Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические подходы к предупреждению правового нигилизма у современной студенческой молодёжи





Исследуя проблему предупреждения правового нигилизма в студенческой среде можно отметить, что ею занимаются и педагоги, и ученые, и юристы не первый год. Несомненно, было предложено множество концепций, методов и программ по нейтрализации такого пагубного явления, но до сих пор данная проблема в полной мере не рассматривалась и должным образом не исследовалась в контексте студенческой молодёжи. В соответствии с этим, понимая масштабность проблемы, хотелось бы предложить следующие практические подходы к предупреждению правового нигилизма у современной студенческой молодёжи.

Перспективным путём предупреждения правового нигилизма у современной студенческой молодёжи, думается, может стать непрерывное правовое воспитание. Т.к. правовое воспитание имеет своей целью воздействие на мировоззренческую сторону сознания подростка, а не чисто теоретическое изучение основ права.

Правовое воспитание – специ­фический юридический вид организационного и целенаправленного воз­действия на сознание и культуру людей. Это может проявляться как в правовой пропаганде, так и в правовом обучении. В настоящее время постоянное учение является необходимым элементом человеческого существования. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект.

Целями правового воспитания студенческой молодежи являются, прежде всего [29, с.30]:

– достижение прочных знаний о законодательстве, правах и обязанностях личности;

– формирование гражданской ответственности;

– повышение правовой культуры;

– усиление авторитета закона;

– решительное преодоление правового нигилизма;

– создание у подрастающего поколения устойчивой ориентации на правомерное поведение и законопослушание, а также создание атмосферы нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Считается, что работу по правовому воспитанию, необходимо начинать в школьные годы, поскольку основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше. Такое обучение не должно быть «однократной акцией» и заканчиваться с моментом получения основного общего или среднего общего образования, оно должно продолжаться непрерывно, на протяжении всего периода обучения в учебных заведениях всех профилей.

Думается, что педагоги образовательных учреждений должны подходить к организации воспитательных мероприятий творчески. Предусматривать индивидуальные и групповые мероприятия; добровольные: соревнования, дискуссии, олимпиады, референдумы, встречи, турниры, и обязательные: конференции, собрания, заседания органов управления, «политлектории». Самое главное побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями. Также следует обратить внимание на то, чтобы в процессе проведения подобных мероприятий молодые люди могли получать актуальную правовую информацию, знания, навыки, необходимые им в жизни.

В процессе прохождения педагогической практики в колледже было установлено, что в учебных планах дисциплин: «Обществознание», «Право» на изучение правовых вопросов отводится только 32 учебных часа, когда по государственному стандарту можно предусмотреть до 110 часов. В тематическом плане на каждую тему отводится только 2 часа. Следует больше уделять часов на изучение таких тем, как: «Роль права в жизни человека и общества», «Правосудие и правоохранительные органы», «Защита прав потребителей», «Административное право и административный процесс», «Уголовная ответственность».

Очевидно, что молодые люди не получают необходимых и достаточных правовых знаний в процессе обучения для формирования законопослушного поведения. В связи с этим они не верят в силу и общеобязательность закона, не знают, как защищать свои права и интересы законными способами. Поэтому молодых граждан право не интересует. Ввиду этого предлагается увеличить количество часов на изучение правых предметов в учебных планах образовательных учреждений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Считаем, что при организации правового обучения надлежит применять нетрадиционные формы правового обучения: учебные экскурсии, викторины, дидактические игры, конкурсы, занятия-конференции, диспуты. Их использование повышает интерес учащихся к предмету. Полученные, таким образом, знания способствуют формированию личных правовых убеждений подростка, прочной установки строго следовать правовым предписаниям, а затем – внутренней потребности и привычки соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность повседневно. Только в этом случае общество будет иметь полноценных граждан, способных активно участвовать в решении вопросов местного, регионального, государственного значения, со знанием дела осуществлять социально-правовые роли: гражданина, студента, работника, жителя, потребителя, избирателя, налогоплательщика и т.д.

Необходимо отметить, что одной работы со студенческим коллективом недостаточно. Думается, что для педагогов целесообразно создавать педагогические объединения, систематически издавать методические материалы, проводить различные конкурсы, тренинги. Потому, что от профессионального уровня преподавателей зависит, смогут ли они привить больший интерес учащимся к правовой дисциплине.

Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности и в процессе такого воспитания необходимо активно использоваться все. С целью предупреждения правового нигилизма у современной студенческой молодёжи и повышения уровня правового сознания студентов следует акцентировать внимание на правовое всеобщее обучение (правовой всеобуч), как на собрание всех форм правовой воспитательной работы для развития у них современного правового мышления, формирования способности и готовности активно участвовать в правовой жизни общества путем добросовестного исполнения обязанностей и эффективного использования конституционных прав и свобод.

В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной сте­пени. Они называются агентами социализации. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Для студенческого коллектива таковыми являются: семья, группа сверстников, преподаватели, ссузы и вузы, СМИ, а также социокультурная общность. Все перечисленные личности и группы людей могут выступать агентами социализации для отдельного человека при условии, что данный человек непосредственно сталкивается и общается в процессе своей жизнедеятельности с этими людьми, а они в свою очередь имеют возможность оказывать на него то или иное влияние. Зачастую в процессе пребывания индивида в непосредственном социальном окружении происходит «автоматическое» формирование определенных социально-правовых качеств.

Было бы целесообразным предложить, образовательные системы педагогического обеспечения формирования правовой культуры, правового воспитания населения и правовой социализации молодежи, которые организационно должны иметь вертикальную и горизонтальную структуру. По вертикали – это проведение мероприятий на федеральном, региональном, городском (районном, сельском) уровнях. На таких мероприятиях предполагается поэтапное приобщение людей к праву предлагается посредством их участия в городских (районных и областных) митингах, праздниках, месячниках военно-патриотического воспитания, волонтёрских акциях, патриотических конкурсах, фестивалях, общественных движениях. Каждый уровень – определенная плоскость, на которой «по горизонтали» осуществляется согласованная, целенаправленная педагогическая работа различных органов и организаций влияющих на правовую социализацию населения (деятельность библиотек, учреждений развития и досуга, общественных организаций).

Правовое обучение, воспитание должно производиться также и на профессиональном уровне, то есть в отношении, например, законодателей, судей, юристов, других должностных лиц. Так как участие сотрудников правоохранительных органов в правовом воспитании подрастающего поколения имеет большое значение. Организация и проведение совместных конференций, форумов, круглых столов по актуальным правовым вопросам, несомненно, окажет профилактическое воздействие по предупреждению правового нигилизма у современной студенческой молодёжи, а самое главное покажет ценность необходимой и достойной уважения работу сотрудников исполнительной власти. Участники подобных мероприятий смогут непосредственно лично задать вопросы компетентным специалистам, получить правовую помощь, проконсультироваться по волнующим их ситуациям.

Необходимо обратить особое внимание на вопрос формирования молодой личности в семье с правовой точки зрения. Это связано с тем, что микроклимат семьи оказывает непосредственное воздействие на психику и поступки молодого человека, то есть именно в семье формируется та база, на основе которой осуществляется дальнейшее развитие представлений человека о праве и культуре, а поступки родителей и окружающих людей формируют его жизненные ориентиры. Семья закладывает фундамент жизненной линии ребёнка, и от того, насколько высокой (или низкой) правовой культурой обладают родители, во многом будет зависеть степень законопослушного поведения молодого человека. Во многих семьях родители с утра до самого вечера находятся на работе, стремясь обеспечить себе и детям достойную жизнь. Зачастую после долгих рабочих будней у них не остается ни сил, ни времени проводить какую-либо воспитательную работу со своими детьми. При этом не редко сами родители не обладают необходимыми и достаточными правовыми знаниями, или имеют весьма отдаленное представление о праве, вследствие чего, не могут воспитать своих детей в духе уважения к праву.

Следовательно, для родителей целесообразно проводить родительские собрания, анкетирования, классные часы, правовые лектории. Оформлять в учебных заведениях уголки, памятки, информационные стенды. В результате проводимой работы повысится правовая компетентность родителей, и они могут стать правоправными агентами социализации подростков.

В деле по предупреждению правового нигилизма у современной студенческой молодёжине меньшую роль, чем вышеперечисленные, играют такие меры, как правовая пропаганда и наглядно-правовая информация.

В процессе воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к нормам права, закону и правопорядку должна оказать правовая пропаганда. Применив данную форму воспитания по распространению основополагающих и актуальных идей правового государства, укрепления законности и правопорядка, необходимости правомерного поведения надлежит широко использовать различные методы и приёмы обучения: лекции, бе­седы, общественные консультации; разработка, издание и бесплатное распространение брошюр, журналов, «агит-листовок» правовой направленности.

Немаловажное значение в таком деле имеют баннеры. Данный вид наглядной и общедоступной «пропаганды» информационного содержания следует размещать в учебных заведениях, в местах общественного пользования (библиотеки, кафе, театры, парки, площади, стадионы и т.п.). На подобных баннерах регулярно должны оформляться статьи с краткой правовой информацией, к примеру: «Где могу защитить свои права?», «Права и обязанности студента», «Что ждет несовершеннолетнего правонарушителя?», «О выборах хочу знать все». Несомненно, красочно оформленные такого типа стенды привлекут к себе внимание студентов и не только.

В средствах массовой информации уместно широкое освещение правовых вопросов. Необходимо на федеральных, региональных и местных каналах открытие серий проектов правовой направленности. К примеру, реалити-проект «Закон и мы!» основанный на жизненных ситуациях простых граждан страны. Цель проекта – пропаганда законных способов защиты конституционных прав, свобод граждан; привлечение органов государственной власти к решению проблем. В том числе доведение до широкой аудитории информации о планируемых к проведению правовых мероприятий – конкурсы, викторины, правовые семинары и лекторий, юридических консультаций для всех слоёв населения, как на уровне муниципального образования, так и на федеральном уровне. СМИ должны способствовать тому, чтобы в современном российском обществе сформировался так называемый «культ права». Правомерное поведение, знание и соблюдение действующих законов должно стать модным, прежде всего, в молодёжной среде.

Необходимо помнить, что высокий уровень правовой информированности граждан зависит не только и несколько от них самих, их активности в изучении действующих норм права, но и от ряда объективных обстоятельств, к которым можно отнести: открытость и доступность официальных источников права для всех граждан; четкий и понятный для лиц, не имеющих юридического образования, стиль изложения нормативно-правовых предписаний. Следовательно, так как большинство студенческой молодёжи должным образом не информируются о содержании новых законодательных актов, предлагается издавать бесплатные печатные периодические издания, выходящие под постоянным названием и не реже одного раза в месяц, к примеру, правовая газета «Правое слово», журнал «Я имею право» и прочее. Цель данных изданий – ликвидация юридической безграмотности населения, в том числе и студентов, повышение общей культуры и воспитание при помощи восприятия информации. Для распространения подобной литературы можно привлечь волонтерские движения, первичные профсоюзные организации. Возможно, данные публикаций размещать в специально предусмотренных ящиках на улице, в общественных местах, в учебных учреждениях распространять через старост групп, а также через работников вахт при студенческих общежитиях.

Эффективным, по нашему мнению, метод профилактики противоправного поведения молодого поколения является посещение реальных гражданских, административных и уголовных судебных процессов. Если в процессе формирования правовых ориентаций под влиянием средств массовой информации человек усваивает теоретические правовые знания, и приобретает в основном эмпирические, обыденные правовые сведения, которые доминируют в правовом сознании студенческой молодёжи. То посещение судебных процессов послужит наглядным примером того, какие санкции применяются к лицам, преступившим закон. Возможно, поспособствует формированию у студентов социально одобряемого поведения, а также устойчивого неприятия любых форм правонарушения.

В приоритете государственная политика, которая будет провозглашать особую значимость, и проводить соответствующие меры в отношении такого экономически, социально уязвимого контингента, как студенческая молодёжь (материальная помощь в виде ежемесячных пособий, социальных льгот, компенсаций и т.п.). Государство должно иметь своей целью создание благоприятного режима для проявления научной, законодательной и творческой инициативы студенческой молодежи (организация в образовательных учреждениях для молодёжи научных кружков, кабинетов, консультаций).

Политика нашей страны нацелена на развитие грамотной, образованной, жизнеспособной молодёжи. Подрастающее поколение – это будущее страны, это сила, которая будет управлять страной «завтра». В связи с этим предлагается провозгласить одного из последующих лет в России «Годом правового воспитания молодежи». Главная задача предложенного проекта – повышение уровня правового сознания и правовой активности подрастающего поколения.

Профилактика и предупреждение правового нигилизма – это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная деятельность по нейтрализации такого явления может быть организована только путем комплексного использования различных форм и методов работы. Обеспечив систематическое, регулярное приобретение правовых знаний, умений и навыков, можно не только научить подрастающее поколение защищать себя и применять закон, но и серьёзно повлиять на нигилистические взгляды в обществе. Поэтому, для направления поведения молодых граждан в правовое русло, предупреждение деструктивных форм правового нигилизма одной из главных задач государства в ближайшее время должно стоять обеспечение должного уровня правового образования молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема образа действия людей, нравов, которое никоим образом не соответствует общепризнанным и официально установленным нормам права остается всегда актуальной. Когда общество встречается с острой потребностью разрешить те или иные конфликты, противоречия, связанные с нарушением чьих-то прав или законных интересов, и когда отмеченные конфликты становятся массовыми, они приобретают статус социальных явлений.

Явления социальной деформации в настоящее время проникли во все сферы общественной жизни. Негативные проявления правового нигилизма — экстремизм, преступность в подростковой и молодежной студенческой среде — получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер, по сравнению с прошлыми периодами времени. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред и государству, и обществу. В связи с этим правовой нигилизм в молодежной студенческой среде следует рассматривать в качестве социальной проблемы современного российского общества, требующей незамедлительного решения. Поэтому мы определили главными задачами: исследование причин появления правового нигилизма в молодежной студенческой среде и предложение комплекса практических подходов к предупреждению такого пагубного явления.

В проделанной работе мы выяснили, что основными причинами формирования правового нигилизма в молодежной студенческой среде являются:

1. Недостаточный уровень правового образования в учебных заведениях (школах, техникумах, колледжах, профессиональных лицеях, вузах).

2. Чувство безнаказанности молодых людей, в отношении которых не может быть применена та или иная мера наказания, в связи с не достижением возраста привлечения их к юридической ответственности.

3. Деформация правового сознания студенческой молодежи, представляющая собой результат ошибок, упущений и недостатков в правовом воспитании подрастающего поколения.

4. Отождествление права с фактическим действием властных структур.

6. Кризис института семьи (упадок нравственности, большое количество разводов, воспитание детей в неполных семьях, дети-безнадзорники).

7. Негативное влияние телевидения, средств массовой информации, на еще не сложившееся сознание молодежи.

8. Аполитичность и отсутствие сопричастности к делам государства и общества. Это одно из качеств современной студенческой молодежи.

Также было установлено, что правосознание в молодежной студенческой среде крайне деформировано, неустойчиво и эклектично. Рассмотрение современного состояния правосознания студенческой молодежи необходимо при изучении правового нигилизма, прежде всего потому, что человеческое сознание, а точнее правосознание является средой, где формируется и существует данный феномен.

Для того, чтобы выявить уровень правосознания среди молодежи в студенческой среде нами было проведено экспериментальное исследование, базой которого выступил Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Шадринский политехнический колледж" В исследовании принимали 34 студента колледжа в возрасте от 16 до 21 года.

Целью исследования стало изучение уровня развития правосознания студентов, а так же определение уровня правового нигилизма в молодежной студенческой среде. Исходя из результатов, можно сделать вывод, что у 58,8% студентов выявлен критический уровень сформированности правового сознания. Допустимый и оптимальный уровни продемонстрировали соответственно лишь только 26,5% и 14,7% испытуемых. Поэтому возникла острая необходимость разработки комплекса педагогических условий, в совокупности представляющих собой целостную образовательную программу по повышению уровня правового сознания студентов на период, включая педагогическую практику, с 01 февраля 2016 по 24 апреля 2016 г. (приложение 3). Первостепенной целью программы является содействие формированию позитивного правосознания студентов Государственного профессионального образовательного учреждения «Шадринского политехнического колледжа». За основу нашей работы мы взяли предложенную модель формирования правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе О.В. Зандовой, обеспечивая, на основе сформированного ценностного отношения к закону, их правовую и юридическую грамотность, правовое поведение [18]. Данная концепция реализуется как организованная целенаправленная педагогическая деятельность, с учетом распространенного в молодежной студенческой среде правового нигилизма и неосознанных противоправных действий. Методологическую основу проектирования технологии формирования правосознания студентов в процессе их профессиональной подготовки составили идеи личностного, деятельностного, аксиологического подходов.

Смею предположить, что модель формирования правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе О.В. Зандовой успешно апробирована нами в ходе педагогической практики в ГБПОУ "Шадринский политехнический колледж".

Исследуя проблему предупреждения правового нигилизма в студенческой среде, понимая её масштабность, были предложены практические подходы к предупреждению правового нигилизма в современной студенческой среде. Некоторые из них:

– непрерывное правовое воспитание;

– организация правового обучения с применением нетрадиционных формы правового обучения: учебные экскурсии, викторины, дидактические игры, конкурсы, занятия-конференции, диспуты;

– наличие вертикальной и горизонтальной структуры система педагогического обеспечения формирования правовой культуры, правового воспитания населения и правовой социализации молодежи;

– увеличение количества часов на изучение правых предметов в учебных планах образовательных учреждений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

– создание для педагогов педагогических объединений, систематическое опубликование методических материалов;

– правовое обучение и воспитание на профессиональном уровне, то есть в отношении, например, законодателей, судей, юристов, других должностных лиц;

– правовая пропаганда и наглядно-правовая информация;

– посещение реальных гражданских, административных и уголовных судебных процессов;

– создание благоприятного режима для проявления научной, законодательной и творческой инициативы студенческой молодежи (организация в образовательных учреждениях для молодёжи научных кружков, кабинетов, консультаций);

Профилактика и предупреждение правового нигилизма – это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная деятельность по нейтрализации такого явления может быть организована только путем комплексного использования различных форм и методов работы. Наиболее оптимальными методами преодоления правового нигилизма, как формы деформационного правосознания, выступают воспитательные и предупредительные. Целями стратегии такой работы является постепенное сокращение и, в конечном счете, преодоление правового нигилизма.

Обеспечив систематическое, регулярное приобретение правовых знаний, умений и навыков, можно не только научить подрастающее поколение защищать себя и применять закон, но и серьёзно повлиять на нигилистические взгляды в обществе. Хотя мы должны признать, что перспектив для полного преодоления правового нигилизма в современной студенческой среде в настоящее время нет. Речь может вестись только о сокращении количества проявлений этого явления.

 

Date: 2016-07-05; view: 835; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию