Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление в СССР в 1985 – 1991 годах





В 1985-м году после смерти К. У. Черненко к власти в стране пришёл М. С. Горбачёв. В 1985—1986 гoдах Горбачёвым проводилась так называемая политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки. После январского пленума 1987 года руководством страны были начаты кардинальные реформы. Фактически новой государственной идеологией была объявлена «перестройка» — совокупность экономических и политических реформ. В ходе перестройки (со второй половины 1989 года, после первого Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также противостояние по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка зашла в тупик. Власти уже не могли остановить приближение распада СССР.

Отправной точкой формирования российской государственности является 12 июня 1990 г. когда I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию, определяющую РСФСР как “суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”. Провозглашался приоритет российских законов над законами СССР. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом РСФСР. Во время августовского 1991 г. путча руководство РСФСР возглавило сопротивление ГКЧП и после срыва попытки переворота контроль над силовыми структурами (армией, МВД и др.) перешел фактически к Ельцину и его соратникам. В этот период источниками права являлись как российские норматив­но-правовые акты, так и правовые нормы бывшего СССР, действовавшие до принятия соответствующих российских актов. Важно отметить, что развернувшееся формирование российского государственного механизма про­исходило в условиях отсутствия или неэффективного функционирования новых органов власти. Ситуация осложнялась тем, что одновременно с формированием государственности шло становление новых обществен­ных отношений. Немедленно обнаружились пробелы в правовом регули­ровании важных сторон государственной и общественной жизни. Важнейшим источником права в этот сложный переходный период становятся указы, издаваемые Президентом Российской Федерации. По этой причине Съезд народных депутатов РСФСР принял Постановление № 1831-1 от 1 ноября 1991 года, расширившее законодательные полномочия Президента. В соответствии с Постановлением Президент РСФСР получал право издавать указы в случае пробелов или противоречий в законодательном регулировании банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения и деятельности органов исполнительной власти. При необходимости он мог и изменять устаревшие нормы. При этом был четко определен круг вопросов, за пределы которого полномочия Прези­дента не должны были выходить. Однако на практике Президент издавал указы по всем предметам ведения Российской Федерации, зачастую втор­гаясь в сферу законодательных полномочий Верховного Совета РСФСР.

После Беловежского соглашения, упразднившего СССР и провозгласившего образование СНГ, 17 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление “О денонсации Договора об образовании СССР”, а 25 декабря 1991 г. изменил наименование государства на новое - Российская Федерация (Россия). Начавшиеся радикальные экономические преобразования вызывали значительное недовольство политикой руководства РФ, население теряло доверие к властям. В условиях разрыва хозяйственных связей, стремления регионов выходить из кризиса собственными силами мог произойти развал России. Сепаратизм территорий фактически был поощрен заявлением Ельцина, предложившего субъектам РФ “взять суверенитета столько, сколько кто может”, что привело к напряженности между центром и регионами. Практически все автономии объявили о своем суверенитете. 31 марта 1992 г. с большим трудом был подписан Федеративный договор (кроме Чечни и Татарстана). Он определил характер взаимоотношений между субъектами РФ и центром, разграничил предметы ведения и полномочия Москвы и регионов. Между ветвями власти возник острый конфликт. В декабре 1992 года Верховный Совет лишил Б. Ельцина «дополнительных полномочий». Ответом со стороны Президента в марте 1993 года стали Указы «О деятельности исполнительных органов для преодоления кризиса власти» и «О мерах по пре­дотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятель­ность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций». Развернулась работа по подготовке проекта новой Конституции, предусматривающей сильные президентские полномочия. Обострение противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти привело к известной монополизации власти Прези­дентом РФ на основании Указа от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ противоречил действующему законодательству по 10 пунктам, что дало основание Конституционному Суду РФ в ночь с 21 на 22 сентября классифицировать случившееся как государственный переворот. Этим Ука­зом была прекращена деятельность Съезда народных депутатов Россий­ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, прерваны заседания Конституционного Суда Российской Федерации и начат про­цесс формирования нового представительного органа государственной власти - Федерального Собрания. В сентябре принимается блок важнейших указов этого периода: «Положение о федеральных органах власти на переходный период» и «Положение о выборах депутатов Государственной Думы». Принятие указов означало ликвидацию советской системы, которая приняла характер острого воо­руженного противостояния в столице (события 3-4 октября 1993 года). С нормализацией обстановки, в начале октября 1993 года, принимается важнейший Указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы» (№ 1609). В соответствии с Указом все правовое регули­рование отнесенных к ведению Съезда и Верховного Совета вопросов вплоть до созыва Федерального собрания осуществляется Президентом. Таким образом, в период с сентября 1993 года по 12 декабря 1993 года в стране фактически действовало президентское правление. Основным источником права являлись указы Президента. Политические оценки произошедших изменений являются дискуссионными. Однако следует иметь в виду, что указами Президента была сломана устаревшая политическая система и создана юридическая база дальнейших политических реформ. В конце ноября и начале декабря 1993 года были изданы Указы Президента «О государственном гербе РФ», «О государственном флаге РФ», «О государственном гимне РФ». 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное собрание Российской Федерации и референдум по новой Конституции России, которая была одобрена большинством избирателей. По итогам выборов места в Государственной Думе первого созыва распределились следующим образом: «Выбор России» – 96, ЛДПР – 70, КПРФ – 65, Аграрная Партия – 47. Кроме этого депутатские мандаты получили представители движений «Женщины России» и ЯБЛоко, Партии российского единства и согласия, Демократической партии России. Совет федерации пополнился за счет представителей национальных и региональных элит, он приобрел большой вес и создал предпосылки для будущего перемещения политического влияния из центра на места. 11 января 1994 г. новый российский парламент приступил к работе. Период становления государственности в Российской Федерации завершился. В декабре 1995 г. прошли выборы в Государственную Думу второго созыва. Победу на них одержала Коммунистическая Партия РФ получившая 36% мест. 12% завоевало проправительственное общественно-политическое движение «Наш дом – Россия». 11% - ЛДПР, 10% - блок ЯБЛоко. Состав Думы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность в стране, вызванная, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Здесь развернулись вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В декабре 1994 г. на территорию Чечни, стремившейся выйти из состава России любимы средствами, были введены федеральные вооруженные силы. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. когда из мятежной Чечни были выведены российские войска, а в республике проведены президентские выборы. В 1996 г. состоялись очередные выборы Президента России. Первый тур выборов состоялся 16 июня. Основная борьба развернулась между Б.Н. Ельциным и лидером коммунистов Г.А. Зюгановым. Они и вышли во второй тур, который состоялся 3 июля 1996 г. За Ельцина проголосовали 55% избирателей, за Зюганова – 40,7%. Победа Ельцина означала неизменность прежнего курса России. Весь период работы Государственной Думы второго созыва продолжалось противостояние Президента Ельцина и его сторонников и оппозиционных ему депутатов. Ситуация осложнялась частыми болезнями главы государства и многочисленными сменами глав правительства. После отставки В.С. Черномырдина весной 1998 г. кабинет министров возглавляли: С.В. Кириенко (с марта 1998 г.), Е.М. Примаков (с сентября 1998 г.), С.В. Степашин (с мая 1999 г.). С августа 1999 г. Правительство стал возглавлять В.В. Путин, до этого занимавший должность директора Федеральной службы безопасности РФ. Значительным потрясением для страны стало вторжение в августе 1999 г. отрядов чеченских боевиков, поддерживаемых международными террористами, в Дагестан и взрывы террористами жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Федеральные силы вновь были введены на территорию Чечни для уничтожения сил террористов. Новая операция превратилась в полномасштабную войну с многочисленными жертвами. Активные боевые действия в Чечне завершились к лету 2000 г., но боевики перешли к тактике партизанской войны. На состоявшихся 19 декабря 1999 г. выборах в Государственную Думу Третьего созыва большинство мест получила КПРФ. Немного отстало Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»), поддерживаемое Кремлем и Правительством. В новую Думу вошли: блок «Отечество - Вся Россия», Союз правых сил, ЛДПР и ЯБЛоко. 31 декабря 1999 г. за 6 месяцев до истечения срока полномочий первый Президент России Б.Н. Ельцин ушел со своего поста, назначив исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Путина. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы, на которых с большим отрывом от главного соперника лидера КПРФ Г.А. Зюганова, уже в первом туре победил В.В. Путин. Правительство возглавил М.М. Касьянов. Активная и сбалансированная внутренняя политика В.В. Путина способствует сохранению высокого уровня доверия Президенту, поддержке его инициатив по реформированию вертикали власти. В том числе, введению системы семи федеральных округов, изменению принципа формирования Совета Федерации. Российское общество в целом стало отличать большее единство.

 

58. Внешняя политика Российской Федерации в условиях новой геополитической ситуации

Внешняя политика Российской Федерации в постсоветский период характеризуется следующими особенностями:

– смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием «холодной войны», крушение СССР и социалистической системы, что привело к изменениям в геополитическом пространстве;

– переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике;

– появление нового направления во внешнеполитической деятельности – отношений со странами СНГ (бывшими советскими республиками).

Главными направлениями во внешней политики страны с 1992 г. являются:

1) проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО);

2) российско-американские отношения;

3) взаимоотношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Безопасность на европейском континенте, приближение НАТО к российским границам в результате принятия в его ряды Польши, Чехии и Венгрии стали приоритетным направлением во внешней политике России. В 1996 г. наша страна вступила в Совет Европы – организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы.

В мае 1997 г. в Париже состоялось подписание документа, определяющего отношения между Россией и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация «Отношения Россия – НАТО: новое качество» (май 2002 г.), в соответствие с которой для проведения консультаций и выработки совместных решений и действий России и государств – членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе учреждался Совет Россия – НАТО.

В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (так называемую «восьмерку») в 1998 г.

Российско-американские отношения всегда занимали важное место в международной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение 2/3 числа ядерных боеголовок. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В.В.Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г.

На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы. В мае 1995 г. был создан таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Россия и Белоруссия решили укрепить интеграцию путем создания союзного государства, становление которого идет непросто. В 1997 г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе. В 1992 г. шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции.

В сентябре 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали рамочные соглашения о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве.

Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами. Ведущую роль здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупнейших государств в мире. В июле 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор о партнерстве сроком на 20 лет, в котором заложены основы для широкого сотрудничества.

В августе 2003 г. во время визита В.В. Путина в Малайзию был заключен крупный контракт на поставку российских военных истребителей, что серьезно упрочило отношения двух стран. Активно развивается сотрудничество с Вьетнамом в области добычи нефти, с Ираном – по сооружению атомной электростанции, что, правда, вызывает резкое недовольство США. В 1994 г. Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона, что создало благоприятные возможности для торговли с ними.

Непросто развивались отношения с Японией, для которой главным вопросом всех контактов с Россией была и остается проблема Курильских островов.

Традиционным экономическим и политическим партнером продолжает оставаться Индия, с которой в январе 1993 г. был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, а также заключено соглашение о передаче ей криогенных ракетных двигателей.

Новый импульс отечественной внешней политике придала активная деятельность Президента В.В. Путина на международной арене. Им были установлены личные партнерские отношения с лидерами большинства государств. Заметно возрос в мире авторитет России.

В 2000 г. в Москве Президентом была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место Россия в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответственность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направлениям как на глобальном, так и региональном уровнях.

Таким образом, в своей международной политике России стремится к прочному миру, установлению партнерских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной и недискриминационной основе.

 

 

 

Date: 2016-11-17; view: 1398; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию