Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.





Уважаемые студенты!

 

Проектное задание на тему «Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации» связано с коммуникативной деятельностью педагога. Цель данного проекта состоит в том, чтобы отработать умения, необходимые будущему учителю для решения различных профессионально-педагогических задач, для выстраивания общения с субъектами образовательного процесса, для стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Для этого учитель должен уметь:

· бесконфликтно общаться с различными субъектами образовательного процесса;

· бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

· выбирать конструктивные способы поведения в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами;

владеть:

· конструктивными способами взаимодействия в конфликте в зависимости от его предмета и социально-психологических характеристик субъектов педагогического процесса.

 

Обратите внимание на тот факт, что выполнение данного проекта должно привести вас к созданию конечного продукта – процедуры (алгоритма) общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.

Для успешного достижения этой цели вам предлагается следующий алгоритм.

 

1. Выберите одну из предложенных конфликтных ситуаций.

Ситуация 1.

«Делегация взбудораженных мам буквально ворвалась в мой кабинет.

- Мы требуем, чтобы Володю К. немедленно перевели в другой класс! Он травмирует наших детей физически и нравственно. Дерется, нецензурно выражается, рассказывает ужасные вещи!

- Неужели восьмилетний ребенок способен терроризировать целый класс?

- Представьте себе. Мы не можем быть спокойными, пока этот мальчик будет учиться с нашими детьми…

- Хорошо, я разберусь. Только почему вы считаете, что перевод в параллельный класс решит проблему?

- Это уже ваша забота, ваши трудности! Мы же отстаиваем интересы своих детей. Вы должны нас понять. В классе дети из приличных семей…

На том и прощаемся. Вызываю классного руководителя.

- Как все случилось? За что Володю ненавидят в классе?

- Понимаете, мальчик агрессивный, физически заметно сильнее других. По любому поводу вступает в драку…

- Что вы предприняли?

- Говорили с ним на классном активе. Класс очень дружный. Дети приняли решение: если Володя будет продолжать так себя вести, перестать с ним общаться совсем. И сейчас с ним стараются не разговаривать, чтобы не нарываться на грубость. Теперь вот что: после того как на родительском собрании я рассказала о сложившейся ситуации, члены родительского комитета побывали у Володи, поговорили с его матерью.

Учительница работает первый год, ребятам она по душе, и нам, ее коллегам, со стороны видно, что дело у нее пойдет. Но вот с Володей?..»

(Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008. – С. 84-85.)

Ситуация 2.

Ю.З. Гильбух описывает фрагмент урока, проведенного во втором классе детского дома бывшим воспитанником этого дома, а ныне учителем Андреем Николаевичем Репниным (повествование ведется от лица воспитательницы, которая присутствовала на этом уроке). Когда она пришла в класс перед налом занятий, Степа Ивашкин, ребенок из неблагополучной семьи, вдруг залез на шкаф и весь урок просидел там.

Ситуация 3.

«Он вошел в кабинет в полном облачении и широко перекрестил пространство моего обитания. С достоинством сел на предложенное кресло, а затем вкрадчивым голосом, но твердо предъявил ультиматум: «Моя дочь не будет посещать уроки литературы в тот период, пока там проходят роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Дочка священника не может изучать это евангелие от дьявола. Вы не возражаете?» Последняя фраза была высказана явно из вежливости. Куда там возражать. В памяти вспыхнула провидческая строка из И. Бродского, написанная задолго до нашего религиозного ренессанса: «Вот приходит православный. Говорит, теперь я главный». С одной стороны, он родитель – ему и решать. С другой – сегодня не пришелся ко двору Булгаков, завтра отвергнут Л.Н. Толстого… Что останется тогда от русской культуры? Да и вообще при чем здесь православие? Обскурантизм, иными словами, узость, мракобесие и крайне враждебное отношение к просвещению, не имеющие ничего общего с подлинной верой, возможен в рамках любой конфессии…».

(Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008. – С. 156 – 157.)

 

Ситуация 4.


На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.

Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.

 

2. Проанализируйте конфликтную ситуацию. Попытайтесь определить:

- участников конфликта;

- место возникновения ситуации;

- деятельность участников в конфликтной ситуации;

- что предшествовало возникновению ситуации;

- какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

- ситуацию глазами ученика, учителя, других участников;

- личностную позицию учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику, к другим участникам);

- реальные цели учителя во взаимодействии с учеником, с другими участниками;

- что нового узнал учитель об учениках, других участниках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

- основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений).

 

3. Основным способом разрешения конфликтной ситуации выступает «погашение» конфликта, когда необходимо перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.

 

Предложите в выбранной вами конфликтной ситуации действия учителя, которые помогли бы «погасить» конфликт:

- корректировка поведения ученика или других участников ситуации;

- выбор средств и приемов педагогического воздействия;

- определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

 

Предложите речевые обороты, фразы, позволяющие перевести ситуацию в русло деловых отношений:

- что говорить? (отбор содержания в диалоге);

- как говорить? (эмоциональное сопровождение разговора);

- зачем говорить? (результат разговора).

Приведите пример диалога при решении выбранной вами конфликтной ситуации.

 

Сближению позиции учителя и ученика, других участников, их взаимопониманию помогут некоторые приемы. Например, необходимо называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, позволит снять агрессию.

Предложите другие приемы, которые также позволят «погасить» конфликтную ситуацию.

 

Модуль «Управление образовательными системами»

 

Вопросы к итоговому экзамену

1. Чем обусловлено возникновение и развитие педагогической деятельности и педагогической профессии?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности;

б) социальная значимость и своеобразие педагогической деятельности;


в) цели профессиональной педагогической деятельности.

 

2. Каковы особенности педагогической профессии в современном обществе, и в чем сущность этапов профессионального становления педагога?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) требования к личности педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»;

б) расширение педагогических профессий и специальностей в новых социально-экономических и информационных условиях;

в) профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, профессиональное мастерство;

г) познавательная деятельность студента педвуза и ее влияние на профессиональное становление.

 

3. Какое влияние на развитие дидактики оказали идеи Я.А. Коменского?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) гуманизм и демократизм, просветительская направленность учения Я.А. Коменского;

б) «Великая дидактика» - универсальная теория обучения;

в) классно-урочная система.

 

4. В чем гуманистический смысл и актуальность идей развивающего обучения И.Г. Песталоцци, воспитывающего обучения Ф.А.В. Дистервега?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) гуманистическая теория элементарного образования И.Г. Песталоцци – основа развивающего обучения;

б) правила для учителей и учащихся (А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»);

в) «развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания» (А. Дистервег).

 

5.Как повлияли идеи К.Д. Ушинского на развитие теории и практики отечественного образования?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика педагогических взглядов К.Д. Ушинского на основе его работ «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы»;

б) идеи православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского;

в) К.Д. Ушинский о значении народности в воспитании;

г) использование идей Ушинского в теории и практике отечественного образования.

 

6. В чем заключается эволюция идеи свободного воспитания от Ж.-Ж. Руссо до Л.Н. Толстого?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) принцип свободы как основной принцип естественного воспитания у Ж.-Ж. Руссо;

б) характеристика идеи свободного воспитания в психолого-педагогической практике К.Н. Вентцеля и М. Монтессори;

в) использование принципа свободного воспитания в яснополянской школе Л.Н. Толстого.

 

7. Какие педагогические идеи в России в первой половине XX веке повлияли на становление и развитие подготовки учителей?


Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) идеи социализации ребенка С.Т. Шацкого;

б) идея воспитания в коллективе А.С. Макаренко;

в) педология П.П. Блонского.

 

8. Каковы основные тенденции мирового образовательного процесса?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) сущность понятий «глобализация» и «интеграция»;

б) тенденции демократизации и гуманизации в современном образовательном процессе.

 

9. Каковы сущность и специфика педагогического знания, и какое место занимает педагогика среди других гуманитарных наук?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) особенности социальных и гуманитарных наук;

б) характеристика педагогики как гуманитарной науки, ее объект, предмет;

в) традиционные и актуальные задачи педагогики;

г) связи педагогики с философией, психологией, социологией и др.

 

10. Каковы сущностные характеристики процесса обучения?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) сущность понятия «образование» и характеристика ценностного, процессуального, результативного аспектов образования;

б) характеристика понятия «обучение», его структурных компонентов (целевой, содержательный и др.), функций процесса обучения;

в) сущность и особенности деятельности учителя (преподавание) и деятельности ученика (учение).

 

11. Какова роль стандартизации в определении содержания образования?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятий «содержание образования», «образовательный стандарт»;

б) особенности и структура Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

в) возможности ФГОС общего образования в решении актуальных задач образования.

 

12. От чего зависит выбор и эффективное применение учителем методов обучения?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия «метод обучения»;

б) факторы, влияющие на выбор и применение методов обучения;

в) оценка значимости разных факторов в разных педагогических ситуациях.

 

13. В чем сущность педагогического контроля и что стимулировало появление таких современных средств оценивания результатов образовательного процесса как тестирование, портфолио и др.?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия «педагогический контроль»;

б) характеристика традиционных и современных (тестирование, портфолио и др.) средств оценивания результатов образовательного процесса;

в) преимущества и недостатки современных средств оценивания; положительные и негативные стороны ЕГЭ.

 

14. Каковы сущность воспитания и его особенности в современных условиях?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика воспитания как социального и педагогического процесса;

б) характеристика особенностей современных общества, культуры, личности школьника;

в) как педагог учитывает современные социальные и культурные условия, личностные особенности сегодняшнего школьника в процессе воспитания.

15. Каковы особенности содержания воспитания в современных условиях и чем они обусловлены?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия «содержание воспитания»;

б) общая характеристика основных сторон (аспектов) содержания воспитания (гражданское и патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое и др.) в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; знаниевого, ценностного, поведенческого компонентов этих сторон (аспектов) содержания воспитания;

в) влияние сегодняшних условий на содержание воспитания (что остается неизменным и что изменяется в нравственном, трудовом и др. сторонах содержания воспитания).

 

16. Какие методы воспитания наиболее востребованы в современных условиях и от чего зависит их выбор и эффективное применение педагогом?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия «метод воспитания»;

б) факторы, влияющие на выбор и применение методов воспитания, оценка значимости разных факторов в разных педагогических ситуациях;

в) методы педагогического сопровождения социализации учащихся, их профессионального самоопределения.

 

17. В чем сущность проблемы целеполагания в образовательном процессе?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятий «цель», «целеполагание»;

б) социальные, педагогические, индивидуальные факторы, которые влияют на процесс целеполагания.

 

18. В чем заключается сущность педагогической диагностики и как на основе результатов диагностики проектируется индивидуальные маршруты обучения, воспитания, развития школьников?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятий «педагогическая диагностика», «методы и средства педагогической диагностики»;

б)современные средства изучения возможностей, потребностей, достижений обучающихся;

в) сущность проектной деятельности современного педагога;

г) анализ результатов диагностики школьника и их учет при проектировании индивидуального маршрута обучения, воспитания, развития.

 

19. В чем проявляется деятельность современного педагога как организатора взаимодействия учащихся, других субъектов образовательного процесса?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятий «организаторская деятельность педагога», «субъекты образовательного процесса»;

б) особенности работы педагога с разными возрастными группами учащихся;

в) проблемы, трудности, ошибки в работе педагога со школьниками, их родителями, коллегами; пути преодоления этих проблем;

г) возможности разных педагогических технологий в решении задач развития личности школьника.

 

20. Каковы и чем обусловлены проблемы взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса (учениками, коллективом, коллегами, родителями, социальными партнерами)?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия «субъекты образовательного процесса», «способы взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса»;

б) проблемы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;

в) причины возникновения проблем во взаимодействии, способы разрешения конфликтной ситуации.

 

21. Что определяет эффективность и возможные проблемы коммуникативной деятельности в работе современного педагога?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия «педагогическое общение», внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность профессионально-педагогической коммуникации;

б) проблемы, встречающиеся в общении педагога и ребенка, педагога и родителей (непонимание друг друга, конфликтные ситуации и др.), примеры конкретных педагогических ситуаций;

в) социальные, личностные (психологические) и др. причины этих проблем.

 

22. Каковы особенности и структура современной системы образования в России?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика структуры системы образования в России в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.);

б) факторы, определяющие особенности современной системы образования в России;

в) особенности Тульской региональной системы образования.

23. Какую роль играет сегодня учитель в системе внутришкольного управления?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика управленческой деятельности в образовании;

б) характеристика понятия внутришкольного управления, его функций, принципов, структуры;

в) правовой статус учителя в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), его должностные обязанности;

г) методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности педагога;

д) педагогическое управление ученическим самоуправлением.

 

24. От чего зависит продуктивность внутришкольного контроля?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия внутришкольного контроля, требований к внутришкольному контролю;

б) управление качеством образовательного процесса в контексте перехода на ФГОС общего образования.

 

25. В чем сущность и смысл инновационных процессов в современной отечественной школе?

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия «инновация», виды инноваций;

б) характеристика основного смысла инновационных процессов в современной российской школе;

в) проблемы и сложности в инновационной деятельности учителя (проблема готовности педагога к инновационной деятельности, проблемы создания инновационной среды школы, проблемы перехода на ФГОС общего образования и др.).

-







Date: 2016-11-17; view: 1103; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию