![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
II. Понимание речи и словесных значенииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция 8 Тема: Методики нейропсихологического обследования (4 часа) 1. «Луриевские» методы диагностики высших психических функций. 2. Схема нейропсихологического обследования. 3. Нейропсихологические методики. 4. Схема и количественная оценка данных нейропсихологического обследования ребенка.
1. «Луриевские» методы диагностики высших психических функций. В течение длительного времени симптомы расстройств речи, гнозиса, праксиса и других ВПФ рассматривались лишь в качестве дополнительных критериев неврологической диагностики, а методы их выявления специально не выделялись из общего арсенала клинико-неврологических приемов исследования больных. А. Р. Лурия –называет эти методы клинико-психологическими или психофизиологическими. В неврологических и психиатрических клиниках для исследования больных с органической патологией мозга используются некоторые методики, перво Экспериментально-психологические пробы широко использовались в клинике нервных и душевных болезней, руководимой В. М. Бехтеревым. Ряд известных проб были разработаны в этой клинике: «Буквенная корректурная проба» В. Х. Анфимова (1908). Эти методические приемы, направленные преимущественно на исследование психических процессов: активного внимания, умственной утомляемости, темпа деятельности и т. п., прямого топико-диагностического значения не имели, но полученные результаты учитывались при обследовании больных с гемиплегиями (полная потеря возможности произвольных движений с одной стороны) капсулярного и кортикального происхождения и в последующих клинико-анатомических сопоставлениях. К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает: 1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.); 2) общее описание психического статуса больного — состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона; 3) исследования произвольного и непроизвольного внимания; 4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин; 5) исследования зрительного гнозиса — по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр; 6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение; 7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов; 8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений; 9) исследования речи — через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций; 10) исследования письма — букв, слов и фраз; 11) исследования чтения — букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов; 12) исследования памяти — на слова, картинки, рассказы; 13) исследования системы счета; 14) исследования интеллектуальных процессов — понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать. Предлагаемые методы адресуются преимущественно к произвольному, осознанному, то есть опосредованному речью уровню осуществления психических функций, и в меньшей степени к непроизвольным автоматизированным или неосознанным психическим функциям. Для расширения спектра использования измерительных процедур могут дополнительно создаваться специальные сенсибилизированные условия — ускоряться темп подачи стимулов и инструкций, увеличиваться объем стимульного материала, возможно его предложение в зашумленной форме. За последние годы система методов нейропсихологического исследования обогатилась новыми разработками, предполагающими как усовершенствование уже известных приемов, так и введение в практику новых измерительных процедур. Были разработаны количественные критерии выполнения проб, учитывающие принципы стандартизации исследований и сравнимость полученных результатов, введены диагностические коэффициенты и возрастные нормы, обоснованы методологические принципы, способствующие разработке новых инструментов исследования, в том числе и специальной экспериментальной аппаратуры (Вассерман, Дорофеева, Меерсон, Глозман). Проблема состава и направленности комплекса приемов, адекватных для достижения той или иной нейропсихологической диагностической цели, решается в каждом конкретном случае, исходя из индивидуального подхода, системности в динамической организации функций и всесторонности охвата симптомов, развитие которых подлежит прогнозированию. Исследование целесообразно планировать так, чтобы оно позволяло не только фиксировать расстройства, но и выявлять его механизмы. При поврежденном мозге интерпретация полученных результатов должна отражать и компенсаторные следствия, особенно актуальные при длительных сроках болезни.
2. Схема нейропсихологического обследования. 1) Исследование двигательных функций: а) «Проба на реципрокную координацию движений»; б) «Проба на динамический праксис»; в) «Графическая проба»; г) «Выполнение ритмов по речевой инструкции»; д) «Реакция выборов»; е) «Проба на праксис позы пальцев»; ж) «Пробы Хэда»; з) «Конструктивный праксис».
2) Исследование слухомоторных координаций: а) «Оценка ритмических структур»; б) «Воспроизведение ритмов по слуховому образцу».
3) Исследование зрительного гнозиса: а) «Опознание наложенных изображений (тест В. Поппельрейтера)»; б) «Опознание перечеркнутых изображений»; в) «Опознание изображений с неполным набором признаков (недорисованные предметы)»; г) «Рисунок стола».
4) Исследование речевых функций: импрессивная и экспрессивная речь а) «Понимание близких по звучанию и значению слов»; б) «Понимание логико-грамматических конструкций»; в) «Проба на завершение фраз»; г) «Исследование свободных и направленных ассоциативных реакций».
5) Исследование памяти: а) «Проба на запоминание двух групп по 3 слова»; б) «Проба на зрительную память с узнаванием изображений предметов и невербализуемых фигур»; в) «Проба на зрительное запоминание невербализуемых фигур».
6) Исследование мыслительных операций: а) «Понимание смыла рассказа по серии сюжетных картинок»; б) «Пятый лишний»; в) «Кубики Кооса».
3. Нейропсихологические методики. I. РЕЧЬ ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Исследование экспрессивной речи начинается уже на этапе предварительной беседы, целью которой является установление продуктивного контакта с больным, знакомство его с задачами исследования. Речевую продукцию больных необходимо по возможности полно фиксировать в виде магнитофонных записей, протокола или в специальной схеме. Оценка экспрессивной речи производится по особенностям выполнения субтестов-заданий: 1) спонтанная и диалогическая речь; 2) повествовательная (монологическая) 3) автоматизированная и отраженная речь (повторение); 4) называние. В этот же блок входят задания на слухоречевую память. При анализе экспрессивной речи учитываются также и особенности чтения вслух. II. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И СЛОВЕСНЫХ ЗНАЧЕНИИ 1) Понимание ситуативной речи. 2) Понимание значения отдельных слов. 3) Понимание простых команд. 4) Понимание (отчуждение) смысла слов. 5) Удержание речевого ряда. Date: 2016-11-17; view: 359; Нарушение авторских прав |