Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чтобы одеты были не гнусно.
Название упражнения звучит несколько замысловато, но автор этих иронических слов — не придуманный бюрократ, а императрица Елизавета, которая в 1770 году заботилась, чтобы зрители театральных представлений соблюдали положенный этикет. — Двести лет назад вас, чиновников Пробирной палатки (читайте биографию Козьмы Пруткова!) пригласили на спектакль придворного театра. Скоро вечер. Вы готовитесь к посещению спектакля, гладите утюгом сюртуки и юбки, ищете галстуки и шляпки, чтоб «были не гнусные». Торопитесь, а то опоздаете на представление, вас не пустят, и вы не увидите в царской ложе ту, о которой А. К. Толстой сказал: «Веселая царица Была Елизавет - Поет и веселится, Порядка только нет!» — Пропала шляпка? Что будем делать? А вот что — подновим прошлогоднюю! ЗАКОЛИТЕСЬ! Задание такое: — Дать палочку или пустышку и сказать: «Вот кинжал — заколитесь». И Станиславский записывает некоторые составные части этого действия: «а) Прикладываю кинжал к разным местам. (Приноравливаюсь, так как не решаюсь; то соображаю, как упасть на кинжал и, хочешь не хочешь, — заколоться), б) Представляю себе, что будет с женой и детьми, когда увидят меня мертвым, в) Вижу себя лежащим в гробу. Допустим, что каждому из действий поверил. Все вместе дало правдоподобие. Как же дальше дойти до правды? С помощью магического «если бы», предлагаемых обстоятельств. Они оживят и до конца оправдают правдоподобие». Мы видим, что здесь намечены два этапа выполнения упражнения: · Накатывание физической части действия с одновременным обдумыванием «способа закалывания», а также накопление видений, которые рождаются во время действия. В итоге — правдоподобие отдельных составных частей действия. · Выбор магического «если б», уточняющего предлагаемые обстоятельства и определяющего характер действия на основе накопленных вариантов. Логика и последовательность соответствующих видений. В итоге — правда действия. ЧИРКНИТЕ СПИЧКОЙ! Если в этюдах беспредметные действия совершаются небрежно, приблизительно — полезно вернуться к самому простому заданию. Например, к такому: — Зажгите воображаемую спичку... Не верю. Откуда она взялась? Начните действие с самого начала, но не нарушая логики и последовательности отдельных физических действий. Достаньте из кармана воображаемый коробок, откройте его, выньте спичку... — Как открывают коробок — забыли? Проверьте это на настоящем коробке. — Отложите настоящий, возьмите воображаемый коробок (где он у вас лежал?), откройте его, как если бы он действительно был в ваших пальцах. Видите его внутренним зрением? Вспомните его шероховатые бока, гладкую поверхность этикетки, грани самой спички. Чиркайте! Вспоминаете? — треск зажигания, дымок, разгорается пламя... А для чего вы чиркнули? Что вам понадобилось зажечь или осветить? — Я в темный подвал вхожу. — Я поджигаю бикфордов шнур на взрывных работах. — Потерял иголку в темном углу. — Ставлю банки больному братишке. — Зажигаю газовую колонку в ванной. — Мне три года, мама ушла, а спички на столе оставила. Чиркните спичкой еще раз, выполняя эти цели. Действуйте — с мысленной речью про себя. КУХНЯ — Наша аудитория — актерская кухня. На кухне готовится обед для актеров. Смотрите — здесь варится борщ. Вспомните, как он выглядит, как пахнет. Желаете не борщ, а уху? Пожалуйста! А здесь жарятся котлеты, вот на этой воображаемой сковородке. Котлеты надоели? Жарьте свиные отбивные. В этой кастрюльке — макароны. Здесь — остывает уже готовый малиновый кисель. Ананасный? Можно и такой. Вот висит разливательная ложка, вот глубокие тарелки лежат, вот мелкие. Вот чистые ножи, вилки, ложки. Вот подносы, стаканы. Чего вам еще? Освойтесь в кухне и накормите нас, пожалуйста! — Обед готов, всех нас ждут. Повара, налейте в тарелки уху, положите две порции отбивных, налейте два стакана киселя, поставьте все на поднос и несите в столовую. — Пусть работает память всех органов чувств. Осознайте видения всех предметов, с которыми вы столкнулись за столом. Вспомните звуки, запахи, характер прикосновений. Не надейтесь, что вам удастся непрерывно видеть всю кухню в целом и все отдельные предметы. Не удастся, да это и ни к чему. Старайтесь лишь в каждый данный момент, действуя с предметом, вспоминать либо его зрительный образ, либо вес, запах, температуру, вкус. Поскольку ни одно из воспоминаний не живет в одиночку, каждое потянет за собой следующее. Но это уже не ваша забота. От вас вот что требуется: в каждый данный момент — одно конкретное действие, в каждый данный момент — одно конкретное чувствование. — А если бы во всем доме погас свет — как бы вы действовали? Котлеты ведь надо дожарить... Не пытайтесь увидеть воображаемую темноту — это невозможно! Действуйте так, как если бы было темно. Вспомните — ведь приходилось же вам быть в темной комнате и искать что-то. — Отрепетируйте дома это упражнение, накатайте видения. Сначала делайте все сознательно, с мысленной речью вслух: «Вот плита, зажжены две конфорки, вот одна, на ней кастрюля с ухой, большая алюминиевая кастрюля, крышка приоткрыта, валит пар, вот другая конфорка, на ней сковородка, шипит масло...» Повторяйте, накатывая таким образом видения в действии. В результате — вы приподнимаете воображаемую крышку кастрюли, а на экране внутреннего зрения увидите рядом — само собой возникшее, накатанное — сковородку с шипящими отбивными. Тут уж руки сами станут осторожными, чтобы брызги кипящего масла не попали на них! ПОВАРА И ПОВАРЯТА! Одной половине группы учеников: — Вы — повара. Предлагаю каждому — любое из трех дел: тереть на терке хрен, резать белый лук колечками, приготавливать горчицу, растирать ее. Вот на этот стол поставьте воображаемые кухонные предметы, какие вам нужны, и действуйте, но так, чтобы поварятам было ясно, как нужно работать. Другой половине группы: — Вы — поварята. Вы еще не умеете ни лук резать, ни хрен тереть, ни горчицу готовить. Учитесь и станете поварами. Внимательно наблюдайте, как это делают умелые повара, не пропускайте ни одного движения, запоминайте их последовательность. Пусть непрерывно работают ваша зрительная память и все виды памяти органов чувств. — Что случилось с поварами? Защипало в глазах, вот-вот слезы потекут? Значит, поверили в свое занятие — ведь лук режете! — Теперь пусть поварята работают, а повара следят и указывают на их ошибки... А что вы готовите? Кто вы?.. Такое деление группы на действующих и следящих за действиями полезно делать во многих упражнениях, не только в этом. Активное наблюдение за воображаемым действием сходно с самим воображаемым действием — и у действующих и у следящих за действием тренируются одни и те же механизмы психотехники. Кроме того, здесь есть возможность взаимосвязи с партнером — через воображаемый предмет. КОНВЕЙЕР Ученики сидят в круге. Педагог называет какой-нибудь воображаемый предмет. Например: — У вас котенок! Нужно передавать воображаемого котенка по кругу так, как если бы он был живым. Нужно использовать все известные виды памяти чувств — видеть котенка на экране внутреннего зрения; слышать его; ощущать пальцами, какой он теплый, пушистый, мягкий, легкий. — Еще до того, как вы получите котенка, вспомните все, что связано с этим существом в вашей памяти — зрительной, осязательной, слуховой. Когда вы получите котенка, проверяйте свои воспоминания, действуя так, как если бы в ваших руках был котенок. Передали его дальше — а сами продолжайте вспоминать испытанные сейчас ощущения и продолжайте действовать с котенком, но уже мысленно. — Ничего не изображайте для нас, не старайтесь нас убедить, что в ваших руках котенок. Действуйте логично и последовательно... А как котенка зовут? — Хорошо ли вы представляете себе котенка в ваших руках? Расскажите, какой он, какого цвета его шерстка. Рассказывая, играйте с ним. — Почему вы передаете котенка? У каждого должна быть своя причина и своя цель. Не зная цели действия, нельзя действовать. — А если бы это был больной котенок? Передавайте его! — Теперь — взгляните-ка — он уснул на ваших руках. Передавайте осторожнее, пусть его возьмет хозяйка (а кто из вас хозяйка котенка?) и отнесет на диван. ЭТО НЕ КНИГА! По конвейеру пускается книга. Что она обозначает — придумывает каждый ученик: · это — шляпа, · это — змея, · это — торт, · это — мина, · это — клетка с попугаем. Получив названный предмет, ученик соответственно действует с ним, тренируя память чувствований, а затем передает соседу, придумывая и объявляя другое обозначение предмета. ДОРОГА Ученики берут по стулу и отправляются «в дорогу» — по заранее определенному сложному маршруту по комнате, мимо стульев, ширм и кубов. Педагог ставит следующие условия: · Стулья — это большие тяжелые ящики. Решите сами, какой в них груз, сколько они весят, куда вы несете эти ящики. Когда решите — действуйте в придуманных обстоятельствах. · Стулья — это дорогие музейные экспонаты, образцы старинной мебели. · Стулья — это хрупкие химические приборы для лаборатории. КОРОБКА С БИСЕРОМ — Представьте себе, что на коленях у вас — коробка с бисером. В ней разные отделения — красный бисер, голубой, желтый и белый. Опишите, как выглядит эта коробка, откройте ее, посмотрите, где какие бисеринки лежат. Возьмите воображаемую нитку и нанизывайте на нее бисер в такой последовательности: три голубых бисеринки, одну желтую, одну белую, две красных, одну белую, снова три голубых и т. д. — Что вы сделаете с этой ниткой? Следя за тем, как ученики выполняют упражнение, напомним о необходимости стремиться к непрерывности видений, к логической последовательности воображаемых действий, к их завершенности. — Зачем трудились, нанизывая бисеринки одну за другой? Подарок маме ко дню рождения? Ну как, получается?.. ПОДГОТОВКА СТОЛА Это — индивидуальное упражнение на тренировку памяти всех органов чувств в беспредметных действиях. — Подготовьте стол к приходу гостей. Решите сначала, по какому случаю собираются гости, где вы их будете принимать, кого из знакомых ждете. Реальный стол накройте воображаемой скатертью и поставьте все воображаемые вещи, какие вам необходимы: тарелки, ножи, вилки, салфетки. Нарежьте хлеб. Принесите из кухни закуски и салаты. Готовили их не вы, так что перепробуйте все — хорошо ли сделано, в меру ли посолено. Добавьте соли, если нужно. Разложите на блюда и вазочки, украсьте свежей зеленью. Не следует заботиться об интересных поворотах сюжета и превращать это упражнение в игровой этюд. Ценно еще и еще раз пробудить память всех органов чувств, натренировать механизмы переключения, поработать над непрерывностью видения, над логикой и последовательностью действий с воображаемыми предметами, над завершенностью каждого действия, над доведением каждого действия до полной веры и правды. БЕЛАЯ РУБАШКА «Мое отношение к предмету меняется в зависимости от обстоятельств, в которые я ставлю себя и этот предмет. Действия, отсюда вытекающие». Это — конспективная запись Станиславского перед небольшим перечнем упражнений на действие с предметами: белой рубашкой, зеркалом, ножом и письмом. Они могут быть реальными предметами, или предметами-заменителями, но могут быть и воображаемыми предметами. Часто такие упражнения проводятся как групповые (см. упражнение «Конвейер»). Можно упражняться и индивидуально. Итак, первое задание — оправдание следующих предлагаемых обстоятельств в действии с белой рубашкой: · я болен; кладу рубашку куда-нибудь поблизости, чтобы сменить, когда вспотею; · белая сорочка, которую я должен надеть, чтобы идти на бал или в театр; · волшебная сорочка: кто наденет ее, тот может переноситься в любую эпоху (вроде «Калоши счастья» Андерсена). — Придумайте другие цели и действуйте, развивая новые вымышленные обстоятельства. — Расскажите о своих внутренних видениях. ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ Задания перед зеркалом следующие: · придумываю грим для роли; · прихорашиваюсь, чтобы идти куда-нибудь; · гадаю с зеркалом: смотрю в него, в нем должно отразиться то, что меня ожидает; · смотрюсь и констатирую, что я очень постарел или, наоборот, что я молод и хорош собой; · антикварная ценность, хочу купить или продать; · полученное по наследству; · украденное; · откопанное в Помпее; · волшебное зеркало из «Белоснежки»; · из «Фауста». Во всех заданиях — минимум внешнего действия. Человек сидит перед зеркалом или берет его в руки, вот и все. Как сидит, как берет его («отношение к зеркалу») — должно быть не началом действия, а результатом его развития. Главное — яркие и точные внутренние видения, обусловленные логикой и последовательностью всех простейших физических действий, составляющих единое целое. НОЖ Это упражнение лучше делать с предметом-заменителем. — Возьмите нож. Действие простое, но начинается оно с того, что надо «пристроиться» к предмету раньше, чем рука потянется взять нож. Как его взять? Все зависит от того, какой это нож: · кухонный, столовый, хирургический; · кинжал, которым был убит близкий человек, или какой-нибудь великий человек из прошлого, или которым были убиты многие люди, — этот кинжал лежит у меня на столе и превращен в разрезальный нож; я купил его у антиквара; я подобрал его после убийства; · охотничий — навожу блеск, смазываю ядом, точу, упражняюсь в метании. «Пристраиваясь» к ножу, вы накопили соответствующие видения. Действие уже началось, хотя рука еще не потянулась за ножом. Потом с какой-то определенной целью вы его взяли. — Продолжайте действовать ножом так, как диктуют выдуманные вами обстоятельства действия, времени и места. — Повторите это действие несколько раз, проверяя логику и последовательность цепочки видений и линии движений. — Придумайте другие «если бы» и предлагаемые обстоятельства. ПИСЬМО Сначала надо выбрать адресата. — Кому вам надо написать? Давно не писали отцу? Сядьте за стол, возьмите воображаемую авторучку и пишите. — Напишите письмо матери так, как если бы вам было десять лет. Помните, как вы писали домой из пионерского лагеря? — Напишите письмо Игорю Ильинскому, поблагодарите его за удовольствие, которое вам доставил его фильм. — Напишите письмо Петру Первому, выдумав необходимые обстоятельства действия, времени, места. — Напишите письмо сестре из космического путешествия на Плутон, которое надо отправить с попутной ракетой. С чего начнете, отобрав предлагаемые обстоятельства? «Если нужно написать письмо, то вы ведь не начинаете с запечатывания конверта. Не правда ли? Вы приготовляете бумагу, перо, чернила, соображаете то, что надо передать, и излагаете свои мысли на бумаге. Только после этого вы берете конверт, надписываете и запечатываете его. Почему вы так поступаете? Потому что вы логичны и последовательны в ваших действиях. А видали вы, как актеры пишут письма на сцене? Они бросаются к столу, кружат без толку по воздуху пером над первым попавшимся клочком бумаги; кое-как втискивают небрежно сложенную бумагу в конверт, дотрагиваются губами до письма, и... все готово. Актеры, поступающие так, нелогичны и непоследовательны в своих действиях». Сперва «накатайте» технику воображаемого писания. Для этого пишите воображаемой авторучкой какой-нибудь хорошо известный вам текст (стихотворение, роль). Когда немного освоитесь с процессом писания, начинайте действовать сообразно логике предлагаемых обстоятельств: зная, кому именно вы пишете (вы непременно увидите его или ее на своем внутреннем экране) и с какой целью вы пишете, вы станете обдумывать каждую фразу прежде, чем написать ее. Безостановочно будет работать ваше внутреннее зрение — вам надо увидеть со всех сторон то жизненное содержание, которое вы описываете. Так бывает в жизни, когда мы пишем письма, хотя и не всегда осознаем свои видения. — Как вы должны воздействовать на своего воображаемого адресата? «Удивить, расположить, приветствовать, передать ему свою симпатию, внутреннюю ласку (все это в зависимости от того, кого приветствуешь, кредитора или внучку), благодарность, удивление, восторг, сочувствие, любовь, жалость, сожаление, предостережение, заботу, расположение, верность, бодрость...» — А как еще? Хотите ободрить своим письмом? Кого? С какой целью? Что же вы напишете для этого? — Чем отличается ваше живое общение с партнером от связи с ним через письмо? Только тем, что реального партнера нет перед вами и вы не можете учитывать его изменяющуюся реакцию на каждое ваше слово. Нет прямого взаимодействия. Но партнер все-таки есть. Он в вашем воображении, и вы мысленно разговариваете с ним. И даже предполагаете его реакцию. Письмо — своеобразная форма связи между людьми в ее прямом, физическом смысле. Занимаясь этим упражнением, помните: «В чем же, в конечном счете, секрет приема беспредметного действия? В логичности и последовательности его составных частей. Вспоминая и складывая их, создаешь верное действие, а с ним и знакомое ощущение. Они убедительны, так как близки к правде. Их узнаешь по жизненным воспоминаниям, по знакомым физическим ощущениям. Все это оживляет создаваемое по частям действие». Иногда случается увидеть в каком-нибудь учебном заведении, как пишут письма. Педагог неутомим в стремлении добиться идеальной достоверности: — Не так держите авторучку! Надо вот так... Почему бегают глаза?.. Не надо ни о чем думать. Надо осуществлять физическое действие — писать. Просто писать — и никаких эмоций. А возможно ли это? В книге С. Юрского «Кто держит паузу?» есть такие наблюдения: «Вот упражнение: напишите письмо... Ничего не играйте. Совсем ничего. Пишите минут пятнадцать... Воображение, фантазия, выразительность должны присутствовать на всех этапах занятий искусством. И воображать надо не только предмет, но и отношение к нему. Скажем, за те же 15 минут можно написать 15 воображаемых писем. Можно написать письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо может писать человек, привыкший к этому занятию, может писать малограмотный, близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, смаху, или осторожно выбирая слова, можно писать на малознакомом иностранном языке. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, с омерзением, брезгливо, с почтением, и ручка может быть современная, трехкопеечная или старинная, или вообще из чистого золота. И что невозможно — это просто писать письмо». Совершенно верно! ГАММЫ ДЛЯ АКТЕРОВ Упражнения с несуществующими предметами Станиславский называл «основными гаммами для актеров» и прибавлял: «Тот, кто выполняет маленькие физические действия, тот знает уже половину системы». Да, лишь половину! Вторая половина — органическое творчество природы артиста, в которой уже нет места отдельным элементам действия. Инструмент подготовлен, настроен, а дальше — он должен звучать, не заботясь о гаммах! Но мы еще в аудитории. Инструмент настраивается... Вот упражнения — гаммы из заметок Е. Б. Вахтангова: «Попробуйте с совершенно пустыми руками, не имея в них абсолютно никаких предметов, лишь ощущая их при помощи своей фантазии, произвести следующие действия: 1) вышивать крестиком; 2) стирать белье; 3) чистить сапоги; 4) лепить из глины; 5) варить варенье; 6) делать прическу; 7) развязать коробку с конфетами; 8) сделать удочку и ловить рыбу; 9) растопить печь; 10) одеться; 11) выкроить рукав; 12) почистить ружье; 13) склеить коробку; 14) поиграть в куклы и т. д.». Попробуйте отработать какие-нибудь из этих гамм! Date: 2016-11-17; view: 320; Нарушение авторских прав |