Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полностью расцветшее сознание
Когда вы обращаетесь к садху, смиренно его слушаете, предаетесь ему и вкладываете в его слова всю свою веру, вы поднимаетесь на ступень адхидайвика и ваше сознание начинает очищаться от скверны. И тогда — кенде бале, охе кршна ами тава даса — вы со слезами на глазах восклицаете: «Боже! Что я творил! Жизнь за жизнью я служил майе, а не Кришне. О Кришна, я — Твой слуга!» Глава первая Полностью расцветшее сознание са ваи вишва-срджам гарбхо дева-карматма-шактиман вибабхаджатманатманам экадха дашадха тридха Совокупная энергия, махат-таттва, принявшая облик гигантской вират-рупы, сама разделила Себя на сознание живых существ, жизнедеятельность и самоотождествление, которые затем разделились на один, десять и три соответственно. КОММЕНТАРИЙ: Сознание — главный признак живого существа, души. Бытие души проявляется в форме сознания, называемого гьяна-шакти. Сознание исполинской вират-рупы есть совокупное сознание, и оно также присутствует в живых существах. Основа деятельности сознания — жизненный воздух, который делится на десять потоков. Их называют прана, апана, удана, вьяна и самана, или, по другой классификации, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая. Когда сознание души осквернено материей, она ошибочно отождествляет себя с телом и отдается бесчисленным делам и заботам. В «Бхагавад-гите» (2.41) об этом сказано так: баху-шакха хй ананташ ча буддхайо ’вйавасайинам. Душа вовлечена в мирские занятия потому, что ее сознание осквернено. Душа, обладающая чистым сознанием, поглощена одним делом. Ее сознание едино с высшим сознанием, ибо находится с ним в полном согласии. Монисты утверждают только, что сознание едино, а сатваты (преданные Господа) добавляют, что о единстве сознания можно говорить тогда, когда индивидуальное сознание находится в согласии с высшим сознанием. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Б.-г., 18.66). Господь велел Арджуне, индивидуальному живому существу, соеденить свое сознание с высшим сознанием, чтобы его сознание вновь стало чистым. Пытаться привести сознание в бездействие неразумно, однако его можно очистить, поступая согласно с волей Всевышнего. От того, насколько чисто наше сознание, зависит наше представление о себе: мы можем отождествлять себя с телом и умом (адхьятмика) или с тем, что порождено материей (адхибхаутика), а можем сознавать себя слугами Господа (адхидайвика). На ступени адхидайвика наше сознание начинает очищаться от скверны, ибо мы исполнили волю Господа.* *Бхаг., 3.6.7. Приведенная ниже лекция была прочитана Гор Говиндой Свами в городе Перт, Австралия, 22 ноябрая 1990 г. Различают четана и ачетана. Четана — это обладающие сознанием одушевленные существа, ачетана — это лишенные сознания неодушевленные предметы. У одушевленных существ есть душа, которой, однако, нет у неодушевленных предметов. Там, где есть душа, есть сознание, и наоборот.
Свобода выбора Если глубже изучить этот предмет, можно найти и другие различия. Мой гуру-махараджа, Шрила Прабхупада, говорит о них в комментарии. Одушевленные существа, в отличие от неодушевленных предметов, обладают свободой выбора. Это самое важное. Ачарьи, духовные учители вайшнавов, говорят, что свобода выбора — это великий дар, и сравнивают ее с драгоценностью (свадхината-ратна). Один из наших ачарьев в комментарии к «Вьяса-сутре» («Веданта-сутре») пишет: дживанам итарануракти хетур ишварасйа карунйам тад эва тасйам тан на сиддхайе. Карунья значит «милость». Господь милостиво дал нам свободу выбора — карунйад даттам тато парамешварат свато ‘ртхйа-дживах итаро вишайасакта бхавантй атах. Однако важно, как мы пользуемся этой свободой. Что значит пользоваться ею правильно и что значит ею злоупотреблять? Это глубокий философский вопрос, не простой вопрос. Если бы джива не обладала свободой выбора, ее нельзя было бы называть дживой. Дверь или стол — неодушевленные предметы, но вы — одушевленные существа. У вас есть сознание и есть свобода выбора. Неодушевленные предметы лишены и того, и другого. Карунйам тат. Господь милостиво дал нам свободу выбора, однако нужно уметь ею пользоваться. Кто ею злоупотребит, тот увидит много горя, а кто правильно ею воспользуется, тот обретет вечную радость и вечное счастье. Сказано также: итаранурактйена вишва-рупйат свато ‘ртхйах дживах итаро вишайасакта бхавантй атах. Кто сделал неправильный выбор, тот обрек себя на страдания. Он забыл о Кришне, Верховной Личности Бога, и попал во власть майи, иллюзии. Его заботят только материальные вещи, вещи, не связанные с Верховным Господом. Вират-рупа, вселенское тело Господа, обладает сознанием. И мы тоже им наделены. Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «От того, насколько чисто наше сознание, зависит наше представление о себе: мы можем отождествлять себя с телом и умом (адхьятмика) или с тем, что порождено материей (адхибхаутика), а можем сознавать себя слугами Господа (адхидайвика)». Адхидайвика — третья, последняя ступень. На этой ступени наше сознание приходит в согласие с волей Всевышнего и начинает очищаться от скверны. Господь милостиво даровал нам свободу выбора. И Он хочет, чтобы мы использовали ее по назначению, чтобы мы ею не злоупотребляли. У вас есть свобода выбора. У вас есть сознание. Нужно знать, как правильно его использовать. Мой гуру-махараджа пишет: «Господь велел Арджуне соеденить свое сознание с высшим сознанием — сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Б.-г., 18.66)». Господь хочет этого и от вас. Он милостиво дал вам свободу выбора. Он наделил вас сознанием, и вы должны пользоваться им правильно. «Господь велел Арджуне соеденить свое сознание с высшим сознанием, чтобы его сознание вновь стало чистым. Пытаться привести сознание в бездействие неразумно, однако его можно очистить, поступая согласно с волей Всевышнего». Мы можем сделать правильный выбор и соеденить свое сознание с высшим сознанием, а можем злоупотребить данной нам свободой выбора. Тогда мы останемся либо на ступени адхьятмика, либо на ступени адхибхаутика, то есть будем отождествлять себя либо с телом и умом, либо с тем, что порождено материей. Мы не поднимемся выше этих двух ступеней, мы не сможем достичь ступени адхидайвика и понять, что мы слуги Господа. Только на этой ступени человек делает правильный выбор: сарва-дхарман паритйаджйа. Неодушевленные предметы не способны предаться Господу: они лишены сознания и у них нет свободы выбора. Вам же Господь дал такую свободу. И вы можете Ему предаться. А можете воспротивиться: «Нет! Я не смирюсь. Зачем мне предаваться Богу?» Тогда вы неминуемо будете отождествлять себя с телом и умом. Тело станет основой ваших представлений о жизни. Ум тоже составляющая тела, тонкого тела. Кто не предался Господу, тот думает так: «Все, что я вижу, все, что слышу, — все это принадлежит мне. Здесть я во всем поддерживаю жизнь и всем наслаждаюсь. Я властелин всего, что здесь есть». Когда мы злоупотребляем свободой выбора, неправильно используем сознание, у нас появляется итарануракти, привязанность к другим вещам. Если мы нарушили волю Господа, сделали неправильный выбор, мы неизбежно будем страдать. Верховный Господь Кришна непостижимо милостив — сухрдам сарва-бхутанам. Кришна сказал Арджуне: «Я один — друг всех живущих. Я один желаю им блага». Когда Господь возвратился в Свою обитель, Он задумался:: «Через Арджуну я дал людям сокровенное, более сокровенное и самое сокровенное знание, но они не сумели его понять. А в Кали-югу люди обладают еще более низким сознанием. Они не поднимаются выше адхьятмики и адхибхаутики. Они отождествляют себя с телом и считают себя хозяевами того, что у них есть. «Я» и «мое» — эти представления взяли над ними власть. Дживасйа мохо ‘йам ахам мамети. Это и есть моха, иллюзия, в которую погружена джива. Люди Кали-юги не способны понять Мои наставления, поэтому Я должен снова прийти на Землю и учить их на собственном примере. Я должен на деле им показать, как правильно использовать свободу выбора, как предаться Богу и обрести кришна-бхакти». Желая научить этому людей, Господь Кришна пришел к ним в облике Гауранги Махапрабху. Верша Свои лилы, Он поступал как садху, гуру, ачарья. Он Сам следовал заповедям предания себя Богу и учил этому других. Кто разумен, тот совершает кришна-бхаджан — йе джана кршна бхадже, се бада чатура. Такой человек сделал правильный выбор, должным образом использовал свое сознание. Он поступил согласно воле Господа и предался Его лотосоподобным стопам. Он достиг ступени адхидайвика, то есть познал, что он — слуга Бога. «На ступени адхидайвика наше сознание начинает очищаться от скверны, ибо мы исполнили волю Господа».
Виды сознания Есть пять видов сознания: 1) аврита-четана, скрытое; 2) санкучита-четана, едва пробивающееся; 3) мукулита-четана, подобное бутону; 4) викачита-четана, расцветающее; 5) пурна-викачита-четана, расцветшее полностью. В комментарии сказано: когда мы увидим, что мы слуги Господа, то есть когда достигнем ступени адхидайвика, наше сознание начнет очищаться от скверны. Оно будет очищаться все больше и больше, пока не станет пурна-викачита-четана, то есть не расцветет полностью. Это — цель человеческой жизни, это — высшая ступень совершенства, которой может достичь человек. Каждое одушевленное существо обладает одним из пяти видов сознания. У деревьев и гор скрытое сознание, аврита-четана. У них тоже есть сознание, но оно скрыто. У обитателей вод, у птиц, зверей и других представителей животного мира едва пробивающееся сознание, санкучита четана. Люди обладают либо мукулита-четана, либо викачита-четана, либо пурна-викачита-четана. Мой гуру-махараджа говорит, что из трех ступеней адхидайвика — высшая. «На ступени адхидайвика наше сознание начинает очищаться от скверны, ибо мы исполнили волю Господа». Вы люди, и вы должны стремиться к тому, чтобы ваше сознание расцвело полностью. Вы должны поставить перед собой эту цель и узнать, как ее достичь. Тогда ваша жизнь в человеческом облике будет совершенной. Так учат садху, шастры и гуру. В писаниях снова и снова говорится о том, что жизнь в облике человека — редкий дар. Дурлабхам манушам джанма. Только человеческое сознание может расцвести полностью. Другим существам это недоступно. Духовное знание дается только людям. Сознание других существ настолько низкое, что они не способны воспринять духовные наставления.
Date: 2016-11-17; view: 255; Нарушение авторских прав |