Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Назначение функции речи
Язык и речь.
Долгое время понятия «язык» и «речь» считали синонимами. Как только зародилась новая наука «психолингвистика», он была поставлена перед вопросом «что такое речь?». Фр. лингвист Ф. Соссюр уже к этому времени развел понятия «речь» и «язык» и определилось конкретное содержание этих понятий.
Табл. № 1
Определения
| Язык
| Речь
| Язык – система кодов (научно).
Код – обозначение или система знаков (обозначений. С точки зрения логопеда – язык это камера хранения (_______________ языковой памяти).
В этой камере накапливаются те знаки, которые в дальнейшем будут необходимы для речи.
| Речь – это способ формирования мысли, оформления мысли средствами языка (Рубинштейн) ® речь не существует без мысли; речь обслуживает мысль.
Функция логопеда 0 это формирование речемыслительной деятельности, поскольку речь сама по себе вообще не существует.
| Единицы
| Языка
| Речи
| 1)фонема – это минимальная единица языка, которую человек хранит в своей памяти; Жинкин писал в совей книге: «Фонема не обладает никаким значением, но она помогает человеку различать, опознавать другие слова: фонемы только тогда выполняют свое значение, когда хранятся в определенном образе в языковой памяти.
Жинкин: фонемы хранятся упорядоченно в памяти.
В русском языке 42 фонемы.
Фонемы выступают как эталон. Чтобы пользоваться им нужно иметь фонематический слух.
Фонематический слух – способность осуществлять следующие операции:
- узнавать фонему в составе слова или в составе речи;
- различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, на расположенных в слове в различной линейной последовательности:
т – трос
р – торс
о – сорт
с – рост
- способность дифференцировать слова – паронимы (слова, отличающиеся одним звуком).
Фонематический механизм формируется одним из первых у ребенка.
Когда в норме формируется фонематический слух?
Швачкин, считает, что норма – 1 год и 7 мес. Сейчас нормой считается 2 года. Раннее формирование фонематического слуха обеспечивает усвоение устной речи.
Фонематический слух выполняет смыслоразличительную роль, способность обеспечивать дифференциацию знания слов.
NB: логопеду необходимо дифференцировать понятия фонема и звуки речи.
- фонема – это эталон, стандарт, под который ребенок все время подстраивает органы артикуляции; поэтому логопеду необходимо помнить, что в своем развитии фонематический слух значительно обгоняет способность правильно произносить звуки.
- звуки речи – способность артикулировать определенную фонема, т.е. это совокупность определенных речевых движений.
2) морфема – значимая единица речи; каждая морфема обладает своим автономным значением; морфема произошла от фонемы; морфема – это синтез фонем.
NB: человек не хранит в своей памяти слова целиком; человек хранит только морфемные элементы (учит ель, строит ель).
Накопление идет 2-мя путями:
1) запоминание корневых основ простых слов (лес, стол)
25% - простые слова
75% - производные слова
чтобы сделать слово, нужно найти правильную основу и прибавить какой-либо аффикс;
2) морфемы нужны для того, чтобы из них «делать» слова
| Выделяют:
1) техническая или произносительная единица; эта единица, которая дает возможность нормативно артикулировать речь;
2) смысловая единица; ее человек может передать партнеру по коммуникации;
Технической единицей является «слог». Способность произносить слог предполагает, что:
- ребенок может выполнять статические артикуляционные упражнения (упражнения на удержание определенного артикуляционного уклада), необходимые для того, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки родного языка;
- динамические / кинетические упражнения (кинетика – плавное движение языка); слог обеспечивается плавными речевыми движениями, когда органы артикуляции могут плавно перейти с одного звука на другой и образовать слог.
Логопед обязательно собирает анамнез, чтобы определить, как ребенок играл словами (этап лепета). Выделяют 2 этапа лепета:
- аутоэхолалия (3 месяца): нечаянный физиологический лепет, такой лепет бывает у вех детей;
- эхолалия: чрезвычайно важный этап лепета для диагностики развития речи.
Первоначально у ребенка появляются вокализации (уу,аа), затем подключаются ________________, появляются в ответ на речь взрослого.
Смысловая единица – речевое высказывание.
Типы речевых высказываний:
- первый вид высказываний – комбинированный – звукоподражание, которое доносится паралингвистическими средствами языка (пара – вместо средств языка). В ним относится мимика, жест, пантомимика.
- второй вид высказываний – коммуникативно-сильное предложение, т.е. такое предложение, которого достаточно для высказывания. В коммуникативно-сильном предложении все компоненты мысли (и объект, и предикат, и субъект) оформлены словами, и эти слова являются знаменательными (полное предложение).
- третий тип высказываний -текстовое сообщение (рассказ, лекция); текст – группа предложений, объединенных одной мыслью; текстовое высказывание - полное, т.е. выражает полную мысль.
|
Назначение функции речи
Л.С.Выготский «Речь и мышление»
Речь многофункциональна. Каждая функция формируется в строго определенное время. Становление той или иной функции зависит от того, каким видом деятельность овладевает ребенок.
NB: речь не развивается, не появляется и не становится сама по себе; речь всегда привязана к ведущей деятельности возраста ребенка. Поэтому функции речи произрастают из ведущей деятельности возраста.
Д.Б.Эльконин: «Ведущая деятельность возраста характеризуется тем, что в ее рамках максимально развивается речь и интеллект и переходят на новую ступень развития».
Табл. № 2
Date: 2016-11-17; view: 301; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|