Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цены и механизм ценообразования





 

Среди различных рычагов экономического механизма управления ТНК центральное место принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности фирмы. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменились роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития, это свидетельствует о качественных изменениях всего механизма ценообразования, представляющего собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил. Существенная сторона этих изменений - ограничение сферы действия закона стоимости вследствие ослабления роли цен как непосредственных регуляторов производства. В условиях монополистического регулирования рынков со стороны крупнейших ТНК возросло значение других факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию. Это прежде всего управленческие решения, принимаемые при реализации функций маркетинга и планирования в соответствии с наиболее полным учетом потребностей рынка и непосредственно связанные с ориентацией производственной деятельности ТНК на долгосрочные планы и программы развития, предполагающие необходимость относительно устойчивых рыночных условий и, в частности, стабильных цен.

В соответствии с таким требованием рыночные цены на большинство товаров, обращающихся на мировом рынке, не устанавливаются в результате стихийной ценовой конкуренции, а формируются исходя из согласованной производственной и рыночной политики нескольких ведущих фирм отрасли. В ее рамках ТНК планируют в долгосрочной перспективе проводимую ими политику цен и стремятся приспособить предложение товаров к заранее учитываемому (прогнозируемому) спросу.

Это достигается регулированием объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, новыми капиталовложениями в рамках отдельных компаний и по отрасли в целом, что позволяет сохранять относительную стабильность рыночных цен на конечную продукцию и поддерживать единые цены на однотипную или аналогичную продукцию на мировом рынке.

В расчетах с внешними контрагентами фирмы используют в основном два вида цен: публикуемые и расчетные.

К публикуемым ценам относятся твердые фиксированные цены: прейскурантные, справочные, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых сообщаются в печати. Расчетные цены - это цены поставщика, устанавливаемые на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и другую нестандартную продукцию. Обычно эти цены называют договорными.

Публикуемые цены, как правило, отражают уровень мировых цен. Среди них наиболее распространены прейскурантные цены, устанавливаемые на стандартизованную конечную продукцию. Чаще всего фирма выпускает единые фирменные прейскуранты, в особенности если речь идет о потребительских товарах массового спроса (автомобили, телевизоры, радиоприемники и др.), именуемых марочными, поскольку они поступают в розничную продажу под товарным знаком фирмы-производителя. Прейскурантные цены являются, как правило, фиксированными независимо от того, реализуется конечная продукция на заграничном рынке через собственную сеть или сеть дилеров и других торговых посредников.

Таким образом, сбытовые заграничные филиалы и дочерние компании, реализующие марочные товары, производимые материнской фирмой, пользуются едиными прейскурантами (или каталогами с указанием цен), т.е. реализуют товары, поставляемые материнской компанией, по установленным ею ценам. Прибыль таких компаний складывается за счет предоставляемых им скидок с прейскурантной цены, дифференцированных в зависимости от конкретных условий, либо за счет разницы между прейскурантной ценой и экспортной ценой материнской компании, отраженной в счетах.

Производственные заграничные филиалы и дочерние компании, сами осуществляющие производство и сбыт специализированной конечной продукции марочных товаров, могут устанавливать на них цены на основе собственных издержек производства и выпускать прейскуранты, рассчитанные на рынок своей страны. Однако уровень цен в этих прейскурантах подлежит одобрению со стороны высшего руководства, и цены могут изменяться сверх определенных пределов только по согласованию с ним.

Заграничные лицензиаты (покупатели лицензий), выпускающие марочные товары, могут также выпускать свой прейскурант, рассчитанный на закрепленные за ними рынки, и в зависимости от того, является ли товарный знак предметом соглашения, продавать эти товары под своей торговой маркой или под маркой лицензиара (продавца лицензии). При разработке прейскурантов лицензиаты обычно ограничиваются верхним и нижним лимитами цен, устанавливаемыми лицензиаром, в зависимости от его общей политики и стратегии цен, а также в целях избежания конкуренции со стороны лицензиата.

Справочные цены также отличает относительная стабильность и единый уровень на мировом рынке на однородную продукцию, достигаемый проведением согласованной политики цен ведущими ТНК.

Справочные цены на промышленные сырьевые товары в большинстве своем представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товаров определенного качества, спецификации, размеров, химического состава и т.п. в том или ином заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Однако методы установления справочных цен на различные товары существенно различны. Например, в черной металлургии, автомобилестроении и некоторых других отраслях ценообразование основано "на лидерстве цен", т.е. уровне цен, определяемом крупнейшей компанией. В качестве единых цен здесь выступают цены франко-завод стандартных категорий продукции. В химической промышленности, где существует широчайшая номенклатура продуктов, цены на каждый вид однородной конечной продукции устанавливаются на основе согласованной рыночной политики крупнейших фирм, которая проводится путем открытых и тайных соглашений, регулирующих цены, объемы выпускаемой продукции, рынки сбыта и пр., а иногда и просто в результате предварительного согласования публикуемых справочных цен. Здесь обычно не применяется метод "лидерства цен", определяемых одной компанией, а лидерство осуществляется всей группой ведущих компаний отдельно по каждому виду конечной продукции, являющейся сырьем для других промышленных компаний. Проведение единой политики ведущими химическими компаниями на мировом рынке обусловило наиболее высокое относительное постоянство и единство в уровне цен на химические продукты по сравнению с другими отраслями.

Особенность политики цен химических компаний - предоставление определенной самостоятельности дочерним фирмам в определении уровня скидок со справочных цен на продукцию, поставляемую промышленным потребителям. В результате при относительной устойчивости единых справочных цен на химическую продукцию уровень цен фактических сделок подвержен значительным колебаниям. Конкуренцию по качеству однородной продукции можно также рассматривать как один из видов ценовой конкуренции, поскольку продажа по одной и той же цене более качественной продукции означает, по существу, продажу по более низкой цене. В ценообразовании на нефтепродукты, и прежде всего на бензин, господствует "лидерство в ценах", определяемое в рамках международного нефтяного картеля, а также прямые сговоры крупнейших нефтяных компаний. Вместе с тем на этом рынке значительно большее значение имеет ценовая конкуренция, чем в металлургии, автомобильной и химической отраслях. Это до некоторой степени обусловлено высоким удельным весом накладных расходов в издержках в цене продукта (60-80% всех издержек в отрасли при полной загрузке мощностей). Другим фактором является наличие довольно большого числа независимых нефтяных компаний, которые идут на открытое или скрытое снижение цен на конечные нефтепродукты в целях удержания своих позиций на рынке.

При разработке глобальной политики цен международные нефтяные компании учитывают, что во многих странах проводится правительственная политика контроля над ценами на бензин и другие виды нефтепродуктов, а также установлены национальные стандарты и высокие импортные налоги. Поэтому они ориентируются на экспорт конечной продукции на те рынки, где лучше обеспечены условия получения наивысшей прибыли.

Важное значение в механизме ценообразования имеет разработка методологии установления цен и определения структуры цены. Наиболее распространен в современных условиях метод, названный в экономической литературе целевым ценообразованием по принципу полных издержек. Это метод предполагает установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

Особенность этого метода в том, что величина издержек производства рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (обычно около 70- 80%) с учетом необходимости обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Таким путем фирмы стремятся учитывать колебания рыночного спроса (причем в долгосрочном плане), поскольку их рентабельность обеспечивается и при значительных недогруженных мощностях.

При исчислении расчетной цены на сложное промышленное оборудование или комплектное оборудование устанавливается обычно цена всей поставки, а также цена каждой отдельной комплектующей части с учетом технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию. Скользящая цена исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра базисной цены с учетом изменения расходов на материалы и заработную плату. Поэтому при расчете скользящей цены особое значение имеет определение структуры цены, т.е. процентного соотношения в ней отдельных элементов расходов: постоянных, на материалы, на заработную плату.

В структуре цены в современных условиях появляются такие новые элементы, как начисление на стоимость амортизации избыточных производственных мощностей, усредненные транспортные расходы, расходы по техническому обслуживанию, отчисления на научно-исследовательские работы и освоение новой продукции, на изучение рынка. В то же время произошло заметное повышение доли административных расходов и расходов на рекламу и организацию сбытовой сети.

Разработка структуры цены играет исключительно важную роль в механизме ценообразования. Она позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности компании и ее отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и источниках прибыли.

В рамках внутрифирменного расчета ценообразование строится на иных принципах и цены выполняют свои функции в модифицированном виде. Важнейшая особенность ценообразования вытекает из того, что внутрикорпорационный оборот не имеет коммерческого характера и по существу не является товарным обменом, поэтому и цены во внутрикорпорационном обмене не устанавливаются под влиянием рыночного спроса и предложения, а являются результатом хозяйственной политики в интересах фирмы в целом и носят в основном расчетный характер.

Другая особенность ценообразования во внутрифирменном хозяйственном расчете связана с тем, что ТНК распространяют свою деятельность на широкий круг стран, имеющих различное законодательство, отличающихся условиями производства (уровнем заработной платы рабочих и другими элементами издержек производства), требованиями и условиями рынков (уровень цен, конкуренция, степень монополизации). В связи с этим механизм внутрифирменного ценообразования ТНК направлен на максимальное использование преимуществ рынков разных стран в целях получения наивысшей прибыли по фирме в целом.

Ценообразование играет также важную роль во внешнеэкономической политике фирмы, определяя характер, географическое направление и структуру ее связей. При этом внутрикорпорационные цены выступают как внешнеторговые цены отдельных стран и выполняют функцию средства платежа в международном товарообороте.

Поскольку внутрифирменный расчет направлен на повышение глобальной эффективности деятельности фирмы, трансфертные цены используются как экономический рычаг в реализации функции планирования и контроля и выступают важнейшим элементом экономической политики.

Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпорационные хозяйственные связи, осуществляемые на основе специализации и кооперирования производства; реализации намеченных планом объемов и структуры производства; обеспечения необходимым сырьем, материалами, компонентами родственных компаний в рамках единого технологического цикла; обеспечения надлежащего качества поставляемой продукции.

Как инструмент контроля трансфертные цены обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства на всех этапах производственного цикла. Они также служат инструментом контроля за выполнением финансового плана (бюджета) и широко используются в целях распределения ресурсов и прибылей внутри компании.

Так же, как и цены в коммерческом расчете, трансфертные цены устанавливаются на основе единой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления ТНК. Однако задачи, выполняемые ими, носят специфический характер. К числу таких задач относятся, в частности:

• распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями с учетом организационной структуры фирмы, степени децентрализации ее управления, общей политики в отношении определения рентабельности;

• перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями из стран, где существуют запрет или ограничения на перевод прибылей;

• намеренное снижение прибылей в отдельных дочерних компаниях из-за опасения требований повышения заработной платы рабочих и пересмотра коллективных договоров;

• снижение сумм подоходных налогов, уплачиваемых в глобальном масштабе (минимизация налогообложения);

• снижение сумм уплачиваемых за границей таможенных пошлин и других налогов и сборов;

• раздел рынков сбыта и сфер влияния между заграничными дочерними компаниями;

• завоевание позиций на новых и труднодоступных рынках;

• проведение единой политики в области передачи технологии и предоставления технических услуг дочерним компаниям.

Это далеко не полный перечень задач, выполняемых трансфертными ценами. Решение этих задач осуществляется в основном путем изменения уровня и структуры трансфертных цен в зависимости от поставленных целей в результате проведения гибкой политики в отношении трансфертных цен, разрабатываемой на высшем уровне управления.

При определении этой политики и ее конкретизации в отношении заданных целей принимается во внимание совокупность различных факторов, в частности таких, как: положения законодательства принимающих стран в отношении структуры капитала дочерних компаний и обязательной доли участия в них местного капитала; порядок перевода прибылей и выплаты дивидендов; положения налогового законодательства в своей стране и в принимающих странах, определяющего уровень и порядок уплаты подоходных налогов с прибылей; торгово-политический режим (уровень таможенных пошлин, импортных квот) в принимающих странах и требования антидемпингового законодательства; ограничения в отношении заграничного лицензирования в этих странах; степень инфляции на рынке принимающей страны и возможность девальвации ее валюты; уровень цен на внутреннем рынке принимающей страны, степень монополизации рынка, уровень конкуренции и ее формы и др.

Иначе говоря, проводя единую политику трансфертных цен в глобальном масштабе, ТНК приспосабливают ее к различиям в национальном законодательстве, требованиям налогового регулирования, условиям и требованиям конкретных рынков, стратегии и управленческой политике своих заграничных дочерних компаний. Все это оказывает влияние на решение высшего управления ТНК в отношении того, в какой стране и какой дочерней компании предоставить возможность получения сверхприбылей и каким путем достичь максимизации результатов для фирмы в целом.

Каждая из функций и задач, выполняемых трансфертными ценами, реализуется на основе единой политики в рамках всей фирмы. Рассмотрим механизм манипуляций с трансфертными ценами, при помощи которого реализуются поставленные цели в отношении максимизации прибыли.

Механизм манипуляций с ценами состоит в назначении намеренно завышенных или намеренно заниженных цен на продукцию, поставляемую материнской компанией своим заграничным дочерним компаниям (сырье, материалы, компоненты, конечная продукция для реализации) и на поставки товаров между родственными компаниями, находящимися в разных странах; на услуги (технические, административные, управленческие), предоставляемые материнской компанией заграничным дочерним компаниям; на поставляемое материнской компанией оборудование (в основном электронно-вычислительная техника); на патенты и лицензии, передаваемые материнской компанией заграничным дочерним компаниям.

Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается и таким образом перераспределяется в пользу материнской компании.

В целях перераспределения или выкачивания прибылей используются не только' завышенные цены на товарные поставки, но и устанавливаются повышенные суммы на предоставляемые материнской компаний административные и управленческие услуги, высокие ставки текущих отчислений по предоставляемым материнской компанией патентам и лицензиям, техническим услугам и ноу-хау.

Важную роль трансфертные цены играют в распределении прибылей между дочерними компаниями, обеспечивающими единый технологический процесс (т.е. поставщиками сырья и материалов и выпускающими конечную готовую продукцию) в зависимости от целей, которые ставит фирма в отношении получения прибыли и ее стратегии на рынке. Если цель - получение сверхприбыли на первых стадиях технологического цикла, соответственно устанавливаются высокие трансфертные цены на сырье и материалы, поставляемые добывающими дочерними компаниями родственным компаниям, которые выпускают конечную продукцию. Это делается, когда материнская компания заинтересована иметь минимально низкую норму прибыли в производстве конечного продукта в целях предотвращения перелива в отрасль новых капиталов и, следовательно, усиления внутриотраслевой конкуренции.

В тех случаях, когда дочерняя компания ориентируется только на поставки сырья родственной компании, устанавливая соответствующий уровень трансфертных ценнее обязывают производить только такое количество продукции, которое необходимо перерабатывающей дочерней компании. Здесь трансфертные цены выступают регулятором производства и нормы прибыли дочерних компаний, участвующих в разных стадиях технологического цикла.

При проведении политики оптимизации прибыли для фирмы в целом явно стремление управляющих путем манипуляций с трансфертными ценами минимизировать общую сумму налогов, уплачиваемых в глобальном масштабе, перераспределяя прибыли между странами с высоким и низким уровнями налогообложения в размерах, допускаемых налоговым регулированием соответствующих стран. В этом случае ТНК путем завышенных трансфертных цен, на все виды возможных платежей выкачивает прибыли из дочерней компании в стране с высоким уровнем налогообложения и, наоборот, устанавливает заниженные цены на товары и услуги, направляемые дочерним компаниям в странах с низким уровнем налогообложения. Установлением произвольно высоких или низких трансфертных цен достигается снижение или, наоборот, увеличение прибылей, подлежащих налогообложению, и обеспечивается снижение общего уровня уплачиваемых налогов.

Особую роль в манипуляциях с уплатой налогов в общей системе перераспределения прибылей играют так называемые налоговые гавани. К ним относятся страны, имеющие очень низкий уровень налогообложения и свободно осуществляющие перевод любых финансовых средств (например, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Кипр, Суринам, Панама, Бермудские острова, Барбадос, Багамские острова, Гаити и др.). В этих странах создаются дочерние компании, в которые путем манипуляций с трансфертными ценами на фиктивные поставки перекачиваются прибыли материнской и других родственных компаний. Так, например, материнская компания выписывает счета на имя дочерней компании, находящейся в налоговой гавани, по заниженным ценам и, не получая товара, якобы реэкспортирует его по высокой цене другой дочерней компании, которой этот товар действительно поставляется. Убытки дочерней компании, импортирующей товар, перекрываются прибылью, получаемой дочерней компанией в стране с низкими налоговыми ставками.

Особенно широко налоговые гавани используются американскими фирмами. Большинство из них имеют в этих странах дочерние торговые и финансовые компании, через которые осуществляется перераспределение прибылей.

Перекачивание прибылей и создание искусственным путем убыточных дочерних компаний, естественно, подрывает сам механизм хозяйствования, основанный на центрах прибыли, и принцип децентрализации управления. Вместе с тем это повышает роль внутрифирменного и коммерческого расчетов и требует высокой степени централизации в разработке и принятии решений по вопросам политики цен и финансов. При этом высшее управление ТНК вынуждено считаться с мерами, принимаемыми налоговыми властями разных стран против явных манипуляций с трансфертными ценами. Так, американские компании при разработке единой политики трансфертных цен вынуждены соблюдать положения Кодекса о налогах на внутрикорпорационные сделки, который предусматривает регулирование внутрикорпорационных цен на товарные поставки, предоставление управленческих, технических, сбытовых и других услуг; арендные операции; продажу основных фондов, и направлен на создание препятствий в отношении перевода прибылей в страны, имеющие более низкий уровень налогообложения, чем в США. В случае, если будет установлен факт чрезмерного занижения или завышения цен в целях избежания уплаты налогов в США, можно потребовать от материнской компании произвести переоценку доходов с целью перераспределения прибылей в пользу американской материнской компании.

Налоговые власти принимающих стран также осуществляют контроль за уровнем трансфертных цен и, если они сочтут, что сделки совершены по фиктивным ценам, они могут в основу своей налоговой калькуляции положить цены, которые, по их мнению, будут более реальными. Такие действия налоговых властей до известной степени лимитируют манипуляции с трансфертными ценами.

ТНК широко используют трансфертные цены также в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Это достигается намеренным занижением стоимости товаров, указываемых в таможенной декларации, в стране местонахождения импортирующей дочерней компании. Таможенные органы принимающей страны могут согласиться с заниженным уровнем цен, если это согласуется с налоговой политикой этой страны, т.е. если страна намерена компенсировать недоплату по сбору таможенных пошлин за счет получения налогов с увеличивающейся в результате этого прибыли. В противном случае таможенные власти принимающей страны могут пересмотреть цены, указанные в таможенной декларации, и повысить их до уровня мировых рыночных цен.

С помощью трансфертных цен осуществляется также централизованный раздел рынков между дочерними компаниями с целью ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или труднодоступных рынках. Это достигается назначением определенному филиалу или дочерней компании низких, часто демпинговых, цен, которые ставят его экспорт вне конкуренции на данном рынке. С этой целью выделяют средства материнской компанией или изменяется структура издержек производства (занижается доля постоянных затрат).

Методология определения уровня трансфертных цен в ТНК обычно не только не предается гласности, но и тщательно скрывается, чтобы не привлекать внимания налоговых властей.

Таким образом, трансфертные цены, применяемые в рамках внутрифирменного хозяйственного расчета, являются важным инструментом централизованной политики ТНК, направленной на получение устойчивой прибыли в глобальном масштабе.

Вместе с тем в механизме функционирования ТНК они тесно связаны и переплетены с другими экономическими рычагами и инструментами внутрифирменного расчета, среди которых особо важную роль играют инструменты финансовой политики.

Такой подход обусловлен тем, что финансовые инструменты составляют важнейшую сторону деятельности ТНК, поскольку движение материальных потоков между расположенными в разных странах родственными компаниями опосредуется денежной формой в международном масштабе. В связи с этим использование финансового механизма значительно усложняется и требует приспособления к денежным рынкам как отдельных стран, так и международной валютно-кредитной системы в целом. В связи с этим разработка и осуществление единой финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления.

Ценовая политика

 

Разработка ценовой политики в производственном отделении крупной промышленной фирмы - ТНК представляет значительную сложность и предполагает:

• ориентацию на стратегию единой (глобальной) ценовой политики, вырабатываемой в рамках фирмы в целом на высшем уровне управления;

• выработку основных направлений ценовой политики в зависимости от целей и стратегии производственного отделения;

• формирование принципов ценообразования;

• определение уровня прибыли и рентабельности.

Стратегия единой политики. Производственным отделениям предоставляются широкие права в области калькуляции издержек производства как основы цен, в особенности при разработке новой продукции. Они сами могут определять требования к сырью и материалам, закупаемым у внешних контрагентов или получаемым по внутрикорпорационным поставкам, и в своих калькуляциях определять возможный уровень этих цен, расходы на изучение рынка, организацию системы сбыта, рекламу, административные и другие накладные расходы по центру прибыли. При определении предполагаемого уровня цен на новую продукцию в основу кладутся результаты комплексного исследования рынка и перспектив его развития, которые содержатся в программах маркетинга по каждому отдельному продукту или группе товаров, входящих в номенклатуру соответствующего центра прибыли. Предложения относительно уровня цен на новую продукцию представляются высшему руководству фирмы, которое на их основе разрабатывает единые цены на конечную продукцию с учетом таких факторов, как норма прибыли по каждому подразделению и фирме в целом, произведенные затраты на научные исследования и разработки, совершенствование аппарата управления и др.

Глобальная (единая) политика цен, определяемая высшим звеном управления, широко используется в целях максимизации прибыли на всех стадиях внедрения новой продукции на рынок и раздела рынков между отдельными подразделениями фирмы.

ТНК в централизованном порядке проводят гибкую политику цен, направленную на установление в рамках фирмы таких цен, которые вели бы к минимуму издержки производства при данном выпуске продукции, способствовали бы получению устойчивой прибыли, причем не по каждому отдельному подразделению, а по фирме в целом, а также обеспечивали бы высокую конкурентоспособность товаров. При этом заграничные филиалы и дочерние компании рассматриваются как состав-•ная часть ТНК, на них распространяется действие глобальной политики цен, проводимой с учетом конкретных условий каждой страны, имеющей особенности в отношении государственного регулирования цен, политики налогообложения, таможенного режима, степени монополизации рынка, каналов и методов сбыта.

Проведение глобальной политики предполагает, что высшее руководство фирмы разрабатывает методологические принципы построения цен, определяет их структуру и уровень как в отношениях с внешними контрагентами, так и во внутрифирменных поставках. Глобальная политика цен обычно разрабатывается на длительный период в рамках стратегического плана развития фирмы, однако она постоянно пересматривается под влиянием условий, складывающихся на мировом рынке применительно к каждому конкретному конечному продукту, а также продуктам, поставляемым по внутрикорпорационным каналам.

В соответствии с глобальной политикой цен разрабатывается практика борьбы за рынки сбыта, производятся манипуляции с трансфертными ценами в целях получения устойчивых прибылей, осуществляется раздел рынков и сфер влияния между родственными предприятиями.

Гибкость проводимой ТНК политики цен определяется во многом сочетанием в управлении принципов централизации и децентрализации. В некоторых компаниях высшее руководство само разрабатывает стандартную методологию ценообразования и устанавливает единые базисы цен на каждое изделие во всемирном масштабе. Отклонения от них допускаются, если только они вызваны конкретными условиями рынка (разница в издержках производства и транспортировки, требованиях потребителей, условиях спроса, конкуренции, наличия на рынке субсидируемых цен). В этом случае гибкость цен достигается при помощи скидок (надбавок) к прейскурантной, цене.

В других ТНК высшее руководство, оставляя за собой вопросы разработки стратегии и методов установления рыночных цен, предоставляет производственным отделениям, заграничным филиалам и дочерним компаниям, выступающим центрами прибыли, значительную свободу в ценообразовании с учетом страновых различий в издержках производства, требованиях потребителей, рыночного спроса, правительственного регулирования и других факторов.

Основные направления ценовой политики. В зависимости от целей и стратегии, разрабатываемых в производственном отделении, определяются основные направления ценовой политики, а именно: ориентация на обеспечение рентабельности производства, на уровень качества товара, на рыночные условия (спрос) и конкуренцию, на сохранение или увеличение рыночной доли, на стабильность, устойчивость цен на очередной плановый период.

Ориентация на обеспечение рентабельности производства предполагает тесную увязку уровня цены со всеми показателями хозяйственной деятельности фирмы, выступающими как ценообразующие факторы: ростом объемов производства и продаж, улучшением технологии производства, сокращением издержек производства и обращения, повышением норм загрузки оборудования, высоким уровнем затрат на научные исследования и разработки.

Важную роль играет определение ценовой политики на перспективу на основе последовательного расчета валового дохода фирмы и целевой прибыли.

Ориентация на уровень качества товара предполагает, что цена зависит от технико-экономических показателей товара, а также от его полезности, прочности, стадии жизненного цикла, сферы применения.

При ориентации на рыночные условия компания в своей ценовой политике учитывает уровень рыночного спроса, его устойчивость, насколько рыночный спрос превышает предложение, уровень конкуренции и рыночные позиции фирм-кон!4урентов, долю рынка и рыночные позиции своей фирмы по отношению к фирме-лидеру, степень свободы фирмы в установлении уровня рыночных цен на свою продукцию или следование за лидером. Важную роль при определении направлений ценовой политики играет сбытовая политика фирмы, а именно: каналы и методы сбыта, так как на долю издержек обращения приходится более половины рыночной цены товара. Так, например, на долю издержек обращения в японских компаниях приходится 56% розничной цены цветного телевизора и 65% розничной цены косметики.

Ориентация на стабилизацию цен, устойчивость их уровня определяется целями и стратегией фирмы на перспективу, когда она проявляет заинтересованность в достижении намеченных плановых показателей и в конечном итоге - устойчивой прибыли. Определенную устойчивость цен обеспечивают их установление до выпуска продукции, а не после ее выхода на рынок, а также механизм трансфертных цен.

Формирование принципов ценообразования предполагает определение методики расчета и вида цены. В основу расчета цены могут быть положены издержки производства плюс прибыль, цена может также основываться на сложившихся рыночных условиях.

По видам цены можно классифицировать следующим образом:

• цена производителя - прейскурантная, контрактная, расчетная;

• цена рыночная - мировая, монопольная, картельная, цена предложения, цена спроса;

• цена для покупателя - цена потребления, оптовая, розничная, справочная;

• цена статистическая - среднестатистическая экспортная, импортная, текущая, неизменная.

Определение уровня цены предполагает дифференциацию продукции прежде всего по степени ее новигмш, стад ч и жизненного цикла и рыночных позиций: новая продукция, усовершенствованная, модифицированная, традиционная, имеющая на рынке конкурентоспособные аналоги.

Цены на новую продукцию обычно устанавливают еще на стадии обоснования необходимости научной разработки и проектирования конкретного продукт;,,, что является важной составной частью программы маркетинга. Эта цена уточняется при внедрении продукта на рынок, причем в зависимости от совокупности различных-внешних условий цена на новый продукт может быть установлена намеренно либо завышенной ("цена снятия сливок"), либо заниженной ("цена проникновения", или "цена прорыва").

Политика завышенной цены предусматривает установление максимально высокого уровня цены на стадии внедрения принципиально нового продукта на рынок и затем, по мере роста масштабов производства, осуществляется ее постепенное снижение.

Политика заниженной цены предусматривает установление первоначально низкой цены (иногда даже убыточной) с целью завоевания доминирующего положения на рынке в условиях острой конкуренции и затем по мере внедрения на рынок ее постепенное повышение. Стимулируя путем занижения цены сбыт новых продуктов, фирма обеспечивает расширение производства и рост массы прибыли.

Для современных условий наиболее обычна политика завышенной цены. Она рассчитана на получение устойчивой прибыли уже на первой стадии внедрения продукта и применяется в отношении товаров массового спроса. Политика заниженной цены чаще всего используется для завоевания рынков промышленных полуфабрикатов и компонентов.

Особенности формирования цен на конкретную конечную продукцию определяются в первую очередь ее назначением (идет ли она на удовлетворение личных или производственных потребностей), характером сырья и материалов, которые используются при ее изготовлении, а также обычаями установления мировых цен на эти товары. Важную роль играют также сам характер продукции, степень сложности технологического процесса и взаимозависимости отдельных подразделений в выпуске конечного продукта. Эти факторы оказывают влияние на вид устанавливаемой цены, ее структуру исходя из стратегии цен, проводимой фирмой.

Цены на усовершенствованную продукцию устанавливаются с учетом цены и качественных характеристик базового товара. Улучшение потребительских свойств отражается на цене товара через систему доплат и надбавок, величина которых дифференцируется в зависимости от дополнительных затрат производителем, финансовых средств на модификацию изделия и изменение технологического процесса, улучшение потребительских свойств товара и экономии, получаемой от его эксплуатации.

Цены на традиционную выпускаемую продукцию, подлежащую унификации, содержатся либо в прейскурантах фирмы, либо регулярно публикуются как справочные цены. Уровень таких цен обычно устанавливается путем предоставления покупателю различных скидок с цены. Виды скидок, предоставляемых производителем оптовым и розничным торговцам, можно систематизировать следующим образом:

• скидка на проданный объем товара. Она дается на общую массу проданных в течение месяца товаров, а не на партию заказанных товаров, и может достигать 6% и более, особенно для крупных оптовиков;

• скидка за достижение цели дается, когда достигнут согласованный объем рыночных продаж. Обычно такая скидка составляет 1-3% объема продаж;

• скидка за большие объемы продаж и сотрудничество с производителем обычно составляет 0,5- 2%;

• скидка за ликвидность, когда устанавливаются 1,5% -ные скидки на месячные объемы продаж при оплате поставленного товара в течение 40 или 60 дней;

• специальные скидки за продвижение товара (0,5- 1%) во время особых кампаний распродаж;

• сезонные скидки за раннее получение сезонных товаров (чем раньше торговец возьмет товар, тем больший процент скидки он получит);

• скидка 2% при оплате товара в течение 10 дней при сроке платежа 30 дней.

Первая, четвертая и шестая скидки широко используются в США, остальные - преимущественно в Японии. Такие скидки широко применяются и во внутрифирменном обороте крупнейших компаний.

На изделия, занимающие монопольное положение на рынке, платежеспособный спрос на которые наивысший, уровень цены ограничен лишь оценкой покупателя: для изделий производственного назначения цена должна допускать возможность получения потребителем не менее среднеотраслевой нормы прибыли; для товаров потребительского назначения предел цены определяется платежеспособным спросом.

Определение уровня прибыли и рентабельности непосредственно зависит от уровня издержек производства и цены конкретных товаров, выпускаемых производственным отделением или фирмой в целом. Нормативная, или целевая норма прибыли устанавливается с учетом той нормы прибыли, которую высшее руководство считает необходимым получить для обеспечения дальнейшего развития фирмы. Поэтому уровень цены определяется прежде всего исходя из цели достижения определенной, заранее запланированной нормы прибыли (отсюда и название "целевое ценообразование").

Размеры целевой нормы прибыли определяются высшим руководством с учетом совокупности факторов: положения фирмы на рынке и перспектив развития его емкости (опасности в случае чрезмерно высокой нормы прибыли внедрения в отрасль новых конкурентов); необходимости финансирования научных исследований и разработок и осуществления капиталовложений; необходимости выплаты определенного уровня дивидендов и др. На целевой норме прибыли так же, как и на издержках производства, отражается учет фирмой рыночной конъюнктуры в разных странах в кратковременном и долговременном планах. Поэтому для ТНК характерно установление целевой нормы прибыли не на самом высоком уровне, достижимом в каждый данный момент, а в виде некоторой средней, рассчитанной на основании показателей за длительный период, включающий годы высокой конъюнктуры и годы кризисов. Такой норматив, учитывающий циклические колебания, позволяет получить устойчивый приток прибыли, в конечном счете обеспечивающий максимальную ее величину за период в целом.

Целевая норма прибыли устанавливается на плановый период дифференцированно по каждому товару или группе товаров, а чаще всего по отдельному подразделению, выступающему центром прибыли.

Добиваясь устойчивой прибыли по фирме в целом в условиях высокой степени децентрализации управления, центры прибыли могут наделяться ответственностью за рентабельность производства, и каждое подразделение само должно стремиться к получению наиболее высокой прибыли.

Проведение такой политики предполагает предоставление производственным отделениям и заграничным дочерним компаниям самостоятельности в установлении трансфертных цен, которые обычно приравниваются к уровню рыночных цен, аналогичных тем, которые назначаются внешним контрагентам. Такая система внутрифирменных отношений служит основой децентрализации управления, и трансфертные цены здесь используются для координации решений по вопросам производства и сбыта в интересах фирмы в целом.

Однако значительно чаще в современных условиях ТНК ставит задачу достижения каждым центром прибыли именно такой нормы прибыли, которая была ему установлена в централизованном порядке. В этом случае оптимизация прибыли для фирмы в целом не влечет за собой оптимизации прибыли для каждого подразделения. Здесь важную роль играет механизм перераспределения прибыли и поэтому самостоятельность центров прибыли в отношении определения уровня трансфертных цен ограничивается. В этих условиях дочерние компании, выступающие как центры прибыли, не являются таковыми в полном смысле. Тенденция многих ТНК централизовать принятие решений и планирование часто делает фактически все предприятие центром прибыли.

Значительную трудность представляет установление уровня трансфертных цен, который в конечном итоге определяет возможность реализации всех перечисленных выше задач. Трансфертные цены - это условно-расчетные цены, часто имеющие договорный характер. ТНК используют два основных метода установления уровня этих цен:

• Установление трансфертной цены на основе рыночной цены (мировой или цены поставки товара данной фирмой своему наиболее крупному внешнему контрагенту). Расходы на организацию сбыта на своем рынке, транспортировку, рекламу, изучение рынка, а также административные и управленческие расходы могут либо вычитаться из этой цены, либо распределяться в определенной пропорции между материнской и дочерней компаниями.

• Установление трансфертной цены на основе издержек производства плюс норма прибыли. Характер использования этого метода зависит от степени централизации в управлении. В тех компаниях, где для каждого центра прибыли норма прибыли устанавливается в централизованном порядке, уровень трансфертных цен по каждому подразделению определяется на основе единой политики цен, разрабатываемой в рамках фирмы в целом. В тех же компаниях, где центры прибыли несут ответственность за рентабельность и оптимизацию нормы прибыли, уровень трансфертных цен устанавливается на основе предельных издержек производства на оптимальный выпуск продукции или же по мировым рыночным ценам, если рынок является конкурентным.

Трансфертные цены, основанные па мировых рыночных ценах, могут существен ло отличаться от цен, основанных на предельных издержках производства. Когда предельные издержки производства существенно ниже, чэм средние издержки производства, т.е. при наличии избыточных производственных мощностей, делается корректировка трансфертных цен в сторону их снижения. Американская организация "Конференс Боард" на основе специально проведенного исследования установила, что большая -теть ТИК основывает трансфертные цены на средней стоимости (средних издержках производства) или на рыночных ценах. Поэтому для разных центров прибыли может устанавливаться разный уровень нормы прибыли исходя из их издержек производства, загрузки производственных мощностей, условий рынка и политики фирмы в отношении распределения прибылей.

Большая часть компаний устанавливает целевую норму прибыли за вычетом налогов. Получение целевой нормы прибыли означает реализацию сверхприбыли, источником которой является избыточная прибавочная стоимость, получаемая в результате лучших условий производства, непосредственно связанных с уровнем концентрации производства и капитала. ТНК имеют значительно большие финансовые возможности для технического оснащения своих предприятий на самом современном уровне, разработки новой продукции и обеспечения ей патентной защиты; повышения интенсификации труда; размещения производства в тех странах, где издержки производства ниже. Эти и другие факторы в условиях высокой степени монополизации рынков и установления монопольно высоких цен обеспечивают ТНК получение устойчивых сверхприбылей.

Метод целевою ценообразования используется ТНК как при заключении сделок с внешними контрагентами, так и при внутрифирменных поставках. Однако поскольку этот метод ориентирован на сохранение устойчивых цен в течение определенного планового периода, он слабо стимулирует деятельность управляющих заграничными филиалами и дочерними компаниями по приспособлению к спросу и требованиям внешнего рынка в условиях изменяющейся конъюнктуры и усиления конкуренции. Поэтому некоторые компании вносят коррективы в целевую норму прибыли, делая ее подвижной в определенных пределах, чтобы лучше учесть спрос и условия конкуренции на внешнем рынке. Обычно метод целевой прибыли используется при определении уровня фиксированных, чаще всего прейскурантных цен, устанавливаемых также и при определении расчетных цен в сочетании с методом скользящей цены.

Деятельность руководителей дочерних сбытовых компаний может стимулироваться путем предоставления скидок с цены на поставленную материнской компанией продукцию. За счет этих сумм покрываются издержки по организации сбыта. Реализация плановых показателей по прибыли достигается за счет использования различных методов неценовой конкуренции, в разработке и применении которых им предоставляется полная свобода. Среди таких методов наибольшее значение приобретает обновление выпускаемой продукции за счет смены моделей и расширения ассортимента, совершенствования системы организации сбыта, послепродажного технического обслуживания, рекламы, потребительского кредита. Поэтому повышение результатов деятельности заграничных филиалов и дочерних компаний достигается за счет расширения ими объемов продаж, а не повышения цен.

Конечная цель ценовой политики - определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли, или по всей фирме. Показателями рентабельности могут служить; уровень прибыли, ежегодный прирост прибыли, прирост дивидендов на акцию. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования с указанием валютного курса для перевода) в виде планов-заданий на каждый год или на конец планового периода. Показателю прироста прибыли придается большое значение для стимулирования деятельности центров прибыли при усилении централизации в управлении. Показатель прироста дивидендов на одну акцию (в процентах) стал применяться для заграничных дочерних компаний в связи с расширившимся использованием ими местных источников финансирования.

Однако первостепенное значение при определении рентабельности каждого подразделения, выступающего центром прибыли, и всей фирмы придается такому показателю, как норма прибыли, рассчитанная по отношению к инвестированному капиталу, к активам или продажам.

При расчете показателя нормы прибыли на инвестированный капитал последний определяется по-разному:

как собственный капитал (общая стоимость имущества (текущие активы) за вычетом обязательств);

собственные средства плюс долгосрочный долг;

основные средства за вычетом амортизации (балансовая стоимость основного капитала).

В сопоставлении с данными предыдущих лет этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, т.е. является планово-отчетным и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности фирмы.

В зависимости от уровня централизации в управлении цели рентабельности для каждого подразделения, выступающего центром прибыли, могут устанавливаться либо на уровне высшего звена управления, либо на уровне управляющего производственным отделением или дочерней компанией. В первом случае они определяются централизованно, но показатели по каждому подразделению дифференцируются в зависимости от конкретных условий, складывающихся для каждого из них. В некоторых фирмах этот показатель определяется в установленных пределах, причем предполагается, что заграничные дочерние компании должны стремиться к достижению его верхнего предела. В высоко децентрализованных компаниях центры прибыли могут сами устанавливать уровень рентабельности по каждому продукту и подразделению. Разрабатываемые ими показатели согласовываются с высшим звеном управления и увязываются с глобальными целями фирмы. Однако в том и в другом случае высшее звено управления разрабатывает цели по прибыли для всей фирмы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Васильева Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1995.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. Гл. 10, 11.

3. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова. - М.: Бек, 1996. Гл. 9.

4. Хатунцев В.М. и др. Экономическое регулирование: формы и методы (финансово-кредитный аспект). - С.Пб., 1992.

5. Хеше П. Экономический образ мышления. - М.: Новости, 1991.

6. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 1993. - §10.

7. Цены и ценообразование в рыночной экономике. - С.Пб., 1992.

 

Раздел IV

Date: 2016-11-17; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию