Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические принципы исследования проблемы психических состояний личности в психологии





 

Изучение психических состояний имеет особое значение для психологической науки в целом, так как именно они являются реальностью, в значительной степени регулирующей и направляющей ежедневную жизнь, обуславливающей особенности человеческого бытия.

Психические состояния можно рассматривать как качественно однородные проявление всех психических компонентов за определённый период времени. Это – некое единство, целостность всех психических элементов, и эта целостность характеризуется относительной стабильностью, особой структурой, содержанием. В психических состояниях находит своё выражение степень активности функционирования психики, или, иначе говоря, интенсивность протекания и выражения, а также модальность (качество) психических процессов и свойств.

Психические состояния отражают всё то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. А это особенности протекания познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, мышление), эмоционально-волевых (эмоции, чувства, воля) и индивидуально-психологических проявлений (темперамент, характер, способности), психологическая характеристика деятельности (её мотивация, степень осознанности).

Поскольку любое психическое состояние само влияет на протекание психических процессов, оно может переходить в свойство личности, которое в свою очередь обуславливает возникновение того или иного состояния. Поэтому, по мнению Е.П. Ильина, следует рассматривать связь компонентов таким образом: процесс = состояние = свойство, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимовлияние [62, 344]. Число этих компонентов пока ещё чётко не определено, поскольку психические состояния, выступая как один из компонентов психики, являются сравнительно новой и малоизученной категорией. Исследованию общих вопросов проблемы психических состояний посвящены работы Н.Д. Левитова [94, 96], Ю.Е. Сосновиковой [171], В.А. Семиченко [165], А.Б. Леоновой [97, 98, 99], В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко [37; 38; 39], Э.И. Киршбаум [71], А.О. Прохорова [142; 143; 144], Л.Г. Дикой [51], Л.М. Балабановой [7], О.А. Будницкой [22], Е.И. Кульчицкой [88] и др.

Интерес к психическим состояниям, в которых оказывается человек и которые определяют во многом его поведение, внешний вид, деятельность, появился ещё в глубокой древности. Одним из первых упоминаний о специфическом состоянии «души» явля­ется упоминание о состоянии «нирваны» в древнеиндийской литературе задолго до развития эллинистической психологии (III - II тысячелетия до нашей эры) [145, 47-52]. Фактически в этот период были сделаны первые попытки классификации психических состояний.

Впервые проблема психических состояний человека была поставлена в отечественной психологии Н.Д. Левитовым [94]. Им были рассмотрены механизмы и проявления психических состояний и установлены связи психических состояний с другими психологическими явлениями, а также исследованы психические состояния в разных видах деятельности. В работах В. Джемса [50], Т. Рибо [152], Н.Д. Левитова [94] и Ю.Е. Сосновиковой [171] психические состояния рассматриваются как отдельная, самостоятельная, целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Н.Д.Левитов считал, что текущие состояния, прежде всего, обусловлены внешними воздействиями, внешней обстановкой, предшествующими состояниями [94]. Ю.Е. Сосновикова также указывает: «Психические состояния всегда ситуативны. Они, прежде всего, реакция на настоящую, существенную в данный момент, «теперь», «сейчас», «обстановку» [171, 47]. В состав ситуации она включает не только социальные воздействия, но и природно-биологические причины. О необходимости учёта ситуации в возникновении психических состояний пишет и Е.П. Ильин [62]. Изменение среды, изменение ситуации приводит к изменению психического состояния, его исчезновению, преобразованию в новое состояние [10].

В.А.Семиченко подчёркивает, что «состояние свидетельствует об устойчивости соответствующих явлений в психической жизни человека, их однотипности и повторяемости на протяжении отчётливо фиксируемого периода» [165, 3]. Наиболее точной, объединяющей можно считать точку зрения А.О. Прохорова, который указывает, что «психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в некотором континууме времени» [144, 11]. Такое определение содержит все категориальные признаки, присущие психическому состоянию: целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами.

Для психических состояний характерны различные функции. Практически все психологи называют важнейшей функцию регулирования. А.О. Прохоров отмечает, что, наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую, целостную совокупность психических процессов и психологических свойств [144]. Поэтому состояние выступает не только как форма саморегуляции психики, но и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности – как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учётом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития [145, 12].

И так далее….

РОЗДІЛ 1

ПРОБЛЕМА АГРЕСІЇ ТА АГРЕСИВНОСТІ В ОСНОВНИХ ТЕОРЕТИЧНИХ СИСТЕМАХ ПСИХОЛОГІЇ

У даному розділі наводиться огляд і аналіз наукової літератури з проблеми, розглядаються основні теоретичні підходи проблеми агресії та агресивності дітей, розглядаються основні принципи психолого-педагогічній корекції дітей сиріт та дітей позбавлених батьківського піклування

 

1.1. Загальнотеоретичні підходи до природи агресивності та агресивної поведінки

 

……………………

Таким чином,

Висновки до першого розділу

1. Аналіз основних теоретичних підходів до проблеми психічних станів у вітчизняній і закордонній психології свідчить про те, що назріли теоретичні передумови і практична необхідність вивчення психічних станів студентів у навчальному процесі. Адже тенденція

2. Доведено, що

3. Підтверджено, що

4. Виявлено, що

5. Показано, що

6. Розглянуто

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Date: 2016-07-05; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию