Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философский смысл понятия «культура». Предмет и истоки культуры. Соотношение понятий «культ», «культура», «цивилизация».
Слово «цивилизация» введено в философский оборот в XVIII в. фран-цузскими энциклопедистами. Оно было образовано от латинского корня civilis, что значит «гражданский», «государственный». Это ассоциирует-ся с аристотелевским определением человека как «государственного животного» (в латинском варианте — «цивилизованного животного»).Необходимость образования нового понятия в значительной мере и была продиктована идеалом «разумной государственности», тесно связанной с идеей социального прогресса. В этом значении понятие цивилизации было задумано не ради его противопоставления культуре. Напротив, оно призвано было допол-нить представление о культуре, акцентировав внимание, в соответст-вии с духом времени, на социально-политической грани культуры. В дальнейшем за термином «цивилизация» закрепляются вполне устойчивые значения. Во-первых, это слово широко используется как синоним культуры в целом. -Во-вторых, под цивилизацией понимается историческая ступень об-щественного развития, идущая вслед за варварством. В таком значении это понятие впервые употребил американский этнограф Л. Морган.И, наконец, в-третьих, слово «цивилизация» стало связываться с уровнем развития материальной культуры общества, ростом благосо-стояния. Такое понимание берет свои истоки в экономической теорииА. Смита, установившего тесную взаимосвязь между богатством и ци-вилизациейИменно это значение и послужило основанием для концептуаль-ного различения понятий «цивилизация» и «культура». Правомерность такого различения оправдана, в частности, неравно-ценностью форм культурного творчества, а также неравномерностью социального прогресса, т.е. несовпадением экономического и нравст-венного уровней развития общества. Из истории и художественной литературы известно, например, что нравы дикарей порой заслужива-ют большего уважения, чем нравы цивилизованного человечества. Если в культуре раскрывается личностное начало, то цивилизация обезличивает духовные ценности, накладывая на них печать массово-го вкуса. Культура священна и символична. Цивилизация же ведет к профанированию и «заземлению» ценностей культуры. -Каковы же причины перерождения культуры в цивилизацию. Оригинальную точку зрения выдвигает Бердяев. По его мнению, три самой культуры обнаруживается слишком большая воля к жизшк власти и мощи, к практической реализации ценностей, сулящяхстье и наслаждение. Культура бескорыстна в своих устремлениях достижениях; цивилизация же всегда заинтересованна. Когда «просвещенный» разум сметает духовные препятствия для наслажденш жизнью, тогда кончается культура и начинается цивилизация. Таким образом, культуру губит стремление к упоению силой жизи, тогда как подлинная сила культуры — в самоограничении жизни:духовной созерцательности, ибо культура должна предохранить чело-века от пресыщения жизнью. Слова «культура» и «культ» имеют не только общий этимологический корень (лат. cultura, cultus — возделывать, ухаживать, почитать),но и общее духовно-практическое содержание, общий источник происхождения. Древнейшие религиозные культуры зарождались в храмах, и первыми их творцами были жрецы. Поэтому подлинная культура, подобно культу, полна сакральной символики: в ней даны знаки и подобия высшей, духовной реальности. В этом смысле культура, как и культ, есть продукт творческой рабты духа над природным материалом в самом человеке и в окружающемего мире, есть духовное, символическое преображение материального. Date: 2016-11-17; view: 1028; Нарушение авторских прав |