Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение международного права и внутригосударственного права
Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Международное право, в свою очередь, влияет на внутригосударственное законодательство. В некоторых странах международное право является составной частью национального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В законах многих государств устанавливается, что в случае расхождений между положениями закона и между народными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. В теории международного права существуют дуалистическая и монистическая концепции в отношении вопроса о взаимосвязи международного права и внутригосударственного права. Дуалистическая концепция рассматривает международное право и внутригосударственное право как самостоятельные, не имеющие общих точек соприкосновения комплексы. Монистическая теория предполагает, что международное право и внутригосударственное право являются составными частями единого правопорядка. В рамках монистической теории существует концепция примата международного права над внутригосударственным правом и концепция примата внутригосударственного права над международным правом. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям: 1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера; 2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным; 3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования; 4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права. 1. Доктрина международного права о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы: 1. Дуализм – МП и внутреннее право два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Трипель, Цорн, Анцилотти). 2. Монизм – международное и национальное право части единой правовой системы но: а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидг) б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен). Если влияние норм внутригосударственного права на МП можно назвать первичным, т.к. на международно-правовую позицию каждо- го государства оказывает влияние его внутренне право, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признать принцип преимущественного значения норм МП, что является нормативным отражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над всеми другими. Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются: - внутригосударственные - межгосударственные - международные отношения частного характера Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права исходя из категории регулируемых отношений. 1. Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом. 2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс вы- работал этих воль определятся с помощью национального права. 3. МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства. 4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера. 5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы). 2. Взаимовлияние национального и международного права В настоящее время практически все специалисты признают воздействие внутригосударственного и международного права друг на друга: 1. Внутреннее право воздействует на МП. Первичность здесь связана с тем, что создавая нормыМПгосударства руководствуются своим национальным правом и не берут на себя обязательств, противоречащих основам политического или социального строя, закрепленных, как правило, в конституционных нормах или же требующих значительной модификации национального законодательства. Национальное право двояко влияет на МП: 1) через содержание норм внутригосударственного права на содержание международно-правовых норм. 2) Посредствам воздействия норм внутреннего права на сам порядок создания норм МП, их действенность. В первом случае речь идет о материальном влиянии. Нормы внутригосударственного права влияющие на содержание норм МП: - принципы ВП государства, закрепленные в основных законах (Конституциях) - конкретные нормы национального права, регулирующие различные аспекты осуществления ВП функций государства (порядок заключения международных договоров, привилегии и иммунитеты, иммунитет государства и его собственности). - прогрессивное законодательство в области прав человека. - ряд общих принципов права первоначально появился во внутреннем праве. 2. Международное право оказывает влияние на национальное право государства: Необходимость национально- правовой имплементации норм международного права служит основной причиной воздействия МП на национальное право. В реализации нормы международного права когда требуются действия субъектов внутреннего права: 1) Государство может включить в свое право норму отсылающую к международного права и санкционирующую применение правил международного договора или обычая к отношениям, сторонами которых являются Ф и ЮЛ. Этот способ принято называть отсылкой. Отсылка к МП может быть различной по форме: - МП – это часть права страны(РФ, США, Испания) - МП может применятся в сфере действия государственного суверенитета только после санкционирования национальным правом (Франция) В данном случае речь идет об общей или генеральной отсылке. 2) Принятие государством норм внутреннего права, способствующих исполнению предписаний МП. Они могут текстуально повторять некоторые правила международного договора(рецепция), конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства. Нередко государства перед тем, как стать участником договора вносят в свое право соответствующие изменения и дополнения. 3. Реализация международно-правовых норм в РФ В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах: 1. В форме издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы. Это осуществляется путем: а) Определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора. б) Издание во исполнении принятого международного договора нормативных актов. в) Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору. 2. Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применятся вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права. Нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства и изымают отдельные отношения из сферы применения отечественного права. РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании. В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч.4 ст.15 Конституции РФ. Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или «привязок» к договорам и т.д.
Субъекты международного права. Содержание международной правосубъектности
Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями. К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования. Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные. Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования. Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор. Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права. Международная правосубьекность государств. Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения. Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.
Date: 2016-11-17; view: 574; Нарушение авторских прав |