Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение функции речи





Язык и речь.

 

Долгое время понятия «язык» и «речь» считали синонимами. Как только зародилась новая наука «психолингвистика», он была поставлена перед вопросом «что такое речь?». Фр. лингвист Ф. Соссюр уже к этому времени развел понятия «речь» и «язык» и определилось конкретное содержание этих понятий.

Табл. № 1

Определения
Язык Речь
Язык – система кодов (научно). Код – обозначение или система знаков (обозначений. С точки зрения логопеда – язык это камера хранения (_______________ языковой памяти). В этой камере накапливаются те знаки, которые в дальнейшем будут необходимы для речи. Речь – это способ формирования мысли, оформления мысли средствами языка (Рубинштейн) ® речь не существует без мысли; речь обслуживает мысль. Функция логопеда 0 это формирование речемыслительной деятельности, поскольку речь сама по себе вообще не существует.
Единицы
Языка Речи
1)фонема – это минимальная единица языка, которую человек хранит в своей памяти; Жинкин писал в совей книге: «Фонема не обладает никаким значением, но она помогает человеку различать, опознавать другие слова: фонемы только тогда выполняют свое значение, когда хранятся в определенном образе в языковой памяти. Жинкин: фонемы хранятся упорядоченно в памяти. В русском языке 42 фонемы. Фонемы выступают как эталон. Чтобы пользоваться им нужно иметь фонематический слух. Фонематический слух – способность осуществлять следующие операции: - узнавать фонему в составе слова или в составе речи; - различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, на расположенных в слове в различной линейной последовательности: т – трос р – торс о – сорт с – рост - способность дифференцировать слова – паронимы (слова, отличающиеся одним звуком). Фонематический механизм формируется одним из первых у ребенка. Когда в норме формируется фонематический слух? Швачкин, считает, что норма – 1 год и 7 мес. Сейчас нормой считается 2 года. Раннее формирование фонематического слуха обеспечивает усвоение устной речи. Фонематический слух выполняет смыслоразличительную роль, способность обеспечивать дифференциацию знания слов. NB: логопеду необходимо дифференцировать понятия фонема и звуки речи. - фонема – это эталон, стандарт, под который ребенок все время подстраивает органы артикуляции; поэтому логопеду необходимо помнить, что в своем развитии фонематический слух значительно обгоняет способность правильно произносить звуки. - звуки речи – способность артикулировать определенную фонема, т.е. это совокупность определенных речевых движений. 2) морфема – значимая единица речи; каждая морфема обладает своим автономным значением; морфема произошла от фонемы; морфема – это синтез фонем. NB: человек не хранит в своей памяти слова целиком; человек хранит только морфемные элементы (учит ель, строит ель). Накопление идет 2-мя путями: 1) запоминание корневых основ простых слов (лес, стол) 25% - простые слова 75% - производные слова чтобы сделать слово, нужно найти правильную основу и прибавить какой-либо аффикс; 2) морфемы нужны для того, чтобы из них «делать» слова Выделяют: 1) техническая или произносительная единица; эта единица, которая дает возможность нормативно артикулировать речь; 2) смысловая единица; ее человек может передать партнеру по коммуникации; Технической единицей является «слог». Способность произносить слог предполагает, что: - ребенок может выполнять статические артикуляционные упражнения (упражнения на удержание определенного артикуляционного уклада), необходимые для того, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки родного языка; - динамические / кинетические упражнения (кинетика – плавное движение языка); слог обеспечивается плавными речевыми движениями, когда органы артикуляции могут плавно перейти с одного звука на другой и образовать слог. Логопед обязательно собирает анамнез, чтобы определить, как ребенок играл словами (этап лепета). Выделяют 2 этапа лепета: - аутоэхолалия (3 месяца): нечаянный физиологический лепет, такой лепет бывает у вех детей; - эхолалия: чрезвычайно важный этап лепета для диагностики развития речи. Первоначально у ребенка появляются вокализации (уу,аа), затем подключаются ________________, появляются в ответ на речь взрослого. Смысловая единица – речевое высказывание. Типы речевых высказываний: - первый вид высказываний – комбинированный – звукоподражание, которое доносится паралингвистическими средствами языка (пара – вместо средств языка). В ним относится мимика, жест, пантомимика. - второй вид высказываний – коммуникативно-сильное предложение, т.е. такое предложение, которого достаточно для высказывания. В коммуникативно-сильном предложении все компоненты мысли (и объект, и предикат, и субъект) оформлены словами, и эти слова являются знаменательными (полное предложение). - третий тип высказываний -текстовое сообщение (рассказ, лекция); текст – группа предложений, объединенных одной мыслью; текстовое высказывание - полное, т.е. выражает полную мысль.  

 

Назначение функции речи

 

Л.С.Выготский «Речь и мышление»

Речь многофункциональна. Каждая функция формируется в строго определенное время. Становление той или иной функции зависит от того, каким видом деятельность овладевает ребенок.

NB: речь не развивается, не появляется и не становится сама по себе; речь всегда привязана к ведущей деятельности возраста ребенка. Поэтому функции речи произрастают из ведущей деятельности возраста.

Д.Б.Эльконин: «Ведущая деятельность возраста характеризуется тем, что в ее рамках максимально развивается речь и интеллект и переходят на новую ступень развития».

Табл. № 2







Date: 2016-11-17; view: 301; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию