Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические основы формирования профессионального мастерства.
Профессиональное мастерство сотрудника ОВД включает в себя профессионально значимые знания, умения и навыки (профессиональный опыт), а также этику его поведения, необходимые для решения служебных задач. На формирование этики поведения сотрудника, его взаимоотношения с гражданами оказывают влияние многие факторы, которые требуют соблюдения не только норм права, но и морали. Право не является единственным регулятором общественной жизни. Вступая в различные взаимоотношения, на которые не распространяются действия установленных нормативными актами правил поведения, люди руководствуются иными социальными нормами, сложившимися в обществе: политическими, моральными, культурными, социальными (общественное мнение, традиции, обычаи, межличностные взаимоотношения и др.). На поведение людей оказывают воздействие психологические и педагогические факторы, определяющие степень их воспитанности, способность и готовность вести себя в соответствии с нормами, как правовыми, так и не правовыми[5]. Совершенствование этики поведения, укрепление законности в действиях юриста возможны путем активизации воспитательной работы с ним, которая должна быть поставлена на педагогическую основу. Сотрудник ОВД должен иметь четкую жизненную позицию, уметь формировать в себе защитные социальные механизмы и психическую устойчивость к явлениям, которые могут способствовать нарушениям законности. Исследования, проведенные в Научном центре Академии МВД РФ, показали, что можно выделить следующие этапы профессионального мастерства [6]: 1. Подготовка в учебном заведении, адаптация к профессиональной деятельности (3-4 года). 2. Приобретение профессионального опыта решения задач средней тяжести. 3. В течение 5-6 лет работы в практических органах сотрудник реально приближается к уровню, определяющим профессиональное мастерство. 4. Через 8-9 лет сотрудник становится профессионалом. Естественно, что в каждом конкретном случае время, необходимое для профессионализации личности, может быть несколько иным, но общая тенденция такова. Юрист может достичь и может не достичь высокого уровня профессионализма. Все зависит как от двух причин: - внешних (объективных для личности), - внутренних (субъективных) условий. Для реализации внешних причин следует выделить в свою очередь два основных принципа организации и реализации профессионализации кадров: 1) Специалист способен к продуктивному профессиональному росту там и тогда, где и когда ему предоставлена возможность для стимулированного творческого развития, в процессе которого строится опыт достижения, осуществляется осмысление результатов своего труда, ведущие к самостоятельному выбору новых целей и задач. 2) Профессионализация сотрудника может быть результативной только при наличии взаимосвязи между ее содержанием и способами, с одной стороны, и смыслами, целями человека – с другой. Ключевое значение для формирования профессионального мастерства имеет устойчивая профессиональная направленность, объединяющая систему ценностей, мотивов, закрепленных в жизненных целях, установках, перспективах, стремлениях и активном труде по их достижению. Другими словами, внутреннее (субъективное) условие будет оказывать влияние в том случае, когда сотрудник ОВД хочет и желает совершенствоваться, овладевать и обогащать свой профессиональный опыт. Самосовершенствование рассматривается в настоящее время как специфический и активный вид профессиональной деятельности специалистов: неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки. Согласно данным проведенных исследований, около 86% опрошенных специалистов считают профессиональное самосовершенствование делом чрезвычайно важным и необходимым для эффективного исполнения своих профессиональных обязанностей. В то же время только каждый четвертый среди них занимается хотя бы какой-то практической деятельностью в данном направлении. Налицо явное противоречие, требующее для своего разрешения серьезных раздумий и конкретных решений со стороны специалистов и руководителей. Результаты практической деятельности, а также психолого-педагогические исследования в различных системах труда свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной средой, в холе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование – явление личностно-социальное[7]. Профессиональное самосовершенствование специалиста – это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями деятельности и личной программой развития [8]. В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма («Я-реальное профессиональное») и воображаемым состоянием («Я-идеальное профессиональное). Психология профессиональной деятельности сотрудников ОВД, социальное окружение предъявляют специалисту ряд требований. Эти требования не всегда находятся в гармонии с его реальным профессиональным уровнем развития. С другой стороны, сам специалист в ходе выполнения своей деятельности, обнаруживает расхождение между теми качествами, которыми он обладает и теми качествами, которыми он бы хотел обладать в идеале. Появившееся двойное противоречие становится стимулом для самосовершенствования. Естественно, не каждый специалист ощущает потребность в самосовершенствовании. Это зависит не только от того, как относится юрист к предъявляемым ему требованиям и «идеальным качествам», но и от руководителя, которому необходимо создать условия для воспитания соответствующих потребностей и мотивов. Исходное начало при самосовершенствовании профессиональным развитием - глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежденность специалиста в необходимости постоянной работы над собой. Содержательная сторона процесса самосовершенствования зависит от возраста и индивидуальных особенностей личности, от занимаемой должности и характера профессиональной деятельности, от уровня руководства и требовательности в коллективах. Как показывает практика и целевые исследования, в процессе работы над собой можно выделить основные направления: А) развитие мировоззренческой и позиционной определенности, нравственности, расширение своего кругозора; Б) совершенствование профессиональных и организаторских качеств, В) формирование общей, технической, правовой и педагогической культуры, эстетических и физических качеств; Г) постоянное обновление знаний, совершенствование практических навыков и умений; Д) формирование навыков самостоятельной работы над собой, способности к постоянному самосовершенствованию, устойчивой мотивации личностного развития; Е) выработка умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами, овладение методами и приемами эмоционально-волевой саморегуляции[9]. Как было отмечено ранее, самосовершенствование – процесс активный. Приспособление к требованиям профессии нельзя назвать самосовершенствованием, поскольку такой подход позволяет присвоить лишь наработанный опыт. Творческий подход, внесение своего вклада в профессию, продвижение вперед своего самосознания и профессионального самосознания - являются определяющими составляющими самосовершенствования специалиста. Структурно процесс самосовершенствования специалистов состоит из четырех основных логически взаимосвязанных этапов: 1. Самосознание и самооценка уровня развития знаний, психических свойств и качеств личности; принятие решения на самосовершенствование; 2. Планирование и выработка программы самосовершенствования; 3. Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой; 4. Самоконтроль и самокоррекция деятельности по самосовершенствованию. Каждый этап обладает значительной самостоятельностью, решает определенные задачи, без реализации которых был бы невозможен процесс профессионального развития специалиста. Рассмотрим эти этапы более подробно. Date: 2016-07-05; view: 585; Нарушение авторских прав |