Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки социально – обеспечительных правоотношений





Правоотношения в сфере социального обеспечения – это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право[7].

Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества[8].

Право социального обеспечения - официальный регулятор социально-обеспечительных общественных отношений. Регулируя те или иные отношения между лицами, нуждающимися в обеспечении по различным жизненным обстоятельствам, с одной стороны и органами их предоставляющими с другой, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку[9].

Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, субсидии, услуги или льготы, а государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) обязан ее предоставить[10].

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, устойчивость и желаемую направленность.

Социально-обеспечительным правовым отношениям присущи следующие признаки:

Социально-обеспечительное правоотношение — это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые также реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь[11].

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.

Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Эти правоотношения складываются в рамках трех организационно-правовых форм: обязательного социального страхования[12], государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи[13].

Внутри указанных форм материальные правоотношения можно классифицировать по объектам (т.е. видам обеспечения) на:

- пенсионные;

- по поводу пособий и иных социальных выплат;

- по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;

- по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

При изучении возникновения правоотношений по социальному обеспечению следует выделять общие и частные предпосылки. К числу общих предпосылок относятся правовые нормы социального обеспечения, закрепляющие права нуждающихся на отдельные виды социального обеспечения и наличие у них отраслевой правоспособности и дееспособности.

Структура нормы права социального обеспечения традиционна и включает гипотезу, диспозицию и санкцию. В большинстве случаев в норме можно обнаружить только два первых элемента (гипотезу и диспозицию), причем по форме выражения диспозиции нормы права социального обеспечения преимущественно являются управомочивающими и обязывающими[14].

В качестве частных предпосылок следует рассматривать определенные жизненные обстоятельства, отраженные в нормах права социального обеспечения, и с которыми эти нормы связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере социального обеспечения, т.е. юридические факты[15].

Большое теоретическое и практическое значение при изучении юридических фактов в праве социального обеспечения имеет их классификация. Одной из наиболее известных группировок юридических фактов является их деление на факты-события и факты-действия.

К фактам-событиям относятся явления действительности, на которые человек не в силах повлиять, т.е. объективно существующие обстоятельства, не зависящие от воли и сознания людей (достижение определенного возраста, смерть и др.).

Социально-обеспечительные правоотношения связываются только с правомерными действиями субъектов, неправомерные же действия (например, предоставление подложных документов, влияющих на размер или длительность предоставления социального обеспечения), если они положены в основание возникновения социально-обеспечительного правоотношения, должны рассматриваться как порочные (ничтожные) юридические факты, порождающие аналогичные последствия для данного правоотношения в целом[16].

Применительно к данной классификации своеобразное место в ряду юридических фактов в праве социального обеспечения занимает такой юридических факт, как стаж (трудовой, страховой).

В зависимости от правовых последствий авторы делят юридические факты в праве социального обеспечения на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие[17].

К правообразующим фактам относятся такие, как достижение возраста, наличие стажа, рождение ребенка, установление инвалидности, временная нетрудоспособность и др.

Правоизменяющими фактами являются изменение группы инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности), увеличение дохода семьи, волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсии и т.п.

Правопрекращающими фактами следует считать, например, смерть нуждающегося, восстановление трудоспособности, трудоустройство безработного и др.

Специфика социально-обеспечительного правоотношения заключается в том, что оно, как правило, возникает на основе сложного юридического состава, когда норма права связывает возникновение правоотношения с несколькими юридическими фактами. Структуру юридического состава составляют основной юридический факт (совокупность основных фактов) и другие юридически значимые обстоятельства[18].

Система обязательного социального страхования базируется в настоящее время на том, что в качестве предпосылок, обеспечивающих действие юридического факта-события (страхового случая), выступают предполагаемые обстоятельства, способные повлиять на материальное или социальное положение гражданина (виды социальных страховых рисков), и факт уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование[19]. Отсутствие предпосылок (вида социального страхового риска или факта и стажа уплаты страховых взносов) приводит к тому, что факт-событие не может породить социально-значимых последствий даже при наличии волеизъявления гражданина.

Иначе дело обстоит с государственным социальным обеспечением. В частности, даже если нуждающийся в течение всей своей жизни не осуществлял трудовой деятельности или не может подтвердить периоды работы по найму, эти факты не влияют на его субъективное право на социальную пенсию и не препятствуют обращению за ней по достижении установленного возраста либо в случае установления инвалидности.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. Социально-обеспечительное правоотношение возникает и существует в дальнейшем только при условии наличия всех элементов юридического состава (страхового случая), отсутствие страховых рисков при наличии волеизъявления гражданина не может быть осуществлено, но если нуждающийся на протежении своей жизни не осуществлял трудовой деятельности, то такой факт не препятствует в получении социальной пенсии.

Date: 2016-07-05; view: 2658; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию