Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.
Уважаемые студенты!
Проектное задание на тему «Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации» связано с коммуникативной деятельностью педагога. Цель данного проекта состоит в том, чтобы отработать умения, необходимые будущему учителю для решения различных профессионально-педагогических задач, для выстраивания общения с субъектами образовательного процесса, для стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Для этого учитель должен уметь: · бесконфликтно общаться с различными субъектами образовательного процесса; · бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; · выбирать конструктивные способы поведения в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами; владеть: · конструктивными способами взаимодействия в конфликте в зависимости от его предмета и социально-психологических характеристик субъектов педагогического процесса.
Обратите внимание на тот факт, что выполнение данного проекта должно привести вас к созданию конечного продукта – процедуры (алгоритма) общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации. Для успешного достижения этой цели вам предлагается следующий алгоритм.
1. Выберите одну из предложенных конфликтных ситуаций. Ситуация 1. «Делегация взбудораженных мам буквально ворвалась в мой кабинет. - Мы требуем, чтобы Володю К. немедленно перевели в другой класс! Он травмирует наших детей физически и нравственно. Дерется, нецензурно выражается, рассказывает ужасные вещи! - Неужели восьмилетний ребенок способен терроризировать целый класс? - Представьте себе. Мы не можем быть спокойными, пока этот мальчик будет учиться с нашими детьми… - Хорошо, я разберусь. Только почему вы считаете, что перевод в параллельный класс решит проблему? - Это уже ваша забота, ваши трудности! Мы же отстаиваем интересы своих детей. Вы должны нас понять. В классе дети из приличных семей… На том и прощаемся. Вызываю классного руководителя. - Как все случилось? За что Володю ненавидят в классе? - Понимаете, мальчик агрессивный, физически заметно сильнее других. По любому поводу вступает в драку… - Что вы предприняли? - Говорили с ним на классном активе. Класс очень дружный. Дети приняли решение: если Володя будет продолжать так себя вести, перестать с ним общаться совсем. И сейчас с ним стараются не разговаривать, чтобы не нарываться на грубость. Теперь вот что: после того как на родительском собрании я рассказала о сложившейся ситуации, члены родительского комитета побывали у Володи, поговорили с его матерью. Учительница работает первый год, ребятам она по душе, и нам, ее коллегам, со стороны видно, что дело у нее пойдет. Но вот с Володей?..» (Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008. – С. 84-85.) Ситуация 2. Ю.З. Гильбух описывает фрагмент урока, проведенного во втором классе детского дома бывшим воспитанником этого дома, а ныне учителем Андреем Николаевичем Репниным (повествование ведется от лица воспитательницы, которая присутствовала на этом уроке). Когда она пришла в класс перед налом занятий, Степа Ивашкин, ребенок из неблагополучной семьи, вдруг залез на шкаф и весь урок просидел там. Ситуация 3. «Он вошел в кабинет в полном облачении и широко перекрестил пространство моего обитания. С достоинством сел на предложенное кресло, а затем вкрадчивым голосом, но твердо предъявил ультиматум: «Моя дочь не будет посещать уроки литературы в тот период, пока там проходят роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Дочка священника не может изучать это евангелие от дьявола. Вы не возражаете?» Последняя фраза была высказана явно из вежливости. Куда там возражать. В памяти вспыхнула провидческая строка из И. Бродского, написанная задолго до нашего религиозного ренессанса: «Вот приходит православный. Говорит, теперь я главный». С одной стороны, он родитель – ему и решать. С другой – сегодня не пришелся ко двору Булгаков, завтра отвергнут Л.Н. Толстого… Что останется тогда от русской культуры? Да и вообще при чем здесь православие? Обскурантизм, иными словами, узость, мракобесие и крайне враждебное отношение к просвещению, не имеющие ничего общего с подлинной верой, возможен в рамках любой конфессии…». (Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008. – С. 156 – 157.)
Ситуация 4. На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди. Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.
2. Проанализируйте конфликтную ситуацию. Попытайтесь определить: - участников конфликта; - место возникновения ситуации; - деятельность участников в конфликтной ситуации; - что предшествовало возникновению ситуации; - какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке; - ситуацию глазами ученика, учителя, других участников; - личностную позицию учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику, к другим участникам); - реальные цели учителя во взаимодействии с учеником, с другими участниками; - что нового узнал учитель об учениках, других участниках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя); - основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений).
3. Основным способом разрешения конфликтной ситуации выступает «погашение» конфликта, когда необходимо перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
Предложите в выбранной вами конфликтной ситуации действия учителя, которые помогли бы «погасить» конфликт: - корректировка поведения ученика или других участников ситуации; - выбор средств и приемов педагогического воздействия; - определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Предложите речевые обороты, фразы, позволяющие перевести ситуацию в русло деловых отношений: - что говорить? (отбор содержания в диалоге); - как говорить? (эмоциональное сопровождение разговора); - зачем говорить? (результат разговора). Приведите пример диалога при решении выбранной вами конфликтной ситуации.
Сближению позиции учителя и ученика, других участников, их взаимопониманию помогут некоторые приемы. Например, необходимо называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, позволит снять агрессию. Предложите другие приемы, которые также позволят «погасить» конфликтную ситуацию.
Модуль «Управление образовательными системами»
Вопросы к итоговому экзамену 1. Чем обусловлено возникновение и развитие педагогической деятельности и педагогической профессии? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности; б) социальная значимость и своеобразие педагогической деятельности; в) цели профессиональной педагогической деятельности.
2. Каковы особенности педагогической профессии в современном обществе, и в чем сущность этапов профессионального становления педагога? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) требования к личности педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»; б) расширение педагогических профессий и специальностей в новых социально-экономических и информационных условиях; в) профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, профессиональное мастерство; г) познавательная деятельность студента педвуза и ее влияние на профессиональное становление.
3. Какое влияние на развитие дидактики оказали идеи Я.А. Коменского? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) гуманизм и демократизм, просветительская направленность учения Я.А. Коменского; б) «Великая дидактика» - универсальная теория обучения; в) классно-урочная система.
4. В чем гуманистический смысл и актуальность идей развивающего обучения И.Г. Песталоцци, воспитывающего обучения Ф.А.В. Дистервега? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) гуманистическая теория элементарного образования И.Г. Песталоцци – основа развивающего обучения; б) правила для учителей и учащихся (А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»); в) «развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания» (А. Дистервег).
5.Как повлияли идеи К.Д. Ушинского на развитие теории и практики отечественного образования? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика педагогических взглядов К.Д. Ушинского на основе его работ «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы»; б) идеи православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского; в) К.Д. Ушинский о значении народности в воспитании; г) использование идей Ушинского в теории и практике отечественного образования.
6. В чем заключается эволюция идеи свободного воспитания от Ж.-Ж. Руссо до Л.Н. Толстого? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) принцип свободы как основной принцип естественного воспитания у Ж.-Ж. Руссо; б) характеристика идеи свободного воспитания в психолого-педагогической практике К.Н. Вентцеля и М. Монтессори; в) использование принципа свободного воспитания в яснополянской школе Л.Н. Толстого.
7. Какие педагогические идеи в России в первой половине XX веке повлияли на становление и развитие подготовки учителей? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) идеи социализации ребенка С.Т. Шацкого; б) идея воспитания в коллективе А.С. Макаренко; в) педология П.П. Блонского.
8. Каковы основные тенденции мирового образовательного процесса? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) сущность понятий «глобализация» и «интеграция»; б) тенденции демократизации и гуманизации в современном образовательном процессе.
9. Каковы сущность и специфика педагогического знания, и какое место занимает педагогика среди других гуманитарных наук? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) особенности социальных и гуманитарных наук; б) характеристика педагогики как гуманитарной науки, ее объект, предмет; в) традиционные и актуальные задачи педагогики; г) связи педагогики с философией, психологией, социологией и др.
10. Каковы сущностные характеристики процесса обучения? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) сущность понятия «образование» и характеристика ценностного, процессуального, результативного аспектов образования; б) характеристика понятия «обучение», его структурных компонентов (целевой, содержательный и др.), функций процесса обучения; в) сущность и особенности деятельности учителя (преподавание) и деятельности ученика (учение).
11. Какова роль стандартизации в определении содержания образования? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятий «содержание образования», «образовательный стандарт»; б) особенности и структура Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; в) возможности ФГОС общего образования в решении актуальных задач образования.
12. От чего зависит выбор и эффективное применение учителем методов обучения? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятия «метод обучения»; б) факторы, влияющие на выбор и применение методов обучения; в) оценка значимости разных факторов в разных педагогических ситуациях.
13. В чем сущность педагогического контроля и что стимулировало появление таких современных средств оценивания результатов образовательного процесса как тестирование, портфолио и др.? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятия «педагогический контроль»; б) характеристика традиционных и современных (тестирование, портфолио и др.) средств оценивания результатов образовательного процесса; в) преимущества и недостатки современных средств оценивания; положительные и негативные стороны ЕГЭ.
14. Каковы сущность воспитания и его особенности в современных условиях? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика воспитания как социального и педагогического процесса; б) характеристика особенностей современных общества, культуры, личности школьника; в) как педагог учитывает современные социальные и культурные условия, личностные особенности сегодняшнего школьника в процессе воспитания. 15. Каковы особенности содержания воспитания в современных условиях и чем они обусловлены? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятия «содержание воспитания»; б) общая характеристика основных сторон (аспектов) содержания воспитания (гражданское и патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое и др.) в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; знаниевого, ценностного, поведенческого компонентов этих сторон (аспектов) содержания воспитания; в) влияние сегодняшних условий на содержание воспитания (что остается неизменным и что изменяется в нравственном, трудовом и др. сторонах содержания воспитания).
16. Какие методы воспитания наиболее востребованы в современных условиях и от чего зависит их выбор и эффективное применение педагогом? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятия «метод воспитания»; б) факторы, влияющие на выбор и применение методов воспитания, оценка значимости разных факторов в разных педагогических ситуациях; в) методы педагогического сопровождения социализации учащихся, их профессионального самоопределения.
17. В чем сущность проблемы целеполагания в образовательном процессе? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятий «цель», «целеполагание»; б) социальные, педагогические, индивидуальные факторы, которые влияют на процесс целеполагания.
18. В чем заключается сущность педагогической диагностики и как на основе результатов диагностики проектируется индивидуальные маршруты обучения, воспитания, развития школьников? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятий «педагогическая диагностика», «методы и средства педагогической диагностики»; б)современные средства изучения возможностей, потребностей, достижений обучающихся; в) сущность проектной деятельности современного педагога; г) анализ результатов диагностики школьника и их учет при проектировании индивидуального маршрута обучения, воспитания, развития.
19. В чем проявляется деятельность современного педагога как организатора взаимодействия учащихся, других субъектов образовательного процесса? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятий «организаторская деятельность педагога», «субъекты образовательного процесса»; б) особенности работы педагога с разными возрастными группами учащихся; в) проблемы, трудности, ошибки в работе педагога со школьниками, их родителями, коллегами; пути преодоления этих проблем; г) возможности разных педагогических технологий в решении задач развития личности школьника.
20. Каковы и чем обусловлены проблемы взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса (учениками, коллективом, коллегами, родителями, социальными партнерами)? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятия «субъекты образовательного процесса», «способы взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса»; б) проблемы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; в) причины возникновения проблем во взаимодействии, способы разрешения конфликтной ситуации.
21. Что определяет эффективность и возможные проблемы коммуникативной деятельности в работе современного педагога? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятия «педагогическое общение», внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность профессионально-педагогической коммуникации; б) проблемы, встречающиеся в общении педагога и ребенка, педагога и родителей (непонимание друг друга, конфликтные ситуации и др.), примеры конкретных педагогических ситуаций; в) социальные, личностные (психологические) и др. причины этих проблем.
22. Каковы особенности и структура современной системы образования в России? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика структуры системы образования в России в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.); б) факторы, определяющие особенности современной системы образования в России; в) особенности Тульской региональной системы образования. 23. Какую роль играет сегодня учитель в системе внутришкольного управления? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика управленческой деятельности в образовании; б) характеристика понятия внутришкольного управления, его функций, принципов, структуры; в) правовой статус учителя в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), его должностные обязанности; г) методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности педагога; д) педагогическое управление ученическим самоуправлением.
24. От чего зависит продуктивность внутришкольного контроля? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятия внутришкольного контроля, требований к внутришкольному контролю; б) управление качеством образовательного процесса в контексте перехода на ФГОС общего образования.
25. В чем сущность и смысл инновационных процессов в современной отечественной школе? Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним: а) характеристика понятия «инновация», виды инноваций; б) характеристика основного смысла инновационных процессов в современной российской школе; в) проблемы и сложности в инновационной деятельности учителя (проблема готовности педагога к инновационной деятельности, проблемы создания инновационной среды школы, проблемы перехода на ФГОС общего образования и др.). - Date: 2016-11-17; view: 1103; Нарушение авторских прав |