзовый век Татарстана





Наиболее ранние памятники эпохи бронзы в Татарстане относятся к балановской культуре, названной так по имени Балановского могильника, исследованного на границе Чувашиии и Татарстана. Сама балановская культура представляет собой крайне северо-восточную часть обширной историко-культурной общности индо-европейских племен, далеких предков более поздних славянских, балтских и древнегерманских племен. На рассматриваемой территории эта культура представлена в основном отдельными находками каменных и бронзовых топоров, небольшими местонахождениями и разрозненными погребениями в районе с. Красновидово, у с. Козловка Буинского района и т. п.,

Родственниками абашевцев были срубные племена, в массе заселившие южные и центральные районы современной территории Татарстана в середине и особенно 3-й четверти 11 тысячелетия до н. э. Сама культура была еще в начале века выделена известным русским археологом В.А.Городцовым по одной характерной особенности погребального обряда. В ряде случаев могильные ямы под курганами обкладывались деревянными срубами. Памятники этой очень обширной культуры, представленные не только курганными могильниками, но и поселениями с остатками крученых жилищ, в Татарстане известны от бассейна Свияги на западе до Ика на востоке, не только в Предволжье, но и в Закамье. Поселения в большинстве случаев изучены в размыве берегов Волги и левобережья Камы.

В восточных районах республики памятники срубной культуры имеют своеобразный налет приуральской абашевской культуры. Особенно ярко это проявляется в таком смешанном памятнике, как Такталачукский могильник, где Е.П.Казаковым было исследовано около 60 погребений, содержавших не только посуду абашевско-срубного типа, но и металлические изделия, в том числе бронзовый втульчатый наконечник копья, ножи, кинжалы,

Абашевская культурно-историческая общность преимущественно скотоводческого населения сложилась в средине II тыс. до н. э. в лесостепной зоне Восточной Европы. Памятники абашевской культуры, названной так казанским археологом В.Ф.Смолиным по с.Абашево в Чувашии, где впервые были изучены подкурганные захоронения этой культуры. На территории Татарстана такие же курганы, датированные в основном серединой II - I т. до н.э., выявлены и изучены пока лишь в Предволжье у сел Васюково и Карашам Зеленодольского, Юлдуз Верхнеуслонского и Победа Апастовского районов. При раскопках таких курганов обычно выявляются одиночные захоронения в неглубоких ямах, сопровождающиеся округлодонными лепными сосудами и нередко многочисленными медными и серебряными мелкими украшениями.

В конце П тыс. до н. э. влияние пришлого срубного и абашевского населения на местные народы значительно ослабело. Это нашло отражение в значительном увеличении количества поселений потомков волосовской культуры. Культуру данного населения археологии Н.Ф. Калинин и А.Х. Халиков выделили в самостоятельную, назвав ее приказанской.

Она представлена поселениями, могильниками и отдельными находками. При раскопках поселений зафиксированы остатки жилищ-землянок и полуземлянок, хозяйственных построек, жертвенники и другие сооружения. В вещевом материале большое количество каменных орудий труда и охоты (тесел, топоров, скребков, наконечников стрел и т.д.). Зафиксированы также бронзовые изделия (ножи, стрелы, топоры и т.д.) и керамика.

Носители приказанской культуры знали земледелие, скотоводство, занимались также охотой, рыбной ловлей и собирательством. Позднейшие приказанские племена (маклашеевского этапа) приняли активное участие в формировании ананьинской культуры.

Самобытность памятников маклашеевского типа заставило в последнее время археологов отнести их к пришлому населению.

Бронзовый век –это эпоха больших контрастов в жизни многих племен различных континентов. Если на юге в это время возникли первые очаги человеческой цивилизации – рабовладельческие государства в Египте, Греции, на Ближнем Востоке, в Китае и в Индии с высокой античной и восточной культурой, то в северной части Евразии, в том числе и в наших краях, господствовал первобытнообщинный строй.

В эпоху бронзы люди жили почти на всей основной территории нынешнего Татарстана. Южнее Камы обитали племена срубной культуры – самой большой археологической культуры первобытной Восточной Европы. Южные границы этой культуры доходили почти до Каспийского и Черного морей (культура названа по наличию деревянных срубов в могилах этих племен). Западные районы в правобережье Волги и в бассейне Свияги занимали племена абашевской, а до них – балановской культур; их названия взяты условно от одноименных сел в Чувашии, возле которых исследованы наиболее значительные археологические памятники. А к северу от Камы жили племена приказанской культуры. (Первые поселения этих племен были найдены в окрестностях Казани.)

Эпоха бронзы длилась сравнительно недолго, только II тысячелетие до н.э. Употребление изделий из металла явилось дальнейшим стимулом для развития цветной металлургии, изготовления золотых и серебряных украшений, которые, естественно, имели гораздо большую ценность, чем медь и бронза. Вскоре, в начале I тысячелетия до н. э., появились первые железные изделия и довольно быстро вытеснили бронзовые. Превосходство железных орудий труда и оружия над бронзовыми бесспорно, ибо железо тверже бронзы и его значительно больше в природе. Да и добывать железо гораздо легче, ибо для него не нужно дополнительное исходное сырье, к тому же такое редкое, как олово.

Железные орудия труда давали человеку большие возможности, позволяли быстрее и лучше обрабатывать землю, увеличивая ее площадь. Если люди раньше жили на открытых стоянках, то теперь они начали возводить высокие земляные валы и окружать ими свои поселения. Появились первые укрепления – зачатки будущих городов, или, как их называют в археологии,– городища. Городище периода раннего железного века – это остатки родового убежища, в котором скрывались люди из ближайшего поселения в случае военной опасности, или же само поселение, обнесенное земляными валами и рвами. Для более позднего времени, средневековья, понятие городища гораздо шире – это уже места бывших городов или их кремлей, феодальных замков и военных крепостей на важнейших военно-стратегических и торговых путях и на пограничных зонах. Для родовых городищ-убежищ и средневековых военных крепостей характерно расположение на высоких берегах рек и оврагов.

Разложение родового строя.

Тот первобытный родовой строй, который существовал на заре человеческой цивилизации, устарел. Развитие земледелия и животноводства, использование железных орудий труда и оружия привели к тому, что мужчина стал играть главную роль в обществе. Изжил свой век матриархат, установился отцовский род – патриархат (древнегреческое “патер” – отец).

По мере совершенствования металлических орудий производительность труда стала намного выше. Постепенно люди стали получать продуктов больше, чем было необходимо для потребления. Появились излишки этих продуктов и других жизненно важных вещей, которые стали постепенно присваивать себе старейшины племен. Иными словами, возникли первые признаки социального неравенства. Подходил к концу “первобытный коммунизм”.

Ранний железный век, охвативший I тысячелетие до н. э., на территории современного Татарстана и в прилегающих районах представлен несколькими большими и широко известными археологическими культурами. В VIII–III веках до н. э. на значительной территории Среднего Поволжья и Прикамья обитали племена ананьинской культуры (названа от с. Ананьино Елабужского района, возле которого еще в прошлом веке исследован богатый памятник этой культуры). Период ананьинской культуры – это время установления внешних связей Среднего Поволжья со многими отдаленными племенами и народами вплоть до античного мира.

Одним из доказательств связей нашего региона с южным греко-скифским миром этого периода является весьма ценная, уникальная для Среднего Поволжья находка бронзовых зеркал VI века до н. э., т. е. 2500-летней давности, обнаруженная в последние годы в бассейне Казанки, возле остатков Старой Казани. В сущности, это два зеркала, одно из которых, наиболее ценное, имеет ручку, сделанную в т. н. “зверином стиле” в виде головы барана. Вполне возможно, что эти зеркала по какой-то причине оставлены на торговом пути между Северным Причерноморьем и Южным Уралом. Этот путь известен по описанию древнегреческого ученого, “отца истории” Геродота и проходил он через Среднее Поволжье. Кстати, по сообщению того же Геродота, историческое название ананьинцев было тиссагеты. Это первое историческое имя первобытных племен Среднего Поволжья.

Ананьинскую культуру сменила пьяноборская (II век до н. э.–III век н. э.), названная по могильнику у села Пьяный Бор, ныне Красный Бор, на Каме.

Принято считать, что и ананьинцы, и пьяноборцы–это далекие предки некоторых современных финно-угорских народов, например, удмуртов и коми-пермяков.

Последним большим союзом племен периода разложения первобытнообщинного строя на территории Татарстана явился союз, представленный т. н. именьковской культурой (название от села Именьково Лаишевского района, возле которого находится большое городище этих племен). Время существования этой культуры определяетсяIV–VIII веками н. э. Это–время сложных этнических перемен в Восточной Европе, вызванных началом включения в состав населения древнего Татарстана новых племен: тюркоязычных, пришедших с юго-востока в результате Великого переселения народов, о чем мы еще расскажем ниже.

Рост хозяйственной самостоятельности отдельных богатых семейств, возникновение частной собственности, для охраны которой требовались постоянно существующие военные отряды, что в свою очередь обусловило захват чужих земель отдельными людьми, в конечном счете и привели к распаду родовых отношений, разложению первобытнообщинного строя и формированию классового общества.

Таким образом, даже краткое ознакомление с древнейшей и Древней историей нашего края показывает, что эта история уходит в глубь тысячелетий. Расположенная в очень удобном географическом районе–на стыке Волги и Камы, двух крупнейших рек Восточной Европы,–древняя земля Татарстана издавна привлекала людей. Появившись здесь около 100 тысяч лет тому назад, люди прошли почти все стадии развития первобытной жизни, все исторические периоды первобытнообщинного строя: каменный, бронзовый и раннежелезный. Шагнув в историю человечества с грубыми, примитивными каменными рубилами в руках и еле укрытые шкурами диких зверей, в постоянной борьбе за существование люди шли вперед, совершенствуя орудия труда и оружие, меняя характер и облик жизни. Каменный топор сменился бронзовым, а тот в свою очередь– железным. Древний охотник стал землепашцем, неандерталец превратился в разумного человека. Но для этого нужны были тысячелетия, многие тысячелетия...

А теперь, дорогие друзья, выйдем за пределы древнего Татарстана и обратимся к раннесредневековой и средневековой истории татарского народа–истории не менее интересной, а может быть, и еще более увлекательной, богатой крупнейшими событиями и выдающимися историческими личностями. Самый первый экскурс мы сделаем с вами в далекое прошлое тюркских племен, с которыми непосредственно связана политическая, этническая история и история культуры татар.

 

Date: 2016-07-05; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию