Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сценическое внимание
Ни одно из упражнений предыдущих (и последующих) разделов, конечно, не может быть верно выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания, если с самого начала не воспитываются такие навыки. Уточним: мы говорим именно о сценическом внимании, чтобы отделить его от жизненного. В жизни внимание — непроизвольно и инстинктивно. Движут им различные безусловные рефлексы: ориентировочный («что это такое?»), оборонительный («это для меня опасно!») и многие другие, еще не классифицированные современной психологией. В жизни непроизвольное внимание сосредоточивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. В основе этого явления может лежать ориентированный («что это такое?»), оборонительный («это для меня опасно!») или какой-нибудь другой рефлекс. При этом обычно доминирует зрительное, слуховое, осязательное или мышечно-двигательное внимание. В каждый момент творчества, будь то репетиция, или спектакль, возникает непроизвольное внимание, но уже не жизненное, а сценическое, потому что на спектакле актер видит сидящих в зале зрителей, а на репетиции (и даже на студийном уроке) явно разделяются представления «я на сцене» и «те, кто на меня смотрит». Значит, жизненное внимание, присущее нормальному человеку, как-то преображается, когда этот человек вступает на сценические (или аудиторные) подмостки? Действуют какие-то иные закономерности, примиряющие жизненные проявления со сценической обстановкой и с характером реакций — не непосредственных, инстинктивных, а повторных («пьесу-то ведь читал?»). Познавая, по завету Станиславского, свою природу и дисциплинируя ее, актер открывает в самом себе эти специфические закономерности. Итак, вниманием мы занимались и прежде. Для чего же нужен этот раздел? Здесь приведены упражнения и групповые игры, в которых педагог, еще не знающий хорошо своих учеников, может познакомиться с ними, понять их творческие качества: собранность, умение быстро переключаться, способность верить в предлагаемые обстоятельства, физическую свободу или закрепощенность — для того чтобы в дальнейшем предложить нужные для их развития упражнения. Эти «пристрелочные» упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувства локтя, ощущения себя в коллективе. С них начинается сценическое воспитание артиста. Они возникают в любом периоде обучения, когда нужно еще и еще раз проверить: «кто есть кто» в рождающемся коллективе? С ЧЕГО НАЧНЕМ? Прежде всего позаботимся о том, чтобы в аудитории, куда придут ученики, стояли бы вдоль стен стулья в достаточном количестве и были бы стол и стулья для педагога. Вот вошли ученики. — Садитесь. Сели — кто где. — Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга? Кто прячется? Попробуйте отыскать такое размещение стульев в аудитории, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас... Выстраиваете стулья в линию? Но так вам хорошо будут видны только ваши ближайшие соседи. Дружные поиски приводят к верному решению: напротив стола педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается: «я вижу всех, меня видят все». — А ровный ли у нас полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями? Расстояния проверяются, стулья переставляются. Предоставим это ученикам. С внимания начинается действие. Внимание — к тому, что вокруг нас, что нам надо обследовать, чтобы узнать: что меня окружает? что понятно? что опасно? как надо вести себя? что надо делать? ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — Встать! Для того чтобы все встали одновременно, нужно, чтобы тело было готово к движению. Плечи, корпус, ноги — не напряжены, но и не расслаблены чрезмерно. Для этого нужно «держать осанку», найти такое положение корпуса и ног, при котором удобно сидеть, но можно и мгновенно встать, затратив минимум усилий. Вот эта поза постоянной готовности к действию — исходное положение в полукруге, рабочее положение, при котором легко слушать, смотреть, активно действовать. — Встать! Сесть!.. Нет, не нужно сидеть так, словно аршин проглотили. Не выпячивайте грудь, но и не горбитесь. Плечи развернуты. Свободные, спокойные руки — на коленях. Ноги не закручены спиралью и не упрятаны под стул... Легко сидеть? Удобно? Встать! КТО ВНИМАТЕЛЕН? Для того чтобы определить, кто внимателен, а кто нет, сыграем на одном из первых занятий в какую-нибудь детскую игру. — Давайте-ка выясним, кто летает. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, например, — отвечайте хором: «летает!» — и поднимите руки. Если спрошу о поросенке — молчите и не поднимайте рук. То, что поросенок может лететь с мостков в воду, — не считается. — Орел летает?.. Воробей летает?.. Божья коровка летает?.. Змея летает? — А теперь выясним, что можно назвать круглым? Мяч круглый?.. Арбуз круглый?.. Насос круглый? — Что это за шум на улице? Машина в трамвай врезалась? Ах, просто две дамы поссорились! ПЕРЕХОДЫ Тренируем навыки рабочей собранности: — Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним — потемнее, а крайним слева — был бы ученик с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами. — Пересядьте по алфавиту фамилий! — По алфавиту имен! — По росту! Бесшумно! Четко! Легко! Никаких лишних движений — только целесообразные! СЕМАФОР В упражнение приведенное выше введем такое усложнение: — Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Продолжайте ваши переходы, но еще и следите за мной, я буду иногда поднимать один из листков. А ваша обязанность: на зеленый — хрюкать, но идти, на желтый — замереть, на красный — топать на месте. Пожалуйста, продолжайте пересаживаться и будьте внимательны к возникающим цветам семафора! В том случае, если семафор выключен, идите нормально. Date: 2016-11-17; view: 293; Нарушение авторских прав |