Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истоки и смысл процесса познания. Основные уровни и формы познания.
При ответе на этот вопрос воспользуемся библейской мифологемой древа познания добра и зла. Сотворив человека, Господь поселил его в райском саду и разрешил есть плоды от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла. Соблазненный змеем, человек нарушил запрет и увидел, что он наг, и устыдился. И был изгнан из рая, и обречен на муки родов и трудов. Итак, первый акт знания был дан человеку как естественный дар, без усилий познания. Но, вкусив запретный плод знания, человек оказался в состоянии богооставленности, противопоставленности всему остальному творению, отчужденности от Истины. Человек увидел, что. он наг, и устыдился, т.е. он противопоставил себя остальному миру, раздвоился на субъект и объект познания — на того, кто видит, и того, кого видят. Таким образом, первая позиция познания — отчуждение от мира, противопоставленность себя миру. Тем самым человек был «проклят» на познание, т.е. на то, чтобы воссоединиться с миром, а через него — и с Богом. Познание есть жажда целостности, духовного воссоединения с Творцом и всем остальным творением. Цель познания — снять отчуждение от мира и слиться с миром. Но это означает, что познание ведет к абсолютному неведению. Для чего человек стремится познать? Для того, чтобы ничего не знать, т.е. но чувствовать себя противопоставленным миру. Если же нет противопоставленности субъекта и объекта, человека и мира, то нет и познания, нет никакой необходимости в знании. Есть только абсолютнос неведение, которое есть то же самое, что и абсолютное знание, т.е. полное слияние с миром. Человек обречен на познание. Познание — проклятье, но и единственное спасение. Ряд проклятий в Библии — аллегория мук (женщине в муках рожать, мужчине в поте лица добывать хлеб свой). Истинное познание должно быть выстрадано любовью и трудом. Следовательно, познание начинается с мирской жизни. Не случайно, в широком смысле познать друг друга — значит дать начало новой жизни, т.е. сделать процесс познания непрерывным до полного единения с миром. Чисто интеллектуальное познание появляется позднее,как особая ступень на пути к абсолютному знанию или неведению. Следующая схема дает представление об основных ступенях познания, а также о соответствующих им формах знания. Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений. Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания, является гносеология. Слова «познание» и «сознание» имеют общий корень — «знание», однако явления, обозначаемые этими терминами, не тождественны друг другу. Познание обозначает последовательное движение к знанию, а сознание — высшую способность психического отражения действительности, присущую человеку. В общем смысле сознание определяется как целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека.
Познание возможно благодаря наличию трех моментов: 1) Некто познающий, субъект познания (субъект – лежащий в основании) 2) Нечто познаваемое, объект познания (объект – лежащий против или перед чем-то) 3) Некоторое отношение между субъектом и объектом, направленность субъекта на объект – интенция (интенция – стремление) Главным свойством субъекта, определяющим возможность познания, является единство познающего Я, т.е. единство ощущения и сознания в процессе познания мира. Единство познающего Я должно иметь трансцендентальную, т.е. сверхпространственную и сверхвременную, основу. Основными признаками объекта являются его противопоставленность субъекту и изменяемость в пространстве и времени. В человеке как субъекте познания живет некое сверхиндивидуальное Я, что и позволяет человеку быть одновременно и объектом, т.е. изменяться в пространстве и времени, и субъектом, т.е. стоять как бы над временем и пространством. Состояние интенции предполагает следующие ступени: - внимание, т.е. направление сознания вовне, на объект; - различение, т.е. выбор предмета, выделение его из общей массы вещей, из мирового целого; - осознание, т.е. представленность объекта в сознании в качестве идеального образа. Интенция выражает не свойства предметов, а свойства познания предметов. Игнорирование такого отличия ведет к солипсизму, т.е. представлению о том, что объект есть лишь комплекс субъективных ощущений, что он не существует вне нашего внимания, различения, осознания.
Date: 2016-11-17; view: 1339; Нарушение авторских прав |