Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование Советского правительства 5 page





После смерти И.В. Сталина руководство СССР во главе с Н.С. Хрущевым пересмотрело некоторые взгляды на отношения с капиталистическими странами. Испытания новых, угрожающих цивилизации видов оружия, эскалация вооружений требовали от мирового сообщества выработки единой концепции. Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. Советский Союз выступил с призывом прекратить гонку вооружений, сократив со своей стороны численность Вооруженных Сил и прекратив испытания термоядерного оружия (в создании которого главная роль принадлежала советскому академику А.Д. Сахарову). С целью сломать лед «холодной войны» состоялся визит Н.С. Хрущева в США (1959), где в широком масштабе обсуждались проблемы всеобщего разоружения.

Результатом пятилетних переговоров с Англией и США стала подписанная в Москве (1963) договоренность о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Но запрет на подземные испытания не был достигнут. К договору присоединилось около 100 государств. После отставки Н.С. Хрущева, в 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия.

События начала 60-х гг. XX в. прервали наметившееся «потепление» в отношениях между СССР и США, подведя мир к порогу ядерной катастрофы. В ходе Карибского кризиса (1962) мир стоял в одном шаге от третьей мировой войны. В ответ на создание США ракетной базы у советских границ в Турции СССР начал размещение своих ракет на американском континенте на территории Кубы. Президент США Дж. Кеннеди отдал приказ об установлении блокады Кубы с моря и воздуха. Противостоявшие друг другу вооруженные силы НАТО и стран — участниц Организации Варшавского Договора (ОВД) были приведены в полную боевую готовность. Кризис удалось разрешить политическим путем: взаимной договоренностью между Хрущевым и Кеннеди о выводе советских войск с Кубы и американских — из Турции.

Трудности в экономике, сотрясаемой «реформами» и «кампаниями», усиление международной напряженности благоприятствовали активи­зации противников Хрущева. Хрущевский волюнтаризм привел к тупику и закончился отставкой самого Хрущева 15 октября 1964 г. Условия жизни с начала 1960-х гг. стали заметно ухудшаться: снизились темпы жилищного строительства, повысились цены на продукты питания, выросли налоги, размеры приусадебных участков крестьян были ограничены. Все эти непопулярные меры ежедневно вступали в вопиющее противоречие с обещаниями построить коммунизм в самом ближайшем будущем, данными И.С. Хрущевым на XXII съезде КПСС в октябре 1961 г. Не столько заговор узкого круга лиц против Первого секретаря ЦК КПСС, сколько провалы в политике, бунт аппарата на фоне равнодушия общества и интеллектуальной элиты привели к поражению Хрущева.

 

54. НТР и её влияние на ход общественного развития

НТР включает все новые процессы и явления, которые происходили в развитии науки, разработке различных видов техники в первой половине XX в.

До общепринятого периода научно-технической революции в первой половине XX в. наблюдался период, который историки назвали подготовительным. Именно за это время были сделаны масштабные естественно-научные открытия, которые стали своеобразной опорой для всего процесса научно-технической революции.

Среди направлений, которые в общей мере и определяли наступление НТР, были молекулярная биология и атомная физика.

Важным этапом в истории человека стало экспериментальное наблюдение процесса деления ядер урана. В 1930-х гг. в ходе этих работ стало ясно, что можно осуществить цепную ядерную реакцию, которая может привести к ядерному взрыву с выделением огромного количества энергии. В середине 1940-х гг. в США это открытие привело к созданию первой в мире атомной бомбы.

Советские ученые тоже внесли немалый вклад в разрешение проблем атомной физики. Во второй половине 1940-х гг. Советский Союз начинает работу над созданием собственной атомной бомбы.

Вторая половина XX в. характеризовалась интенсивным развитием научно-технической революции, также был внесен огромный вклад в область молекулярной биологии. Достижения в области биологии и физики стали естественной основой первого этапа научно-технической революции. Основные направления этого этапа НТР — электронно-вычислительная техника, атомная энергетика, ракетно-космическая техника и т.д.

Вторая половина 1970-х гг. стала началом второго этапа НТР, который продолжается до сих пор. Одной из особенностей второго этапа НТР являются новые технологии, которых еще не существовало в середине XX в.

Заметно возросло значение генной инженерии. В 1990г. Россия наряду с другими двадцатью наиболее развитыми странами принимала участие в проекте «Геном человека».

На втором этапе НТР появляется первый персональный компьютер, к концу 1970-х гг. — интернет. Новым направлением второго этапа НТР стали исследования в области физики полупроводниковых наногетероструктур. Эти изучения имели огромное значение для развития электроники высоких скоростей. В 2000 г. за достигнутые успехи были награждены Нобелевской премией по физике русский ученый академик Ж.И. Алферов и американские ученые Дж. Килби и Г. Кремер.

Социальные последствия научно-технической революции можно свести к следующим основным группам:

- обострение экологической ситуации, возникновения проблемы выживания человечества вследствие загрязнения и отравления окружающей среды;

- изменение взаимоотношений в системе \"человек - техника\" (рабочий становится регулятором, наладчиком, программистом и тем, кто управляет технологическим процессом);

- изменение содержания и характера труда (увеличивается доля творческих, поисковых функций, что ведет к нивелированию существенных различий между людьми умственного и физического труда);

- рост доли высококвалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих обслуживание новой техники и технологий;

- повышение требований к культурно-технологической и интеллектуальной подготовки кадров;

- ускорение структурных изменений в сфере человеческой деятельности (перекачки трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, а из нее - в сферу науки, образования, обслуживания)

- \"интернационализация\" общественных отношений

- потеря человеком эмоциональности, интеллектуальное перегрузки, формализация контактов, односторонняя, техническая сознание;

- возникновение проблем биологической и психологической адаптации человека в обычных и экстремальных условиях окружающей среды

- одной из серьезнейших проблем, порожденных научно-технической революцией, является проблема дальнейшего совершенствования системы образования. НТР требует постоянного образования, которая состоит из двух подсистем: базовой и дополнительной

После окончания второй мировой войны, которая причинила всем ее участникам огромный ущерб, перед ведущими странами Западной Европы и США встала сложнейшая Задача реконверсии, то есть, перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существовала и национальная специфика.

США были единственными из ведущих стран мира, которые смогли нажиться на войне. На территории этого государства находилось 75 % мировых запасов золота. Доллар стал главной валютой западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Западноевропейские страны можно условно разбить на три группы: в первую входит Англия, на территории которой не велись наземные бои (она подвергалась только бомбардировкам), во вторую — Германия, временно утратившая свой суверенитет, и в наибольшей степени пострадавшая от боевых действий, в третью — остальные государства — участники войны. Что касается Англии, то ее общие потери превысили четверть всех национальных богатств. Государственный долг утроился. На мировом рынке Англию потеснили США. В Германии в сфере экономики ситуация была вообще близкой к краху: промышленное производство не достигало и 30 % от довоенного уровня. Население оказалось полностью деморализованным, а судьба страны — абсолютно неясной. Ярким примером государств, относящихся к третьей группе, можно считать Францию. Она весьма серьезно пострадала от четырехлетней оккупации. В стране ощущался острый недостаток топлива, сырья, продовольствия. Финансовая система также находилась в состоянии глубокого кризиса.

Такова была та исходная ситуация, с которой начался процесс послевоенного восстановления. Практически везде он сопровождался острейшей идейно-политической борьбой, в центре которой стояли вопросы о роли государства в осуществлении реконверсии и о характере социальных отношений в обществе. Постепенно обозначилось два подхода. Во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государственного регулирования, предполагавшая прямое вмешательство государства в экономику. Здесь была проведена национализация ряда отраслей промышленности и банков. Так, в 1945 г. лейбористы осуществили национализацию английского банка, чуть позднее — угледобывающей промышленности. В собственность государства были переведены также газовая и электроэнергетические отрасли промышленности, транспорт, железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор образовался в результате проведения национализации и во Франции. В него вошли предприятия угольной промышленности, заводы «Рено», пять главных банков, основные страховые компании. В 1947 г. был принят общий план модернизации и реконструкции промышленности, заложивший основы государственного планирования развития основных секторов экономики.

По-иному решалась проблема реконверсии в США. Там частнособственнические отношения были намного прочнее, и поэтому акцент делался лишь на косвенные методы регулирования через налоги и кредит.

Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым отношениям, основе всей социальной жизни общества. Однако на эту проблему смотрели везде по-разному.

Вторая половина 80-х гг. стала одной из самых благоприятных эпох в английской истории XX века: экономика постоянно находилась на подъеме, повышался уровень жизни. Уход Тэтчер с политической арены был предсказуем. Она не стала дожидаться того момента, когда благоприятные для страны тенденции пойдут на спад и на партию консерваторов ляжет вся ответственность за ухудшение положения. Поэтому осенью 1990 г. Тэтчер заявила о своем уходе из большой политики.

Аналогичные процессы происходили в 80-е годы XX века в большинстве ведущих стран Запада. Некоторым исключением из общего правила была Франция, где в 80-е гг. ключевые позиции принадлежали социалистам во главе с Ф. Миттераном. Но и им приходилось считаться с доминирующими тенденциями общественного развития. «Консервативная волна» имела весьма определенные задачи —обеспечить оптимальные, с точки зрения правящей элиты, условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики. Поэтому неслучайно, что к началу 90-х гг., когда наиболее сложная часть этой перестройки была выполнена, «консервативная волна» постепенно пошла на спад. В целом 90-е гг. стали временем относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада в XX в. Правда, большинство специалистов считает, что оно будет недолгим. Вступление западной цивилизации в стадию «постиндустриального» развития ставит перед политиками множество новых, ранее неизвестных задач.

 

55. Советский Союз в 1985-1991 г.г. Перестройка

С середины 1980-х гг. стала обновляться вся полити­ческая система СССР. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, а гла­вой Совета Министров — Н.И. Рыжков. С именем Горбачева связаны кардинальные изменения в СССР и начало «пере­стройки».

В феврале-марте 1986 г. прошел XXVII съезд КПСС, ко­торый принял новую Программу партии. Горбачев выступил с докладом, основные идеи которого можно

обозначить сле­дующим образом: гласность; необходимо больше внимания социальной политике государства; назрели перемены в экономической политике госу­дарства; необходимо разделение функций партийных органов и государственных органов.

Политика гласности означала ослабление давления на прессу. Появились многочислен-ные публикации,посвященные критике ленинизма и сталинизма, публикуют­ся произведения ранее запрещенных авторов. Особую роль сыграли средства массовой информации демократического направления (журнал «Огонек» и газета «Московские ново­сти»).

В 1987 г. была создана специальная Комиссия по реаби­литации пострадавших от политических репрессий. Незакон­ными были признаны репрессии против переселенных наро­дов. Политика гласности способствовала тому, что положение дел в обществе переросло в массовое недовольство властью.

В 1985 г. был провозглашен курс на ускорение соци­ально-экономического развития страны. Приорите­том стало развитие машиностроения. Весной 1985 г. была начата антиалкогольная кампания, результатом ко­торой должен был стать рост производительности труда. Однако произошло лишь сокращение производства каче­ственных спиртных напитков, уменьшились поступления в бюджет, увеличилось число отравлений самодельным алко­голем. В 1986 г. для контроля качества выпускаемой продукции была введена государственная приемка. Но это нововве­дение не дало ожидаемого результата, хотя и требовало боль­ших материальных затрат.

В апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошел взрыв атомного реактора. Последствия были катастрофическими. Радиоактивное облако затронуло РСФСР, Белорус-сию, Ук­раину и другие страны. Авария на АЭС стала толчком для начала экономической реформы. Реформа была направлена на увеличение самостоятельности предприятий, предусмат­ривала переход к экономическим методы управления произ­водством.

В 1986 г. Законом об индивидуальной трудовой деятель­ности было разрешено индиви-дуальное предприниматель­ство. В 1987 г. по Закону о государственном предприятии пред-приятия получили широкие права в планировании своей работы, расходовании прибыли, по-лучили возможность зак­лючать договора на поставку продукции между собой, поддержива-лись аренда, бригадные подряды в сельском хозяй­стве. В 1988 г. вышел Закон о кооперации.

Принятые меры в краткосрочном периоде дали неплохие результаты, однако столь сильные перемены натолкнулись на сопротивление со стороны выработанной долгими годами системы. Половинчатость мер дала о себе знать: старая сис­тема переставала функционировать, а новая фактически так и не была создана. Стремительно рос государственный долг, ухудшалось положение в производственной и социальной сферах. Нужны были коренные изменения: формирование многоукладной экономики, реформа ценообразования (кото­рая так и не была проведена).

Были предложены две программы преодоления кризис­ных явлений. Первая программа (курс Рыжкова—Абалкина) предполагала постепенный переход к рынку, внедрение ры­ночных элементов в существующую систему государствен­ного регулирования. Вторая программа («500 дней» — про­грамма Явлинского) предполагала коренную перестройку экономики в короткие сроки (за 500 дней). Была принята про­грамма Рыжкова—Абалкина, что в дальнейшем и привело эко­номику СССР в катастрофическое состояние. Выход из него уже не мог быть быстрым и безболезненным для страны.

В июне 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конфе­ренции большая часть депутатов согласилась с тем, что необходимо провести реформу политической системы страны. Был утвержден курс на формирование правового государства. Политическая реформа предполага­ла разделение обязанностей между партийными органами и советами. Политическая власть должна была быть передана советам. Изменился порядок выборов депутатов советов (тай­ное голосование, альтернативные выборы).

Весной 1989 г. состоялись выборы в новый высший орган власти — Съезд народных депутатов СССР. В его состав вош­ли Б.Н. Ельцин, Ю.Д. Черниченко и др. В 1989 г. состоялся I Съезд народных депутатов. На нем был избран Верховный Совет, председателем которого стал М.С. Горба­чев. В 1990 г. был создан блок «Демократическая Россия», который был намерен принять участие в выборах народных депутатов РСФСР.

На III съезде народных депутатов было отменена 6-я ста­тья Конституции СССР. Был введен пост Президента страны, им стал Горбачев. Однако эти выборы не были всенародны­ми и альтернативными.

После отмены ст. 6 Конституции СССР начали образовы­ваться новые партии. Главными из них стали демократичес­кие партии, такие как Аграрная, Республиканская партия Российской Федерации, Народная партия России и др. Они поддерживали решение проведения политических и эконо­мических реформ и считали, что эти преобразования при­ведут к созданию смешанной экономики и помогут стране выйти из кризиса. Образовались новые коммунистические (социалистические) партии. Главными из них были Российс­кая партия коммунистов (РКП) и Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ). Чуть позже сформировалась еще одна партия — Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). Также образовывались социал-демократические и национально-патриотические партии.

Изменилось отношение государства к церкви и рели­гии. С 1988 г. стали открываться духовные учебные заведения, возникали новые религиозные общества. Разрешалось возводить новые храмы. Некоторые иерархи были избраны в Верховный Совет страны

 

56. Распад СССР. Беловежские соглашения

Процесс «перестройки» в СССР сопровождался обострением межнациональных проблем. Причин тому много. Но надо признать, что единение народов бывшей Российской империи за годы Со­ветской власти, по мере экономического развития страны, укрепилось. По Конституциям 1936, 1977 гг. СССР определялся как федеративное государство. Но при образовании новых республик (Казахстана, Эстонии) в их состав переходила часть территории РСФСР, чем игнорировались этнические особенности компактно проживающего русского населения. Традиция волюнтаристских решений Центра в национальном вопросе выра­зилась и в хрущевском ''подарке" Украине в 1954 г. российской Кры­мской области. Последствия таких "волеизъявлении" особенно сказы­ваются сейчас.

К 1985 г. СССР представлял многонациональное государство, включавшее 15 союзных, 20 автономных национальных республик, 18 национально-государственных образований (8 автономных областей, 10 автономных округов). 25 млн. русских проживало не в Российской, а в других республиках.

Новый этап в развитии национальных отношений начался с середи­ны 80-х гг., когда в прибалтийских, а затем и других республиках сложились "народные фронты", которые под лозунгом поддержки пере­стройки, а затем выхода из Союза одержали победу на выборах в местные органы власти. В Российской Федерации блок "Демократическая Россия" добился принятия в 1990 г. Верховным Советом РСФСР "Декла­рации о суверенитете", положившей начало "войне законов". Она во многом усугублялась тем, что руководство партии и страны в лице Горбачева, с одной стороны, стремилось сохранить диктат Центра, а с другой - фактически признало за отделяющимися от Союза республиками уйти с территориями, населенными русскими и исторически принадлежав­шими России.

17 марта 1991 г. на первом в истории Отечества всенародном референдуме большинство населения (76,4%) высказалось за сохранение Союза ССР как обновленной федера­ции равноправных суверенных республик. Однако это ясно выраженное желание народа не было реализовано.

В мае – апреле 1991 г. Горбачев вел переговоры с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре и создании Союза суверенных государств (ССГ). Подписание нового союзного договора было назначено на 20 августа. В обществе назревал раскол. Многие патриотически настроенные представители общественности расценивали подготовленный к подписанию документ как результат капитуляции центра перед требованиями сепаратистских сил. Противники нового договора опасались, что демонтаж СССР вызовет распад единого народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о проведении выборов в Учредительное собрание, которое бы решило вопрос о формировании органов власти. В этих сложных условиях политического кризиса, так называемого «парада суверенитетов», высшее лицо в государстве – Горбачев сказался больным и ухал в отпуск в Крым, передав свои полномочия вице-президенту СССР Г.И. Янаеву.

Утром 19 августа 1991 г. телевидение и радио объявили о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов и другие ответственные работники. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной, гражданской конфронтации и анархии, предотвращение распада СССР. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки.

Центром августовских событий стала Москва. Сопротивление мерам ГКЧП возглавил президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин. Он расценил действия ГКЧП как антиконституционные и призвал своих сторонников выходить на митинги протеста. Широкие слои населения, многие работники партийного аппарата не оказывали поддержки ни членам ГКЧП, ни его противникам. В условиях фактического бездействия ГКЧП сторонникам Ельцина удалось переломить ситуацию в свою пользу. Введенные по приказу ГКЧП в столицу войска и бронетехника (без боеприпасов), практически предназначались для демонстрации силы. Но их бездействующее присутствие на улицах Москвы лишь возмущало митингующих и решило судьбу членов ГКЧП. 22августа они были арестованы и заключены в тюрьму.

Одним из указов Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры. Президент СССР Горбачев по сути стал выполнять декоративную роль, ибо все расположенные на территории РСФСР общесоюзные органы переходили в ведение российского президента. События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. Большинство республик отказалось от подписания Союзного Договора. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей России (Б. Ельцина), Украины (Л. Кравчука) и Белоруссии (С. Шушкевича). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. В декабре того же года СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). Горбачев ушел в отставку. СССР перестал существовать.

Болезненным для российской общественности стал поиск путей единения народов в границах бывшей империи или СССР. В результате 15 марта 1996 г. Государственная дума России проголосовала за денонсацию Беловежских соглашений. Одновременно Думой было принято постановление о юридической силе для России итогов референдума 1991 г., в ходе которого большинство населения высказалось в пользу сохранения союзного государства..

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. Внезапность всех этих преобразований лишь усугубила кризисные явления во всех прежних союзных республиках и прежде всего – в многонациональной России.

В отечественной литературе возникли противоречивые суждения о крахе так называемой «Советской империи». Есть историки, политики, которые считают, что распад уникальной многонациональной страны произошел по естественным причинам. Но многие говорят, что крах СССР произошел по воле политиков, преследующих свои цели, вопреки воле большинства народов, проживающих в те годы в Советском Союзе. Но ясно одно, что в результате «перестройки» страна утратила статус великой державы, возникла ее зависимость от внешних сил. Оценки же в этом роли Горбачева, ГКЧП, Ельцина носят весьма субъективный характер.

 

57. Становление новой российской государственности (1993 г. – современный период

Date: 2016-11-17; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию