Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функционирование семьи
Каждый критический для ребенка период создает или вызывает в ответ критический период перестройки внутрисемейных отношений. Галински (Galinsky, 1980) описывает этот интерактивный процесс в виде 6 отдельных стадий родительства. [mcxxviii] Стадия формирования образа — от зачатия до рождения ребенка — супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия согласно собственным стандартам идеального родителя. Стадия выкармливания — с рождения до примерно 2-х лет (пока ребенок не начнет говорить «Нет») — у родителей формируется чувство привязанности к малышу, а также соизмерение эмоционального участия и времени, которое они рапределяют между малышом, друг другом, работой, своими родителями и друзьями. Стадия авторитета — ребенку примерно от 2 до 5 лет — появляются вопросы о качестве собственного родительства и осознание того, что они и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеалу. Стадия интерпретации — детям примерно от 5 до 12 лет — родители проверяют и пересматривают многие из устоявшихся предположений о внутрисемейных и прочих взаимоотношениях. Стадия взаимозависимости — дети подросткового возраста — родители подвергают ревизии свои властные отношения с теперь уже почти взрослыми детьми; эти отношения могут стать соперничающими или партнерскими. Стадия расставания — выросшие дети уходят из дома — родителям приходится не только «отпустить их», но пересмотреть — изменяющуюся в связи с этим — систему взаимоотношений между оставшимися членами семьи. На каждой из этих стадий родители разрешают свои внутренние конфликты и строят соответстующую систему взаимоотношений на новом и все более высоком уровне интеграции.
Беременность Обычно в период беременности супруги оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Для будущей матери важное значение приобретает также социальная поддержка мужа и ближайшего окружения. Это связано с тем, что состояние и процесс беременности является не просто сложной перестройкой всех функциональных структур женщины, но — природой абсолютно сложности, которая, на мой взгляд, является исключительно божественной функцией женщины,– вряд ли с этим будут спорить даже физиологи, для которых слово “одухотворенность” ничего не значит. У беременной среди прочих феноменов отмечается повышенный основной обмен и высокое РОЭ (можно предположить, что они приближаются по уровню к мужскому — Н.С.) В плазме крови резко повышается уровень мужских половых гармонов (андрогенов и в частности, тестостерона,). Так, на первом квартале этот уровень достигает значений вдвое больших, а на последнем месяце — в 3–7 раз больше по сравнению с его средним значение у небеременной. После родоразрешения он резко падает — до нормы небеременной женщины. По данным исследований, несмотря на рост концентрации андрогенов во время беременности, не отмечается внешней маскулинизации у беременной или плода из-за связывания определенной части избытком эстрогенов. В то же время у беременных с плодом мужского пола (по сравнению с плодом женского пола) концентрация андрогенов почти в три раза выше. [mcxxix] Все это, очевидно, свидетельствует о некоторой “духовной маскулинизации” женщины в период беременности. Так, несмотря зависимость сексуальности женщины в это время от целого ряда факторов, исследователи отмечают, что на первых двух кварталах беременности возникают периоды чрезмерного полового интереса либо к койтусу, либо к мастурбации. На втором и третьем кварталах у беременной отмечается рост интенсивности субъективных ощущений во время оргазма. [mcxxx]. Иначе говоря, все это может свидетельствовать о некотором сближении духовных начал беременной женщины и мужчины. То есть, на языке хроматизма это свидетельствует о приобретении беременной женщиной доминанты подсознания.[mcxxxi] По данным А. В. Завьялова, характер изменений в соотношении функций организма при беременности дает основание считать, что они отражают доминирование центров, обуславливающих такой неспецифический феномен, как устойчивое перераспределение активности между цетрами сенсорных, моторных и вегетативных функций. Если у здоровых небеременных женщин наблюдаются функциональное преобладание сенсорных функций над моторными, выраженная взаимосвязь характеристик сенсорных функций на фоне слабой корреляции остальных показателей и умеренная величина максимального градиента функциональных различий, то у беременных с нормальными родами на фоне значительного возрастания уровня бодрствования мозга отмечается увеличение активности нейромоторных структур, резкое снижение чувствительности кинестетического и слухового анализаторов, небольшое увеличение максимального градиента функциональных различий и заметное усиление интермодальной корреляции функций. Как считает А. В Завьялов, доминирующие центры расположены в гипоталамо-лимбикоретикулярных структурах и являются источником системоорганизующих влияний, под воздействием которых складывается система «мать — плод». [mcxxxii] В том случае, если во время беременности у супругов отмечался высокий уровень компетенции, самосознания и взаимной адаптации, то как правило, между ними и новорожденным сразу же устанавливались теплые и чуткие отношения На адаптацию родителей в послеродовой период особенно влияет то, как мать оценивает супружеские отношения и свою беременность. Самооценка родителей также играет роль: тем, у кого она выше, приспособиться бывает легче. На послеродовой адаптации супругов к новым ролям и обязанностям сказывается и темперамент и здоровье ребенка; так, у родителей младенцев с трудным темпераментом отмечалось снижение удовлетворенности от супружеской жизни. [mcxxxiii] Способность молодых родителей адаптироваться к родительским обязанностям связана и с возрастом супругов на момент беременности и рождения ребенка.
15.2. Семья и дети С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов. Обычно это связано с нарушением сна и привычного уклада жизни; нередко повышается напряженность в отношениях, приводящая к конфликтам. Вообще говоря, все это приводит к перераспределению функциональных обязанностей в соответствии с устанавливающимися взаимоотношениями между матерью, младенцем и отцом. Преобладающее большинство семей имеет предсказуемый жизненный цикл, характеризуемый рядом важных событий, которые мы постраемся промоделировать на уровне хроматического анализа взаимоотношений между членами семьи. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы. Появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре забот одного или обоих родителей. Младенец требует к себе постоянного внимания. Рыдания малыша могут вызвать у отца или матери чувства беспомощности, зависимости или гнева. Другие родители могут постепенно свыкнуться с собственным желанием быть от кого-то зависимым, начав его принимать за нормальную, естественную потребность[mcxxxiv] Примерно так описывают психологи эмоциональный тон в семье с новорожденным ребенком. Посмотрим, так ли это на самом деле. Процесс генерирования родителями опорных сигналов и сверки с ними своего поведения младенцем до 2-х лет — важное средство родительского влияния на его социоэмоциональное развитие.[mcxxxv] Исследования показывают, что отцы играют заметную роль в формировании реакций ребенка в ситуациях, когда ему неясно, как себя следует вести в данный момент (то есть в экстремальных условиях жизни). Как показали исследования, более компетентным родителем для младенца до 2-х лет является мать. Обычно она берет насебя основную ответственность по уходу за ребенком и становится более сведущей в удовлетворении его потребностей и интерпретации его сигналов. Второстепенную роль отцов ученые связывают чс чувством некомпетентности в уходе за ребенком. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, предсказуемые игры или же затевают такие традиционные игры как «ладушки». Отцы же склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры, которые детям (младенческого возраста) особенно нравятся. Интересно, что когда отец берет на себя основную заботу о ребенке, он склонен вести себя так, как это делает мать. Каким же образом все трое воздействуют друг на друга? Кларк-Стюарт в своем исследовании этого вопроса обнаружила, что влияние матери на ребенка обычно носит непосредственный характер, тогда как отец влияет на малыша часто опосредованно — через мать. Ребенок же чаще всего влияет на обоих родителей напрямую.[mcxxxvi] Как констатирует Грэйс Крэйг,[mcxxxvii] самые важные задачи родительства парадоксальны, хотя и представляют собой две стороны одной и той же медали. Так, с одной стороны, успешно выполняющие свои функции родители обеспечивают детям чувство защищенности и поддержки, которое возникает у них от любящей и понимающей семьи. С другой — эти же родители всячески содействуют тому, чтобы их дети стали независимыми и дееспособными взрослыми, создавшими со временем уже собственную семью. Поэтому принципы взаимодействия родителей со своими взрослеющими детьми существенно сказываются на мотивах стремления подростков к взрослости. Рассмотрим эти взаимодействия в хроматическом контексте динамической семейной системы, в которой изменения в поведении любого члена семьи влияют на всех остальных. В целом, исследования семейной динамики имеют тенденцию характеризовать период отрочества детей скорее как трансформацию, нежели разрыв или разногласие. Внезапно обостряющаяся потребность подростка в автономии и самоопределении обычно ведет к тому или иному виду конфликтов внутри семьи. И хотя, как показали исследования, серъезные конфликты отмечаются только в 15–20 % семей, большинство их обычно возникает по достаточно заурядным проблемам (поведение за столом, помощь по дому отметки и поведение в школе, свидания, внешний вид, и т. п.). Конфликты же по идейным, религиозным или социальным вопросам до 15–16 лет весьма редки, по-видимому, прежде всего из-за подростковой эгоцентричности (см. этапы взросления). Как правило, в отрочестве конфликты случаются чаще, чем в юности, ибо начальный этап выхода из детства является самым трудным. И тем не менее родители продолжают влиять не только на мнения, но и на поведение детей. При этом множество исследований выявило существенную разницу в этом влиянии со стороны матери и отца. По данным Г. Крэйг, отцы чаще склонны поощрять интеллектуальное развитие ребенка и его стремление к независимости во внешней среде, чаще включаются в решение каких-то проблем, встающих перед детьми, принимают активное участи во внутрисемейных дискуссиях. В результате и мальчики, и девочки обычно обсуждают свои идеи и / или проблемы с отцами. С другой стороны, эпизодически возникающие разногласия с отцом предоставляют подросткам возможность подвергнуть сомнению влияние родственных связей, что фактически ведет к усилению их социальной компетентности вне семьи (к примеру, в референтной группе сверстников) в силу возрастания роли собственного подсознания, отделившегося — благодаря этому конфликту — от отцовского подсознания. Поэтому-то отцовское поведение как бы провоцирует независимость и расхождение во взглядах с детьми. Взаимодействие подростков и матерей — в этот период существования семьи — оказывается гораздо сложнее. Они чаще соприкасаются в таких конкретных областях, как домашние обязанности, учеба, дисциплина дома и в школе, досуг, одежда. Все это может стать причиной большей напряженности и конфликтов между матерью и детьми. Вместе с тем, это же создает и много большую близость в отношениях подростков и матерей, ибо — по сравнению с отцами — матери больше склонны к более частым и широким контактам с детьми. Поэтому они располагают большей информацией о меняющихся качествах и самовосприятии подростков, чем отцы. Разногласия же подростков с матерью по поводу обще-духовных ценностей могут подрывать социальную компетентность подростков, подсознательно действующую на них вне семьи, в силу того, что их сознание не одобрено, не санкционировано, не поддержано сверхсознанием матери. Во многих исследованиях ученые отмечают и гендерные различия детей в восприятии внутрисемейных отношений, причинно связывая их с различием в потребностях их личностного развития. Так, например, мнение мальчиков на родительский тезис о сплочении семьи (родители: «Мы ценим индивидуальность»; подросток: «Ничего подобного») связано с возросшим осознанием собственной компетентности (см. персональный миф). Позитивные же самооценки девочек становятся выше, когда в этом вопросе они принимают сторону родителей (родители: «Мы ценим индивидуальность»; девочка: «В нашей семье все — личности!»). Как можно заключить вслед за Г. Крэйг, именно семья дает важное чувство социальной поддержки и единения девочкам-подросткам, тогда как слишком сильное ощущение сплочения семьи понижает чувство собственной компетентности и независимости у мальчиков-подростков.
Семейные права Семьи, в которых работают оба супруга, считается обычным явлением. Показательно, что внутрисемейные конфликты из-за справедливого распределения обязанностей возникают в тех семьях, где жена имеет равную или превышающую (по престижу) работу мужа. То есть эта женщина получила специальное образование и ее Я-концепция не может смириться с тем, что муж может манкировать ее как личность, оставляя для нее лишь роли жены и матери ребенка. Если же сюда привлечь роль гендерного фактора обоих партнеров, то становится ясным, что в каждом отдельном случае необходимо устанавливать схемы, соответствующие их социальному статусу, образовательному цензу, успехам в карьере, предприимчивости и т. п. Здесь же должны быть учтены влияния близких родственников (свекрови и тещи) и подруг. Нередко женщины переживают серьезные ролевые конфликты в таких коллизиях, как, например: оставить ли с кем-либо свое чадо и ходить на работу, или не ходить на работу, оставаясь с младенцем. Ибо материальное положение не всегда дает однозначный ответ на этот вопрос. Поэтому некоторые исследователи утверждают, что амбивалентные чувства, которые женщины испытывают в связи со своей двойной ролью, являются следствием усвоения ими традиционных половых ролей — внутрисемейный образ жизни, акцент на супружестве и пренебрежение своей профессиональной деятельностью. Большинство же исследователей объясняет этот ролевой конфликт и амбивалентность чувств теми реальными, повседневными трудностями, с которыми сталкивается женщина, старающаяся выполнить два конкурирующих между собой ряда требований. Как заключает это объяснение Грэйс Крэйг[mcxxxviii], в таком случае, ролевой конфликт — это скорее результат условий жизни в семье, в которой работают оба супруга, а не «проблема», вызванная психологическим складом женщины. Возникает вопрос: почему же никто никогда не упоминал о подобных коллизиях у мужчины? Может быть, дело заключается все же в психологии, а не в условиях жизни женщины… Выше — на примере хроматичекой модели семьи — мы уже убедились, что четкий ответ на этот вопрос зависит прежде всего от психологии женщины, и в частности, от ее гендера. Как пишет дальше сама же Грэйс Крэйг, для успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели (разрядка моя — Н.С.). Эти идеалистические мечты в хроматизме всегда и во всем интерпретируются как информация Ид-плана интеллекта, тогда как реалистические цели — информация Мат-плана. Выше же в главе о гендерных проблемах мы убедились, что в женском интеллекте Ид-план доминирует лишь в детском возрасте, после чего переходит во вторую субдоминанту, тогда как у мужчин он непрерывно совершенствуется как первая субдоминанта при условии ее автономности от давления социума (см. 15–16 лет). В то же время Мат-план женщине дан с 13–14 лет и постоянно совершенствуется на протяжении ее жизни. Мат-план мужчины же, как мы видели выше, организуется социумом
Бабушки и дедушки Переход партнеров к родительству затрагивает и их родителей, ставших бабушками и дедушками. К этому периоду жизни (40–50 лет) отношения между родителями и их взрослыми детьми становятся более равными, чем когда бы то нибыло ранее. Эти отношения теряют иерархический характер и перерастают в отношения взаимодействия между взрослыми людьми на основе взаимного равенства. По мере старения родителей между людьми среднего возраста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей. Представители среднего возраста становятся поколением, стоящим «у руля», — работающим, воспитывающим детей и, в целом выполняющим созидательную роль в обществе. То есть функции Мат- и Ид-планов. Их же родители, если они еще живы, могут бвть уже на пенсии, иметь плохое здоровье, им может требоваться финансовая помощь или они могут зависеть от детей в чем-то ином. То есть функция Син-плана Поэтому они как бы меняются функциями по отношению друг к другу. И если оба поколения не поймут, что такая перемена ролей является неизбежной частью жизненного цикла, то эти новые отношения могут вызывать обиду и возмущение у обеих сторон [mcxxxix] Как правило бабушки, а нередко, и дедушки создают ощущение преемственности и единства семьи, передавая внукам семейное наследие и традиции. Внуки очень часто являются одной из самых больших радостей стариков. Ряд исследований продемонстрировал, что у многих бабушек и дедушек возникают прочные дружеские отношения с внуками. Такие привязанности являются результатом регулярных контактов и лежат в основе близких, любящих отношений. Обычно внуки чувствуют себя спокойнее с бабушками, чем с родителями и / или дедушками. Во многих исследованиях отмечается, что дочери значительно чаще, чем сыновья, ухаживают за своими родителями, даже если для этого им приходится менять свою работы или распорядок жизни. [mcxl]
15.3. Развод и дети Как правило, вопрос о разводе первой поднимает жена. Женщины часто раньше и сильнее начинают испытывать неудовлетворенность браком, хотя окончательное решение о разводе может быть принято и не ими. По данным Кинси, примерно 75% браков распадаются из-за аноргазмии женщин, считающих виноватыми в этом мужей. Сразу после развода дети, особенно в возрасте 5–7 лет, часто кажутся сбитыми с толку, растерянными. Они проявляют признаки неустойчивого поведения не только дома, но и в школе и других местах. У них может возникнуть ощущение, что их прежние сценарии событий повседневной жизни больше не применимы. [mcxli] По данным Статистического управления США, в середине 70-х годов ХХ века у каждого 7-го ребенка часть детства проходила без отца. За последние десятилетия число неполных семей увеличивалось в 10 раз быстрее, чем семей с обоими родителями. Как отмечает в связи с этим Грэйс Крэйг, [mcxlii] эта тенденция особенно велика среди молодых женщин и наводит на мысль о том, что воспитание ребенка одним родителем может стать еще более распространенным явлением. Действительно, в 1993 году мать-одиночка содержала уже каждую четвертую семью. Что же стоит за этим стремительно растущим количеством семей, которыми управляет женщина? Как указывают Росс и Сохилл (Ross, & Sawhill, 1975) одним из факторов создания неполной семьи является улучшение социальных и экономических условий жизни женщины. Так, в 1992 году средний семейный доход белых супружеских пар в США составлял 42738 долларов, тогда как у матерей-одиночек — 29671 доллар. И хотя статистика США дает лишь малый процент отцов, на попечении которых остаются дети после развода, их число постепенно увеличивалось и к 1996 году составляло 10 %. Отцы-одиночки во многом сталкиваются с теми же проблемами, что и матери-одиночки. Многие отцы-одиночки испытывают те же чувства одиночества и подавленности, о которых часто сообщают матери-одиночки. Одиноким отцам, так же как и матерям-одиночкам, бывает трудно сохранить круг своих друзей и получить иную эмоциональную поддержку. От родителя-одиночки воспитание ребенка может требовать периодически изматывающих усилий, поскольку чаще всего ему приходиться еще и работать для обеспечения семейного бюджета. И если для анализа мотивов поступления на работу женщин из полных семей необходимо привлечение гендерных факторов, то в данном случае, обычно можно ограничиться исключительно социальными. Разумеется, в неполной семье неработающей женщине с ребенком просто некуда деться, каков бы ни был у нее гендерный тип личности. Ибо детские ясли и сады представляют собой суррогат воспитания даже для неполной семьи из-за отсутствия прочных межличностных связей между компонентами интеллекта ребенка и ближайшим окружением взрослых.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ГАРМОНИЯ ЦВЕТА
Date: 2016-11-17; view: 268; Нарушение авторских прав |