Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философский смысл понятия «культура». Предмет и истоки культуры. Соотношение понятий «культ», «культура», «цивилизация».





Слово «цивилизация» введено в философский оборот в XVIII в. фран-цузскими энциклопедистами. Оно было образовано от латинского корня civilis, что значит «гражданский», «государственный». Это ассоциирует-ся с аристотелевским определением человека как «государственного животного» (в латинском варианте — «цивилизованного животного»).Необходимость образования нового понятия в значительной мере и была продиктована идеалом «разумной государственности», тесно связанной с идеей социального прогресса.

В этом значении понятие цивилизации было задумано не ради его противопоставления культуре. Напротив, оно призвано было допол-нить представление о культуре, акцентировав внимание, в соответст-вии с духом времени, на социально-политической грани культуры.

В дальнейшем за термином «цивилизация» закрепляются вполне устойчивые значения. Во-первых, это слово широко используется как синоним культуры в целом. -Во-вторых, под цивилизацией понимается историческая ступень об-щественного развития, идущая вслед за варварством. В таком значении это понятие впервые употребил американский этнограф Л. Морган.И, наконец, в-третьих, слово «цивилизация» стало связываться с уровнем развития материальной культуры общества, ростом благосо-стояния. Такое понимание берет свои истоки в экономической теорииА. Смита, установившего тесную взаимосвязь между богатством и ци-вилизациейИменно это значение и послужило основанием для концептуаль-ного различения понятий «цивилизация» и «культура».

Правомерность такого различения оправдана, в частности, неравно-ценностью форм культурного творчества, а также неравномерностью

социального прогресса, т.е. несовпадением экономического и нравст-венного уровней развития общества. Из истории и художественной

литературы известно, например, что нравы дикарей порой заслужива-ют большего уважения, чем нравы цивилизованного человечества.

Если в культуре раскрывается личностное начало, то цивилизация обезличивает духовные ценности, накладывая на них печать массово-го вкуса. Культура священна и символична. Цивилизация же ведет к профанированию и «заземлению» ценностей культуры. -Каковы же причины перерождения культуры в цивилизацию. Оригинальную точку зрения выдвигает Бердяев. По его мнению, три самой культуры обнаруживается слишком большая воля к жизшк власти и мощи, к практической реализации ценностей, сулящяхстье и наслаждение. Культура бескорыстна в своих устремлениях достижениях; цивилизация же всегда заинтересованна. Когда «просвещенный» разум сметает духовные препятствия для наслажденш жизнью, тогда кончается культура и начинается цивилизация. Таким образом, культуру губит стремление к упоению силой жизи, тогда как подлинная сила культуры — в самоограничении жизни:духовной созерцательности, ибо культура должна предохранить чело-века от пресыщения жизнью.

Слова «культура» и «культ» имеют не только общий этимологический корень (лат. cultura, cultus — возделывать, ухаживать, почитать),но и общее духовно-практическое содержание, общий источник происхождения.
По словам Н.А. Бердяева, культура связана с почитанием, культом предков. Она развивается из религиозного культа, является продуктом дифференциации культа. Философская мысль, научное знание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, нравственность — все это представлено в целостной и органической форме в религиозном,церковном культе, в литургическом действе.

Древнейшие религиозные культуры зарождались в храмах, и первыми их творцами были жрецы. Поэтому подлинная культура, подобно культу, полна сакральной символики: в ней даны знаки и подобия высшей, духовной реальности.

В этом смысле культура, как и культ, есть продукт творческой рабты духа над природным материалом в самом человеке и в окружающемего мире, есть духовное, символическое преображение материального.







Date: 2016-11-17; view: 1040; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию